Консультант: Вика Ленская (10 лет)
Наша оценка возраста 7-14 лет
Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!
Григорий Горин, «Тот самый Мюнхгаузен»
И ведь я собиралась. Собиралась написать в ретро-раздел «Косой линейки» о старой-престарой игре The Incredible Machines. Да, той самой, в которой надо было кидать мячик, чтобы он привел в действие чертика из табакерки, чтобы он выпустил воздушный шарик, чтобы повернулся блок, чтобы взорвалась хлопушка, чтобы взлетела ракета... Такой старой — 1992 год для MS DOS и Macintosh, в 1993 году вышло продолжение для Windows 3.1. В той игре из небольшого набора разных штуковин надо было собирать машинки и выполнять задания, используя условно-физические свойства предметов (мяч катится или падает вниз, воздушный шар летит вверх, сжатая пружина распрямляется и толкает). В те времена это был, безусловно, хит. Разумеется, разработчики игр еще неоднократно возвращались к этой идее, однако нельзя сказать, чтобы какие-нибудь ремейки завоевали особую популярность. Вероятно, дело в том, что в играх подобного типа не так просто соблюсти баланс. Ведь если уровни окажутся слишком простыми, игрок не почувствует вызова, а просто расставлять детали по местам неинтересно. А если игра будет слишком сложной, игроки будут то и дело упираться в кажущуюся неразрешимой задачу — и тоже бросят играть!
И еще — не знаю, обращаете ли вы внимание, что на страницах нашего журнала чисто логические игры появляются достаточно редко? А все потому, что такому проекту очень трудно сделаться шедевром. Конечно, игра будет замечена, если принесет что-то кардинально новое в игровой процесс, то есть предложит новый способ игры (как это было с первыми Incredible Machines). Но чаще, чтобы игру можно было рассматривать как произведение искусства, она должна позволять достроить игровой мир, быть хотя бы небольшой, но частью какого-то сюжета.
Компания Trickster Games уже отличилась на рынке компьютерных игр, выпустив «пластилиновый» квест «Танита, или Морское приключение». И, готова поспорить, ее сотрудники сами любят поиграть и в свое время не обошли стороной The Incredible Machines. В своем новом проекте они решили совместить невероятный сюжет и красочно-игрушечный антураж «Таниты» с очаровательным безумием «немыслимых машинок».
Герой для такого совмещения выбран весьма подходящий. Барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, известный тем, что всегда говорит только правду, находит выход из любого, казалось бы, безвыходного положения и обожает рассказывать о своих приключениях. Чтобы строгие игроки не могли упрекнуть нашего персонажа, что-де такого не бывает и вообще не может быть, действие у нас происходит мало того, что в компьютерной игре, так еще и на театральной сцене! У артистов все может быть — ручные дрозды живут в скворечнике и приносят яблоки, голова лося яблоки с аппетитом ест, предметы попадают из одной запертой камеры в другую, и вообще происходит все, на что хватило фантазии разработчиков и что уместилось в двадцать сцен.
Это интересно: на официальной странице игры можно скачать истории, с которых началась жизнь барона Мюнхгаузена в литературе. Представлено три автора — Готфрид Август Бюргер, Карл Лебрехт Иммерман и, наиболее известный из них, Рудольф Эрих Распе.
А двадцать сцен — это очень и очень немало. В каждой сцене надо осознать логику происходящего, найти, чем мы можем оперировать, и понять, чего, собственно, мы всем этим собираемся добиться. Наградой за правильное решение будут аплодисменты (правда, почему-то, не нам, а Мюнхгаузену), занавес и смена декораций. Зато если мы что-то сделаем неправильно, шишки набивать тоже не нам, а барону. Впрочем, он не унывает. Сохранять бодрость духа после очередной неудачи — полезное умение.
Игра не претендует на то, что ребенок выучит какой-нибудь важный школьный предмет или познакомится с полезной профессией, как большинство игр для детей. Задача этой игры — совсем не обучение, а просто развлечение. Разве можно научиться чувству юмора? А оно очень пригодится. Когда очередной раз чувствуешь себя балбесом, обнаружив, что задача, над которой битый час ломаешь голову, решается просто, как «скажи друг и войдешь», — без юмора просто никуда.
Не знаю, к достоинствам или недостаткам игры следует отнести то, что авторы не слишком щедры на подсказки. Видимо, они солидарны с Ричардом нашим Псмитом во мнении, что не следует водить игрока за ручку. Пусть сам разбирается, а упрется в тупик или допустит оплошность — придется начинать все заново. На каждом уровне действуют свои закономерности, которые приходится выявлять методом проб и ошибок. Даже если вы находите бумагу, про которую точно понятно, что это подсказка, самая настоящая, — не обольщайтесь, перед вами очередная головоломка или ребус.
Порой Мюнхгаузен просто вводит игрока в заблуждение. Например, он говорит, что самое время зарядить пушку, как только мы возьмем ядро. Нет, не самое время! Ежу понятно, что ядра лежат рядом с пушкой для того, чтобы их в пушку заряжать. Но вот время для этого надо подбирать очень тщательно — как только пушку зарядишь, она выстрелит, и будет обидно, если ядро попросту улетит в синее небо. Хорошо хоть запас ядер бесконечен.
Заключение экспертов
Вика Ленская: Игра очень похожа на старые мультфильмы про Мюнхгаузена, которые еще мама в детстве смотрела. Только здесь это происходит в театре, иначе бедному Мюнхгаузену точно никто не поверит. Наверняка те, кто делали игру, тоже в детстве его любили. Игра немного сумасшедшая, но интересная. Иногда очень сложная, надо звать маму. А часто я могу решить задачку, а мама нет!
Нина Белявская: «Приключения барона Мюнхгаузена на Луне» — игра на любителя. Она для тех, кто любит участвовать в авантюрах и терпеливо решать трудные задачи, кто готов к неожиданностям и любит шутки. Мне бы хотелось, чтобы она нашла своего игрока.