Консультант:
Артем Хорев (3 года)
Наша оценка возраста от 3 лет
Игры от Уилла Райта всегда были близки по духу детям. Он словно создавал их с прицелом на детскую аудиторию, любознательную и готовую раскурочить все, что попадется под руку. И в SimCity, и в SimCopter, и тем более в The Sims можно было играть как с конструктором — экспериментируя, комбинируя элементы, напуская на города чудовищ или устраивая тарарам в одном отдельно взятом кукольном домике.
Симулятор жизни Spore не стал исключением — большая часть его прелести заключена именно в конструкторах, где можно создать целую цивилизацию по собственному вкусу: от количества ног до внешнего вида зданий и техники.
Spore, в общем-то, недаром хвастается тем, что в нее можно играть с трех лет. Фаза «бактерии» — не сложнее «Пакмана», разве что покупка новых жгутиков может затруднить ребенка, впервые севшего за игру.
Следующая фаза — конструктор многоклеточных существ — тоже потенциально богатая область приложения сил. Приделывать и убирать конечности, глаза, уши, пасти и хвосты, раскрашивать и украшать объект экспериментов можно долго, и справится с этим нехитрым занятием любой. Зверя в любой момент можно допинать до маленького тестового полигона, где он покажет свои возможности: спляшет, пообщается с детенышами и помашет лапками. Там же его можно сфотографировать и даже заснять на видео.
А вот игровая фаза существа уже чересчур сложна для трех лет. Она требует базовых навыков обращения с компьютерными играми и умения разобраться в интерфейсе. Если просто гонять зверя по полям, его, может быть, и не сожрут, но сам он будет раз за разом подыхать с голода (особенно мрачные перспективы вырисовываются перед хищниками, так что умение жевать валяющиеся вокруг фрукты — жизненно важно). Кстати, избавить животное от перспективы голодной смерти может оперативное спаривание — не обязательно при этом навешивать на зверя эволюционные механизмы, важно, что новое поколение вновь будет сытым.
Пожалуй, оптимальный возраст для первых двух этапов — 6-10 лет, хотя и родители не удержатся и обязательно сварганят себе хотя бы дюжину экзотических зверьков. Заодно обсудите с ребенком теорию эволюции. Для ребенка очень важно, что сочиненные им организмы немедленно населяют игру в качестве независимых персонажей, а если вы не поленились зарегистрировать игру в интернете — то и мировые просторы тоже.
Это редкий случай — игра, которую вы можете предложить детям, сделана в формате «для больших»: масштабно и дотошно. Стоит найти время и вступить со своим ребенком в соревнование за лучшую зверюшку.
Остальные фазы игры — племя, цивилизация, космос — уже не так интересны в освоении: резко усложняется интерфейс, а игровой процесс, наоборот, становится плоским и сводится к нехитрому принципу «перебить всех». Если попробовать по старинке дружить с первобытными соседями при помощи песен и танцев, первый же вражеский рейд в стиле «топоры против дудочек» лишает иллюзий. Только неразумные звери могут позволить себе дружелюбие. Разумная жизнь в Spore жестока: хочешь мира — готовься к войне.
Этап цивилизации — одна большая война. Силовой захват городов и ресурсов — самый простой способ «глобализации», и он намного эффективнее переубеждения, дипломатии и попыток перекупать города. Зато только здесь у нас появляется возможность заняться архитектурными и конструкторскими изысками. Проектировать дома в Spore интересно: деталей огромное количество, и многие из них можно не только растягивать и крутить, но и чуть-чуть видоизменять: например, поднять симпатичный шатер над средневековой башенкой.
Это же относится и к боевой технике. Ее внешность совершенно не важна в бою, но это не главное: важно лишь то, что при желании сконструировать можно корабль, летательный аппарат или танк совершенно безумного вида. Собственно, больше в стадии цивилизации делать нечего.
Космос — штука заманчивая, но дико неудобная: хочется обустраивать планеты и делать на них куличики в форме конфет, а игра заваливает нас совершенно ненужными заданиями и вынуждает сражаться в трехмерной полярной системе координат: даже для взрослого это задача нетривиальная и на редкость мозголомная. Чтобы более или менее освоиться в космосе, нужно быть как минимум лет десяти и уметь разбираться в аркадах. Жаль, что столько звезд пропадает зря. Конечно, объемная галактика и атмосфера планет помогут освоиться в трех измерениях, но, скажем так, лучше делать это в играх с более толковым и дружелюбным интерфейсом.
В Spore есть бациллы. В Spore есть зверюшки. Наконец, там есть множество интереснейших конструкторов. Жаль только, что издатель не предусмотрел в Spore «семейной» игры — и позволил заводить лишь одну учетную запись на одну копию игры. Ничего не поделаешь, придется делить планеты: «Эта твоя, а эта моя».
Заключение экспертов:
Тимур Хорев: Бегающие по полям зверьки и множество оригинальных и простых в освоении конструкторов — все это вполне искупает невнятность поздних этапов игры. Бактерии и существа правят бал, а играть в цивилизацию совсем не обязательно.
Артем Хорев: Надо создать своего зверя, чтобы он лучше всех плавал и охотился. Тогда он будет есть других и получать их плавники и другие полезные штуки. А если своего зверька как следует воспитывать, ему дадут мозги, и он сможет выйти на сушу. Можно переделывать его много раз. У нас с папой всегда выходят разные звери, и они ни на одного зверя в зоопарке не похожи