Мы продолжаем публикацию рассказов из серии «Сказочная бюрократия». Иван Магазинников, геймдизайнер Katauri Interactive, пишет их «в режиме реального времени» специально для вас. Как-то, читая отзывы игроков, он заметил, что образ бюрократии в игровом мире вызывают неподдельный интерес. И создал в ответ целый сказочный бюрократический мир.
Рыцарь в законе
— Ну, чешуйчатый, будь здоров! — Рыцарь одним ударом добил израненного дракона и сам без сил повалился на каменный пол. — Все, отлетался...
— Эй, сэр рыцарь, вы уже закончили? — раздался тихий шепот у входа в пещеру.
— Да, господин Регистратор, можете приступать к работе.
В пещеру на цыпочках прокрался сухонький человечек с огромной книгой под мышкой. Он осторожно подошел к туше дракона и потыкал ее в бок ногой.
— Итак, сегодня, 25 июля, в два часа пополудни сэром рыцарем Илидором был изничтожен гад крылатый, именуемый драконом Урборофорсом, — зачастил Регистратор, записывая под собственную диктовку. — Изничтожен методом усекновения головы рыцарским мечом. Все верно, сыр рыцарь?
— Верно. — Илидор приподнял меч, демонстрируя пятна крови на лезвии.
— Можно попросить вашу лицензию драконоборца?
— Да пожалуйста. Не волнуйтесь, не просрочена. — Рыцарь протянул бумагу.
Писарь аккуратно переписал номер лицензии и дату действия. Затем достал линейку и тщательно измерил дракона вдоль и по окружности, результаты занес в свою книгу. Отковырял чешуйку и сунул в карман — для отчетности.
— Итак. Согласно законам королевства, четвертая часть изничтоженного гада уходит в королевскую казну. Так?
— Да, верно.
— Пятая часть идет на взнос Рыцарской гильдии, в коей вы изволите состоять. Верно?
— Выходит, так. — Рыцарь нахмурился, пытаясь подсчитать оставшуюся долю, но голова взорвалась дикой болью, и он махнул рукой. Пусть считает тот, кому за это платят.
— Налог на недвижимость! Пять процентов...
— Погоди! На какую недвижимость?
— Вот — лежит, не шевелится. Место занимает.
— Но-но...
— Шучу! Вообще-то я имел в виду пещеру, за которую дракон исправно платил налог в казну. Пять сотен квадратных футов. Она ведь теперь вам принадлежит, если в ближайшие дни родственники покойного не заявятся...
— Вот через три дня и запишешь, понял? А не то...
— Хорошо-хорошо. Пятнадцать процентов пойдет на компенсацию жителям разоряемой драконом деревни. Еще пять — за пользование воздушным пространством.
— Так он же дохлый!! Какое еще пользование?
— Действительно, — вычеркнул строчку Регистратор. — Кстати, насчет родственников — им ведь компенсация полагается... За моральный ущерб.
— Как объявятся, так и поговорим. Будет им... ущерб... — Рыцарь крутанул меч, заставив писаря отшатнуться.
— Экологический налог. Десять процентов.
— Чего?!..
— Вон какая куча в углу лежит, загрязняет экологию.
— Так она же в пещере лежит! Что она здесь загрязняет?
— Вы ведь на лошади приехали? — сменил вдруг тему Регистратор.
— Конечно. Но у нее все справки в порядке.
— А разрешение на верховую езду?
— Вот, — протянул свиток драконоборец.
— А дорожный налог уплачен? Страховка? Какой пробег у животного?
— Слушай, ты... Я тебя зачем с собой взял? Животное замерить, изничтожение гада освидетельствовать и подвиг в Реестр занести, чтобы я отчитаться мог. А ты тут что устроил?
— Так положено! Все по закону, строгая отчетность...
— Ладно. По закону. Что я там еще должен по закону? Много осталось?
— Да нет, ерунда. Сиротский налог, цеховые взносы, меч вами был взят напрокат под пять процентов... Еще справка о здоровье...
— Я показывал бумаги от медикуса!
— Да не вашего. Его здоровья, — указал писарь на тушу.
— Справка о здоровье дохлого дракона?
— А вдруг он чумой был болен? Так. Еще храмовое пожертвование и оплата услуг Регистратора первой категории. Вот, собственно, и все. Итого с вас четверть эквивалента рыночной стоимости вот этого животного...
— Погоди... То есть я еще и должен остался?!!
— Все по закону, — промямлил писарь. — Иначе подвиг не зачтут и убийство признают незаконным. А это чревато последствиями...
— Стой, погоди... Это что там? Неужто золото драконье? Так я сейчас разом со всеми твоими налогами разберусь, — обрадовался сэр Илидор, разглядев мешки в углу пещеры.
— Вот и чудненько, вот и замечательно! Кстати, а лицензия охотника за сокровищами у вас есть? А в гильдии состоите? Опять же услуги оценщика, налог с трофеев...
— Нет у меня лицензии. — Рыцарь отшатнулся от заветных сундуков.
— Значит, не имеете права! Если только дракон не наследовал вам эти ценности. Нет? — с надеждой заглянул он воину в лицо. — Кстати, я могу продать вам лицензию и членство в гильдии... и справку. Со скидкой!
— Сейчас я тебе покажу скидку! — надвинулся Илидор. — Кстати, я тут вспомнил кое-что. Когда я вошел в пещеру, дракон уже валялся дохлый. Точно, так и было.
— То есть как это?
— Да самым наглым образом! Валяется, и все, и ни в какую!.. А на ком мне, спрашивается, подвиг совершать?
— Тогда вы никакого права не имеете ни на тушу дракона, и подвиг я зарегистрировать не могу.
— Верно, не имею, — улыбнулся рыцарь.
— А на кого же мне факт смертоубийства записывать?!
— А вон, видишь, из пасти ноги торчат? По всему видать, этим рыцарем змей и подавился.
— Ох, беда, да как же я с него налоги брать буду?.. Надеюсь, он оставил здесь сумку с документами.
— Наверняка оставил! — отступая к выходу, подтвердил Илидор, с души которого сорвался камень размером с гору. — Вот с него и спрашивай как с убийцы! Главное — экологический налог не забудь! — прокричал он, вскакивая в седло и пришпоривая коня.
Очередь за царством
— Ну, кто тут последний? — Принц Эрик соскочил с коня у хвоста очереди, которая больше походила на вооруженную толпу во время государственного переворота. Вот только стояли в ней люди сплошь респектабельные. На головах некоторых — короны всевозможных форм и размеров, и у всех на одежде сверкают фамильные гербы.
— И это все принцы? — с ужасом прошептал он.
Жаль, что советника пришлось оставить у ворот Регистратория — вместе с гвардейцами, которых идентифицировали как «движимое имущество, несущее угрозу увечья и смерти», — его помощь была бы кстати.
— Принцы, герцоги, короли в изгнании, несколько графов и даже целый странствующий рыцарь! Две сотни душ, — подтвердил вяло обмахивающийся золотой короной юноша.
— И все хотят стать наследниками короля Вильгельма?
— А ты что, явился сюда за справкой о совершеннолетии? Не каждый день королевства раздают даром!..
...И он был прав. Земли давно поделены между королями всех возрастов, вероисповеданий и политических взглядов. Молодые и старые, умные и глупые, все они держались за свои троны руками и ногами, а иные — так и вовсе зубами, у кого они еще не выпали от старости и несбалансированного питания.
Всех родственников, ближних и дальних, короли давно выгодно пристроили. Например, короли-соседи Людвиг Восьмой и Арчибальд Угрюмый переженили по двенадцать своих детей между собой. А так как у них дочерей и сыновей было поровну, Тасконская провинция двенадцать раз сменила подданство, выступая в роли приданого. Воевать же опасно: развяжешь войну — тут же все набросятся скопом в надежде отхватить если не провинцию, так хоть деревеньку.
Волю умирающего от чумы короля Вильгельма — передать свой трон в руки «достойнейшему из принцев, буде такой отыщется», — восприняли с энтузиазмом все обладатели хотя бы капли голубой крови. Добрая часть желающих выбыла из соревнования, не собрав нужных документов. Родословная в трех экземплярах (до десятого колена), справка от медикусов в двух экземплярах, регистрационная ведомость, справка о составе правящей семьи, справка о доходах королевства, документ о трудовом стаже в должности монарха или свидетельство о наследовании по праву крови... и прочая, и прочая...
Те, кто собрал все бумаги, явились в назначенный день к зданию Регистратория, на запись...
— Так кто последний? — переспросил Эрик.
— Принц Айрам, по прозвищу «Последний», — хохотнул здоровяк в короне набекрень, больше похожий на сына кузнеца. — А за крайнего у нас вон то Бледное Высочество. Верно, любезный? — обратился он к худощавому юноше с белым лицом.
— Я не крайний! Я перед вами стоял! — оскалился тот, демонстрируя внушительные клыки. — И не Бледное Высочество, а Принц Тьмы!
— Повозникай у меня, кровосос! Живо в глаз засвечу. — На ладони здоровяка возник огненный сгусток, вынудив принца вампиров в страхе отшатнуться.
— Эй, Рико, бледнолицый прав и стоял здесь раньше, — вмешался юноша с гербом королевства Ирем на груди. — Что-то ты спешишь! Папенька твой, говорят, тоже вне очереди вскарабкался, отравив братца? Генеалогическое древо твоего рода гниловато, это все знают!
— Да я тебя сейчас! — засопел грубиян, и огненный шар вырос вдвое.
— Заткнитесь оба! — Растолкав толпу принцев, вышел смуглый юноша, явно уроженец восточных земель.
— Смотрите, кто пожаловал! Никак эмирский выкормыш... — расплылся в улыбке Рико. — И тебя тоже огнешаром приласкать, принц из восточной сказки?
— Джинн! У тебя действительна лицензия на работу с официальными документами? — в пустоту произнес смуглый и прислушался к чему-то неслышимому. — Хорошо. Тогда преврати в пыль все бумаги этого нахала. И любого, кто вздумает устраивать беспорядки!
— Эй-эй! Пошутить уже нельзя! — погасил заклинание принц Рико. — Держи своего исполнителя желаний на привязи. Так, бледный, ты теперь будешь вот за этим эльфом, а я за тобой... Кстати, а разве эльф имеет право на трон человеческого королевства?
Эльфийский принц смерил присутствующих высокомерным взглядом и сунул здоровяку под нос свиток.
— Тьфу, — сплюнул тот, — развелось полукровок, плюнуть некуда.
Эрик осмотрелся.
Споры между принцами шли повсюду. Сверкали клинки и заклинания (и как только пронесли?), летели в оскорбления и перчатки.
— ...Когда мой прадед на трон взошел, твой веслами на галерах махал!
— ...А у тебя корона фальшивая!
— ...и это родословная? Да у моей собаки вдвое больше!
— ...Сами вы дурак, ваше высочество!
— ...от высочества слышу!
Дрались принцы изобретательно. На мечах и на кулаках, магией и стенка на стенку. Иные с визгом вцеплялись друг другу в волосы, норовя укусить куда помягче или изорвать бумаги соперника. Удушливое облако из ароматов сотен парфюмов накрыло площадь у Регистратория, сшибая на лету голубей и даже мелких дракончиков.
— Эй, куда без очереди? — раздался голос Рико.
Принц Эрик заметил мужчину в черном плаще, пробирающегося в начало очереди.
— Слышь ты, голубая кровь, пшел прочь с дороги, — прошипел незнакомец, показывая ему бумагу с печатью. Эрик скис и отошел в сторону.
Человек в плаще снова заработал локтями и коленями, расталкивая принцев. Где нужно — отвешивал пинка, самым упрямым — показывал загадочный документ. Прочитав его, претенденты грустнели и покидали очередь. Добравшись до двери, незнакомец вскочил на возвышение.
— Господа всякие высочества, попрошу внимания! — зычно объявил он.
— Ты еще кто такой? Что-то я ни герба, ни короны не вижу, — вышел вперед один из принцев. — Из каких монархов будешь?
— Я всегда был за демократию и, глядя на вас, еще больше убедился в верности своего политического курса. Я не принц, а доктор. И как раз вчера получил лицензию на исцеление королевских особ от инфекционных заболеваний, в том числе от черной чумы.
— Так это значит что — королевства не будет?..
— Заходите лет через сорок, — улыбнулся доктор. — А сейчас подите вон, господа, выздоравливающему нужен покой!