При скрытном приближении к противнику следует использовать складки местности. Если складок не наблюдается, следует их скрытно намять.
А. Жвалевский, Е. Мытько,
«Личное дело Мергионы»
Minecraft — игра уникальная. Где еще можно своими руками делать предметы и воплощать в жизнь самые невероятные архитектурные фантазии, а потом жить в них? Своя личная Мория, подводный город Восторг или полноценный рыцарский замок — кто из нас с детства не мечтал об этом? Теперь нет нужды часами изучать игровые редакторы или месяцами сидеть в 3DMax. Minecraft позволяет построить все что угодно — кирпичик за кирпичиком. Если вы никогда не играли в этой песочнице или играли давно, то самое время вернуться под свет квадратного солнца. А я постараюсь помочь сделать ваше путешествие легким, приятным и чуть более быстрым.
В полном одиночестве
Первым делом гляньте в настройки и отключите пункт 3D Anaglyph. Если вы не желаете сражаться с монстрами, поставьте значение Difficulty на Peaceful.
Создав новый мир, оглядитесь — подходит ли он вам? Скажем, если вокруг идет снег, а вы хотели построить аквапарк — лучше создать что-то более летнее, с большими водными просторами.
Убедитесь, что рядом с вами есть деревья и открытая горная порода. Прежде чем двинуться куда-либо, хорошо запомните, куда вы движетесь. Вы будете возрождаться там же, где появились впервые, а потерять собственное жилье вместе с жизнью неприятно вдвойне.
Далее займитесь изготовлением необходимых в хозяйстве вещей. Отколупните себе кулаками или любым подручным предметом 5-10 единиц древесины от ближайших деревьев. Полученные бревна переводим в инвентаре в дерево () — просто положите его в одну из четырех ячеек и заберите доски. Затем собираем из них верстак (). На верстаке (в нем целых девять ячеек) изготавливаем с десяток палок () и деревянную кирку (). С помощью этой кирки нужно добыть десяток-другой каменных блоков.
Настала пора сделать каменный инструмент — две-три кирки (), пару лопат () и топор (). Старую деревянную кирку теперь можно выбросить. На ранних этапах игры, когда ресурсов очень не хватает, инструмент в любом случае будет каменным. В скором будущем, когда железа (а то и алмазов) будет много, а объем работ будет требовать больших скоростей, переходите на более прочные материалы. Но не вкладывайте в инструмент все свое первое железо — ему найдется более достойное применение.
Суровые запретительные таблички — обычное дело на серверах.
Инвентари. Обратите внима-
ние, как смешно выглядят железные доспехи.
Моя первая землянка. Ничего, скоро ее поглотит большой каменный дом.
|
Это важно: старайтесь всегда использовать инструмент по назначению. Конечно, срубить дерево можно и мечом, а свинью — забить до смерти лопатой, но это требует больше времени и отнимает дополнительную единицу прочности у орудия, используемого не по делу. Так что не удивляйтесь, если после охоты на местную живность у лопаты отвалится черенок, а меч лесоруба запоет песни и покинет вас. Кстати, бить стекло и ломать кубы древесной кроны лучше не инструментом, а любым подручным предметом — инструмент от таких манипуляций теряет по две единички прочности за раз.
Для полной гармонии с окружающим миром нам нужен уголь. Думаю, вы его уже заприметили, пока добывали камень (блок угля — такой же серый, но с черными пятнами). Первый уголь следует пустить на факелы (). Если встретили железо — не поленитесь добыть и его, пусть в данный момент пользы от него никакой. И еще неплохо иметь пару десятков каменных блоков про запас. Помните, что железо и уголь деревянной киркой не добыть; равно бесполезно добывать алмазы каменным инструментом, а обсидиан — железным.
В бета-версии добавили новый способ получения угля — пережигание бревен в печи. После обжига стандартное бревно, которого хватало на обработку шести единиц сырья, превращается в древесный уголь, идентичный по своим свойствам обычному (правда, в одну ячейку с ним он складываться отказывается). Получать таким путем имеет смысл разве что уголь для факелов — время на пережигание древесины велико, а выигрыш мал.
Теперь мы готовы начать строительство дома. Вариантов великое множество, но я принадлежу к школе мысли, восхваляющей как идеальное первое укрытие землянку. Она быстро строится, легко сносится, использует материалы, доступные всегда и везде. Гораздо существеннее не из чего вы будете строить свой первый дом, а где. Важно, чтобы дом был виден с точки вашего возрождения, ярко освещен снаружи и изнутри. Естественно, следует думать о будущем — заранее учтите необходимость расширения. Если пристройка к горе всегда расширяется внутрь без проблем, то для крепости нужно большое ровное пространство.
Это довольно простое развитие, не предполагающее долгих раскопок. Начинаете стандартно, но, получив уголь (можно из дерева) и камень, сделайте штук пять топоров, две лопаты и две кирки. Из железных вещей нам пригодится парочка ведер и зажигалка. После этого выбираем себе понравившееся дерево поразвесистее — его мы рубить не будем. Зато вырубим все ближайшие деревья вокруг (да, жить в гармонии с природой нелегко). Из дерева собираем множество ступенек, делаем лестницу наверх, блоками из досок достраиваем стены. Там, где планируем посадить основу для нового этажа, втыкаем блоки земли и сажаем в них деревья. Сажать надо на приличном расстоянии, иначе вырастут далеко не все саженцы — первые проросшие деревья затенят поросль.
Спустя несколько дней достраиваем лестницу до второго этажа, делаем в нем комнаты, сажаем третий этаж. Кроме того, когда дерево вокруг в шаговой доступности кончится (крона без древесины теперь осыпается сама), будет смысл сделать санитарные посадки под дальнейшую вырубку. В доме на дереве можно строить полноценные водоемы, но если у вас есть ведро лавы — храните его в своих шахтах. Случайно вынутое из сундука и примененное в доме, такое ведро убьет многие часы вашего труда. Факелы проблем не доставят, а предмет, подожженный зажигалкой, легко потушить. Путь друида актуален тем, что нет необходимости добывать кучу ресурсов, рисковать шеей в подземельях, да и вообще — работать на воздухе полезно для здоровья. Главное — старайтесь не падать с дерева, когда его высота перевалит за двадцать кубов.
В стартовом доме нужно обязательно иметь три вещи: верстак, печку () и сундук (). Два сундука, поставленные рядом, дают один большой. В печке можно жарить мясо и рыбу, выплавлять металлы, обжигать стекло из песка и кирпичи из глины. В качестве топлива можно использовать уголь (тепла от одной единицы хватает на 80 секунд) и дерево (60 секунд), доски и любые деревянные конструкции (15 секунд), в последних обновлениях — еще и ведро с лавой (1000 секунд). На обработку одной единицы сырья уходит 10 секунд, если упустили время — пеняйте на себя.
Если дом большой, сделайте в нем каменный или деревянный пол — иначе внутри будет появляться всякая живность, путаясь под ногами и раздражая вас мычанием, хрюканьем и прочими звуками. Если желаете использовать это зверье как источник еды — лучше постройте рядом с домом хлев.
Прочность инструментов и мечей в зависимости от материала |
|
Материал | Число единиц прочности* |
Золото | 33 |
Дерево | 60 |
Камень | 132 |
Железо | 251 |
Алмаз | 1562 |
* Использование предмета по прямому назначению отнимает 1 единицу прочности, по непрямому — 2. |
Разведка пещер настоящим гномом
Ура, мы обрели свое первое пристанище под квадратным (если стоят стандартные текстуры) солнцем! Теперь можно приступить к обустройству шахт и добыче полезных ископаемых.
Для начала крепко выучим Первое Правило Шахтера: если прокладываете новый тоннель — не копайте кубы, расположенные точно над вами и точно под вами. Так вы не провалитесь в естественную пещеру и не испортите прическу подарком свыше.
Из добытой железной руды в печке при помощи угля можно выплавить железо. Куда это железо вложить? В хозяйстве необходима одна железная кирка (добывать алмазы и красный камень) и несколько ведер (). Неплохо зарекомендовала себя зажигалка (), хотя это, конечно, отнюдь не предмет первой необходимости.
Это интересно: c введением в игру зажигалки на серверах стали происходить грандиозные лесные пожары. Еще хуже было обладателям деревянных домов — недоброжелатели могли сжечь то, что строилось часами, за считанные секунды. Поджоги стали караться с особой жестокостью, ведь Minecraft — одна из немногих сетевых игр, где есть тюрьмы. Устроены они очень просто — это небольшие помещения без дверей, сложенные из неразбиваемых блоков коренной породы («админия»). Администратор просто переносит своей администраторской магией провинившегося на определенный срок в такую комнату.
На этой стадии появляется резон делать полноценные, а не автоматические сохранения. Для этого сохранитесь, покиньте игру и загляните в папку C:\Users\имя_пользователя\AppData\Roaming\.minecraft\saves (для Windows 7) или в С:\Documents and Settings\имя_пользователя\Application Data\.minecraft\saves (для ХР). Сохраните папку World с нужным номером рядом под любым другим именем — и в случае несчастия (о которых ниже) вы всегда сможете восстановить игру более раннего периода, перекопировав ее содержимое обратно. Но учтите, что мир каждый раз будет достраиваться иначе и при переигровке сохранения вам уже может не повезти наткнуться на сокровищницу или алмазную пещеру
Для долгого пребывания под землей нужна древесина, поэтому заранее вырубите топориком ближайший Химкинский лесочек (в одиночестве есть свои плюсы, верно?), чтобы потом не бегать. По мере необходимости добывайте из бревен доски, а из досок — палки (таскать бревна выгодно по соображениям экономии места). Из инструментов с собой берем железную кирку, две-три каменные лопаты, многочисленные каменные кирки, пару ведер с водой и несколько пустых ведер. Запас факелов берите почти весь.
Идеально будет сначала прокопать вниз колодец шириной в два куба почти до коренной породы, перескакивая с одной стороны на другую (помним первое правило шахтера?), и разведывать сразу глубокие пещеры — в них на порядок больше полезных ископаемых. Можно прорубить вертикальный ход вниз и снабдить его лестницами (). Любопытно, что достаточно ставить секции через одну.
Так выглядит игра со стандартными текстурами...
...а так — с дополнительным пакетом текстур.
|
Обязательно оставьте дома в сундуке запасной набор инструментов, заначку из угля или факелов, скопившийся ненужный мусор — тогда будет не так обидно погибнуть смертью храбрых в безвестной шахте.
Смерти в игре, кстати, бывают самые разные. Можно задохнуться под водой, попасть под завал, сгореть в огне или лаве, упасть с большой высоты, напороться на кактус, быть съеденным на завтрак монстрами. Если вещи не сгорели в лаве и не попали на кактус, их можно будет найти в течение пяти минут на месте вашей гибели — если не выходить из игры. Но самое страшное — это потеряться в естественных пещерах без света при включенном агрессивном режиме. Попробуйте как-нибудь. По сравнению с этим звонки маленьких мертвых девочек из колодцев покажутся мелочью.
При игре в мирном режиме реально следует опасаться только прорывов лавы, обвалов и падений в огромные пещеры (мне порой попадались вертикальные шахты с небоскреб высотой). Если лава прорывается снизу или спереди, можно успеть отскочить и перекрыть прорыв блоками. Однако если на вас падает слой гальки в десять кубиков высотой или за шиворот льется раскаленная магма — тут все решают считанные секунды. Горите? Срочно выливайте рядом с собой ведро воды (так вот зачем оно нужно!). Засыпало? Попробуйте откопаться, используя лопату. Если слой песка или гальки невелик — успеете.
Это важно: нахождение под водой почти не опасно благодаря следующему трюку: воткните в любую пригодную стену факел. Он тут же упадет, но запас воздуха восполнится. Если планируете длительные подводные работы возле дна — прихватите с собой дверь. Два кубика, которые она занимает, наполнены воздухом, а толщина двери позволяет свободно работать в этом пространстве.
Исследование пещер — занятие увлекательное и бесконечное. Ветвящиеся ходы и огромные залы пронизывают земную твердь до самого основания. Чтобы не запутаться, необходимо каждой пещере давать свое имя, оставляя на ней указатели, и попутно рисовать карту всех переходов (да хоть ручкой на бумажке). Подъемы выкладывайте лестницами — так они будут заметнее, да и подниматься быстрее.
Зачем нужна лава? Во-первых, это неплохой источник света. Во-вторых, отличный домашний утилизатор и элемент декора. В-третьих, она великолепно подходит для создания маяков. В-четвертых, лаву часто используют в автоматизированных системах производства ресурсов из монстров. И наконец, из лавы можно получать обсидиан — стильный взрывоустойчивый материал.
Для строительства нам потребуются минимум десять кусочков обсидиана и зажигалка. Из обсидиана нужно выложить рамку с внутренним просветом два кубика в длину и три в высоту. Угловые кубы ставить совсем не обязательно. Нижний край рамки можно ставить вровень с полом или просто подвести ступеньки. Теперь поджигаем нижнюю часть портала зажигалкой и входим в портал. Через несколько секунд нас перенесет в Нижний мир, полный лавы, камня крови, австралия и адской грязи, замедляющей наше движение. В этом мире вода испаряется, как только покидает ведро.
Появляетесь вы в портале, построенном из 14 кусочков обсидиана. Хорошо бы иметь с собой много ведер, ибо лавы в нижнем мире целые океаны. Камень крови может гореть вечно, австралиевые блоки (собираются из девяти кучек австралиевой пыли) очень неплохо светят, особенно под водой. В нижнем мире компас сходит с ума (с чего бы это?), то же самое происходит с часами. Потолок нижнего мира — сюрприз! — выложен коренной породой. В нижнем мире свои особые монстры. Ну и, строго говоря, «ад» — простонародное название, религиозно-нейтральный Нотч официально окрестил этот мир Нижним.
Лава набирается в ведра — точно так же, как и вода. Для новичков поясню, как ведет себя жидкость в Minecraft. Есть куб с жидкостью — источник. Скажем, из источников воды состоит море. Потом из источника вытекает водопад. Но все, что из источника вытекло, — это текущая жидкость, уровень которой на ровной поверхности постепенно понижается (сходя на нет через шесть клеток), а вниз может падать на любую глубину. В ведро можно поместить только источник, текущую жидкость оно не захватывает. Именно поэтому лаву не так просто достать — ведь ведро надо использовать на один конкретный куб, который часто скрыт где-то в глубине. Если источник засыпать, то он просто исчезает. В больших водоемах текущая вода может превращаться в источник — достаточно, чтобы с четырех сторон стояли кубы источников. Для получения куска обсидиана нужно совместить источники воды и лавы.
Это важно: если вы копаете длинный горизонтальный разведывательный ход, имеет смысл вешать факелы только с одной его стороны — в этом случае вы всегда легко сможете сориентироваться, в какую сторону по этому коридору двигаться.
Сыпучих материалов на момент написания этого материала (Minecraft beta 1.2_01) два: галька и песок. Они, в отличие от других блоков, не остаются висеть, а падают вниз при отсутствии опоры. В качестве опоры могут выступать другие блоки или прикрепленные факелы. Иногда встречаются пещеры с потолком из песка: стоит попробовать снять хоть один куб или приставить новый, как весь такой потолок обвалится прямо на голову незадачливому Стаханову.
Лестницы, по которым вы постоянно ходите, лучше всего сделать именно лестницами () — так не придется постоянно нажимать пробел. Кстати, самый простой способ подъема на большую высоту — опустить камеру в пол и начать подпрыгивать, подкладывая под себя блоки земли или песка (они потом быстро убираются лопатой). Если есть необходимость регулярно спускаться глубоко вниз, прокопайте винтовую лестницу с пустым центром в четыре или девять кубов, а в самом низу установите бассейн. Теперь весь спуск будет занимать считанные секунды, главное — прыгая, не промахнитесь мимо воды.
Время разрушения блоков инструментами | |||||||
Лопата | Кирка | Топор | |||||
Материал инструмента | Песок, ще- бень, земля |
Камень | Булыжник | Уголь, железо | Золото, алмазы | Обсидиан | Дерево |
Без инструмента | 1 сек* | 7,5 сек | 10 сек | 15 сек | 15 сек | 50 сек | 3,5 сек* |
Золото | 0,4 сек* | 0,5 сек* | 0,5 сек* | 0,8 сек* / 15 сек | 15 сек | 50 сек | 0,6 сек* |
Дерево | 0,7 сек* | 1,5 сек* | 1,8 сек* | 2,5 сек* / 1,5 сек | 15 сек | 50 сек | 1,5 сек* |
Камень | 0,5 сек* | 1 сек* | 1 сек* | 1,5 сек* | 15 сек | 50 сек | 0,9 сек* |
Железо | 0,4 сек* | 0,7 сек* | 0,8 сек* | 1 сек* | 1 сек* | 50 сек | 0,7 сек* |
Алмаз | 0,4 сек* | 0,6 сек* | 0,7 сек* | 1 сек* | 0,9 сек* | 16 сек* | 0,6 сек* |
* Помечены случаи, когда вместе с разрушением блока происходит добыча ресурсов. Время добычи под водой (с включенным индикатором воздуха) возрастает ровно в три раза. |
Сельское хозяйство и обустройство жилища
Стадия накопления первичного ресурсного капитала пройдена, можно заняться более интересными вещами. Увы, стоит нам покинуть «миролюбивый» уровень сложности в настройках, как наши жизни перестанут самостоятельно восстанавливаться. Значит, перед тем как это сделать, следует обеспечить себя «аптечками» — их роль в Minecraft играет разнообразная пища. Способов добычи еды несколько — охота, рыбалка, собирательство и земледелие.
Охота предполагает наличие оружия — я советую топор. Да, меч быстрее, но топор еще и деревья рубит, а лишнюю ячейку на быстрой панели полезно сэкономить. Если самые смелые уже играют с монстрами, тогда лук и меч в быстрой панели строго обязательны. Непосредственно пищевой ценностью обладает свинина. Сама по себе она восстанавливает 1,5 «сердечка», но, будучи пожаренной в печке, начинает восстанавливать целых 4. Свиньи со временем появляются на больших травяных полянах, так что это неплохой способ добывать пищу. Кстати, с убитых коров падает кожа — идеальный материал для доспехов.
Для рыбалки необходим крупный водоем, удочка () и прорва времени. Проблемы начинаются с момента создания удочки, ведь для нее необходимы две единицы нитей, выпадающих с пауков. Предположим, эта проблема решена, родичи Шелоб повержены и вы решили насладиться рыбалкой. Забрасывайте удочку как можно дальше в воду правой клавишей мыши. Если поплавок чуть-чуть дергается, внимательно ждем, когда он уйдет под воду. В этом момент той же правой клавишей извлекаем из воды рыбу. Лучше ловить с берега, а не из лодки, потому что в момент извлечения рыба может улететь за спину. Простая рыба восстанавливает одно сердечко, жареная — 2,5. Это стабильный способ получения еды — правда, очень занудный и чреватый регулярными заменами удочек.
Это интересно: еще удочкой можно подтягивать к себе врагов на суше, подтаскивать к берегу лодку, нажимать на плиты и снимать с овец шерсть. Если вы зацепились крючком за берег, не надо силой вырывать его — это плохо скажется на состоянии удочки. Просто переключитесь на другой предмет, и крючок освободится сам. Рыба населяет естественные водоемы. К естественным также приравниваются большие искусственные бассейны, созданные в более ранних версиях игры, чем beta.
Собирательство — ненадежный способ получать еду. Собирать можно грибы, чтобы изготовить из них суп, ( и ), восстанавливающий пять сердечек (и почему варево из мухоморов такое питательное?), молоко (использовав пустое ведро на корову), яйца (сносятся курицами на заре) и яблоки (простые и золотые, лежат в сокровищницах). Последние два пункта столь редки, что полагаться на них вообще не стоит, грибы тоже редко встречаются в промышленных масштабах. Молоко и яйца используются для приготовления торта (подробности ниже).
Земледелие — не быстрый и довольно утомительный способ получать еду, зато он исключительно надежен и довольно интересен. По крайней мере, страстным любителям браузерных ферм и заядлым дачникам он точно придется по душе. Выращивая пшеницу, мы сможем получить хлеб (2,5 сердечка) и торт (6 раз по 1,5 сердечка).
Для начала выберем место для нашего огорода. Им может быть любое хорошо освещенное (лучше всего и дневным светом, и факелами) большое помещение, в которое не могут проникать вездесущие животные, — пшеница крайне нетерпима к вытаптыванию. Очень удобно использовать пещеру с обвалившимся потолком из песка: собираем песок, переплавляем в стекло, делаем стеклянную крышу, дабы живность не падала, а свет проникал свободно.
Пол закладывается землей и пустыми промежутками (я обычно использую схему «два кубика земли — промежуток — два кубика земли — промежуток») так, чтобы образовались длинные грядки. Промежутки надо залить водой (пусть между соседними источниками в одной канаве будет расстояние в четыре кубика) и закрыть сверху ступенькой (). Теперь изготовим тяпку () и будем использовать ее на блоки с землей. Земля станет распаханной, и, если на ней была трава, в вашем распоряжении окажется несколько семян.
Если трава вырасти не успела — обрабатывайте мотыгой любую лужайку, пока не накопите семян хотя бы на две грядки. Теперь осталось посадить семена в распаханную землю и подождать несколько дней до полного созревания. Осторожно собираем урожай (не ходите ногами по будущей еде!), распахиваем землю заново и сажаем все семена. Из пшеницы готовим по мере необходимости хлеб () и торты (); главное — хранить ее в снопах для экономии места (готовый батон будет занимать целую клетку).
В игре можно выращивать деревья (просто сажаем их в землю на освещенном просторном месте), кактусы (в блоке песка вблизи воды) и тростник (на земле вблизи воды). Кактусы можно пустить на зеленую краску или построить из них защитные укрепления, а из тростника реально получать сахар для торта и бумагу для книг (). Все, кроме пшеницы, не требует охраняемых грядок.
В это же время стоит организовать дома полноценное хранилище — наделайте сундуков и табличек, на которых напишите их содержимое — например, «Ruda» или «Ore». Вешаем табличку над сундуком и складываем в него соответствующее содержимое.
Когда вы добьетесь порядка, самое время будет украсить дом. Делать это можно с помощью картин (), книжных полок ( и ) и самодельной мебели. Картина выбирается случайным образом при каждом новом «повешении» на стену, ее размеры зависят от размеров стены. Хотите самую большую? Найдите стену 4 на 4 и вешайте картину в ее центр, пока не добьетесь желаемого.
Мебель делается из подручных средств. Сегмент деревянной лестницы () с двумя табличками по бокам — отличное кресло, два сегмента с табличками — диван. Каменная ступенька (), положенная на забор, дает столик, кровати обычно принято собирать из ступенек, блоков шерсти и таблички вместо спинки. Ну и, конечно, что же это за дом, если в нем не будет персонального портала в ад?