Консультант:
Соня Фаддеева (9 лет)
Наша оценка возраста от 6 до 10 лет
Конечно, я ходила на премьеру — можно подумать, у меня были варианты. В Штатах вот фильм вообще лидирует по кассовым сборам по итогам года — похоже, энергичные американские дети согнали в кинотеатры вообще всех родителей.
Разглядывая мыша, вооруженного изрядной швейной иглой, думаешь — привет Рипичипу! Но Десперо, в отличие от льюисовского собрата, совсем не воинственный и уж точно безо всяких симптомов воспаленного достоинства. Он просто очень храбрый. Ведь Рипичип всю жизнь страдает от своих мелкоскопических размеров, а Десперо своих по рассеянности как-то и не заметил. Но одно (кроме видовой принадлежности) их роднит — Десперо, безусловно, тоже рыцарь. Романтический и возвышенный средневековый рыцарь из сказки. Но это и есть сказка!
Под стол пешком
Итак. Как полагается во всякой порядочной аркаде, мы бежим. Бежим, деремся, разгадываем головоломки. Тут вы неизбежно вспомните еще одного сородича нашего героя. Если вы в прошлом году играли вместе с нами в «Рататуй» — сравнений с крысом Реми вам не избежать. Конечно, Десперо занимает гораздо более активную социальную позицию. Но бег по здоровым сундукам, прыжки с горшка на кувшин и висящие в воздухе сверкающие кусочки сыра, которые надо собирать на бегу, — все это слизано напрямую из «Рататуя». И если детская память бывает коротка, то вас дежавю начинает донимать еще в середине обучающего процесса.
Правда, через некоторое время их пути разойдутся — Десперо все-таки предпочитает есть, а не готовить. Зато много. Но, преодолевая препятствия, вы не раз вспомните французского кулинара.
Зато уши Десперо, как мы быстро выясняем, обладают достоинствами парашютного шелка — надуваются с характерным звуком и позволяют хозяину планировать на местностью не хуже иной белки-летяги.
Слушай пластинку — смотри картинку
Десперо Тиллинг родился в одноименной книге Кейт ДиКамилло, и разработчики нисколько этого не скрывают. Я бы сказала — наоборот. Вся игра оформлена как книга сказок — Десперо прыгает в нее, едва войдя в игру. Уровни в игре представлены шестнадцатью главами. Персонажи «вырастают» из карандашных набросков, перетекают в иллюстрации, в картонные фигурки и потом обретают плоть компьютерных персонажей. Главы перемежают ролики, связывая сюжет. Симпатично.
Бережно и художественно сделан обучающий режим — старший брат учит Десперо жизни. Жизнь выходит довольно разнообразная: разными комбинациями клавиш бегаем, прыгаем, лазаем, пролезаем в щели, карабкаемся по свечам... Воруем сыр, врезаясь в него, — все вполне традиционно. Кстати, если мимо сыра промахнуться — он поползет за вами сам, сам врежется и съестся. Взвод кусочков сыра сжимает вокруг героя кольцо... куда там взрослым с их Сайлент-Хиллом.
Деремся — мышью, простите за каламбур. Экстравагантный Караваджо станет вашим учителем и за скромную плату сыром и блестящими пуговицами научит вас фехтовать. Для начала — колом в виде зубочистки. Скоро вы начнете убивать врагов, и в пуговицах для Караваджо недостатка не будет.
А дальше — все по плану. Любящие родственники вышвырнут вас в подземелья замка, кишащие голодными крысами, а вам надо будет оттуда выбраться, принцессу — спасти, дракона — убить! Или наоборот?.. Нет, кажется, все-таки дракона убить... Словом, такой малый рыцарский набор.
На все про все — 16 уровней. Противников, конечно, много больше, чем в фильме, и препятствий — значительно больше. Лазает Десперо, вскрикивая, сопя и отдуваясь, очень натурально — дети сначала очень сопереживают. Но недолго. Во-первых, упасть дадут не всегда — а во-вторых, если свалитесь, начнете локацию заново. Сохраняться посреди уровня нельзя, и уже после пятой попытки его уже почти не жалко.
Самые прилежные — те, кто дотянет до конца, смогут за шестьсот кусочков наворованного сыра купить костюм повара или рыцаря. Лучше, конечно, рыцаря! Это благородней.
Но как звучит!
Отдельно надо отметить локализацию, бережная озвучка много украшает игру — а работа «1С», как всегда, на высоте. Технический уровень игры хорошим переводом исправить невозможно, а вот повысить художественный — очень даже можно (как, впрочем, и понизить). Особенно к этому восприимчивы детские проекты. Медалью проект обязан усилиям «Сноуболла» — без него не натянул бы.
Все стало бы еще лучше, если продублировать вставки из мультфильма. Я понимаю, что это затрагивает вопросы правообладания, — но детей-то жальче! Попытки смотреть на видеоряд и субтитры одновременно провоцируют расходящееся косоглазие в первые минуты игры.
А уж зачем субтитры в прекрасно дублированном игровом процессе, и вовсе непонятно. Вот подсказки — это уместно. Но, освободившись от субтитров, их можно было бы сделать всплывающими и оставить экран для игрового процесса.
К сожалению, при несомненных достоинствах это типичная лицензионная игра. Продукт, который ставит на желание детей погонять любимого героя и нисколько не претендует на самостоятельную ценность. Сделать бы игре интересный сюжет, заложить какую-нибудь изюминку.... Глядишь — и еще одна мышка пополнила бы ряды наших игровых любимцев.
Заключение экспертов:
Соня Фаддеева: По смыслу игра больше для мальчиков — драки, погони. А мальчики говорят — для нас. Для кого игра-то?
Светлана Фаддеева: Ребенок может занять себя игрой сам, если у вас есть такая потребность. Но в целом, приходится признать — довольно скучно. Все это уже было.