Рецензия в ЛКИ: №01 2010
Бег — способ передвижения, при котором тело то соприкасается с почвой одной ногой, то летит в воздухе.
Большая Советская Энциклопедия
Бег — самый быстрый и удобный способ перемещения в большинстве компьютерных боевиков. В Left 4 Dead 2 очень полезно бегать в режиме сражения — чем меньше мы стоим на месте, тем дальше успеваем пройти и тем меньше получим урона от атак. Но бегать нужно уметь. А еще нужно уметь играть в команде, справляться с зараженными и еще массу всего! Что ж, начнем тренировку — ведь дверь убежища уже открывается...
Основы основ
или «Как правильно срезать
путь, устроить засаду
и остаться в живых?» »
Начнем с прописных истин — без них никуда. Эффективная игра строится на:
знании карт;
умении принимать правильные решения;
наличии необходимых навыков;
организованности команды.
Правильная настройка голосовой связи подразумевает, что в игре вас слышно, даже когда вы говорите негромко. Потрудитесь выкрутить микрофонные настройки на максимум и в игре, и на рабочем столе, но сами при этом говорите тише — это позволит избежать массы конфликтов с товарищами по команде (которые вас услышат) и домочадцами (которые вас слышать перестанут). Как ни странно, сделать так догадываются немногие игроки.
Если лидер команды не вы, то надо уметь подчиняться, потому что эффективность слаженной команды намного выше. Кроме того, надо действовать в типовых ситуациях без всякой команды. К примеру, умение идти плотной группой и мгновенно рассредоточиваться при появлении Громилы и Плевальщицы позволяет отбивать практически любые атаки с минимумом потерь.
Вообще, в Left 4 Dead 2 умение правильно выбрать позицию значит не намного меньше, чем умение хорошо стрелять. Конечно, это замечательно, если вы умеете на бегу убивать Охотника одной пулей в голову, но невысокую меткость можно компенсировать, если стрелять присев. А если вам необходимо остановиться, чтобы подождать отстающих или отстрелять наседающих зомби, надо стараться занимать возвышения — бортики, автомобильные крыши, коробки, мусорные баки. Так меньше шансов, что вас схватит Громила, и несравнимо проще спастись, если вокруг начнет растекаться шипящая зеленая лужа кислоты.
Порой на пути выживших попадаются серьезные трудности, преодолеть которые можно только совместными усилиями. Поэтому надо владеть тактиками борьбы с Танком и Ведьмой и следить, чтобы вся команда в каждом из эпизодов работала в рамках одной тактики. Иначе можно попасть в неприятную ситуацию, когда половина команды бежит вперед, а вторая остается утихомиривать разбушевавшегося Танка. Как правило, это означает скорый и неутешительный конец раунда.
Обычно командир решает, что делать с Танком или Ведьмой, но если время позволяет, можно и обсудить тактику всей командой — ведь далеко не все умеют убегать от Танка или обстреливать его, уклоняясь от расшвыриваемых машин. Все это может показаться самоочевидным, но в моей практике было немало поражений, связанных именно с неспособностью координированно противостоять Танку.
К этому «минусу» второй карты «Жертвы» следует подходить во всеоружии.
Итоги «минуса» на первой карте: один выживший утонул, другой беспомощно повис.
Не случайно некоторые игроки прозвали это место «Роковой Горой».
|
Сложности реализма
Сражение-реализм, на первый взгляд, не сильно отличается от обычного — чуть более живучие зараженные, никаких аптечек на уровне, мгновенная смерть от лап Ведьмы, да еще пропажа светящейся рамки вокруг товарищей при игре выжившими. Отличия небольшие, но игровой процесс они усложняют многократно. Теперь недостаточно сообщить остальным, что вас схватили,— надо еще и быстро объяснить, где это произошло или куда вас тащат. Поэтому постарайтесь заранее научиться давать краткие описания примечательных объектов возле темных закоулков. Желательно — на английском языке, потому что в сражение-реализм играет не так много народа и к вам в команду часто будут забредать иностранцы.
На заметку: порой бывает необходимо быстро спуститься с вертикальной лестницы, чтобы освободить руки и начать стрелять, — это делается прыжком. Главное — быть на не слишком большой высоте, иначе вы можете получить значительный урон. Кроме того, прыгая по головам обычных зомби, вы наносите им урон. Если прыгать с большой высоты на лежащего раненого выжившего с зажатой клавишей действия («Е» по умолчанию), вы сразу начнете его поднимать и урона за падение с высоты не получите.
Кроме того, что рамкой не обведены товарищи, теперь нет подсветки и для предметов. Беглый осмотр помещения на «Реализме» эффективен только для наметанного глаза — если кучу оружия прекрасно видно издалека, то таблетки или коктейль Молотова (очень похожий на обычную бутылку) проглядеть ничего не стоит. Значит, надо помнить, куда смотреть, — что возвращает нас к вопросу о прекрасном знании карт. И, конечно, стоит воздержаться от тесных контактов с Ведьмой.
Аптечек мало — попасть на зуб врагу легко. Путей сокращения урона два — лучше стрелять и быстрее бегать. Ведь если вы добираетесь до убежища вдвое быстрее команды противника, то и возможностей провести атаку у них будет в два раза меньше.
Групповой забег
Умение бегать высоко ценится среди игроков в Left 4 Dead 2. Бегущую команду, которая расчищает себе путь дробовиками и снимает из снайперских винтовок притаившихся на крышах зараженных, крайне сложно остановить. Чтобы бегать эффективно, нужно хорошо знать и карту, и заранее спланированный маршрут, о котором команда проинформирована или хотя бы информируется по ходу движения командиром. Каковы требования к правильному маршруту?
быть максимально безопасным;
быть максимально коротким;
своевременно обеспечивать вашу команду приличным оружием;
учитывать, что иногда любимые места оказываются перекрыты Режиссером.
Еще необходимо грамотно сформировать арсенал, о чем пойдет речь в соответствующем разделе.
Это важно: если вы играете сначала за зараженных, будет не лишним полетать над картой в ожидании возрождения и посмотреть, где лежат хорошие образцы оружия, коктейли Молотова и медикаменты. Это поможет вам составить наиболее эффективный маршрут для собственного прохождения, ведь расстановка предметов одинакова для обеих команд.
Важно помнить, что игра идет на очки и именно максимум очков — конечная цель. Если вы последний оставшийся на ногах выживший, но на загривке несете Жокея — попытайтесь идти вперед по уровню. Порой в непростых ситуациях спасительным оказывается путь через огонь или головокружительный прыжок на нижний балкон. Поэтому не поленитесь предварительно разведывать все уголки карты и тренировать рискованные прыжки (да-да, снова знание карт — но без него никуда). Когда-нибудь это поможет проскочить мимо заблокировавшего проход Танка или оторваться от агрессивной и многочисленной погони. Например, если просто сброситься с балкона на первой карте «Вымершего центра», вы получите почти столько же очков, как если бы добежали до лифта. А ведь можно еще потренироваться запрыгивать на нижний балкон. Так порой приходится делать, если командный прорыв через Танка провалился и вы остались последним выжившим на ногах. Чтобы совершить прыжок, не схватившись за спасительный край, прыгайте, зажав пробел. Чтобы не пролететь дальше необходимого, резко разверните мышку в нужную сторону.
Это важно: если Танк прессует вас ударами руки, можно попробовать увернуться от них прыжком. Важно синхронизировать прыжок с замахом — подпрыгивайте в тот момент, когда рука начинает опускаться, и Танк стукнет по пустому месту. Не прыгайте беспорядочно, это ничего не даст.
Для успешного пробега группы необходимы прикрывающие, которые смотрят назад. А поскольку они при этом должны бежать ничуть не медленнее остальных, им придется двигаться спиной вперед — хотя бы иногда. Главное — не натыкаться на препятствия, а о зомби позаботятся бегущие впереди. Конечно, это умение приходит не сразу — нужно регулярно тренироваться в забегах по одним и тем же маршрутам. Длительные тренировки позволяют развить весьма любопытную способность — достраивать в голове то, что происходит на карте за вашей спиной. Получается что-то вроде вида от третьего лица, обеспечиваемого вашим воображением. Звучит довольно фантастично, но при большой практике это приходит само собой. Еще это умение очень важно при схватках с Танком, так что стоит поучиться не только бегать спиной вперед маршруты, но и кружиться на основных полях сражений, где чаще всего происходят схватки с этими горами мышц.
Длительные тренировки также позволяют вырастить «глаза на затылке» — полезное свойство реконструировать по звукам направление атаки Громилы и Плевальщицы, которые нападают со спины. Звук в игре действительно настолько хорош, что можно не только фиксировать расстояние до зараженного, но и примерно прикинуть, по какой траектории он движется. Как результат — вы выходите из зоны поражения кислоты еще до того, как лужа начнет растекаться, и уклоняетесь от Громилы, решившего коварно ударить в спину.
Баланс оружия
Оружие — тема для самых жарких споров среди поклонников обеих частей. Многим не понравилось расширение арсенала и особенно введение оружия ближнего боя. Безусловно, больше — не всегда лучше, но абсолютно все мои любимые орудия убийства из Left 4 Dead 2 принадлежат к числу новинок.
Что лучше — пистолеты или оружие ближнего боя? Мне нравится второй вариант. Такое оружие не требует перезарядки, раскидывает врагов и наносит приличный урон. Только благодаря ему можно прорваться сквозь бесконечную орду на стадион (кампания «Мрачный карнавал»). Минусы тоже очевидны — нельзя наносить урон на расстоянии и, если завалят, придется стрелять со стандартного пистолета.
Теперь, как я обещал, обсудим соотношение оружия в отряде. Не стоит мыслить узко, надо искать баланс. Если вы ходите с дробовиком, который по сути тоже оружие ближнего боя, надо позаботиться о возможности дальнобойной атаки — подобрать второй пистолет, а лучше магнум. В ситуации выбора «стандартный пистолет или оружие ближнего боя» выбирайте второе.
Бензопилу стоит использовать в следующих ситуациях:
вас забрызгал Толстяк и вокруг много зомби;
вам надо в одиночку сдерживать орду;
вам надо бежать на очки;
надо срочно убить Танка или Ведьму.
Пила защищает вас от всех атак спереди (кроме броска полностью здорового Громилы — он потеряет почти все здоровье, но своего добьется), от языка Курильщика (он ведь должен вас обвить) и помогает наносить ужасные повреждения всем, кто попадется на пути. Особо отмечу, что применение пилы против Танка и Ведьмы осмысленно или когда вы очень уверенно лидируете, или как жест отчаяния. Ведь несмотря на огромный урон, ошибка будет стоить вам падения на землю, а то и вовсе жизни.
Если в ваших руках оружие дальнего боя, то его приятно дополнит увесистый топор — на случай близких контактов с противником. Точно так же следует подходить к вопросу комплектации отряда в целом — пусть двое возьмут дробовики, а двое других — дальнобойное оружие. Команда с четырьмя дробовиками крайне уязвима для Курильщиков, кроме того, если выжившие вдруг начнут стрелять синхронно, они так же синхронно попадут в перезарядку. Все вместе это очень негативно сказывается на скорости движения и получаемом уроне.
После того как у автомата Калашникова слегка увеличили точность и уменьшили разброс, он стал неплохо показывать себя на дальних дистанциях (если стрелять короткими очередями), поэтому схема «дробовик + 3 калашникова» тоже достаточно жизнеспособна, равно как и «дробовик + снайперская винтовка + АКМ».
На старте «Вымершего центра» основного оружия не дают. Оптимально будет взять два топора и два двойных пистолета. Три топора, конечно, повысят убойность, но если жертвой Курильщика станет именно счастливый обладатель пистолетов, то команда может потерять много времени, спеша ему на помощь.
В итоге правильная схема распределения оружия в отряде выглядит примерно так:
Впереди — дробовик + магнум и автомат/винтовка + оружие ближнего боя; замыкают дробовик + магнум и снайперская винтовка/автомат + оружие ближнего боя. Снайперская винтовка гораздо чаще помогает при атаках сзади и сбоку. Относительно бомб — забирайте все, что плохо лежит, но постарайтесь, чтобы коктейль Молотова достался лучшему метателю.
Взрыв трубчатой бомбы («пайпы») способен освободить выжившего точно так же, как и выстрел из гранатомета. Не сказать чтобы это использовалось повсеместно, но пару раз мне удавалось спасаться от Курильщика, кинув под него пищащую бомбу. Кроме того, если у вас на хребте восседает Жокей, а рядом пищит «пайп», попробуйте подойти — Жокеи обычно не ждут такой подлянки.
Огонь можно использовать не только для уничтожения Танка и орды, но и просто ради создания пространства, где вас не смогут тормозить загребущие руки. Кинуть себе под ноги огонь — хороший способ выбраться из окружения и догнать товарищей — главное, чтобы здоровье позволило.
Бесполезно кидать рвотную бомбу, если кто-то из выживших угодил под выделения Толстяка, — размеры орды только вырастут, но цель-то у зараженных останется прежней. Точно так же не следует кидать такую бомбу в Танка — опытный игрок сможет вас разглядеть даже без рамки, и зомби особого урона ему не нанесут, зато начнут путаться у вас под ногами, что опасно.
Если вы встречаете Танка с канистрами и баллонами, стреляйте сначала именно в канистру, потому что от взрыва баллона она обязательно отлетит в сторону, но точно при этом не взорвется. Баллон же обязательно детонирует в открытом пламени.
Особое обращение с особыми зараженными
Пора подробнее обсудить повадки наших заклятых врагов и то, как им противостоять. Про необходимость слушать зараженных и стрелять в любую подозрительную тень сказано уже немало, поэтому я на этой теме останавливаться не буду — подобные навыки, само собой, должны перейти вместе с вами из одиночной игры в «сражение».
Самый опасный вариант атаки со времен первой части изменился — теперь это так называемый «минус», когда происходит не постепенное растерзание жертвы, а мгновенное убийство. Выжившего выкидывают из окна, сбрасывают в пропасть или воду; провернуть такое можно далеко не в любом месте карты, поэтому потенциально опасные участки стоит знать. Обычно такие «минусы» устраивает Громила, но опытные Курильщики и Жокеи тоже способны показать класс.
Курильщик за работой...
...и на заслуженном отдыхе.
|
Знание всех типичных «минусов» карт — основа успешной игры. Если быть готовым к атаке и знать, откуда она последует, то будет достаточно просто от нее уклониться.
Пример из практики: один крайне самонадеянный выживший решил обезопасить тылы, присев на подоконник в одном из коридоров первой карты «Вымершего центра». Громилы в команде зараженных тогда не было, зато оказался Охотник. Пользуясь прикрытием орды, он сумел незамеченным подкрасться к выжившему и запрыгнул на него. Вроде бы стандартная ситуация, но прыжок слегка сдвинул жертву и оба полетели вниз с огромной высоты. Не будь на нем Охотника, падающий выживший сумел бы схватиться руками за подоконник и все получилось не так интересно. Описанная ситуация примечательна тем, что Охотник неприспособлен для «минуса», поскольку фиксирует свою жертву на месте.
Большинство минусов осуществляются тандемом Громила + Курильщик или Жокей. Естественно, если вовремя вывести из строя хотя бы одного из пары зараженных, то ловушка не сработает. Не стесняйтесь импровизировать — организованный подход команды к засаде с неожиданной стороны практически всегда срывает подготовленную атаку. Главное — предупредить остальную команду о наличии в вашей голове столь хитрого плана, дабы не оказаться в роли героя-одиночки, очутившегос лицом к лицу с несколькими зараженными.
Если в зоне вашей видимости особый зараженный схватил товарища по команде, а в руках у вас при этом автоматическое оружие — правильнее будет не бежать к пострадавшему сломя голову, а присесть и дать прицельную очередь по врагу. Если патроны кончатся раньше, чем зараженный погибнет, — двигайтесь к месту инцидента во время перезарядки. В большинстве случаев это помогает освободить товарища гораздо быстрее, чем если подбегать и бить прикладом. Кроме того, сохраняя дистанцию, меньше шансов попасть в ловушку. Если же вы окружены обычными зомби, которые мешают целиться, совмещайте стрельбу с работой приклада: три-пять выстрелов — удар — три-пять выстрелов.
Хочу предостеречь вас от одной опасной ошибки. Она возникает, когда нападают сразу на нескольких выживших и нужно решить, кого спасать в первую очередь. Наверное, уже все знают, что приоритетно спасать умирающих и тех, кто сможет сразу поддержать вас после освобождения (жертвы Жокеев и Курильщиков, которые еще на ногах), но нет ничего хуже, если вы решили спасти одного, уже потратили на это некоторое время и вдруг переключаетесь на другого. Увы, практика показывает, что в такой ситуации оба пострадавших получат максимальные повреждения. Точно так же может быть опасна смена решения по вопросу «убиваем Танка или бежим», если только эта смена не продиктована непрофессиональным поведением самого Танка. Конечно, лучше сразу спасать того, кто больше в этом нуждается, но никто не застрахован от ошибок и важно уметь эти ошибки не усугублять. А теперь давайте обсудим типичные связки зараженных и противодействие им.
Курильщик + Громила
Классика жанра, самая распространенная схема для «минуса». Курильщик фиксирует объект на траектории между Громилой и «точкой минуса». Хорошо прицелившийся Громила атакует, забирая выжившего у Курильщика, и отправляется с ним вместе в пропасть или окно. Эффективнее всего быстро убивать Курильщика из автоматического оружия или магнума, но, в принципе, порой есть смысл просто кинуть канистру и поджечь обоих, не попадаясь Курильщику на глаза.
Толстяк + Жокей
Толстяк ослепляет команду, и подлый Жокей по шумок садится на шею самому глазастому или самому шустрому с тем, чтобы отвести его в ближайшие кустики. Если на шею сели вам — сопротивляйтесь изо всех сил и оповестите по связи остальную команду. Если вы видите, что в такой ситуации кого-то из товарищей утаскивают, — пробивайтесь к бедняге на ручном оружии или работая прикладом. Прицельно стрелять с колена тут вряд ли удастся. Но, конечно, лучше всего заблаговременно застрелить Толстяка — пока он еще не высунулся из-за угла или не упал с крыши.
Взрыв Толстяка среди уже оплеванных выживших не увеличивает время до очистки, так что если на вас попали и рядом нет «чистых» товарищей — взрывайте супостата.
Если вы прыгаете над кислотой, урон наноситься будет. Если вы собираетесь поднять товарища, не дожидаясь полного высыхания лужи, имейте в виду, что на некоторых серверах границы пятна обозначаются неверно — лужа кислоты на самом деле шире или уже отображаемой.
Громила может забегать с разгона на некоторые легковые автомобили со стороны капота.
Плевальщица + Охотник
Синхронная атака этих двух зараженных против одного выжившего способна нанести последнему немалый урон. Обиднее всего то, что, если вы прозевали атаку Охотника, остается лишь молить о помощи товарищей по команде. Даже если вы все делали правильно и поймали вас на возвышении, это не помешает Плевальщице успешно плюнуть под ваше извивающееся тело. Так что если слышите Охотника — повышайте бдительность. И обязательно убивайте Плевальщиц, если представляется возможность.
Учтите, что кислота не наносит урон, если:
вы стоите на плоскости, возвышающейся над плоскостью разлива (теперь кислота умеет покрывать пологие поверхности, вроде машин, на нескольких плоскостях);
если вы поднимаетесь на ноги;
если вас посреди лужи кислоты колотит Громила.
Жокей + Громила
Эта связка используется против опытных игроков, которые не спешат идти на лестницы и эскалаторы дружною толпою, а пускают вперед разведчика. Его-то обычно и хватает Жокей с тем, чтобы оттащить в сторону, оставив «спасателей», которые почти гарантированно ринутся всей толпой к пострадавшему, на попечение Громилы. Если вы разведчик — поднимайтесь по лестнице, размахивая прикладом. Тогда есть шанс отбить Жокея. Если на вас все же запрыгнули — немедленно начинайте пятиться, мешая Жокею утащить вас вперед. Разведчика следует прикрывать дальнобойным оружием, и, если он попался, оставьте хотя бы одного игрока внизу (пусть это будет счастливый обладатель дробовика), пока остальной команде не удастся зачистить верхнюю площадку.
Громила + Плевальщица
Эта схема атаки применяется в узких коридорах, заканчивающихся тупиком (канализация перед свалкой автомобилей на «Приходе», например). Громила врезается в выживших, которые падают в заботливо прилетевшую из-за его спины кислоту. Чтобы не стать жертвами коварного плана, необходим слаженный огонь минимум двух выживших — тогда Громила погибнет раньше, чем добежит и врежется, и ничто не будет вас задерживать в кислоте. Пытаться увернуться прыжками от атаки Громилы (в отличие от Танка) бесполезно.
Это интересно: по сети гуляет не подтвержденная до конца информация о возможности убить Ведьму из восьмизарядного дробовика с одного выстрела — якобы нужно точно попасть в специальную точку на шее. Однажды мне довелось наблюдать такое своими глазами, однако ни мне, ни одному из моих знакомых повторить этот трюк пока не удалось. Может, у вас получится?