Рецензия в ЛКИ: №10 2010
Те качества, которые характеризуют очень плохого человека, характеризуют также хорошего правителя.
Жозеф де Местр
Глубина и продуманность Императрицы глобальных стратегий делают игру за каждую из стран неповторимой. Ведь так интересно возглавить одну из сильнейших держав и поучаствовать в переделе мира. Но не менее увлекательно самому привести выбранное государство к величию. Почему бы не перекроить историю и не перекрасить карту мира в свой любимый цвет?
Эра просвещенного правления,
или игра за Японию
Мечта расцвела,
Будто сакура в саду:
Власть над всем миром.
Пока я тут хокку сочиняю, государство ждет. Западные варвары богаче нас и лучше вооружены. И чтобы победить, мы, дети Аматэрасу, должны уметь делать все то, что умеют гайдзины, — только лучше.
Игра на паузе, настраиваем свою страну. Затраты на управление и образование — на максимум. В долги залезаем не слишком; если для сведения бюджета потребуется повысить налоги и пошлины — сейчас это не страшно. Первой технологией, которую исследуют ваши ученые, должна стать свобода торговли. Это открытие не только способствует вестернизации, но и оздоровляет экономику. Теперь можно запускать время.
На заметку: в неразвитых пока странах налоги со среднего класса лучше установить на минимум. Много денег вы все равно не соберете, зато у населения будет стимул приобретать полезные профессии священников и клерков.
Для проведения вестернизации необходимо исследовать три технологии: постнаполеоновская теория, свободная торговля и права человека. Их изучение — высший приоритет. Также стране, желающей встать на западный путь, нужно накопить достаточно престижа и военной мощи. Последняя довольно скоро вырастет и без нашего пристального внимания, а вот о престиже поговорим подробнее. Поднимать престиж можно с помощью культурных открытий, но большинство из них — лишь нерациональная трата драгоценных очков исследования. Позже особые события позволят получать престиж за деньги. Кстати, всегда соглашайтесь на такой обмен. Пока же лучшим и единственным источником престижа станут маленькие победоносные войны.
Поскольку Япония — островное государство, для транспортировки войск понадобится флот. Вам нужно не менее шести транспортных кораблей и хотя бы два-три линкора охраны. Также настоятельно рекомендую в скором времени исследовать постнельсоновскую теорию. Вы сможете строить морские базы и там ремонтировать изношенные и поврежденные корабли.
С захватчиками «Виктория 2» еще более строга, чем игры-предшественницы. Теперь аннексия суверенного государства или захват всего двух провинций принесут стране-агрессору двадцать очков дурной славы. А двадцать шесть пунктов уже означают статус страны-изгоя. Быстро разрастающееся государство вызывает закономерное беспокойство, и отмоетесь вы от этого нескоро. Такая система делает игры от Paradox сложнее и реалистичнее большинства глобальных стратегий. Если показатель дурной славы уже долгое время на нуле, значит, дух самурая в вас недостаточно силен. Лично я начинал завоевания с Кореи, которая поможет обеспечить потребность в ресурсах. Подробно о боевых действиях я расскажу в следующей главе, пока лишь констатирую необходимость ощутимого численного превосходства. Пока дурная слава от аннексии забывается, можно начинать войны с более мелкими целями.
Сейчас для Страны Восходящего Солнца особо важен престиж, потому выгодно воевать вообще без аннексий и контрибуций. Победа в войне, цель которой — «унизить страну» (предпочитаю называть это «поставить на место»), ничего не дает материально, зато слегка повышает престиж ценой очень малой дурной славы. Конечно же, в качестве жертв здесь лучше всего подойдут заведомо слабые страны без союзников.
После вестернизации и ряда успешных войн ваше государство скорее всего займет место среди сильнейших стран мира. Теперь займемся распространением своего влияния на более слабые страны. Государство, попавшее под ваше влияние, станет придатком к вашему внутреннему рынку. Это значит, что вы получите приоритет в покупке и продаже любых товаров на территории этой страны — даже более высокий, чем у ее собственных граждан. Также государства в вашей сфере влияния охотно заключают военный союз, хотя страны эти обычно слабы и польза редко ощутима.
Влияние вашего государства ограничено, поэтому приходится выбирать, какие страны для вас важнее. Важный критерий — богатство будущего сателлита, ведь он — ваш рынок сбыта. Также хорошо, если в этой стране производятся ценные ресурсы. И самый важный критерий — отсутствие жесткой конкуренции сверхдержав за контроль над этой страной. В противном случае вы скорее всего лишь зря потеряете влияние.
Не получается мирно? Можно и силой повлиять. Это, кстати, значительно быстрее. Если за какую-то из стран идет особо напряженная борьба, можно подождать момента, когда сверхдержавы вытеснят друг друга из этой страны, и начать войну.
Наверное, самым ценным сателлитом был бы Китай, хотя его в идеале стоит вообще аннексировать. Полезно будет и отвоевать у западных варваров пару индустриально развитых провинций. Пусть над всем миром взовьется флаг с красным солнцем!
Слава войска запорожского,
или игра за Украину
Специально для наших читателей с Украины: советы, вооружившись которыми вы сможете сделать свою страну сверхдержавой еще в XIX веке.
На стартовой карте вы не увидите Украину среди играбельных стран, но это легко исправить. Начните игру за Российскую империю и во вкладке «политика» выберите «освободить нацию». После этого сохранитесь и выйдите из игры. Щелкните по своему сохранению и выберите появившуюся на карте Незалежную. Подобные манипуляции можно произвести и со многими другими государствами, не имеющими на момент начала игры независимости. Скажем, вы можете освободить Ирландию или Чехию.
Даже после обретения государственности Украина начинает игру как сателлит России. Это не только ограничивает внешнюю политику, но и сильно бьет по экономике — ваш внутренний рынок полностью под контролем Российской империи. Избавиться от статуса сателлита разработчики просто так не позволяют, но есть маленькая лазейка. Загружаем сохранение с независимой Украиной, выбираем любую другую страну. Теперь объявляем войну России с целью «освободить Украину», сохраняем и выходим. Загружаемся за Россию и подписываем мир на условиях противника, сохраняемся. Ура, долгожданная свобода!
Это интересно: cудя по игровой карте, на территории современной Украины в XIX веке был город Первомайск. Такой вот анахронизм.
ходство достигнуто. Вперед, казаки! За Родину и гетмана!
А теперь взглянем на положение дел. Печальная картина: полезных ресурсов крохи, большинство населения занято в сельском хозяйстве, образованных граждан мало. Но положительная сторона все же есть — из озлобленного, голодного и отчаявшегося крестьянина получается прекрасный рекрут желто-синей армии. И то, что не сможем заработать тяжким трудом, мы возьмем силой. Возродим славные традиции казачьих набегов!
Первая технология, достойная исследования, — рыночная экономика. Она хоть немного оживит издыхающий бюджет. Дальше исследуем медицину — что облегчает снабжение армии, к которому мы еще вернемся.
Вероятный противник будет развиваться разносторонне, а мы сконцентрируемся на военной мощи. Военные расходы в бюджете поднимем на максимум. Рекрутируем новые полки, пока предел содержания армии не будет достигнут.
А сейчас действовать следует быстро и решительно. Под контролем соседней Австрии две провинции, на которые претендует Украина, — это Восточная Галиция и Восточный Зибенбурген. Дурной славы за их захват Украина не получит. Обратите внимание — пока империя Габсбургов не собралась с силами, у вас есть неплохие шансы на победу, потом их не будет. Объявляем полную мобилизацию и сосредотачиваем все силы на границе.
Это важно: вероятнее всего, Австрия рано или поздно будет воевать с Пруссией. Это самое удачное время для атаки. Только не ждите австро-прусской войны слишком долго.
Наверное, самый острый вопрос, стоящий перед завоевателем, — это вопрос снабжения. Остановимся на нем подробнее. Если большая армия размещена в одной области, она может нести небоевые потери из-за плохого снабжения. Личный состав при этом тает на глазах, хуже, чем под огнем неприятеля. Предел войск, которые можно содержать в области без потерь, зависит от самой провинции (включая наличие или отсутствие железных дорог) и от научной развитости страны-владельца армии. На своей или оккупированной земле снабжение значительно легче, чем на вражеской. В начале игры на территории противника даже девятитысячная армия, вероятнее всего, будет испытывать трудности с продовольствием. Когда же локомотив технического прогресса понесется на полной скорости, армии из нескольких десятков тысяч перестанут удивлять.
Итак, если собрать все силы в единый кулак — это чревато голодом и дезертирством. А если наступать маленькими группами, то противник перебьет означенные группы поодиночке. Напомню, что враг на своей земле меньше страдает от небоевых потерь. Что же делать бедному агрессору? Кто сказал — отказаться от мечты о мировом господстве? Жандармы, расстрелять вражеского шпиона!
А план наступления таков: навязать врагу одно или несколько крупных сражений. Для этого разделим армию на соединения по 6-9 тысяч (или сколько в данный момент позволяет уровень снабжения). Расположим их в соседних областях противника. Расстояние между армиями должно позволить быстро присылать их в подкрепление друг другу. Когда неприятель попытается снять осаду с одной из своих провинций, пришлите туда подкрепление из соседних областей. Битва длится не так долго, чтобы опасаться потерь от нехватки снабжения.
При этом численное преимущество должно быть на вашей стороне, причем желательно полутора- или даже двукратное. Если с профессиональной армией туго (у Украины, например, по сравнению с Австрией не очень), частично поможет предвоенная мобилизация. Однако не злоупотребляйте ею. Наших всегда должно быть больше — и точка. В противном случае — зачем вообще надо было начинать войну? Мы коварные завоеватели или не коварные? Пусть дураки один на один дерутся.
Это важно: количество армии еще не гарантирует силу. Не забывайте о военных технологиях.
Иногда полезно не держать оборону, а нападать самому. Плюса за защиту вы тогда не получите, зато на вашей стороне стратегическая инициатива. Например, если противник «додумался» разъединить свои силы, лучше быстро уничтожить их по отдельности. Нападать тоже следует несколькими соединениями из соседних провинций сразу.
Вот генеральное сражение позади, и враг повержен. Догоните остатки его армии и разбейте снова. И так пока ее численность не станет нулевой или смехотворной. Теперь можно распылить свое войско по вражеской стране для скорейшей оккупации. Впрочем, не теряйте бдительности — у неприятеля еще может найтись пара отрядов. Готовьтесь, если что, снова высылать со всех сторон подкрепление.
Любителям легких путей могу посоветовать, как воспользоваться слабостью искусственного интеллекта. После объявления войны не переходите границ своего государства. Противник нападет сам, и проблемы снабжения наступающей армии встанут уже перед ним.
Кроме Галиции и Зибенбургена можно потребовать у Габсбургов до двух австрийских провинций — ровно столько позволит лимит дурной славы. Важно отнять у Австрии как можно большую территорию, ведь собственные украинские земли, чего греха таить, малопригодны к индустриализации. Австрияки примут унизительный мир, только когда под сапогом украинского солдата будет практически вся их империя. За такую победу вы приобретете много престижа, к тому же вместе с территорией вы получите несколько работающих фабрик. Сразу после подписания мира у вас есть шанс прыгнуть в большую восьмерку — престиж за победу плюс военная и индустриальная мощь. Дела резко пойдут вверх.
Однако будьте осторожны — Австрия обязательно попытается вернуть отнятые земли. Научный потенциал у австрияков выше, ведь образованных граждан в их стране все же больше. Это значит, что велика опасность отстать в гонке вооружений и потерпеть поражение от более современной армии. Поэтому продолжайте исследовать в основном военные или улучшающие снабжение технологии. Теперь оборону держать вам, это облегчает положение.
Отразив нападение австрияков, возьмите дополнительную цель войны и максимально ослабьте их. Хорошо подойдут репарации или «отрезание» территории. В целом для экспансии более пригодно западное, нежели восточное направление — европейцев легче заставить работать на фабриках. Бездуховные ведь, что с них взять? При этом, если видите ценный ресурс, вроде фруктов или железа, без сильного хозяина — хватайте провинции с ним, даже если они где-нибудь в Африке.
Великобританию Украина не обгонит — уж слишком неравны стартовые положения. Но вот на второе-третье место вполне можно рассчитывать.
Экспорт вреда здоровью,
или игра за Бразилию
Страна карнавалов — тоже весьма интересный выбор. Конечно, посреди джунглей Амазонки пока не видно ни одной фабрики, да и техническое отставание налицо. Но что это за пиктограммы в окошке экспорта? Кофе и табак, которых в избытке на бразильской земле, приносят отличную прибыль. А еще Латинская Америка богата фруктами. Они тоже нормально идут на экспорт; впрочем, это не так важно. Главное, что на фабриках из фруктов можно делать вино — один из самых хорошо экспортируемых товаров в игре. Винные заводы по всей стране, конвои, развозящие красное и полусухое во все страны мира, — вот что вознесет Бразилию в пантеон передовых государств. Заметьте, прекрасно окупающиеся винные заводы.
Но это будет потом, а пока решим насущные вопросы. Как обычно, в начале игры ставим максимальные затраты на администрацию и образование. Теперь решим, на что тратить очки исследований. Флот явно не нужен, по крайней мере пока. Армейские технологии понадобятся ближе к середине партии, пока же у вас нет сильных противников. О культуре я уже говорил. Из индустриальных открытий полезными будут все улучшающие доход от фабрик, лимит снабжения и добычу сырья. Разве что железа и угля в Бразилии отродясь не добывали, потому и соответствующие технологии не нужны. Наконец, ветвь коммерции полезна практически вся.
Теперь отдадим приказы своим верным генералам. Какая маленькая, но гордая страна станет жертвой отечественной военщины? Выбор богатый, в Южной Америке около десятка стран, которые можно безнаказанно ограбить на территорию. К счастью для вас, какая-нибудь сверхдержава еще не скоро возьмет станы Латинской Америки под свою защиту, а сильных противников в этом регионе у вас нет. Завоевывать просто кусок земли не стоит, вам нужна провинция, в которой выращивают фрукты, кофе, табак или тропический лес. Укажите эту провинцию как цель войны, и вперед. Для завоевания особенно хорошо подходят Колумбия, Венесуэла и Чили.
В этой партии не стоит размениваться на контрибуции — получите неоправданно много дурной славы почти ни за что. Только захват провинций с ценными ресурсами — достойная цель войны. Разве что «поставить на место» пару мелких стран можно и нужно. Дурной славы мизер, а престиж хоть немного, да вырастет.
Этот самый престиж просто необходим кандидатам в сверхдержавы. Лучше накопить его и войти в большую восьмерку до того, как вы попадете в чью-либо сферу влияния. Статус сырьевого придатка и рынка сбыта губителен для экономики. Впрочем, кратковременный статус сателлита даже в некотором роде полезен. Вы легко сможете заключить военный союз со страной-хозяином, который не будет разорван даже с обретением самостоятельности.
На заметку: когда случайное событие дает выбор между приобретением гражданами сознательности или недовольства, выбирайте сознательность. Она меньше провоцирует бунты и к тому же ускоряет переход населения из одного класса в другой.
Благодаря улучшению управления и экспорту богатство вашей страны скоро возрастет. По мере увеличения бюджета снижайте налоги и пошлины. Освобожденные от бремени капиталисты начнут строить фабрики. Можно быть сторонником госрегулирования и самому заняться этим. Впрочем, ведомые искусственным интеллектом капиталисты и без государственного вмешательства с этим справятся.
Если у власти консерваторы, следите, не «пожирает» ли какая-либо из фабрик слишком много дотаций. Чаще всего убыточны фабрики по производству консервов или оружия. Содержать их стоит, разве что если вы постоянно создаете новые полки. Винные фабрики, наоборот, беспроигрышный вариант, если сырья хватает. Без пощады прекращайте спонсировать явно убыточное предприятие, заменив на более полезное. Задействованные на фабрике рабочие и клерки — тоже ценный ресурс. Стоит привлекать их с помощью национального фокуса. Можно также отменить рабство, чтобы хоть часть бывших рабов стала фабричными рабочими.
А теперь можно просто следить за бразильским экономическим чудом.
Дракон пробуждается,
или игра за Китай
Из стран, не входящих в большую восьмерку, Китай имеет самый большой потенциал. Хоть в начале игры у вас нет ни одной фабрики, при мудром управлении Срединное царство сбросит с трона мировой гегемонии даже Великобританию. Огромные территории, гигантское население и наличие важных ресурсов могут сделать Поднебесную величайшей страной мира. Вы просто завалите мировой рынок китайскими товарами — почти что в прямом смысле слова.
Кто-то из мудрых сказал, что путь в тысячу ли начинается с единого шага. Начнем же этот путь.
Первая наша цель — провести вестернизацию, без которой невозможно строить фабрики. Для этого требуется накопить достаточное количество очков престижа и военной мощи, а также исследовать нужные технологии.
Каков бы ни был дефицит бюджета, реформы управления должны получать максимальное финансирование. Мало денег — китайцам не привыкать к высоким налогам. Большую часть армии, а именно все нерегулярные части, стоит распустить. Они способны разграбить казну не хуже иноземного захватчика. Благо регулярных полков на раннем этапе игры хватит с головой. Ваши враги пока не западные варвары, а мелочь из числа соседей.
Территория Поднебесной и так огромна, потому без завоеваний пока можно обойтись. А вот постоянные войны ради престижа неизбежны. Утверждайте могущество своей страны, нападая на слабейших соседей.
Вот вестернизация наконец проведена. Теперь просто смотрите и наслаждайтесь, как по всей огромной стране, будто грибы после дождя, вырастают фабрики. Люди Поднебесной многочисленны и трудолюбивы, и очень скоро ваш индустриальный потенциал станет первым в мире. А уж после изучения индустриальных и коммерческих открытий вообще можно будет обогнать по очкам даже Британию только за счет фабрик. Штыком или словом превратите как можно больше стран в свои рынки сбыта, и победа будет вашей.
На заметку: самые выгодные заводы — производящие электронику и прочий викторианский хай-тек. Смело стройте их, как только технический уровень позволит.
Только одна беда может помешать могуществу Срединного царства — восстания. Их будет много, и при такой территории бунты будут сильно мешать игре. Восстания можно предотвращать и пресекать. Предотвращайте бунт с помощью низких налогов и реформ. Пресекайте революцию, разместив в каждой провинции по 3-6-тысячному войску. Затратно, зато избавитесь от лишнего щелканья мышкой и микроконтроля.
Можно выбрать более спокойный и стабильный путь к победе, а можно рискнуть и попытаться ослабить главного своего конкурента — Великобританию. Ее армия и экономика очень сильны, так что хорошенько подумайте перед объявлением войны. Спокойный путь — не обязательно мирный, но с другими странами справиться будет куда легче. Выбор за вами.
История знает примеры, когда ничем не примечательная ранее страна вдруг через каких-то полвека становилась одной из сверхдержав. Конечно, превратить в гегемона, например, Люксембург практически невозможно, но интересных претендентов на будущее величие в игре хватает. И хотя каждая партия в «Викторию 2» уникальна, надеюсь, мой опыт будет вам полезен.