Консультант:
Соня Фаддеева (9 лет)
Наша оценка возраста от 2 лет до 6 лет
«Кто сказал, что учить стихи тяжело, неинтересно и занимает много времени?» — прочитали мы в анонсе игры и задумались. Не мы — это точно. Стихотворения надо попробовать на вкус — а дальше они будут заучиваться сами. Конечно, идеальный вариант — читать и сочинять стихи вместе с родителями. И неважно, если вы рифмуете палка-селедка, главное, чтобы вы делали это с удовольствием. Я совершенно серьезно: вам всего-то надо дать почувствовать чаду, что стихи это здорово, — а рифмы он возьмет сам из книг. Но если вы категорически не в силах породить даже глагольную рифму, придется воспользоваться плодами прогресса.
Итак, кот Парфентий. Подборка произведений в игре — выше всяких похвал. Разработчики поделили их между тремя учителями. Кот Васька — он вам встретится первым — собирает стихи про кошек, тут и Цветаева, и Гафт, и Хармс. Толстый, умудренный годами Принс — ценитель поэзии Востока, в его арсенале Хайям и целый букет японских поэтов. А Лукерья, неуловимо похожая на учительницу младших классов, — солидная сокровищница классики и поэтов XX века.
Игра проста, как частушка, — кот с выражением читает вам стихотворение, а потом вы собираете его построчно, выбирая правильный вариант из предложенных. Система разучивания такая: вы заучиваете по одной строчке, каждый раз повторяя все стихотворение сначала, — не знаю, правильная ли это система, но я в детстве учила именно так.
Сценаристы, надо сказать, оттянулись от души — это безусловный плюс игре. Они вносят в изучение поэзии то самое хулиганство, без которого все превращается в тоску и скуку. Для каждой строчки вам дают три варианта — исходный и два придуманных. Если навести курсор — Парфентий их с выражением прочитает. Рекомендую. Варианты отличаются отсутствием рифмы, или размера, или смысла, а то и вовсе подходят идеально.
Озвучка также выше всяких похвал. Конечно, есть некоторая опасность, что ребенок потом все стихотворения будет читать с подмяукиванием, но так как техника у всех котов разная — вряд ли. Да и оно того стоит. Сам Парфентий зачитывает и оригинальные, и безумные варианты равно старательно и невинно — вы и ребенок найдете каждый свой повод для радости.
Скажем:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими
(А больше ничего уж и не надо?)
(Из рук же дурака лишь золото бери?)
(Из рук же дурака не принимай бальзама?)
Вообще, лучше бы вам присоединиться к чаду — вместе вы получите от игры много больше, вспомните много хороших подзабытых стихов и поговорите о поэзии. Возвращаться к каждому произведению можно сколько угодно раз.
Кроме того, если вы будете играть вместе, можно начинать уже года в два, и это будет совсем небессмысленно, в противном случае придется подождать, пока ребенок хотя бы чуть-чуть не начнет читать.
Если запоминать получается хорошо и вы опасаетесь, что ребенку станет скучно, — сделайте так. Пролистайте стихотворение классика (оно длинное) вперед, не дав ему прочитать. И пусть он «сочинит» его сам. Иногда выбор абсолютно очевиден — а порой и вы тоже запутаетесь. И пусть ребенок сколько угодно делает неправильный выбор — в сущности, чем больше, тем лучше. Пусть он даже в паре мест останется в убеждении, что «его» вариант лучше (разработчики тоже так думали). Лучше так лучше — хотя желательно, конечно, обосновать свое мнение.
Не забудем также, что у ребенка формируется то, что он будет искренне считать врожденной грамотностью. А значит, корректор должен быть одним из главных членов команды. А потому «банановые шкорки» «в выши высокой» лучше бы ему не видеть, иначе «мордочку свою не вороть» не получится. И, признаемся честно: выражение «читать стих» — чистой воды жаргонизм. Хулиганство хулиганством — но к поэзии должен быть какой-то пиетет.
Единственная существенная проблема в том, что игрового мира, в сущности, никакого нет — все пространство игры ограничено лужайкой пять метров диаметром и для надежности обнесено забором. На этой лужайке сидят, как прибитые, три кота — и между ними бродите вы. В догонялки бы, что ли, поиграли? Зато травка колышется, деревья шуршат — и все выполнено в честном 3D — низачем не нужно, но приятно глазу. Собственно, разработчики предполагали, что вы предварительно сыграли в аркаду «Парфентий на даче» с теми же героями и мысленно взяли игровое пространство оттуда, вот только откуда игрокам про это знать?
Есть и еще одна причина присоединиться к ребенку — учителя, конечно, говорят «молодец», но, не выучив все произведения у всех троих, никаких поощрений вы не добьетесь. Можно, конечно, прижать его к стенке вопросом «что я еще не выучил?» — он вяло признает, что все выучил, но и только. Да и финальная сцена: «Надо же, он знает столько же стихов, сколько мы втроем!» — исполнена без огонька.
Если вам показалось, что это негативная оценка, — нет, я порекомендую это коллегам. Но эту игру есть куда совершенствовать, и я очень рассчитываю увидеть развитие этой идеи.
Заключение экспертов:
Соня Фаддеева: Стихи интересные, и сделано смешно, только очень нудно, что каждое обязательно приходится повторять с самого начала раз по десять, и все время повторяются одни и те же фразы. «А теперь давай все повторим, чтобы запомнить...» — я уже давно запомнила! И еще там совсем нечем заняться. Но зато мы придумали много новых стихов.
Светлана Фаддеева: Очень неплохо. Особенно если тема получит продолжение, а опечатки, наоборот, потеряет. Каждая строчка сопровождается субтитром — полезнее всего она будет детям, начинающим читать. Многочисленные повторы озвученного текста позволят ребенку попутно развить и этот навык.