— Колдун! Почему ты бросил камень душ на себя, а не на паладина?!
— Очень уж жить хочется.
подземные голоса
Шум волн, накатывающихся на песчаный берег. Призрачное мерцание звезд над головой. Мурлоки бормочут что-то недоброе сквозь сон, вдали подвывают псоглавцы и печально шумят одинокие вихри — пыльные дьяволы.
Это Закатный край. Посмотрите на темный восток — и вы увидите угрожающие силуэты шпилей проклятого Лунного Ручья. Взгляните на запад, где белеет полоска прибоя, и вы увидите яркий столб света, прорезающий тьму. Луч не хочет оставаться на одном месте, он мерно и бесконечно описывает круги вдоль горизонта, то упираясь в холмы, то обращаясь к Великому морю. Это луч маяка, зажигающегося каждую ночь с начала и до конца времен.
Когда колдунам надоедает тишь и покой Кузни, они вызывают адского демона и... отпускают его на волю. |
На берегу у маяка редко появляются искатели приключений. Но в этот раз свет привлек внимание странного на вид низкорослого гражданина. Этот тип был одет в зеленые штаны кукольных размеров и красную шелковую рубашку. Его лысину обрамляли седые волосы, почему-то с сиреневым отливом. Кривые ноги, крючковатый нос и физиономия, прошу заметить, глумливая.
— Ну что, мой адский друг с непроизносимым именем, — пропищал он дискантом. — Мы снова здесь. В том самом осеннем краю, где когда-то гулял старикан. Почти в том самом, хоты разницы все равно не найти. Ты рад?
Темнота молчала.
— Войны, рейды, кинжалы из-за угла... В наше время от ордынца не дождешься рыцарского поведения, если его к нему не принудить, не правда ли?
Кто-то крупный и плечистый явственно шевельнулся за спиной странного гражданина. Из темноты донеслось утробное бурчание.
— Не знаю, как тебе, мой немногословный друг, а мне здесь нравится, хотя поверить в любезных троллей трудновато. Впрочем, довольно болтовни. Я уже собрал масло. Пора нам навестить призрачного капитана, чтобы обменять маслице на пару тысяч единиц опыта.
Обладатель сиреневых волос спрыгнул с обрыва на песок, и из темноты за ним выплыло странное существо — синее, безногое, безликое, бесформенное. Запястья гиганта охватывали широкие желтые браслеты, а глаза его горели белым неугасимым огнем.
Штормовой — культурная столица
В Кузне нарисовался орк, и его никто не трогает! Что дальше — братания с мертвецами Сильваны? |
Паладин открыл глаза. Вместо успокаивающих сводов Кузни над его головой зияло эльвинское небо.
«Приснится же такое... — несколько раздраженно подумал он. — Интересно, к чему снятся гнумы с сиреневыми волосами? Надо будет спросить эльфийку».
Гном недолюбливал Штормовой, называл его про себя «нашей Венецией», но он сам сбежал сюда из Кузни, «города лагов», спасаясь... вовсе не от клаустрофобии (гномам она не присуща), а от ужасных толп и многоминутных задержек на аукционе в часы пик. Это стало возможным, когда разработчики услышали молитвы недовольных масс.
А случилось это так: примерно через неделю после окончания зимних праздников, когда исчезли бесследно и разукрашенные ели, и подарки, мир основательно тряхнуло — демиурги ввели в действие дополнение 1.9.
«Леса текут, моря горят, мышь в камне утонула, а в Кузне в двух шагах от тронного зала самого Бронзоборода теперь дежурит здоровый орк верхом на варге, — ворчал паладин. — И целых два гнома-стража охраняют его как дипломатически неприкосновенного эмиссара Орды! Прежде такого не позволяли. Прежде за это наказывали!»
Что делает Орда в нашем метро? Ждет поезд, конечно! |
Орк прибыл в Кузню по очень важному делу, связанному с таинственными Вратами Ан-Кирадж в Силитусе, скрывающими два элитных подземелья. Но старому паладину не было до этого никакого дела — куда больше его обрадовал новый аукцион, открывшийся в Штормовом. Именно он и объединенные чаты крупных городов позволили гному переехать в гордый белокаменный город на опушке Эльвинского леса.
Так поступили многие. Кузня и Оргриммар перестали быть столицами! Филиалы аукционов появились в Подземном городе, на Громовом Утесе, в Штормовом и даже на Дарнассе. Знаменитый «нейтральный» аукцион Гаджетзана тоже перестал быть уникальным, его отделения выросли в других городах гоблинов — Заливе Трофеев и Эверлуке. И прежний призрачный Штормовой ожил; площади, мосты и каналы наполнились шумом и гомоном настоящих приключенцев, освободившихся из-под власти гномьих денег.
Мертвецы Схоломанса атакуют толпами в лучших традициях зомби-боевиков. Замечтался герой, и ему крышка. |
Здесь и проводил гном свободное время, прогуливаясь по набережным «Венеции». Он заходил в храм света полюбоваться витражами, поднимался в крепость, чтобы вежливо поздороваться с семьей наместника и гневно фыркнуть на приключенцев, засидевших приемную, — именно отсюда они отправлялись на поля сражений. Он вспоминал прошлое, разглядывая местных NPC — вот идет за водой, покряхтывая, старушка Эмма. Вот бежит мальчик, размахивая отнятой у девочки куклой. Нищий старик выпрашивает монетку, а экскурсия сирот чинно разглядывает достопримечательности.
Паладин бездельничал. Чего там — с приходом версии 1.9 он враз лишился всех талантов — и благословения королей, и освящения земли, и даже печати команды — и по сей день не распределил их заново по трем переделанным паладинским веткам. Да и до потери талантов всего пару раз он посетил с рейдами подземелья Стратхольма и Схоломанса, выиграв неплохие штанишки и новый одноручный меч.
В полную противоположность паладину, эльфийка-священница скакала и летала по всем доступным подземельям, нанизывая уровень за уровнем.
Еще вчера считавший ее юной девицей, пригодной лишь для Номергана, гном сильно удивился, когда увидел эльфийку, гарцующую на буром полосатом тигре.
— Ага, так вот для чего ты занимала у меня пятьдесят золотых?
— Именно. Правда, киска прелесть? И заметь, вторую половину взноса я оплатила из своего кармана! Прости, надо бежать — опять зовут в Ульдаман поклонники моего лекарского таланта.
— Увидишь старого шутника Гримлока, передавай привет! — крикнул паладин вслед.
Потом он сел на скамеечку, достал старые записи и принялся читать...
Средь шумной толпы
Каждый день в столицах Азерота собираются десятки рейдов Альянса и Орды, чтобы зачистить подземелья. Зычным голосом лидеры выкрикивают на площадях зазывалки, называют предпочтения и уговаривают сомневающихся. Вопреки всеобщему мнению, найти для рейда лекаря не так уж и трудно. Куда сложнее создать толковую толпу, сбалансировав группы по классам.
К новому году — каждому паладину по новому коню! |
Куда обычно уходят герои? К шпилю Черной Скалы. На Чумные земли, в колдовскую крепость Схоломанс и на тяжелый северный город мертвецов — Стратхольм. Идут герои охотиться на людоедов Булыжника. К Расплавленному Ядру случайная группа не пойдет — самые высокие подземелья штурмуют только боевые гильдии.
Должность у лидера рейда нервная. Он выбирает людей и отвечает перед ними за успех всего похода. И дело даже не в том, чтобы не пропустить в рейд поклонников древнего искусства ниндзюцу. Против ниндзя помогает «авторитарный» способ распределения ценностей. Куда опаснее неумелые игроки, лентяи, беззаботные дети и иностранцы, которые не знают по-английски ни слова.
Рейд из случайных людей — это настоящая русская рулетка. Неважно, что в принципе шпиль Черной скалы можно пройти впятером. Игроки — большие выдумщики, они всегда найдут новый способ запороть даже пробег рейда из десяти человек. Притом рейда, составленного по всем правилам подземельной науки: воин для битья, священник (врач) с друидом (медсестра) и парой паладинов (санитары), маг (бомбардировщик), плюс еще несколько классов по вкусу. Казалось бы, что тут может случиться? Но уходят рейды в небытие, складываясь в совершенно банальные стычки, и снова, раз за разом, чертыхаясь и оценивая стоимость ремонта, бегут герои с кладбища.
Черный бык с розой в руках — это будни ролевого мира. |
Последний случай в LBRS показал это со всей зловещей наглядностью. Группы собрались, телепортировались в подземелье и начали бой, казалось бы, успешно. Но рано расслабился лидер — Лирой подкрался незаметно, и на одной из развилок (перед боссом — волчицей) группы пошли в разные стороны, потянув на себя сразу две группы монстров.
Начался паноптикум! Герои попали в окружение. Орки Черной Скалы и их верные варги бегали и давили магов, лекарей и колдунов, пока ошалевшие воины и паладины пытались привнести в царящий бардак хоть какой-то элемент порядка. Паладин тщетно бросал на себя и на лекарей непробиваемые щиты. Он не сумел даже принести себя в жертву во имя жизни священника — так быстро полегли врачи.
Когда все было кончено, прозвучал сакральный вопрос:
— На ком-нибудь был камень душ?
— ...
Паладин собрал все свое ехидство и сообщил всем, что «зато у меня есть курица!»
Мерцающие обломки
Даже и не припомню точно, зачем паладину под Новый год понадобилось покупать у разбойника зеленые очки. Наверное, чтобы переслать эльфийке — очки по слухам можно было разобрать и выудить из обломков ценный чародейский ингредиент. Паладин сторговался на полтора золотых и, поскольку уже улетел из Кузни по делам, предложил разбойнику выслать очки наложенным платежом.
Через пару минут в чате появился сконфуженный разбойник и сказал:
— Ты знаешь, в честь праздника я решил выслать тебе эти очки бесплатно. Счастливого Нового года!
— Спасибо большое!
— Да, и еще вдобавок к ним я решил выслать тебе полтора золотых. Ты не мог бы вернуть мне хотя бы половину этой суммы?
Тут паладин все понял — разбойник, неопытный в почтовых делах, вместо посылки очков наложенным платежом выслал нужную сумму вместе с ними! Деньги паладин незадачливому торговцу вернул, а очки переправил священнице «на запчасти».
Да, эльфийка пошла в чародеи! Она разочаровалась в выделке шкур — в подземельях не так много животных, да и до тех раньше добираются герои «первых рядов». Священники в бою обычно стоят позади и сосут лапу.
Именно поэтому второй профессией священницы (к инженерному делу) стало чародейство. В игре любую вещь «зеленого» качества и выше можно разобрать на чародейские вещества. При этом вещь исчезает, а на руках у чародея появляется сонная пыль, большие и маленькие мерцающие обломки или более ценные эссенции вечности и бриллиантовые обломки — число базовых ингредиентов для наговоров трудно подсчитать даже приблизительно. Для каждой вещи в игре «прописан» список возможных деталей, на которые она распадается. Все зависит от везения и, конечно, от качества, уровня и редкости «разбираемого» предмета.
Вопреки всеобщему мнению, главная статья доходов начинающего чародея — вовсе не чары на заказ. Некоторым просто некогда стоять на площади и выкрикивать: «Продаю чары +3 ловкости к браслетам по сходной цене!» Проще поставить на аукцион ингредиенты. Некоторые из них ценятся очень высоко, а пара ненужных вещей «на запчасти» у священника, который не вылезает из подземелья, всегда найдется.
Собственно, для начинающего чародея это единственный способ поправить пошатнувшиеся финансы. Профессия модная, чародеев вокруг много, и никому мелкие чары особенно не нужны. Приходится покупать на аукционе ингредиенты и колдовать над собственными вещами снова и снова, повышая уровень. А чародейский овес в наши времена так дорог, что на полноценную прокачку профессии от нуля до максимальных трехсот единиц уйдет не одна сотня золотых.
К паладину подкралась эльфийка и заглянула через плечо в записи.
— Все пишешь? — спросила она. — Мемуарничаешь?
Паладин улыбнулся:
— Не такой я и старый. Вот разберусь с новыми талантами и напрошусь в рейд. Мы ведь теперь можем благословлять нескольких человек за раз. Схожу на мертвецов в Стратхольм или на людоедов в Булыжник. Я ведь еще о-го-го! А ты, родная, постоянно в бегах и заботах. Ты-то как?
— Я очень просто. В двух словах: Номерган, Алый монастырь, Глубины Бритвенной топи, Ульдаман.
— Подробнее, сестра, подробнее!
Рука врача колоть устала
В руках священника — жизнь или смерть группы. |
Если паладина можно сравнить с санитаром, шамана — с медбратом, а друида — с интерном, то священник в группе всегда главврач. Не особенно важно, по какой ветке развития он пошел — по «теневой» или по «святой». Он всегда лечит лучше, такая уж у него клерикальная доля.
В окрестностях тридцатых уровней священников сильно не хватает потому, что они очень быстро проскакивают их и уходят в отрыв. Поэтому на поздних двадцатых эльфийку постоянно зазывали в Номерган, и там она накручивала уровни, искала друзей и собирала всю магическую «синеву», до какой могла дотянуться. Особенно ей приглянулся редкий электромагнитный реактиватор — на вид железка с вращающимся радаром, по сути — тряпичная шапочка с изрядной прибавкой к интеллекту и силе духа. Для священников это идеальная комбинация — они сильно зависят от магической энергии: интеллект ее прибавляет, сила духа быстро восстанавливает ману между боями. Никто не любит ждать, когда между боями священник садится «водицко-попицко».
Десятый раз пройдя Номерган вдоль и поперек, эльфийка поняла: даже это мрачное место, наполненное загадочными механизмами, роботами, прокаженными карликами, троггами и вредными сигнализациями можно понять и полюбить.
На тридцать четвертом уровне поток опыта от подземелья заметно снизился. Эльфийка растерянно стояла у почтового ящика в Тинкертауне и размышляла о том, куда ей отправиться дальше. Но все было уже решено за нее.
— Не сходишь с нами в Алый Монастырь? — схватили ее за рукав.
Эльфийка мысленно сожрала лимон, постаралась придать лицу строгое независимое выражение и ответила:
— Не возражаю... если у вас, конечно, хорошая группа!
— О, лучше не бывает! (в сторону) Стенька, наши мытарства окончились, я нашел священника!
Я несу возмездие во имя Элуны
Мы, священники — люди особого склада. Если спросить, к какому классу священник ближе, ответ будет парадоксальным — к воину! Да, именно так! Не «похож», а именно «ближе». Лекарь и воин — это аз и буки, инь и янь, Лелек и Болек, Тарапунька и Штепсель. Две части единого целого, хребет группы, залог успеха и ключ к нему.
Когда наведен мост через вечность, когда клирик и боец находят друг друга среди мирской суеты, все остальное отходит на задний план. Эти двое — главные. Большие шишки. Они командуют парадом. От них все зависит. Если они сработаются, вольются в жесткий боевой ритм подземелья, группа пролетит его как на крыльях. Если нет — от гибели не спасет ни маг, ни разбойник (разве что паладин подстрахует, сдержанно выругавшись сквозь зубы).
Хмурый воин и ворчливый доктор. Они друг друга понимают. Они уважают друг друга. Они доверяют друг другу:
— Этот не даст мне погибнуть.
— Этот сделает все, чтобы удержать монстра на себе.
Плоха та группа, в которой при живом священнике и воине на первый план выходят другие классы. Паладин отлечивает после каждого боя? Охотник держит «aggro» в слабеющих руках? Такой группе не жить.
В грамотной команде все, кроме нашей сакральной пары, играют вторые роли. Усилить, подстраховать, помочь добить — вот их задача. Они должны стать тенями во мгле — в первую очередь, для монстров.
Вторая роль — не значит «простая роль». «Убивателям» (маг, разбойник) нужно учиться с энтузиазмом бить врагов, но при этом уметь ловко прикинуться ветошью и не отсвечивать, чтобы священник не тратил драгоценную магию на лечение одетого в кожу разбойника.
«Универсальным солдатам», таким, как шаман или друид, надо уметь блистать гранями, выставляя в лучшем свете нужную в данный момент сторону своей натуры.
Классам «поддержки штанов», таким, как паладин, следует поддерживать благословениями всю группу и вовремя подставлять крепкое плечо в случае неприятностей.
Секреты подземного консилиума
Магическая энергия священника — священна. Звучит смешно, зато это истинная правда. Расходовать ману попусту — преступление против природы. Почему это так важно? Да потому, что в синей полоске священника плещется не что-то, а жизнь всей группы! От того, сколько будет магии в закромах у врача, зависит еще и скорость прохождения подземелья.
Поэтому хороший священник должен быть всегда немного Плюшкиным. Возьмем простой пример: был бой, вся группа жива, но случилось так, что пара монстров соскочила с воина, и теперь половина группы ходит понадкусанная. Можно встать в эффектную позу, вознести молитву лечения и «добить» полоски здоровья у всех до максимума. Но зачем? До следующего боя здоровье восстановится само, ведь параметр «силы духа» есть у каждого героя.
Второй пример: разбойник «сорвал» на себя монстра и теперь жалуется на легкое недомогание — трети здоровья как не бывало. Можно бросить на него лечение, но зачем? Ведь «танком» все равно будет воин. Разбойник, который дважды подряд снимает с танка монстра, — плохой, негодный разбойник, а такие нам не нужны. Пусть воюет аккуратнее или гибнет.
Лучше оставить героя потрепанным, чем потратить лишнюю магию (это правило не относится к основному танку, он всегда должен быть свеж и здоров). Нельзя допускать «оверхил» — так называется объем лечебных процедурок, пропавших впустую из-за того, что сила заклинания была выше, чем необходимое количество лечения. Чем меньше этот параметр, тем лучше священник. Экономика должна быть экономной!
Есть два главных подхода к лечению: «часто и понемногу» (на сленге «спам флешек») или «редко, но большими заклинаниями». Первый намного проще, но на частые оздоровительные процедуры тратится больше магии. Второй экономнее, но опаснее: малейший сбой связи, и воин падает на землю с растерянным выражением лица. Чаще всего второй стиль применяется на сражениях с мощными и опасными монстрами, когда удельного объема лечения малых заклинаний просто не хватает. Правило пяти секунд гласит: магическая энергия священника начинает восстанавливаться только через пять секунд после последнего заклинания. А вывод из правила простой: чем реже священник будет говорить свое веское слово, тем больше у него останется магии.
Так что заклинание большого лечения — выбор опытного священника.
Маленький механический йети — из тех йети, что ведут себя тише воды, ниже травы. Второе — в буквальном смысле. |
Смешно и страшно выглядят герои, которые пытаются взять на себя обязанности танка, не будучи к этому приспособленными. Таков разбойник, который раз за разом тянет на себя монстра, «выпивает» всю ману священника, подставляет всю группу и закономерно гибнет, чтобы потом начать кричать: «Почему меня не лечили?! — Видишь ли, священники лечат танков, и проблемы воров их не волнуют. — Нет, священники должны лечить всех! — (группа хором) Заткнись, нуб!»
Ужасен карлик-маг, который всерьез вообразил себя маленькой бомбочкой и полюбил прыгать в толпе монстров, рассыпая магию массового поражения. Он, что называется, играл с динамитом и приходил домой убитым, каждый раз безмерно этому удивляясь.
Когда в группе попадается одно ходячее чудо — это еще не совсем плохо, потому что остальной коллектив может указать ему на ошибки в мягкой или грубой форме. И чаще всего они это делают — никто не хочет лишиться священника из-за одного безрукого героя. Куда страшнее, когда вся группа состоит из таких персонажей. Один раз мне попалась группа, в которой охотник танковал, размахивая секирой, а воин издали стрелял по монстру. Поневоле задумаешься, в какое заведение провели интернет на этот раз — в цирк или в сумасшедший дом.
Всю дорогу эльфийка смеялась и рыдала, пока на середине подземелья группу не настиг закономерный конец.
Тяжело ли быть священником? Все зависит от пациентов. С хорошей группой священник отдыхает (или скучает — кому как), разбрасывая щедрой рукой сеятеля защитные пузыри, мелкие лечильные заклятья и восстановительные уколы. С посредственной группой священник работает, находясь в постоянном напряжении и готовности броситься на амбразуру, исправляя ошибки других героев.
С плохой группой священник не выходит из состояния перманентного стресса. И очень часто только врожденное добродушие не дает ему устно отправить всех к Искаженный Нижний мир и пойти на поиски другой группы.
Алые воины всех сильней
Здесь у каждого героя есть старший брат. Воин скажет: «Монастырь проходить легко, совсем не то, что Расплавленное Ядро». Все дружно вздохнут: «Да-а-а...» |
Алый монастырь — бесценный источник опыта и ценностей для всех героев от средних тридцатых до ранних сороковых. Но при этом монастырь — еще и источник больших проблем для Альянса, так как находится он на севере исконных мертвецких земель — Тирисфальских равнин, и путь к нему пролегает через окрестности Подземного города. Орда не всегда ценит желание Альянса повоевать с алыми фанатиками, и гибель на пути к монастырю — обычное дело.
Эльфийка, впрочем, гибла нечасто. Она обычно шла кружным путем через восточные Хиллсбрады мимо кокона Даларана, обходя вход в Подземный город и городок Брилль с севера, где высокоуровневого ордынца не сыскать днем с огнем. Опасен монастырский коридор — там часто проявляют удаль молодецкую разбойники шестидесятого уровня. Но ведь не для пригонки пробок изобретены зелья невидимости!
Второй способ безопасно попасть в монастырь — напроситься в группу, в которой есть колдун. Хорошо работает фраза: «Я бы с удовольствием, но мне тут нужно кое-что сделать в Кузне — вы меня призовете, когда доберетесь до места?» — и глазами хлоп-хлоп. Еще ни один колдун не отказывал, за что всем им большое спасибо. Пару раз мне даже удавалось напроситься к чужим колдунам, которые в этот момент сидели у входов в подземелья монастыря и поджидали кого-то свои группы.
Найти группу уже на месте несложно, особенно в часы пик — желающих побороться с командором Могрейном или Иродом всегда хватает, группы собираются и распадаются на ходу. Пару раз эльфийка подключала к делу паладина — пока она смирно сидела в монастыре, тот подыскивал для нее соратников, сидя в Кузне.
Чтобы с чистой совестью отправиться на покорение монастыря, стоит сначала навестить Солончаки. Там в селении Альянса обитает посланец монастыря брат Антон — сам по себе вполне мирный рыцарь. Он выдаст всем желающим несложный квест: истребление скелетов в юго-восточных районах Солончаков. Сделать его, в одиночку или в группе, надо обязательно, потому что потом агент монастыря отправит героя в городок Южный Берег, где в таверне бывший «алый» Ралеф Посвященный перевербует героя. Только что персонаж воевал за Монастырь, а теперь он отправляется в поход, дабы устранить лидеров Монастыря: Локси, Могрейна, Ирода и Белогривую. Хороший квест, хороший опыт.
Нам ведь все равно по пути.
Огромного людоеда из Стратхольма заковали в цепи. Это работа священника. |
Алый монастырь хорош своей универсальностью. В нем четыре подземелья. В Библиотеку ходят самые молодые герои уровня этак тридцать пятого (особенно ее любят магические классы за отличный посох). Еще пара уровней, и группе прямой путь в Оружейную, воевать с дрессировщиком собак Локси и с Иродом. Ключевое слово для успешного посещения Кафедрального собора — «сороковой уровень». Командор Могрейн и инквизитор Белогривая делятся прекрасными вещами, многие из которых подходят почти любому классу. Эльфийка сняла с Белогривой модную шляпку (+14 интеллект, +14 сила духа, +7 выносливость), и носит ее по сей день.
Вы спросите — а как же четвертое подземелье? Это монастырское кладбище, там живут мертвецы. И ходят туда, в основном, герои шестидесятого уровня. В одиночку. С благой целью — собирать урожай денег, ценностей и тканей. С обычной группой я не был там ни разу, и, видимо, это подземелье игнорируют не зря.
Проходились подземелья, капал опыт, у священницы прибавлялся тряпочный гардероб. Сороковой уровень она встретила в Кафедральном соборе. Но не успела она вернуться в Кузню и забросить на аукцион ненужные вещи, как ее снова дернули за рукав:
— Эльфийка, вы не сходите с нами в Ульдаман?
Пришлось спешно занимать у паладина деньги, лететь на эльфийский остров Дарнасс и там быстро купить полосатую тигру. Тигры ночных эльфов — прекрасные благородные животные, с эффектной внешностью и мягким ходом — не в пример паладинским коняшкам.
Из тьмы к святости
Железная леди Ульдамана — безобидная женщина. Ритуал ее вызова напоминает фильм про Индиану Джонса: макет города, посох, луч света. |
Ульдаман всем хорош. К нему не нужно скакать за тридевять земель, так как он находится в двух шагах от гномьего Лок-Модана. Группа средней руки (от сорока и выше) без труда проходит его, закатывая в асфальт троггов и черных гномов, временами запинаясь разве что на каменных големах — горных мастерах. Почти все боссы Ульдамана проходятся элементарным нахрапом: титанша Железная, шутник Гримлок с ручным кроколиском и уменьшающим заклинанием, Древний Хранитель, любитель пустить пару безобидных черных вихрей.
Проблемы начинаются на подходах к главному боссу подземелья, каменному стражу. И не просто проблемы, а большие неприятности. Каменный страж наглядно проверяет группу на слаженность. Если кто-то сделает что-то не так — погибнут все. Не сумеет группа удержать оживающих големов — умрут «тряпочники». Перелечит священник группу — вызовет гнев монстров и долго не проживет. Если в конце битвы все хором не накинутся на стража — группа обречена.
Дважды мы пытались побить стража и дважды терпели поражение. И эльфийка поняла, что подошла к пределу своих возможностей. Что-то надо было делать.
Темные священники сильны не только в лечении, но и в бою. Они бросают на врагов мощные заклинания магии тени, пользуются размягчением ума, чтобы замедлить и добить убегающего монстра, могут бросить на него «объятье вампира», которое переводит все теневые повреждения, идущие от священника, в лечение всей группы сразу.
Высшая степень для темного священника — «форма тени», при которой темные заклятья становятся на пятнадцать процентов больнее, все повреждения уменьшаются на те же пятнадцать процентов, но... священник теряет способность колдовать святыми заклинаниями, то есть — лечить. Единственный способ лечить в «темном» виде — кидать на монстров вампирское заклятье и бить их как можно больнее. Хорошо еще, что поглощающие удары пузыри не относятся к святой школе магии.
В последнее время в Азероте пошла мода на священников-«убивальников», которые идут с рейдами в высшие подземелья не для лечения, а совсем наоборот. Такая практика вызывает законное возмущение у всех честных героев, но факт остается фактом: собрав соответствующую одежду, темный священник легко выходит на первые строчки рейтинга по повреждениям, чуть ли не наравне с магами.
При этом, полностью уйдя в темную ветку, клирик все равно лечит лучше всех других классов. Другое дело, что классические лечебные ветки «святость» (holy) и «ученичество» (disciple) превращают священника в настоящую грозную лечильную машину.
Вспоминая фиаско в Ульдамане, эльфийка заплатила золотой учителю и сбросила таланты. На сорок втором уровне их всего двадцать три, но, распределив их равномерно по двум «врачебным» веткам, священница обрела новые силы и совершенно новую профессиональную категорию. Исчезла форма тени. Потеряно было размягчение ума (теперь уже не пристукнуть в подземелье «бегунка»). Повреждения от всех заклинаний тени уменьшились в несколько раз, и пропал эффект оглушения, который иногда так кстати приходился в бою.
Но что пришло взамен?
Усилились все лечебные заклинания;
Восстановительные процедуры стали эффективнее и быстрее доводить побитых соратников до кондиции;
Уменьшился интерес монстров к священнице, щедро рассыпающей лечение направо и налево;
Магическая энергия стала расходоваться намного экономнее (особенно при использовании «мгновенных» восстановительных заклинаний);
Сама священница приобрела некоторую устойчивость к эффектам оглушения;
Эльфийка получила способность накладывать на воина защитные пузыри намного чаще, чем раньше — каждые пятнадцать секунд (то есть, фактически, в режиме «нон-стоп»);
Список на первый взгляд не слишком впечатляющий, но субъективно лечить стало раза в два проще. Предел возможностей священницы сразу же отодвинулся куда-то очень далеко, и радости соратников по команде не было предела. С первого же раза Ульдаман был пройден!
Гном улыбался, слушая эльфийку.
— Святость — это замечательно! — сказал он мечтательно. — Я очень рад тому, что ты вышла из тени. Давно пора.
— Вот только еще одна вещь беспокоит меня, паладин. В последние ночи мне снятся странные сны.
Гном вздрогнул. Эльфийка этого не заметила.
— Понимаешь, это словно картины из твоей прошлой жизни. Там снега Долины холодного ветра, Дун-Моро, Закатный край, Красный Кряж... Но там я вижу не тебя и даже не себя, а...
— Карлика с сиреневой шевелюрой?
— Да, а как ты...
— И за ним бродит синий демон-телохранитель?
— Иногда он, иногда какая-то другая чертовщина. Но не это самое странное. А то, что я видела этого гнума в Пустынях у самого Перекрестка. Он беспечно охотился на диких зверей, и какой-то рослый тролль... вежливо махал ему рукой!
— Действительно чертовщина.
— Девушка, а девушка? Вы не пойдете с нами в Зуль-Фаррак, а? — раздался откуда-то вежливый голос.
Эльфийка села на тигра и ускакала прочь. Паладин задумался...
Рождение колдуна
Знакомьтесь — лучший колдун к востоку от Оргриммара. |
Однажды зимою, в час небывало холодного заката, в Дун-Моро, в Долине холодного ветра появился карлик. Был он маленького роста, упитан, лысоват, одет в красную робу, свой приличного вида кинжал нес в руке, а на хорошо выбритом его лице помещался сверхъестественного размера нос.
Это был никто иной, как молодой, подающий большие надежды колдун, пришедший в Азерот под обычным псевдонимом Teemon.
— Я — колдун! — громко крикнул он, пробуя новое слово на вкус.
Попав в тень огромных елей, он первым делом бросился истреблять волков, чем вскоре заработал второй уровень. Надев магический щит, орудуя кинжальчиком и швыряя во врагов темные стрелы, он быстро отправился по пути, протоптанному до него сотнями и тысячами героев.
Но на четвертом уровне к нему пришло письмо от Аламара Гримма, учителя колдунов: «Не оглядывайся! Возможно, на тебя уже смотрят. Приходи в Анвилмар, здесь тебя ждет знание о далеких чужих мирах и о силе, которую они содержат».
В Анвилмаре, маленьком селении на севере долины Холодного ветра, колдуну торжественно вручили заклятье порчи и маленького, но бодрого чертенка по имени Купмат (каждому колдуну раз и навсегда вручается персональный демон с особым именем). Чертенок мог прибавить колдуну здоровья и закидать врага маленькими, но очень болезненными огненными шарами.
Дело пошло веселее, и чертенок всегда был готов поддержать гнума добрым словом. «Как, неужели ты с этим сам не справишься?» — сварливо кричал он, когда колдун отправлял черта в бой. В самых опасных ситуациях чертенок переходил на демонический язык и страшно ругался.
Сражение шло по обычному сценарию: карлик вешал на врага сразу два «временных» повреждающих заклинания — порчу и огненную жертву. В бой вступал чертенок и несколькими огненными шарами переключал внимание на себя. Пока слабенький Купмат медленно подыхал под ударами монстра, колдун выбрасывал стрелы тени и быстро добивал хорошо побитого временными заклятьями недруга.
И пошли накручиваться уровни! На восьмом колдуна одарили заклинанием страха и третьим по счету «временным» проклятьем агонии. На десятом уровне колдун научился захватывать души из умирающих врагов, превращая их в осколки душ — главные «боеприпасы» класса.
Осколки душ — очень интересная концепция. Если каждый бой заканчивать заклинанием захвата души, осколки быстро наполняют сумки (и это очень неприятно, поскольку один осколок занимает одну ячейку), чтобы потом быть потраченными... о, их можно применить по-разному. Например, начиная с десятого уровня, сотворить камень здоровья, неплохой заменитель зелья здоровья — как и магическая вода, он не привязывается к колдуну. На то, чтобы призвать демона, любого, кроме «бесплатного» черта, нужен осколок. На призыв другого игрока тоже расходуется осколок. На то, чтобы «сохранить» душу в камне на случай гибели, — тоже. Осколка душ требуют и некоторые серьезные «колдунства» высоких уровней.
Мир печальных разбойников
«Однажды два филина сбегали за элем и сели в таверне у камина...» |
Это был совсем чужой Азерот — как в свое время друид Мумука из Emerald Dream, наш колдун вступил в него один-одинешенек, надеясь только на свои силы и помощь демонических созданий. На первый взгляд этот мир был самым обычным. Те же снега, те же волки и елки. Но над всем этим царил какой-то новый свет. Сервер Scarlet Crusade. Не PVP, и даже не RP-PVP, а самый что ни на есть ролевой.
Ирод — босс средний во всех отношениях. Хорошая тренировка перед штурмом Кафедрального собора. |
Мир без синдрома «ганка». Мир, в котором ты не можешь напасть на ордынца, пока он сам себя не «осалил», специально или нечаянно. Азерот, в котором нет разницы в статусе Дуротара и Чумных земель. Под сенью джунглей мыса Шипа бок о бок бегают участники Альянса и Орды — они не воюют друг с другом, а вместе охотятся. Они могут даже дружить семьями, так как один и тот же игрок может развивать и орка, и гнома — препятствий нет.
Не верьте вступительным титрам, гласящим, что после великой битвы с демонами в Азероте вновь зазвучали барабаны войны. Здесь все как в мирное время. Никто не тронет таурена, пришедшего в Закатный край потанцевать у башни. Эльф, проводящий свободное время в Пустынях, будет спокойно бегать среди прерий, не навлекая на себя неприятностей.
Единственное, что не разрешается, — подходить близко к городским стражам. Они ничего не знают про царящий мир и легко могут убить под горячую руку. Неприветливые стражники чужих городов и селений — только они и напоминают о том, что в мире идет война.
На серверах с PVP мир — арена, где ежесекундно нужно оглядываться по сторонам, готовясь к сражению. Где уж там наслаждаться видами кратера Ун-Горо или оранжевыми пейзажами Чумных земель? Сервер RP — один большой и бесконечный рыцарский поединок, в котором можно принять участие или отойти в сторонку, чтобы полюбоваться открыточными видами Азерота.
Несущие смерть
Во вселенной World of Warcraft все классы в чем-то особенные, но колдуны выделяются больше всех. Над ними не властны расстояния — они могут «достать» игрока из любого места, совершив обряд призыва. Над ними не властна смерть — погибнув, они могут тут же возродиться, не бегая с кладбища. Колдуны могут медленно вытягивать из жертвы жизнь или мгновенно наносить гигантские повреждения — это зависит от талантов.
Какую роль играет колдун в группе?
Он немножко танк. Синий демон пустоход (voidwalker) может заклятьем пытки приковывать внимание монстра и сдерживать его некоторое время. Это очень помогает в боях с многочисленными врагами.
Он немножко лекарь. Раздал колдун товарищам камни здоровья — и если вспомнит игрок про камень в критический момент, вся группа будет спасена.
Он немного «массовик-затейник», специалист по толпам. Его ручная суккуба может на несколько секунд обездвижить жертву, воздействуя на нее своей неземной красотой. Если бой идет против демона, колдун может обратить его или на некоторое время «изгнать» из этого мира — при этом ничто не даст изгнанному демону вернуться. Есть у колдуна и страх — в подземельях это заклинание последней надежды.
Он всеобщий спаситель. Гибнет группа, гибнет рейд — но душа священника или паладина сохранена в колдовском камне, и встает из мертвых паладин, и воскрешает всех. Колдуна в знак признательности воскрешает одним из первых.
Колдун — немножко таксист. Ну кто же не знает о том, что если в группе есть колдун, то найти замену ушедшему игроку или забросить весь рейд к подземелью не просто, а очень просто — хватило бы на всех камушков душ. Где бы герой ни был, зов колдуна найдет его.
Но в первую очередь колдун — идеальный убийца. Он умеет сводить здоровье монстров на нет не хуже разбойника и мага, а в чем-то даже и лучше. Но это будет потом, а пока что наш карлик, не говоря худого слова, изничтожал чудищ. Он дошел до одиннадцатого уровня и был вызван в Штормовой, чтобы в торжественной обстановке получить нового демона — синего пустопроходца.
«Давно пора. Черт уже изрядно надоел своим нытьем».
Орки и другие животные Пустынь
На ролевом сервере можно спокойно фотографировать битвы — никто не нападет на корреспондента, даже этот злой разбойник! |
Тайный орден колдунов ютится в сыром подвале магического квартала Штормового, в таверне «У зарезанного ягненка». Гакин Темный Вязальщик объяснил правила: вызвать демона, убить его — и он твой навеки. В глубоком подвале на сиреневой руне колдун без труда расправился с пустоходом и, вернувшись к Гакину, закончил квест. У ближайшего торговца учебниками для демонов карлик приобрел для своего нового пустохода Джоммота заклинание пытки и пошел в Закатный край отрабатывать новые тактики.
Если чертик — это что-то вроде живой волшебной палочки, повышающей параметр повреждений в секунду, то синий демон — танк для персонального использования. Демонический «воин», который если не всегда с тобой, то уж точно всегда под рукой.
С демоном колдун без труда может одолеть монстра, который на один-два уровня выше его самого. Алгоритм простой: повесить сразу три заклинания, повреждающих со временем, натравить синего демона и неспешно расстреливать зарядами из волшебной палочки. Именно палочки — она сэкономит драгоценную магическую энергию и не сорвет монстра с демона, как это может сделать стрела тени. Справиться можно даже с двумя чудищами, если вовремя отправить второго «погулять» в страхе.
Демон — очень полезный телохранитель. В режиме «защиты» он автоматически нападает на всех, кто не проявит достаточно почтения к хозяину. И, связав монстра боем, демон ценой жизни своей часто спасает колдуна.
Но Закатный край недолго занимал карлика. Новые правила нового мира занимали его. Неужели здесь действительно можно отправиться на прогулку в Дуротар и вернуться живым?
Колдун настолько мал ростом, что может спрятаться внутри собственного демона. |
Луч маяка описывал круг за кругом.
— Была не была! — Гном прыгнул в воду и поплыл на юг, туда, где, как он знал, растут джунгли мыса Шипа и в тихой бухте раскинулся городок Залив Трофеев. Через несколько минут он уже отряхивался, выбираясь из воды на шаткие доски города гоблинов.
По городу сосредоточенно бегали орки, не обращая на карлика внимания. Немного шокированный таким обращением, колдун вышел к причалу и сел на корабль до Ратчета — городка на окраине ордынских Пустынь.
Саванны, горы и оазисы. Здесь живет Орда, и ей нет никакого дела до карликов, навещающих эти места. Колдун медленно шел по дороге до Перекрестка, вглядываясь в морды снующих в разных направлениях орков и троллей. Ведь с ними можно даже заговорить! Это легко, нужно просто создать героя-ордынца и обратиться от его имени.
Крадущийся эльф, затаившийся мертвец — так бьются нынче в Пустынях. |
А вот молодой тролль-охотник изничтожает живность. Он оставляет туши животных на потеху колдуну, который быстро снимает с них шкуры. Тролля это не заботит — увидев, кто его обирает, он помахал карлику лапой и отвернулся.
В полном шоке от этой идиллической картины «Альянс и Орда — братья навеки» гнум замешкался и подошел слишком близко к стенам Перекрестка. Хмурый орк-стражник бросился колдуну наперерез.
— Тикаем! — Машинально колдун приказал синему демону задержать NPC и побежал прочь от города. Оторвавшись, карлик сел на дорогу и глубоко вздохнул. Мимо прогарцевали два таурена на неуклюжих кодо. И только тут колдун обнаружил, что, напустив демона на стражника, он включил режим PVP — осалил сам себя! Теперь его мог убить любой желающий.
Долгие пять минут карлик сидел в глубокой расщелине вдали от дороги и ждал, пока он снова из Злого Альянсера превратится в мирного нейтрала.
Вернувшись к Перекресткам, он обнаружил, что у ворот кипит бой. Полдюжины людей, эльфов и гномов штурмовали ворота, вызывая на бой Орду. Несколько разбойников злобно оскалились и набросились на ближайшего паладина в ярко-желтом доспехе. Они рубили его в капусту длинными мечами — он орал и отбивался щитом. На помощь воину света пришли товарищи, и, когда защитники полегли, бой сам собой затих. Альян сел на дорогу и начал мирно подкрепляться.
Один раунд рыцарского поединка был позади. Веселье только начиналось.
Таким предстал перед карликом мир Scarlet Crusade североамериканского мира Воинского ремесла.
Много приключений пережил колдун. Он еще раз пошел в Пустыни, чтобы «выходить» там суккубу. Он вихрем проскакал по Закатному краю, подружился с троллем, навел ужас на Красный Кряж и вступил в развеселую гильдию. Но это уже совсем другая история.