Консультант:
Леша Гундоров (8 лет)
Наша оценка возраста от 7 до 107 лет
Не так уж часто нас балуют играми, в которых мы можем влезть в шкуру... простите, форму самого настоящего ниндзя. А что, если ниндзя этот — мини? Да вот он, юркий малыш в черном кимоно и катаной за спиной — Хиро, главный герой этой истории. Он вихрем пробегает по маленькому домику, собирается выйти наружу и... падает с лестницы. Бац лбом о землю! «Извините, я еще не прошел обучение!»
А пройти его придется, и ускоренными темпами. Мудрый наставник поможет Хиро завершить его буквально за несколько минут. К чему такая спешка? Ох, ужасный Владыка вернулся — после столетий мира и процветания. Он использовал магию Кудзи во зло и нарушил природное равновесие. Наловив безвинных лесных зверушек, он превратил их в своих безвольных рабов, темных самураев. А те ловили новых зверей, так что армия Владыки росла не по дням, а по часам.
Природный дисбаланс Кудзи привел к бесчисленным бедам и катаклизмам. Пожары, наводнения, землетрясения разрушали страну. Лишь старые замки Владыки стояли нетронутыми. А оттуда уже растекалась по селам темная армия.
Наставник отправил в ближайший замок Владыки одного ниндзя, тот не вернулся. Второй не вернулся тоже. И так произошло со всеми, пока не пришла очередь Хиро. Маленький ученик на скорую руку прошел обучение основам искусства ниндзя, овладел азами магии Кудзи, получил в подарок многофункциональную шляпу и отправился в путь.
«Отправляйся в глубины Нефритового леса, найди древний замок, повергни воинов-самураев, отыщи своих пропавших друзей и спаси мир!» Всего-то. Не многовато для мини-версии ночного воина?
Мини, значит — лучше
Когда появился анонс Mini Ninjas — все оценили забавную шутку по достоинству. Что? Этот малыш — родной брат молчаливого Сорок Седьмого, мрачных Кейна и Линча?! Ха-ха. Но на дворе было вовсе не первое апреля, а потом подоспела демоверсия — и сомнений больше не осталось. Разработчики из IO Interactive на недоуменные взгляды ответили так: «За то время, что мы делали игры про всех этих бесстрашных и угрюмых убийц, у нас успели подрасти дети. И мы захотели сделать такую игру, в которую нам было бы интересно поиграть вместе с ними!» (Ну наконец-то! А то порой кажется, мы одни тут ратуем за совместные игры с детьми)
Так вот, следуя зову сердца, датские разработчики придумали милую сказку. Иначе и не скажешь — именно так называется все, что происходит на экране.
Вот, скажем, ниндзя — бесстрашные ночные убийцы. Неужели наш Хиро — такой же? Вовсе нет, он же «мини»! Вот Хиро встречает на пути отряд воинов-самураев. Молнией проносится между ними, и те исчезают в клубах дыма. Никаких убийств, помилуйте! Малыш ловко раздает тумаки темноликим воинам, оглушает их ударом катаны и валит на землю. Обалдев от такого обращения, воины впадают в ступор, злые чары Владыки рассеиваются, и темные самураи превращаются обратно в четвероногих.
Был отряд воинов — стала стайка лесных зверушек: лисичек, зайчиков, енотов. Попадаются, впрочем, и куры, и лягушки, а воины покрупнее, оказывается, были пандами. Все это происходит одновременно, яростно, стремительно и весело. Со звонкими хлопками враги лопаются темным облачком, чтобы тут же разбежаться по окрестным лесам в первозданном виде. Мини-ниндзя Хиро идет дальше, а равновесие возвращается в покинутые земли.
Здравствуйте, ваше высочество!
Но ниндзя славятся не только боевым искусством, в первую очередь они — мастера скрытых перемещений, ловкачи, способные забраться куда угодно. Хиро нисколько не отстает от своих старших собратьев. Вскарабкаться во-о-он на ту скалу, чтобы достать статуэтку? Проще простого: оттолкнулся от уступа, подтянулся на другом, повис на руках, пробежался по стене над отвесной пропастью, серией прыжков от стен забрался повыше — все это привычные и легкие приемчики для нашего юркого малыша.
Глядя на Хиро, можно подумать, что он учился искусству передвигаться у принца Персидского. Или наоборот, сам Принц в детстве прошел подготовку именно тут, у местного наставника: настолько отточены и полны грации движения Хиро.
Но самое главное — Mini Ninjas выгодно отличаются отсутствием необходимости нажимать клавиши ровно в нужный момент. Карабкайтесь просто, карабкайтесь весело, карабкайтесь с нами и лучше нас!
Словом, непреодолимых препятствий для нашего ниндзя почти не существует. Но как он все это делает! С детским писком: «Кийя-я-я-я!» — наш малыш наносит удар ногой в воздухе. С искренней детской непосредственностью сожалеет о том, что у него не получается: разочарованно тянет: «А-а!» — и пожимает плечами. Смешно звучит топот маленьких ножек, когда Хиро ускоряется и пробегает по тропинке. Любое его действие, каждая анимация — все просто кричит о том, что мы попали в славный и добрый мультик. Или сказку.
Один раз увидеть...
Не отстает и визуальная часть игры. Возможно, кто-то назовет графику Mini Ninjas излишне простой, бедной, детской. Мы не будем возражать, отметим только: не простая — а схематичная, не бедная — а стилизованная, не детская... хотя да, детская. И это большой, просто огромный плюс!
шляпа-лодка.
Каждый кадр Mini Ninjas имеет свой фон. Зеленый, если мы в лесу, белый — если в горах, желтый или серый, когда Хиро в замке. На этом общем фоне обязательно будут яркие заметные детали: цветущий куст сакуры посреди поляны, черный валун в заснеженных вершинах, домик сохранения посреди поля.
Взгляд сразу цепляется за особенность, а дальше уже начинает бродить по окрестностям. Вон, за деревом, спрятался цветок — он будет куда лучше смотреться в нашем рюкзачке, вот блеснула гранью статуэтка, а там торчит гриб. При кажущейся простоте картинка Mini Ninjas может продемонстрировать мелкие детали, пленить приятными тонами и помочь игровому процессу, спрятав свои секреты от первого невнимательного взгляда.
Но все же основное ее преимущество — именно ощущение сказки. Тут повсюду стилизация: у воинов-самураев нет лица, только светящиеся из черноты шлема глаза, зверьки, кажется, улыбаются после освобождения от чар, движения Хиро одновременно изящные и смешные. Сочные, насыщенные цвета, схематичные объекты — ощущение, что смотришь мультфильм.
...и сто раз услышать
Звук нисколько не отстает от картинки. Редкий случай, когда уровень локализации ничем не уступает оригинальной озвучке, а иногда ее и превосходит. Актеры в самом деле играют роли, а не читают текст, и голоса подобраны с большим тщанием. Один шепелявит, другой подсвистывает, у третьего акцент, а четвертый так искренне истекает злобой и коварством, что сразу же вызывает восхищение.
Да и сами по себе звуки слишком... детские. Все в совокупности это вызывает умиление и умиротворение. Что вы говорите, мы тут врагов сотнями косим? С мечом в руках? Я и не заметил... По общему воздействию на игрока все происходящее в игре очень напоминает старые советские мультфильмы.
Мастер на все катаны
Игра ориентирована на старшее поколение не меньше, чем на подрастающее. Судите сами. В игре очень много возможностей. Типичную ситуацию со встречей на пути отряда воинов-самураев можно решить множеством способов.
Хиро — мастер боя, и вам не составит большого труда разбросать врагов по сторонам. А накопление энергии вам в этом только поможет — почти всегда в бою можно использовать суперудары и спецприемы. Вот Хиро взмывает в воздух, замедляет время и выбирает цели для атаки. Стремительное приземление — и все намеченные жертвы дружно превращаются в зверьков.
Хиро — мастер скрытных перемещений и действий. Ниндзя «включает» своеобразный stealth-режим и благополучно обходит воинов стороной. При желании можно подкрасться сзади и нанести удар, от которого нельзя защититься. Тоже выход, почему бы и нет?
Хиро — мастер могучей магии Кудзи. Она дает маленькому воину силу поразить самураев заклинанием — либо избежать боя: ниндзя переходит в астральный мир, вселяется в ближайшего тушканчика и в этом теле незаметно пробирается дальше.
Хиро — мастер алхимии. Он собирает по пути всевозможные ингредиенты. Из них (цветов, грибов, корешков) варит зелья. Увеличение и восстановление здоровья и магической энергии, магический щит, уменьшающий энергию вместо здоровья при ударах, пси-щит от стрел, зелье превращения в рыбу...
Хиро — мастер-универсал. Вместо магии, он может защититься от стрел широкой шляпой, полученной от Наставника в самом начале игры. И на этой же шляпе переплыть речушку. И есть еще уйма способов спасти себя при помощи подручных средств.
Хиро — мастер друзей. Он находит пропавших мини-ниндзя, посланных Наставником, и с этого момента может в любое время поменяться с ними местами. Одно нажатие кнопки — и вы уже не Хиро, а могучий увалень Футо. Он обратит врагов в бегство одним своим видом, но страшно неловок — пропасть лучше перескакивать другим персонажем.
И куда я все это положу?..
Сами видите, перепробовать все возможности — дело непростое. Сев за игру, ребенок может ненадолго потеряться. Инвентарь? Зелья? А как сделать это? А как сделать то? К счастью, игровые подсказки будут помогать не только на первом, обучающем уровне, но и дальше, каждый раз, когда игрок сталкивается с ситуацией впервые. Если же ваш ребенок запамятовал, «как сделать это», — всегда есть кнопка подсказки.
И этот момент в игре двойственный. С одной стороны — возможностей и впрямь немало. А с другой — никто не заставляет вас ими пользоваться. Вы можете пройти игру без алхимии, магии и одним только Хиро. Если бы разработчики заставляли... ну хорошо, подталкивали нас использовать все это богатство хотя бы изредка — играть было бы еще интересней. А так все богатство остается на уровне «здорово, очень здорово, но только попробовать». Хотя, возможно, это справедливо в большей мере для взрослой аудитории.
Это важно: на момент выхода этого номера журнала наверняка будет доступен патч. Установите его, потому что иногда г-н Mini Ninjas изволит желать странного: ролики тормозят, игра вываливается на рабочий стол. Рекомендации есть в текстовом файле, но помогут ли они именно вам, неизвестно. Лучше перестраховаться.
Трогательная и поучительная сказка от создателей бессердеч-
ных игр.
Все время, пока мы играли, нас тревожило непреодолимое желание: посмотреть эту сказку в виде мультфильма. К великой нашей радости, аккурат после выхода игры разработчики обмолвились о возможности создания мультсериала по мотивам игры. Нам бы, конечно, лучше полнометражный анимационный фильм — но и так тоже неплохо. Ждем.
Заключение экспертов:
Леша Гундоров: Быть маленьким ниндзя здорово: он знает кучу приемов, классно дерется и смешно превращается в животных. Было весело меняться героями и играть разными ниндзя. Да и боссы — их было сложно победить, но мы нашли способ справиться с каждым! И еще игра красивая.
Денис Гундоров: В этой сказке хорошо все: и многочисленные возможности, и веселые яркие поединки, и множественные пародии на другие игры, фильмы и персонажей. Нашлось место нехитрому, но увлекательному сюжету и морали в простой и доступной форме. А главное, игра отлично подойдет не только ребенку, но его родителям. Я лично видел, как в Mini Ninjas с исключительным азартом рубились два взрослых дядьки, и лица их были полны радости.