Рецензия в ЛКИ: №02 2010
Практически во всех онлайновых играх за лучниками ходит дурная слава. Считается, что ими играют злые «ганкеры», обожающие отстреливать безобидных новичков. Так было в Lineage 2, так сделалось в World of Warcraft, а потом настала и очередь Aion. Что сказать — персонаж, наносящий серьезный урон с расстояния, отлично подходит для PvP, это правда.
Но сегодня мне хочется не об уничтожении себе подобных поговорить, а рассказать о самом стиле игры за стрелка. Ведь, на мой взгляд, именно в Aion он достиг своего пика. Однако научиться управлять хрупким на вид воином не так легко — от нас потребуется постоянное движение, контроль противников, ловушки. Но награда — практически неуязвимый персонаж.
Вы бьете, вас не бьют. Таков путь лучника.
Движение — жизнь
Как говорят умные психологи, мы все познаем на контрастах. Компьютерные игры — не исключение. Поэтому после месяцев игры за охотника в World of Warcraft аионовский рейнджер вызвал у меня особую гамму впечатлений.
Вспомним, как играет охотник в «игре всех времен и народов». Получили десятый уровень, приручили какого-нибудь несчастного кабанчика или скорпиона, и вперед! Знай себе стой вдали и постреливай, пока питомец принимает на себя весь урон. Недаром охотник всегда считался самым легким (а порой и самым скучным) классом в развитии. Известный анекдот про макрос для охотника родился именно тут, в WoW, — pet attack, autoshot, AFK.
Теперь вернемся в Aion. И вот тут, внимание, очень важный момент... Когда вы получаете десятый уровень и становитесь стрелком (ranger), ваша жизнь не упрощается, нет. Наоборот — игра вдруг становится интересной и ставит задачки. Окружающий мир не убаюкивает, а будит.
Итак, главное отличие стрелка в Aion — здесь нет прирученных зверей. Никто не забирает на себя «аггро», никто не стоит между вами и кровожадным монстром. Поэтому чувство дистанции и способы ее поддержания — главная задача для любителей стрельбы из лука. А теперь завершаем теорию и переходим к практике.
Три базовых принципа
Первым делом зайдем в настройки и поставим галочку в пункте «Отображать расстояние до цели». Теперь щелкаем на монстра и справа видим дистанцию в метрах. Это принципиальный показатель, ведь очень часто мы не будем видеть нашу цель, и знать расстояние — очень важно. Второй момент — выставьте расстояние камеры на максимум. Но погодите... «Не будем видеть цель». Как это?
Правильный «Kiting»
Как легко догадаться, стиль игры лучником — выстрелил, затормозил врага, отбежал, еще раз выстрелил. Но чтобы делать это максимально эффективно, нужно знать игровую механику. Итак, когда ваш стрелок движется вперед, его атака растет, когда пятится — падает. Поэтому правильный способ «кайтинга» — не пятиться от монстра, а двигаться вперед (спиной к монстру), одновременно стреляя. Кроме повышенного урона, здесь есть и еще одно важное преимущество — вы будете видеть, куда движетесь, и не намотаете себе на «хвост» еще кучку голодных тварей. Но как стрелять, находясь спиной к монстру? Конечно же, в прыжке.
На заметку: в бою с монстрами не убегайте чересчур далеко. Оптимальная дистанция — 10-15 метров. Если меньше, вас могут ударить. Если больше, вы рискуете выйти за радиус действия собственных умений.
Правильная стрельба
Итак, jumpshot, он же выстрел в прыжке. Каждый уважающий себя лучник должен освоить это умение. При этом вы сможете убегать от монстров и одновременно стрелять.
Во время бега делаем прыжок, на долю секунды отпускаем кнопку «вперед» и совершаем автовыстрел. Ваш лучник пальнет во врага, не оборачиваясь, после чего можно сразу же продолжить движение. Потренировавшись, вы наработаете практически «бесшовный» переход между движением и выстрелом.
Разновидность того же приема — двигаетесь вперед, на секунду отпускаете кнопку движения, выполняете выстрел и сразу двигаетесь снова. Итог тот же — вы сохраняете дистанцию до цели (а значит, вас не бьют), ваша физическая атака высока, и вы видите, куда бежать.
На заметку: кроме обычного выстрела, для стрельбы в прыжке отлично подходят такие умения, как «аркан» и «град стрел». Убегаете и одновременно замедляете противника, даже не останавливаясь. Или применяете навык «выстрел», убегаете и выпускаете две стрелы, не оборачиваясь. Очень удобно.
Правильное комбинирование
Не забываем, что стрелок — DPS-класс! А значит, наша задача — максимальный урон в минимальное время. И тут есть одна хитрость. Все дело в том, что нам не нужно дожидаться, когда Aion прорисует все красоты выстрела, чтобы сделать следующий. Мы можем как бы вплетать одни выстрелы в другие (по-английски — weaving) и увеличивать DPS.
Проведите маленький эксперимент. Выберите цель, откройте закладку «все», чтобы видеть информацию о наносимом уроне. Сделайте автовыстрел и, как только увидите строчку с уроном, примените какое-нибудь умение. Например, «внезапный выстрел». Вы увидите, что вовсе не нужно дожидаться конца автовыстрела, чтобы сделать следующий. Вы можете нажимать на кнопку с умением сразу же!
Это же можно применять во время стрельбы в прыжке. Делаете jumpshot и сразу же «внезапный выстрел». Персонаж остановится на секунду, но внезапный выстрел затормозит врага, поэтому риска нет. А урон возрастет.
На заметку: если вокруг много агрессивных монстров и негде разбежаться, вы можете бегать кругами и стрелять, используя все ту же механику.
Освоив эти принципы, вы не только превратитесь в лучника-убийцу, но и будете постоянно бегать с полным запасом здоровья. Важнейшее правило при игре за этот класс — вас не должны бить. То есть вообще. И даже не потому, что вы не можете перенести пару царапин, а просто из принципа. Если ваш kiting хорош — вас не бьют.
Эффективность в Aion зависит не только от ваших навыков. Я подготовил краткий список предметов, о которых лучнику всегда надо помнить и которые всегда иметь с собой.
Много стрел. Нет, не так... МНОГО стрел! Хоть это и банально, но важно — закупайте стрелы массово. Тысяч пять или десять сразу. К тому же с деньгами сейчас проблем меньше, а оказаться вдруг без стрел будет очень грустно.
Порошок аделлы. Пригодится для восстановления маны (навык — восстановление MP) в подземельях. Если вы попадете в хорошую группу, которая будет мало отдыхать, то естественной регенерации вам не хватит. Находите небольшие паузы и применяйте порошочек.
Дух Каллифа. Очень полезный камешек, превращающий вас в свирепого волка и дающий 30% прироста скорости. Пригодится для быстрых пробежек по локациям. Стоит около двух тысяч за штуку — запасайтесь десятком.
Семя трипида. Ловушки замедления не нужны постоянно, но иногда спасают жизнь. Держите в карманах полезные семки!
И кое-что еще, полезное для всех:
Свитки портала в Элизиум / Пандемониум.
Свитки ускорения. Очень важны в PvP — чтобы оторваться от врага или догнать и добить.
Зелья для увеличения времени полета. Незаменимы в бездне.
Камни воскрешения. Хорошо иметь штук десять камней для воскрешения сопартийцев (продаются за деньги) и еще несколько, чтобы воскресить себя самого. Такие камешки можно взять за очки бездны или получить в подарок к персонажу.
Различные зелья маны и здоровья. Хорошо иметь зелья, которые восстанавливают HP и MP постепенно (для планового лечения), а также и те, что сразу дают большую прибавку. Например, в PvP вам может больше пригодиться второй тип.
Камни печати. Приятная прибавка к урону, но не принципиальная. Если вы не стеснены в средствах — закупайтесь и используйте все время. Компромиссный вариант — носить с собой немного и использовать в особо важных случаях (PvP или сложная ситуация в PvE).
Полезные навыки
Я не ставлю себе целью сотворить полноценное руководство на трех страницах, но кое-какие ценные навыки, стигмы и комбинации при игре за стрелка описать необходимо! Начнем с усилений.
Усиление. 5% к атаке — это немного, но что мешает щелкнуть мышкой раз в минуту? Пусть висит на вас постоянно.
Ритуал. Физическая атака +40%, но лишь на пять секунд. Активируйте перед использованием мощных умений. Например, такая цепочка — ритуал, внезапный выстрел, взрывной выстрел, выстрел. Особенно ценно в PvP, но ускорит и развитие.
Благословенная стрела. Физическая атака +20% в течение минуты. Отличное умение, но требует стигмы. Всячески рекомендуем, жаль только, что перезарядка три минуты.
Концентрация стрелка. Скорость атаки +40%. Время действия — 30 секунд. Как несложно догадаться, умение дает огромную прибавку к урону в секунду. Идеально подходит для походов в подземелья или для охоты в группе. Но если вы хорошо держите дистанцию, пригодится и в соло-игре. Помните, что, если вас ударят, когда умение активировано, вы будете оглушены. Если держать дистанцию не удается, его лучше сразу отщелкнуть.
Дыхание матери природы. Скорость восстановления HP +50 и MP +20. Отличная вещь, особенно радует регенерация маны. Требует стигмы, но оно того стоит. Особенно пригождается в подземельях и в нон-стоп соло-развитии. Ведь пока есть мана, нет проблем с уроном.
Угодивший в подобную ловушку враг беспомощен. А в PvP еще и дезориентирован.
Роль лучника в подземелье — как у пожарной машины при тушении: подальше от пекла и побольше стрел.
Ужас, парящий на крыльях ночи? Да, это про нас. Аж самому страшно.
|
Теперь важные умения, не дающие монстрам вас мордовать.
Концентрация на уклонении. Одно из лучших умений стрелка. В течение пяти секунд вы гарантированно уклонитесь от атаки. Хорошо использовать следующим образом: отбегаете от монстра, стреляете, потом бежите ему навстречу и в момент, когда поравняетесь, применяете этот навык. Монстр атакует, мажет, вы пробегаете мимо него и «кайтите» дальше. Работает и с магами! Когда в вас летит больнючий огненный шарик, вы можете его спокойно проигнорировать.
Осторожность. Добавляет 200 единиц к уклонению. Не так полезно, как предыдущее. Если у вас уклонение 1500, а станет 1700, то да — может, вы лишний раз увернетесь, но может, и нет. Применяйте, если против вас воюют несколько врагов и нужно воспользоваться всеми шансами, чтобы выжить.
Липкая ловушка. Базовая запутывающая ловушка. Ставим, враг запутывается, выигрываем время. Справиться с монстром так легче, но есть и минусы. Во-первых, мы тратим лишнее время. Во-вторых, требуется реагент — семя трипида. Однако если вы ввязались в бой с парой-тройкой сильных врагов, эта штука может спасти вам жизнь. Поэтому общий совет — применяйте, если дела идут плохо.
На заметку: отравляющие или взрывающиеся ловушки малоэффективны. С ними можно поиграться на ранних уровнях, но потом смысла в них уже немного.
Замедляющая ловушка. Действует аналогично, но ставится мгновенно! Отличная штука для PvP. Минусы — требует стигмы.
Порыв ветра. Увеличивает скорость, если вас ударили. Вы видите, что урон неминуем? Используйте это с пользой, кинув на себя «порыв ветра». После этого станет гораздо легче оторваться от монстра, а можно и просто убежать — как в PvP, так и в PvE. Если вам предстоит небольшая пробежка, можно специально дать монстру себя ударить, чтобы получить прибавку к скорости. Отличное умение, очень рекомендую.
Усыпляющая стрела. Одна из лучших стигм для стрелка — брать обязательно! Усыпляет цель на 15 секунд. В боях с монстрами позволяет легко расправлять с двумя: одного в сон, убили другого, первый проснулся — убили и его. В PvP дает выигрыш во времени. Во-первых, можно усыпить врага и подождать перезарядки умений или полечиться. Во-вторых, можно не дать полечиться. В-третьих, можно убежать, пока противник спит. В подземельях работает как массовый контроль (crowd control) — меньше активных врагов, легче справиться с кучкой монстров.
Это важно: если вы любите PvP, то кроме «усыпляющей стрелы» вам наверняка пригодится «стрела молчания». Да, это старый добрый «silence» в местном исполнении — 4-6 секунд не дает цели колдовать. Как легко догадаться, крайне полезно в схватках с магами и жрецами.
жалами. И хорошо, что эти синие монстры тут лишь для красоты!
Учтите, что первые 5-7-9 уровней жизни лучника — это время, когда ваши атаки с расстояния слабы. Поэтому имеет смысл не заниматься принципиальным «кайтингом» (особенно на 10-12 уровнях), а совмещать урон с расстояния и урон кинжалами вблизи. Стреляем, замедляем, потом меняем оружие на кинжалы и добиваем вблизи. Уровня с 16-го или 19-го вы уже полностью перейдете на дистанционный стиль игры и сможете забыть про оружие ближнего боя.
Пять вопросов
Напоследок отвечу на вопросы, которые часто возникают у начинающих стрелков.
Какие магические камни лучше всего вставлять в броню и оружие?
Пока ваш показатель критического удара не достигнет 440, вставляйте камешки именно на критический удар. Потом можно вставлять камни на атаку. Уклонение вам не нужно, лишние HP вам тоже не нужны — ведь стиль игры лучником подразумевает, что вас бьют очень редко.
Какие божественные камни лучше всего выбирать для стрелка?
Камни с эффектом паралича или молчания.
Что из брони особо важно купить на аукционе или смастерить?
Ботинки с прибавкой к скорости бега. Как только сможете обзавестись такими — не пожалейте денег, оно того стоит.
Каковы самые полезные титулы для стрелка?
Дающие прибавку к скорости и, само собой, к урону. Например, «Особый представитель гильдии Темное облако» для асмодиан. Плюс 5% к скорости движения. Очень полезно.
Какие профессии лучше всего выбирать для лучника?
В теории хорошо подходит ювелирное дело — позволяет изготавливать луки. На практике — хорошие луки можно купить или получить с боссов. Поэтому, кроме ковки брони и оружия, вы можете брать любые профессии на свой вкус. Но еще важнее — иметь хороших друзей, которые уже далеко продвинулись в изучении тех или иных ремесел.
На заметку: помните, что вы можете улучшить свой лук у мастера совмещения двуручного оружия в Пандемониуме или Элизиуме. Для этого вам понадобится еще один лук. В итоге вы получите более мощное оружие с дополнительными ячейками для магических камней.
На этом наш экскурс в мир лука и стрел завершен. Надеюсь, игра за лучника в мире Aion принесет вам массу удовольствия. До скорых встреч, даевы!