Рецензия в ЛКИ: №01 2011
Пока маркетологи ЕА воспевали свою «революционную» FIFA, главные конкуренты не подавали признаков жизни — за время разработки новой PES нам показали только несколько роликов и картинок, демонстрирующие улучшенную графику. Даже релиз игры в России прошел незаметно! Оказывается, тишина нужна была, чтобы в спокойной обстановке создавать лучший футбольный симулятор.
Но как адаптироваться к игре новичку, у которого есть лишь клавиатура? Как научиться управлять футболистом, если ваши пальцы уже намертво прикипели к треугольнику WASD?
Подготовка к матчу
Настройка игры
Клавиатура вполне подходит для Pro Evolution Soccer, но сначала ее нужно настроить. Частично это можно сделать в меню внутри игры, но нам нужен более тонкий инструмент: откройте настройки через специальный ярлык (кнопка «Пуск» и так далее) или просто запустите settings.exe в папке PES 2011.
В открывшемся окне легко понять, как кнопки геймпада связаны с клавиатурой, — для удобства мы приведем эти данные в таблице чуть ниже. Однако часть кнопок геймпада по умолчанию оставлена без внимания, поэтому сопоставим левому стику (L) кнопку Control, а правому стику (R) — кнопку Shift.
Сочетаниям «R-вверх», «R-влево», «R-вниз», «R-вправо» присвоим цифры от 1 до 4. Так нам будет легче исполнять финты. Если вам удобнее, в качестве альтернативы можно использовать дополнительные цифровые клавиши справа.
Еще одно изменение необязательно: мы заменим в раскладке кнопку X кнопкой S. Такой вариант намного привычнее тем, кто привык к комбинации WASD. В дальнейшем при описании сочетаний клавиш мы будем предполагать, что вы сделали эту замену.
Соответствие клавиш | ||
PlayStation | Xbox | PC |
Y | W | |
X | A | |
A | X (S) | |
B | D | |
LB | Q | |
LT | Z | |
RB | E | |
RT | C |
Продолжим регулировку уже внутри игры. В меню настроек выберем полуавтоматический (semiassisted) режим передачи управления: в атаке компьютер сам переключает нас между футболистами, а в защите мы делаем это вручную (клавиша Q). Так нашим защитникам будет легче создавать численное преимущество — естественный интеллект сможет объединиться с искусственным. Кроме того, это избавит от ряда глупых ошибок.
Наконец, выберите подходящую камеру. Рекомендуем поставить ее в положение «вертикальный широкоугольный» (vertical wide), в таком положении проще анализировать варианты для развития атаки.
Скажи мне, кто твой соперник, и я скажу, кто ты
Идеально сбалансировать симулятор футбола практически невозможно, и в этом году Konami ужесточению компьютерного интеллекта уделили не так много внимания. Напротив, в угоду реалистичности хватка ИИ была в меру ослаблена — даже на «лучшем игроке» соперник часто упускает мяч за боковую линию, делает неточные передачи и ошибается при голевых ситуациях.
Разработчики в очередной раз не смогли залатать дыру в уровнях сложности — пропасть между «обычным игроком» и «профессионалом» так и осталась незаполненной. Если на первых трех уровнях соперник набирает обороты постепенно, то уже с четвертого очень здорово прибавляет в мастерстве. Особенно это касается контроля мяча и игры в обороне.
Угловые подавать бесполез-
но, лучше сделать пас к ближ- ней штанге, а потом перепра- вить мяч на линию штрафной для удара по воротах.
На низкой сложности соперник крайне пассивен — можно вот так простоять весь матч, никто и не подумает проявить прессинг.
Забить прямым ударом со штрафного почти нереально, лучше слегка катнуть мяч вперед на ногу набегающему форварду.
|
Новичок. На начальном уровне соперник не умеет играть вообще. Если игра в пас и атаки еще могут удаваться, то защита — это проходной двор. Можно неторопливым бегом войти в штрафную, даже не обыграть, а пройти мимо сонных защитников и обстрелять застывшего на месте вратаря с двух метров.
Любитель. Соперник по-прежнему позволяет делать на поле все, что захочется, но действия в обороне стали слаженнее, защитники при первой же возможности выбьют мяч в аут из-под ног нашего зазевавшегося форварда, пытаются блокировать прострелы, передачи вразрез теперь уже не гарантируют выход на свидание с голкипером соперника.
Обычный игрок. Самый сбалансированный уровень игры. В защите соперник не допускает явных ляпов, вратарь вовремя выбегает из ворот и выбивает мяч из-под ног нападающего. Длинные пасы вразрез защиты уже менее эффективны и часто перехватываются, да и мяч вблизи штрафной соперника в подкате не так просто отобрать. Фланговые проходы с прострелом остаются самой действенной тактикой в атаке — за скоростными вингерами соперник просто не успевает.
Профессионал. Важнейшим элементом игры становятся замены — накопленная усталость влияет на скорость, и во втором тайме измотанные вингеры будут бесполезны, а значит, нужно иметь и в резерве быстрых полузащитников. Усталость в PES 2011 здорово переработана — раньше она фактически была «для галочки».
Лучший игрок. На высшем уровне даже Испанией можно влететь самой заурядной команде, и залогом успеха будет тактика «не проиграть». Только при игре от обороны (тактика 4-4-2 или 1-3-5-1) и благодаря контратакам можно чего-то достигнуть на этой сложности. Главная беда — соперник быстрее бегает, поэтому при фланговых забегах не передерживайте мяч. Очень эффективна игра в одно касание, но для ее реализации нужно много быстрых, выносливых игроков в команде.
Это важно: от усталости зависит сила удара по мячу. Если в начале игры для мощного удара достаточно заполнить индикатор силы на половину или две трети, то в конце матча бить нужно изо всех сил.
Кроме традиционных уровней сложности, существуют еще два параметра, влияющих на силу компьютерного оппонента.
шайте на небольшом рассто-
янии от боковой линии, чтобы оставалось место для маневра при прессинге со стороны защитников.
Класс команды. На каком бы уровне вы ни играли, гранд будет сильнее аутсайдера, вплоть до того, что выиграть Лигу чемпионов «Интером» на «обычном игроке» легче, чем киевским «Динамо» на «любителе». Слабость подконтрольного нам аутсайдера проявляется в скорости и усталости — игроки заурядной команды выдохнутся уже в начале второго тайма и будут уступать даже команде равного уровня. К примеру, когда я играл сборной Катара против Португалии, начало матча было отличным — три забитых мяча после прострелов в штрафную должны были гарантировать спокойную жизнь, однако второй тайм был полностью проигран — техничные португальцы просто «перебегали» моих подопечных и забили три мяча в ответ, сыграв на опережение защиты.
На заметку: в игре есть такой незаметный на первый взгляд параметр, как стиль игры, и он проявляется как у соперника, так и у нашей команды. Играя разными клубами или сборными, вы заметите, что у одних лучше получается игра в пас, другие более технично обрабатывают мяч, третьи слаженнее действуют при игре в обороне. Это касается и соперников: у Швейцарии плотная оборона, поэтому прострелы в штрафную редко приносят успех, у латиноамериканских сборных хорошо развиты командная игра и умение держать мяч — против них трудно играть в обороне.
Турнирная стадия. Вы удивитесь, заметив, что соперники с каждой стадией в Лиге чемпионов или просто турнире на вылет играют все сильнее, причем это не зависит от того, «Клуж» против вас или «Манчестер Юнайтед». Это усиление проявляется в улучшенном контроле мяча и точности передач — чем ближе к финалу, тем меньше ляпов в обороне допускает соперник. Усиление незначительное, но при игре за середнячка контраст между стадиями может быть весьма ощутимым.
Пути к победе
Футбол-2011
Игра не стала тяжелей, просто к новшествам надо привыкнуть. Теперь успех в поединках зависит не только от качеств Месси, Руни и прочих, а от нашей реакции, мастерства и умения быстро анализировать ситуацию на поле.
Основные типы паса остались прежними: по земле (клавиша S) и навесные (D). Есть еще высокий пас на ход по воздуху (Q+D одновременно), но этот прием непрост, поэтому первое время без него можно обойтись. Если передачи по земле кажутся вам недостаточно точными, пригодится комбинация для передач точно в ноги (Q+S).
Удивительно значимыми стали длинные передачи на ход (W), разрезающие оборону соперника с выходом один на один, важно только при этом не заскочить в офсайд. Этот пас можно ускорить, пустив мяч по дуге (Q+W). Все типы передач можно делать в одно касание, если нажимать кнопки за мгновение до приема мяча, — точность при этом, конечно, падает.
Это важно: опытные нападающие сами покидают опасную зону, когда есть угроза оказаться «вне игры», и при контратаках не вырываются за спины защитников соперника. Но если на острие атаки молодые юнцы (в Мастер-лиге популярна тактика скупки перспективной молодежи), прострелы на забегание нужно выполнять осторожно и посматривать, чтобы кто-то из форвардов не оказался в офсайде.
Мы давно привыкли: владельцы клавиатур с трудом выполняют финты. К счастью, в новой версии PES можно привязывать движения к четырем комбинациям — делается это в настройке тактики перед началом матча. А вызывать комбинации просто: надо нажать Q вместе с «правым стиком», на клавиатуре Q+цифру (от 1 до 4).
Расскажем также о популярной проблеме. Часто, исследуя разные финты, игроки случайно нажимают комбинацию Q+Shift. Это совершенно отдельная функция: с ее помощью управление переключается исключительно на вратаря. Полезно, если вы хотите пару минут посмотреть на действия команды со стороны. Та же комбинация вернет в нормальный режим.
Фланговый проход
Фланговый проход — популярный путь к чужим воротам. Что может быть проще: пас на скоростного полузащитника и длинный забег с мячом по флангу с дальнейшим прострелом в штрафную площадь. Бежать нужно не около кромки поля, а поближе к центру, чтобы в случае прессинга было куда отступить. Фланги менее насыщены игроками, чем центр поля, поэтому строить атаки легче всего именно таким образом.
В PES 2011 защитники легко догоняют нападающих, особенно на высоких уровнях сложности. Чтобы иметь хотя бы шанс на побег, нужно во время движения не держать клавишу бега (E), а нажимать ее два или три раза подряд. Футболист будет пробрасывать мяч далеко вперед и потом догонять его — скорость резко увеличится. Другой вариант решить проблему: комбинировать проход с передачами в касание или делать короткие рывки поближе к боковой линии.
Если на одном фланге скопилось много игроков оппонента и дальнейший рейд чреват потерей мяча, переведите мяч по воздуху на противоположный фланг (важно только рассчитать силу удара — при передачах по воздуху индикатор силы не стоит заполнять более чем наполовину).
Когда крайний полузащитник прорывается к лицевой линии, приходит время для передачи. Можно просто сделать точный пас (S), но лучше сильно прострелить низом (S дважды подряд). Если вы атакуете слева, то важно, чтобы подающий был левшой. Аналогично, D — высокая подача в расчете на удар головой, но мы рекомендуем двойное нажатие D — сильный прострел на высоте около метра. Есть вариант подачи по высокой дуге (C+D), но он малоэффективен.
Завершаются фланговые атаки ударом в одно касание. Чтобы нападающий его выполнил, нужно нажать удар (A) непосредственно до встречи с мячом.
Контратака и длинные передачи вразрез защиты
После исполнения стандарта соперником быстро перехватывайте мяч и одним длинным прострелом выводите форварда на свидание с вратарем (Q+W). Превосходно работает на средних уровнях сложности, на высоких разворачивайте атаку в несколько передач.
Чтобы ускорить атаку, полезно зажать E перед получением направленной вперед передачи. Тогда футболист не станет принимать мяч, а пропустит его вперед, чтобы потом догнать.
Завершать такие атаки лучше ударами на точность (C+A+стрелки). Если хотите обыграть голкипера и закатить мяч уже в пустые ворота, замедлите нападающего перед самым столкновением, а потом резко ускорьтесь с движением в сторону — вратарь будет уложен на газон, а нам останется только катнуть сферу в ворота или забежать в них вместе с мячом.
Прорыв по центру
В PES 2011 повысилась важность игры через центр. Здесь не обойтись без финтов, поэтому особенно важна техника футболистов. Также придется применять дриблинг (С+стрелки): скорость бега упадет, но и вероятность потерять мяч уменьшится. Кроме того, с помощью дриблинга можно неожиданно развернуться, пробросив себе мяч пяткой.
На подходе к штрафной поможет финт «радуга»: нужно нажать Z, а потом два раза Shift. В случае успеха мяч перелетит через защитников неожиданно для них, и можно будет ударить с лету. Если соперник теснит вас особенно усердно, симулируйте повреждение (Control+Shift). Только будьте осторожны: если рядом никого не будет, рефери покажет вам желтую карточку.
Игра в одно касание
Дриблинг на высоких уровнях сложности не поможет, а вот быстрые атаки с точными пасами в одно касание — вполне. Тактика эффективна на 4-5 уровнях сложности, на низких в ней просто еще нет необходимости. Только сферу в воздух не стоит поднимать — верховой мяч тяжелее принять, и этим промедлением обязательно воспользуется соперник.
Чтобы выполнить эту простую комбинацию, нужно зажать Q и сделать пас (S). Отдавший передачу футболист побежит вперед. В момент приема мяча нужно сделать пас на ход (W) — мяч вернется к предыдущему владельцу. Если Q будет все еще зажата, пас будет более агрессивный, но менее точный.
Есть и еще один вариант: нажать C через мгновение после передачи S — сделавший передачу игрок сделает рывок вперед.
Долой осторожность!
В прошлых играх серии при ударах, передачах или навесах индикатор мощности мы заполняли едва ли наполовину, иначе мяч просто летел очень далеко от цели. Теперь эту шкалу переработали, и часто приходится делать пасы (особенно низом) на полную мощность. Не пренебрегайте этой возможностью — сильные передачи нужны при игре в обороне, чтобы мяч летел быстрее и у соперника было меньше шансов его перехватить вблизи нашей штрафной.
Оборона
Управление защитой существенно не изменилось. S — активное сопротивление, попытки перехватить мяч. A — вызов товарищей на помощь для коллективного прессинга (другие зоны при этом, конечно, освобождаются). W — выход вратарем вперед в крайних случаях.
Самый опасный прием — подкат (D). Некоторые даже советуют вовсе не применять его, ведь судьи не жалеют красные карточки при жестких нарушениях. С другой стороны, при атаке соперника спереди подкат — самое мощное и эффективное оружие. Главное — выбрать момент.
Это хитрость: если у вас случился жуткий провал в обороне и вражеского бегуна с мячом не остановить даже фолом, просто... сбейте с ног любого другого игрока команды соперника — судья остановит игру, даже если мгновением позже мяч окажется в сетке наших ворот.
Пробивание и отражение ударов с одиннадцатиметровой отметки всегда было адской мукой для игроков в PES (особенно для любителей играть на клавиатуре). Нынешний год не стал исключением, и облегчать управление разработчики не стали — напротив, этот своеобразный ритуал проработали еще глубже, а удары и прыжки вратарей мы можем настраивать более тщательно, знать бы, какие кнопки и когда нажимать.
При ударе и нашем бездействии игрок пробьет пенальти автоматически (низом по центру). Чтобы начать разбег, нажмите A. И в это время, когда игрок приближается к мячу, у нас есть секунды, чтобы в точности отрегулировать направление удара. Время удерживания клавиши A при разбеге совершенно не влияет на силу удара — мы можем регулировать только точность клавишами со стрелками.
Различных комбинаций исполнения удара великое множество, опишу лишь основные из них (советы актуальны исключительно для положения камеры, означенного выше):
на тренировке.
Удар парашютом — при разбеге нажмите стрелку вниз; чем дольше вы удерживаете эту клавишу, тем выше полетит мяч.
Для справки: в историю футбола этот тип исполнения одиннадцатиметровых вошел под названием «паненочка». Впервые удар в этом стиле исполнил полузащитник сборной Чехословакии Антонин Паненка в серии послематчевых пенальти на ЧЕ-1976, в матче против сборной ФРГ.
Удар в угол низом — нажимайте клавиши «влево» или «вправо» во время разбега футболиста; чем дольше вы удерживаете одну из кнопок, тем дальше от центра ворот будет направлен мяч.
Это важно: клавиши со стрелками «вправо» и «влево» обладают в игре невысокой чувствительностью, и, чтобы положить мяч точно в угол ворот, нужно зажать одну из этих клавиш чуть более чем на одну секунду. А вот для направления удара вверх нужно просто нажать соответствующую стрелку, без удерживания, иначе мяч полетит значительно выше ворот.
Удар по воздуху — самый эффективный тип удара, но и самый трудный, ведь при разбеге нужно сначала нужное время удерживать одну из стрелок направления удара, а потом успеть нажать клавишу «вверх», чтобы при ударе футболист поднял мяч. Одновременное нажатие клавиш направления не принесет результата, так как клавиши горизонтальной и вертикальной коррекции имеют разную чувствительность.
Отбивать пенальти тяжелее, точнее — разобраться в самих принципах управления. Перед ударом соперника, пока игрок не начал разбег, мы можем сделать пару шагов вратарем в стороны, используя клавиши «влево» и «вправо».
Когда оппонент начнет движение к мячу, мы должны нажать и удерживать одну из клавиш направления и в нужный момент нажать клавишу A, чтобы вратарь совершил прыжок. Если мы не совершим никаких действий, голкипер останется в центре и отразит удар лишь в том случае, когда мяч полетит прямо на него.
Когда нужна тактика
В современном футболе профессионализм тренера не менее важен, нежели технические характеристики и уровень физической подготовки игроков команды. В футбольном симуляторе тренер и все, что происходит вне поля, конечно, не так сильно влияют на саму игру, как в реальности, но и в этом аспекте Konami сделала большой шаг вперед.
Прежде всего тактика важна в онлайн-режимах, когда соперником выступает реальный противник (при более тонкой настройке параметров тактики и предматчевых установок сопернику будет тяжелее подстроиться под ваш стиль игры, ведь он индивидуальный и непредсказуемый). И, разумеется, тонкая настройка тактики необходима в Мастер-лиге, если вы решили этот режим отыгрывать исключительно в роли тренера.
А вот в игре против компьютера роль тренера будет не так важна, так как все основные действия на поле совершаем именно мы (ИИ дружественных игроков в PES 2011 как никогда пассивен).
Очень важны здесь выбранная тактическая схема и расстановка игроков на поле. Можно самому назначить каждого игрока на свою позицию, можно применить простые параметры и поставить на матч самых свежих игроков или самых умелых. Выбор игроков «по физическому состоянию» особенно эффективен в Мастер-лиге — мало того, что свежий молодняк иногда быстрее и ловчее именитых звезд, так еще при таком подходе все будут регулярно получать игровую практику, не останется тех, кто вечно протирает шорты на скамейке запасных.
Управлять тактикой можно и во время матча. Самый простой инструмент — переключатель между атакой и обороной. Сочетание B+E зовет футболистов вперед, а B+C заставляет лучше следить за собственными воротами.
Кроме того, можно вызвать заранее заготовленное изменение тактики. Для этого нажмите B вместе с одной из клавиш управления (W, A, S, D).