Консультант: Лева Унжаков
«История учит одному: ничему-то она не учит» — изящный каламбур Гегеля в процессе стремительного развития человечества нисколько не теряет точности. Понятно, что исторические примеры привлекаются, как правило, не для того, чтобы объективно оценить прошлое, а с банальнейшей целью обосновать сомнительное настоящее или призыв к страстно желаемому будущему. У науки истории нет строгой теоретической базы, и ее выводы невозможно подтвердить экспериментом.
Вообще, ну никак не наука эта история, и все тут — по крайней мере, для приверженца точных наук. Вот и мучился закончивший физмат папа сомнениями: может, и не надо ее учить? К чему перегружать мозг ребенка всеми этими датами и именами? Может, лучше поставить Everquest и пусть плотничает, ящички «крафтит»: пусть виртуальная, но все же прибыль! Плюс трудовое воспитание подрастающего поколения! («Уж лучше ящички «покрафтить» — семейная идиома, обозначающая занятие настолько бессмысленное, что даже нудный и ненужный процесс производства ящиков для продажи в виртуальном мире — дело полезное и нужное.)
Но гуманитарий-мама в этом вопросе была строга и непреклонна! Без знания истории огромный пласт культуры выпадет из жизни сына, много первоклассных произведений будут пониматься им выхолощенно и урезанно, если вырастить ребенка без представления о том, что было когда-то и как это было. Даже в стратегию какую-нибудь подрастающий малыш будет играть с большим интересом и осмысленностью, если будет знаком с канвой событий, если будет знать, что нечто (и что именно) подобное было и в реальном мире.
Увы, рынок компакт дисков, посвященных истории, оказался довольно неказист. После разведки ситуации боем нашей добычей стали:
Кузька. Путешественник во времени.
Занимательная наука Всемирная история. Интерактивная энциклопедия.
Дракоша по следам великих битв.
Дракоша по следам великих полководцев.
Дракоша и новейшая история мира.
История по-тролльи
Честно говоря, сюжет игры не блещет ни новизной, ни разнообразием. Юный тролль Кузька со своим другом — механиком парка аттракционов — должны собрать ветряную мельницу, снабжающую электроэнергией аттракционы. Детали, естественно, разбросаны по всем временам и эпохам. И вот два мученика детского паркового отдыха мчатся на плохо прорисованном паровозе по американским горкам, а вы выбираете, в какую аркаду сыграть, чтобы отнять у времени очередную деталь.
Сами по себе игры местами интересны, но вызывают ощущение дежавю. И если напрячь память — очень сильно напрячь, — то поплывут перед глазами картинки далекого прошлого: «Универ», «БэКашка», уже тогда бывшая реликтом, и первые игры на ней, загружаемые с магнитофонной кассеты. Вот откуда, на папин взгляд, черпали вдохновение авторы «Кузьки». А одну игру с диска вспомнят, наверное, даже и ваши бабушки-дедушки, дорогой читатель! Называется она «Посадка на луну», и видел ее папа на чуде армянской нанотехники электронно-вычислительной машине «Наири» в далеком тысяча девятьсот семьдесят каком-то году.
Снедаемых ностальгией по прошлому маму и папу древность предлагаемых им развлечений нисколько не огорчила, они абстрагировались от плохого звука и доисторической графики и с удовольствием, хоть и очень недолгим, поиграли в давно забытые игры. А вот современный и избалованный мальчик, всем своим видом показав, что это, по его мнению, никуда не годится, отказался даже пробовать... А если говорить не об аркадах, а собственно об изучении истории, то гарантируем: с «Кузькой» вы ее наверняка не выучите. Слишком мало ее в этой игре, ее назначение лишь в том, чтобы кое-как связать между собой развлекалочки.
Всемирная история как наука занимательная
На этом диске слоняться по различным временам придется для того, чтобы найти похищенного профессора. Умилила папу мотивировка похищения светила науки: дети плохо знают историю, а спасая профессора, они восполнят пробелы в знаниях. Именно это заявляет главный и довольно милый злодей ошарашенному таким нетривиальным объяснением мальчику, и тот берется за дело... Предупреждаем: придется много полазить и, хочешь не хочешь, выслушать массу полезных сведений. Впрочем, слушать легко и приятно, и сопровождается историческая информация вполне качественным видеорядом и веселой ненадоедливой музыкой.
В довольно сносном объеме изложена здесь история древнего Египта, Греции, древнего Рима, средневековья и индустриальной эпохи. Почему-то авторы решили ограничиться только Европой. Думаю, что было бы нетрудно вставить чуть-чуть об Азии и об Америке. Энциклопедия бы от этого только выиграла. Немного подкачали игры, разбросанные по различным эпохам для оживления процесса обучения. Из всего набора нам понравилась только одна — «Бой слонов». И тем не менее, как сухой остаток, можно смело сказать, что после этой программы ребенок понял основную канву развития человечества, осознал — в первом приближении, — что после чего произошло, познакомился с некоторыми знаковыми событиями в истории и, что особенно ценно, сделал это весело и без отторжения.
История по-драконьи
Следующие три диска воспринимаются как единый цикл, стремящийся охватить существенную часть истории, но с явным милитаристским уклоном.
Тема первого диска показалась и мальчику, и папе захватывающей. Войны — вечные спутники человечества — ведутся по поводу и без оного на протяжении всего развития цивилизации. Абстрагировавшись от сложных экономических, политических, демографических, территориальных и религиозных составляющих, лежащих в основе всех войн, создатели программы оставили самое вкусное — великие битвы. Вот тут-то бы и можно развернуться: сначала рассказать, что было, потом смоделировать небольшую игру по мотивам того, как это было... Почему бы не дать детишкам, назло расхожему афоризму, пооперировать историей в сослагательном наклонении? Но, видимо, необходимый для такого подхода кропотливый труд авторы диска сочли нецелесообразным и ограничились тем, что к событийному рассказу — вполне, впрочем, качественному — добавили невзрачные, слабенькие аркады. Пройдя этот диск, мальчик и папа сильно расстроились...
Чтобы приступить ко второму диску драконьей серии, посвященному великим полководцам, им пришлось уговорить себя, что «во всяком безобразии что-то есть хорошее», и настроиться на позитивное восприятие. И оказалось, совсем не зря! Рассказы о полководцах оказались интересными и забавно сопровождались веселой музыкой, иногда создающей довольно фривольный фон, если учесть серьезность иллюстрируемых ею событий. А главное — маленькие игры между теоретическими выкладками стали заметно качественнее, в них появилась живость и непритязательное обаяние.
Аркады чередовались с головоломками. Покидав копье с башни, чтобы помочь Дракоше отбиться от нападающих конных рыцарей, малыш может занять себя заковыристой головоломкой. Признаемся честно — есть в игре задание с расстановкой ядер, так оно оказалось под силу только незамутненному детскому уму: папа с мамой так и не смогли в нем разобраться. И все вместе: папа, мама и Лева — палили из пушки по кораблям в мини-игре « Адмирал». Ну не может, в конце концов, «тупая железка» победить коллективный разум, составленный из трех высокоинтеллектуальных (очень хочется верить) индивидуумов.
Последний диск драконо-исторической трилогии посвящен новейшей истории. Его мы вскрывали с трепетом: сможет ли Дракоша порадовать нас еще и рассказом о временах не столь отдаленных? Не выдохся ли?
Видимо, авторы в душе остались мальчишками: из всего многообразия двадцатого века ими отобраны две войны и освоение космоса. Правда, не будем кривить душой, освещены они полно и отчасти интересно (а от другой части — занудно...). Во всяком случае, голос чтеца мальчик слушал внимательно и по окончании каждого кусочка приговаривал: «Это тоже интересная история». Хотя чуть позже и сознался: «Было интересно, но половину слов я, вообще-то, не понимал». Слова и вправду сложноватые — Коминтерн да Атланта, — но зато сама идея рассказать мальчику о недавней истории оказалась довольно плодотворной. Он поинтересовался у мамы, давно ли были эти войны? И, получив ответ, вдруг осознал, что одна — когда дедушка и бабушка были маленькими детьми, а другая, когда маленькими были прадедушка с прабабушкой. Бабушка — вот она, тут, рядом, а прабабушка и прадедушка — пусть никогда и не виденные, но вроде бы реальные, связанные с мальчиком люди. Вот и начало вырабатываться у ребенка ощущение собственного места в мировой истории.
Разработчики сумели поддержать высокую планку, взятую ими во второй части трилогии в отношении связывающих повествование игр. Опять аркады стали семейным праздником. Сначала мы со смехом стреляли из доисторического «Максима» по картонкам, изображающим усатых немцев, выскакивающих из окопов, — отдельное спасибо за то, что в этой игре избежали излишнего натурализма; ни к чему он в столь нежном возрасте. Потом увлеченно гоняли на танке, отстреливаясь от самолетов, палили по кораблям из торпедной установки и старались успеть поймать в тележку снаряды, производимые пятью непрерывно работающими конвейерами. В конце мама с папой даже повысили свой родительский авторитет, правильно расставив фамилии под фотографиями исторических деятелей минувшего века. Теперь мальчик при встрече опознает по внешнему виду не только Горбачева, Хрущева, Брежнева, Сталина и Ленина, но даже Маргарет Тэтчер и Мао Цзе Дуна. В общем, вечер удался не только в познавательной, но и в развлекательной части.
А что касается игр и обучающих программ по истории в целом... Видимо, они, так же как и сама историческая наука, финансируются ныне по остаточному принципу. Несмотря на отдельные находки и достижения на имеющихся дисках, масштабных проектов нет. И почва-то вроде благодатная! Столько можно придумать: разыграть знаменитую битву или поставить ребенка руководить проектом изобретения и постройки автомобиля, но раз за разом на всех дисках все сводится к простейшему тандему: скучноватый рассказ о событии плюс простенькая стрелялка в награду — спасибо, хоть костюмированная под нужную эпоху.
Но, может, реально отойти от затертых штампов и создать что-нибудь действительно стоящее? К примеру, детский вариант «Цивилизации» даст малышам гораздо больший импульс к изучению истории, чем просто рассказики с небольшими игровыми развлечениями в промежутках. Случаются чудеса в жизни, и, может быть, опомнится наконец какой-нибудь профессионал (ну хоть бы даже и немец, раз уж большинство профессионалов в обучающих играх немцы, авось немецкий взгляд на историю окажется достаточно объективным), и выйдет в свет, скажем, диск «Информатикус — история» или, например, «Баба-Яга путешествует по античности», «Мышка Мия и Наполеон» или даже «Клиффорд в средневековом мире»!