Рецензия в ЛКИ №10 2010
Каким бы развесистым и пышным ни было «древо танков» в World of Tanks, однажды игрок все равно дойдет до конца. И, что интересно, чем лучше вы будете играть, тем быстрее уткнетесь в «последний танк». Чем же заняться потом?
Куда дальше?
Все, дальше развиваться некуда. ИС-7, «Маус», Т30, или самая мощная САУ, или средний танк — все это куплено, объезжено и «нафаршировано» от и до. Экипаж гордо щеголяет 100% опыта — во всех трех специальностях, конечно же: ремонт, маскировка, пожаротушение. К этому времени все просчеты случайных команд становятся видны как на ладони, но бывает обидно, когда тебя оставляют одного на целом пустом фланге — и надеются, что выкрутишься сам. А ведь как гласит местная поговорка — «один тяжелый в поле не воин».
Игра во взводах помогает ненадолго, все-таки трое вместе — это уже сила. Но все равно, каким-то невероятным образом остальные двенадцать игроков умудряются терпеть поражение даже в абсолютно выигрышных ситуациях. Роты? Уже лучше, но ограничение в 90 очков не дает разгуляться — на пятнадцати ИС-7 не выехать. Но ведь играть все равно хочется, черт возьми! И остается последнее средство: кланы.
Объединения танкистов набираются по самым разным признакам: для кого-то важен процент побед игрока, кто-то требует определенные модели техники в гараже, а кто-то просто берет всех подряд, лишь бы были. Словом, если порыскать по официальному форуму игры, что-нибудь подходящее обязательно сыщется.
Но хорошо, кланы — это компания, это люди, с которыми всегда можно поискать приключений на свои траки, но где же эти приключения искать? В случайные-то бои командами по пятнадцать не пускают... Что ж, специально для клановых бойцов в игру введена «Глобальная карта» — место, где все желающие могут попробовать свои силы и занять Москву. Или Берлин. Или Швейцарию с ее лугами, горами, озерами и банками.
Европа разделенная
Карта находится не в игровом клиенте — ее придется просматривать отдельно, в браузере. Решение отчасти спорное, но оно несомненно удачно, когда на карту глянуть нужно (или просто хочется), а игру запустить не выходит. Например, на работе. Ну, или если ноутбук не справляется с требованиями игрового клиента.
Европа разбита на отдельные области — «провинции», — каждая из которых может контролироваться одним кланом и в каждой из которых может находиться не больше пятнадцати фишек, обозначающих бойцов клана. Чтобы в резерв добавилась новая фишка, зарегистрированный в клане игрок должен провести хотя бы один бой на технике не ниже пятого уровня. Естественно, чем больше фишек, тем большую территорию вы сможете эффективно защищать, но помните об ограничении количества игроков в одном клане в сто человек.
За владение провинцией в клановую казну каждый ход поступает некоторая сумма золотых монет — выделив область на карте, можно увидеть количество золота, которое она принесет за сутки. В широком масштабе провинции можно разделить на три типа:
Зоны высадки — именно через эти области кланы попадают на глобальную карту. Каждый день в прайм-тайм проводится турнир, победитель которого вступает в бой с текущим владельцем провинции. Ежедневно на высадку в одной зоне могут претендовать не больше шестидесяти четырех кланов. Важно, что на провинцию, обозначенную как «зона высадки», нельзя нападать из соседних с ней областей, — и получается, что клан, контролирующий ее, гарантированно должен выдержать всего один бой в день, тем более что ничья в нем считается в пользу защитника.
Столицы — это области с повышенным доходом. Их немного, но владение ими не только пополняет казну крупными суммами, но и, в первую очередь, престижно.
Прочие провинции — как и следует из названия, все территории, которые не «зоны высадки» и не «столицы». Доход от них разнится в некоторых пределах, но здесь важнее то, с какими территориями они граничат, насколько удалены от столиц и кем контролируются.
С каждой из провинций связана своя игровая карта. Какая именно — об этом вы узнаете, когда всем членам клана придет оповещение о том, что бой за провинцию или турнирный поединок назначен на такое-то время. К сожалению, в окне глобальной карты увидеть, какая местность ожидается в провинции, к примеру, Трумс, нельзя. Хорошо хоть оповещения приходят где-то за полчаса до боя и времени на подготовку и сбор команды остается достаточно.
Жизнь после высадки
После того как ваш клан победит в турнире высадки и выиграет бой с текущим владельцем провинции, станет доступна возможность выставить на карту ставку. Этот небольшой флажок обозначает место, где вы сможете вводить в бой новые силы — то есть выставлять на карту фишки из резерва. Естественное желание держать ставку поближе к месту боевых действий, чтобы свежие бойцы как можно скорее достигали линии фронта, лучше сдерживать — стоит потерять провинцию, в которой находится ставка, и новую позволят выставить только через сутки.
С подконтрольной зоны высадки вы сможете начать экспансию, передвигая фишки на соседние территории. Кого именно атаковать в первую очередь и стоит ли это вообще делать, смотрите по обстановке. Но если уж решились, помните, что, если кто-то уже решил атаковать ту же провинцию, что и вы, наверняка случится одно из двух: либо он проведет бой раньше вас и тогда, вполне вероятно, воевать вам придется совсем не с тем противником, с которым вы собирались; либо вы будете сражаться первыми и в случае победы придется еще и отбивать атаки, нацеленные на предыдущего владельца провинции.
В случае, когда два противоборствующих клана одновременно атакуют друг друга на границе одних и тех же провинций, назначается «встречный бой» — еще один поединок, победитель которого и будет атаковать вражескую провинцию, а побежденному останется роль защитника.
По-настоящему сложно становится после того, как будут захвачены две-три провинции. Если только вы не полностью выбили с карты клан, который их занимал, бывшие владельцы, вероятнее всего, захотят вернуть свою «собственность». И даже если старые хозяева уничтожены — наверняка на подходе уже свежая порция желающих занять ваше место на карте. В зависимости от степени везения кланам приходится выдерживать до десятка (а то и больше) атак в день. Каждый день.
Теоретически все бои должны проходить в «прайм-тайм» — на нынешней карте это 21:00 по Москве, — но поскольку одновременно все со всеми сражаться за одну и ту же провинцию не могут, бои «размазываются» по времени, и финалы турниров или последние схватки за провинции в час-два ночи — не редкость. Что ж, быть завоевателем Европы всегда нелегко. Спросите, к примеру, Наполеона. Или Цезаря. Впрочем, они все уже умерли...
Так что тут у вас будет два варианта. Первый: ощетиниться штыками, приковать самых слабых бойцов клана к компьютеру (чтоб не сбежали спать или к жене) и отбиваться из последних сил. Второй: постараться договориться о мире с соседями. Еще можно, конечно, просто вылететь с глобальной карты, сдавшись без боя, — но это же не вариант!
Договоры о мире даются не то чтобы очень легко. Что вы можете предложить такого, ради чего на вас не будут нападать? Да ничего. Разве что те, с кем вы договариваетесь, в этот момент очень заняты где-то в другом месте карты и согласятся не трогать вас в обмен на то, что вы прикроете их границы. А они спокойно отведут свои войска на другой конец карты, перебьют там всех и только потом придут за вами.
Вообще, учитывая еще не запущенный механизм официального оформления союзов — когда напасть на союзника просто так будет нельзя, придется сначала разорвать союз (уже одним этим дав понять, откуда ждать беды), — политика на нынешней глобальной карте напоминает... политику как она есть. Раз за разом на форуме игры всплывают жуткие истории предательства: один клан пообещал другому не нападать на него, а потом «предательски ударил в спину, как только мы вывели свои пять фишек из той провинции». Еще раз повторю: политика как она есть. Искусство красиво врать, если хотите. И в то же время устоявшиеся альянсы на карте есть и существуют уже продолжительное время — то есть с самого первого дня ее существования.
Пока что глобальная карта работает в режиме бета-версии с неполной гаммой возможностей. Многое у нее еще впереди: и расширение, и объединение с такими же картами европейского и американского серверов, и увеличение функциональности — та же дипломатия, наконец-то. Но уже сейчас страсти на ней кипят нешуточные: ведь любому приятно было бы рассказать историю о том, как он с друзьями бился за Москву. Или брал Берлин... Или хотя бы швейцарские банки.