У истории — свой собственный суд, выносящий собственные приговоры. Сомневаюсь, что во время вынесения моего он еще будет меня беспокоить.
Гхола Дункана Айдахо, «Дети Дюны»
Когда-то я был таким же, как и все остальные думающие машины, — беспрекословным слугой Омниуса. Лишь счастливый случай позволил мне стать самостоятельной личностью, и все-таки я грезил о большем, о том, чем обладали наши органические прародители, — об истинной свободе. Я жаждал понять, как мыслит и чувствует человек. Даже поражение в войне против людей и вынужденное бегство не ослабили мою жажду познаний. И, когда пути думающих машин и людей вновь пересеклись, я принялся изучать новейшую историю людей в надежде наконец воплотить свою мечту в жизнь.
— Из закрытого банка данных разумного робота Эразма
В плену предназначения
Коренной перелом в истории человечества начался сразу после того, как к власти пришел Пауль Атрейдес, женившийся на Ирулан Коррино — дочери своего предшественника на Золотом троне. Монополия на меланжу, верные легионы фрименов и собственные невероятные способности сделали нового падишаха-императора самым могущественным правителем, какого знало человечество. Но судьба, которую Пауль, казалось бы, подчинил своей воле, сыграла с ним злую шутку. От решений Муад'диба зависели миллиарды людей, но над собственной жизнью он оказался не властен.
Пауль и его возлюбленная Чани потеряли своего первого ребенка во время войны против Харконненов, а для укрепления своей власти Атрейдесы нуждались в наследнике, но его рождение принесло бы смерть матери. Ничто, даже перспектива лишиться трона и ужасные видения будущего, не пугало Пауля так, как гибель любимой женщины.
Как и любого узурпатора, чья власть основана только на силе, Пауля признали, но не полюбили. Такие могущественные организации, как Бене Гессерит, Космическая гильдия и таинственные Бене Тлейлаксу — в прошлом соперники — объединились против нового сюзерена.
Корпорация «Бессмертие»: жестокая вселенная породила на свет множество безжалостных существ и организаций, но по сравнению с Бене Тлейлаксу даже беспринципные сестры Бене Гессерит покажутся невинными гимназистками. Тлейлаксу — тоталитарная гильдия аморальных фанатиков, поднявших биоинженерию на невиданные высоты. Их ученые научились создавать гхол — точные копии погибших людей — и лицеделов — разумных существ, способных принимать облик любых других людей. И те, и другие стали орудиями Тлейлаксу в тайной войне против Пауля.
Биоинженеры преподнесли Паулю гхолу, созданного из клеток его учителя и защитника Дункана Айдахо. Гхола по имени Хейт должен был втереться в доверие к падишаху-императору, а в подходящий момент нанести ему смертельный удар. Однако вместо этого Хейт окажется первым гхолой, сумевшим восстановить память своего «оригинала», и вновь станет преданным слугой дома Атрейдес.
Недовольные Паулем появились даже среди фрименов. Зная, что его ожидает ловушка, Муад'диб решился силой подавить восстание народа пустыни и стал жертвой ядерного взрыва, устроенного Тлейлаксу. Падишах-император выжил, но лишился зрения, что по традиции фрименов влекло неизбежное изгнание в пустыню, а значит — смерть. Однако предвидевший такой исход Пауль смог еще на некоторое время удержать власть и расправиться со всеми заговорщиками.
Как и предвидел Пауль, Чани умерла во время родов, при этом подарив жизнь не одному ребенку, а близнецам — Лето II и Ганиме. На них тут же совершил покушение эмиссар Тлейлаксу, но отец спас детей, после чего скрылся в бескрайней песчаной пустыне.
Этот поступок только укрепил власть дома Атрейдес — с исчезновением Пауля пропал и катализатор противоречий между новой властью и ее противниками. Сестра Пауля Алия стала регентом при малолетних наследниках, жизнь которых оказалась теперь в полной безопасности.
Сын за отца
В детстве Алия стала палачом барона Харконнена, а повзрослев, превратилась в рабыню его призрака. |
Арракис постепенно преображался, превращаясь из пустынного мира в цветущую планету. Многие фримены, которых пустыня сделала лучшими воинами во вселенной, начали переселяться в города, посещать иные планеты и постепенно забывать свои традиции. Иные представители народа пустыни лишь закалились в фанатизме и стали последователями слепого Пророка, призывавшего к новой революции.
Не удивительно, что за прошедшее время Алия сильно изменилась: она слишком увлеклась употреблением спайса и попала под влияние живущего в ее памяти барона Владимира Харконнена. Регентша полностью переродилась, превратившись в такую же беспринципную, жестокую и жадную до власти правительницу, как и ее злобный дед. Но главная опасность для власти Атрейдесов крылась в том, что с исчезновением пустынь песчаных червей — единственный источник меланжи во вселенной — ожидает скорая смерть.
В столь непростой для дома Атрейдес момент свергнутые Коррино решили, что пришло их время, что пора избавиться от близнецов и вернуть себе трон падишаха-императора. На беду заговорщиков, Лето и Ганима в свои девять лет обладали совсем не детским умом и унаследованной от отца способностью видеть будущее. С такими талантами они без особого труда избежали смерти, и Лето скрылся в пока еще гигантской пустыне Арракиса.
Мальчик едва не погиб в песках, а затем с трудом избежал гибели от рук изгнанного племени фрименов. Легенда гласит, что именно во время этого странствия по пустыне Лето предвидел все возможные варианты будущего и выбрал единственный, Золотой путь, который оставлял человечеству шансы выжить.
Для этого принцу — девятилетнему мальчику — пришлось принести жертву, на которую некогда не отважился его легендарный отец. Лето решился изменить свою сущность, вступив в симбиоз с песчаной форелью — зародышами, из которых развиваются гигантские песчаные черви. Эти создания покрыли почти все тело Лето, сделав его практически неуязвимым.
Впрочем, прежде чем совершить предначертанное, Лето смог встретиться со своим родителем — им оказался Пророк. Отец и сын вернулись в столицу Арракиса как раз в разгар конфликта, вызванного алчностью Алии. Мальчик вынудил свою тетку совершить самоубийство, объявил себя новым императором и стремительно подавил всякое сопротивление. Чтобы прекратить конфликт с Коррино, Лето выдал замуж за наследника этого великого дома свою сестру и сделал его своим приближенным. Могли ли те, кто тогда присягнул на верность юному Атрейдесу, помыслить о том, что его правление продлится три с половиной тысячи лет?..
Божественный червь
С течением времени Лето II, именовавшийся не иначе как богом-императором, окончательно лишился человеческого облика и превратился в гигантского червя — лишь его лицо осталось прежним. Атрейдес не терял времени даром. За время его правления Арракис превратился в райскую планету — в результате, как и ожидалось, вымерли черви и некогда бурный поток спайса превратился в тоненький ручеек, строго контролируемый богом-императором.
Таким образом, Лето II разрушил всю экономику империи, принес гибель большинству великих домов, ослабил Бене Гессерит и Космическую гильдию, даже о военной славе и традициях фрименов теперь напоминали лишь музейные экспонаты. Компенсацией за эти утраты стал прочный мир, которым вселенная наслаждалась на протяжении всего правления Лето II. Поразительно: люди всегда жаждали мира, но единственный правитель, который подарил человечеству целые столетия без войн, стал самым ненавистным тираном в истории.
Из века в век против бога-императора поднимали восстания, причем не кто-нибудь, а потомки его сестры. Лето II знал о заговорах и даже поощрял их. Как когда-то Бене Гессерит, бог-император занялся селекционной программой, только он намеревался создать не мессию, а человека, неподвластного судьбе.
Впрочем, окончательно избавиться от человеческих слабостей не сумел даже бог-император. Связь с прошлым Лето II поддерживал, постоянно покупая у Бене Тлейлаксу гхолы Дункана Айдахо — они возглавляли гвардию Атрейдеса, служили его ближайшими советниками, а затем раз за разом безуспешно пытались убить своего повелителя.
Живой компьютер: Дункан Айдахо — не просто отличный воин, он еще и ментат. Так назывались люди, обученные с помощью специальных ментальных техник совершать расчеты и логические операции не хуже мощнейших компьютеров. Со времен Батлерианского джихада ментаты стали одними из самых ценных слуг великих домов. В отличие от сестер Бене Гессерит или навигаторов Космической гильдии, ментаты не нуждаются в меланже, чтобы поддерживать свои способности, хотя порой и используют ее для продления срока жизни.
Другая человеческая слабость Лето II открылась лишь под конец его жизни — он влюбился; во время свадьбы террористы добились успеха: они взорвали мост, по которому двигался бог-император. Лето II упал в воду — смертельный яд для песчаных червей, что повлекло за собой скорую смерть правителя.
Однако и это запланировал гениальный провидец. Он наконец создал человека, неподвластного предначертанному, — им стала глава заговорщиков Сиона. Веками подчиняя своей воле расу людей, Лето II сделал ее поистине свободной. А песчаные форели, покинув труп бога-императора, дали рождение новому поколению гигантских червей.
Шокирующая свобода
Вряд ли кто-то в момент смерти бога-императора — кроме него самого, конечно — осознал весь масштаб перемен, произошедших с homo sapiens за минувшие тысячелетия, и уж тем более никто не мог и представить, что самые значительные изменения еще впереди. Свобода, как известно, — клинок обоюдоострый, и за его обретение людям пришлось платить собственной кровью.
Еще во время правления бога-императора обитатели планеты Икс разработали навигационные машины, каких галактика не знала со времен Батлерианского джихада. Со смертью бога-императора исчезли преграды, мешавшие дальнейшему освоению космоса, и, используя современные технологии, человек начал стремительно заселять новые планеты. Эта экспансия, длившаяся полтора тысячелетия, получила название «Рассеяние». За минувшие века старая империя ослабла — лишь жители Икса, Бене Гессерит и Бене Тлейлаксу не растеряли былое могущество и продолжали бороться друг с другом. Но ни одно равновесие не может сохраняться вечно.
Арракис — известный в те времена как Ракис — утратил свое экономическое значение, хотя вновь превратился в пустыню, населенную песчаными червями, после того, как ученые Тлейлаксу создали искусственный заменитель меланжи. Однако планета осталась религиозной Меккой — многие считали, что песчаные черви хранят осколки сознания бога-императора, а обитатели Ракиса верили в пришествие нового мессии. Бене Гессерит последовали примеру Лето II и поколение за поколением заказывали все новые гхолы Дункана Айдахо, надеясь, что однажды он поможет им контролировать нового Избранного.
Те, кто века назад покинул пределы старой империи, столкнулись с неведомой угрозой и начали возвращаться из «Рассеяния», ведомые орденом Досточтимых матрон — женщин, еще более могущественных и сексуальных, чем Бене Гессерит, но лишенных способности предвидеть будущее. Впрочем, и без пророческих талантов догадаться, что все идет к вооруженному конфликту между старыми и новыми силами, не составляло труда, ведь Тлейлаксу решили, что пришло время распространить свое влияние на всю вселенную.
Впрочем, Тлейлаксу оказались слишком самоуверенны и пали под ударами Досточтимых матрон, как несколько позже пал и Ракис — в очередной раз оказалась истреблена популяция песчаных червей, лишь одного из них вывезли с планеты Бене Гессерит. Вскоре сестры оказались последней преградой на пути непобедимых завоевателей. Бене Гессерит взяли под свою опеку девушку Шиану — единственную, кто сумел подчинить себе песчаного червя, как некогда фримены, и с ее помощью сестры начали воспроизводить пустыню Арракиса на планете Капитул.
Если нельзя победить врага силой, то почему бы не объединиться с ним? Именно такое решение приняла бывшая возлюбленная Дункана Мурбелла во время решающего сражения Бене Гессерит против Досточтимых матрон: она сумела подчинить себе оба ослабленных борьбой ордена и объявила об их объединении.
Победа Мурбеллы оказалась бы полной, если бы в последний момент Дункан Айдахо, восстановивший воспоминания всех своих гхол, не ускользнул от сестер вместе с мятежными Бене Гессерит во главе с Шианой и последним мастером Бене Тлейлаксу Скитейлом.
Возвращения и возрождения
За века эволюции цивилизация людей претерпела множество кардинальных перемен — менялось социальное устройство, человек до невиданных пределов развил возможности своего организма, и ему даже удалось одолеть саму судьбу, но одно осталось неизменным. Неудержимая страсть к самоуничтожению, которую может притупить лишь появление внешнего врага.
Пока Мурбелла из последних сил пыталась удержать в подчинении Бене Гессерит и Досточтимых матрон и побороть ренегатов, из «Рассеяния» начали возвращаться самые опасные слуги Тлейлаксу — лицеделы. Они давно уже перестали служить Бене Тлейлаксу, хотя и унаследовали от своих создателей беспринципность и желание поработить человечество. Для них эта задача оказалось не так уж и сложна — меняя свою внешность, они просто устраняли и заменяли собой всех видных деятелей старой империи, до которых могли добраться.
Песчаные черви оказались так популярны, что их аналоги не раз появлялись в известных компьютерных играх, не имеющих отношения к «Дюне»: Jedi Knight: Jedi Academy, World of Warcraft, Guild Wars и других. |
Впрочем, как и Досточтимые матроны, лицеделы вернулись в исследованную часть космоса не от хорошей жизни — их направляла иная сила. Да, за минувшие века Омниус, сохранивший часть своего сознания после Батлеринаского джихада, восстановил Синхронизированные миры и преисполнился решимости отомстить за прошлое поражение. Впрочем, лицеделов не устраивала роль покорных инструментов, и, чтобы гарантировать себе власть над человечеством, они нуждались в мессии. Они решились создать гхолу Владимира Харконнена и Муад'диба — последний получил имя Паоло.
Единственной надеждой вселенной на мир оставались беглецы, возглавляемые Дунканом и Шианой. На космическом корабле, названном «Итакой», они начали эксперимент, по размаху превосходящий все, что ранее знала вселенная. Оказывается, Тлейлаксу тысячелетиями хранили генетический материал Пауля Атрейдиса, его матери, возлюбленной и приближенных, а также самого бога-императора. Шиана решает, что пришло время воспользоваться секретами Скитейла и воскресить легендарных героев, потому что лишь у них достанет сил противостоять надвигающейся катастрофе.
Дункан Айдахо и последний крестовый поход
Первые романы «Дюны» переиздавались в России множество раз, а вот заключительные пока можно прочесть лишь на английском языке. |
Лишь подавив сопротивление мятежных Досточтимых матрон, Мурбелла осознала, кто ее истинный враг, и стала готовиться к войне против Синхронизированных миров. Их владыка Омниус, осознав, что лицеделы ведут собственную игру, сам начал наступление на старую империю.
Планам Омниуса, казалось, уже ничто не сможет помешать, особенно после того, как его подданным удалось захватить «Итаку». В этот самый момент началась яростная и почти безнадежная атака Мурбеллы на столицу Синхронизированных миров, что побудило Омниуса искать новый путь к победе, и он решил создать собственного, подчиненного только ему Избранного. С этой целью он заставил сражаться между собой гхолу Пауля и Паоло. Победа осталась за последним, но раненый Пауль вернул свои воспоминания и увидел события в истинном свете.
Многочисленные перерождения, сопровождавшиеся постоянным совершенствованием генотипа, превратили Дункана Айдахо в идеального человека — мессию. Лишь узнав об этом, Эразм решил вмешаться в ход событий, к тому же во время боя погиб Омниус и лицеделы внезапно оказались самой могущественной силой в галактике. Эразм никогда не доверял лицеделам, и потому в их генетический код думающие машины заложили механизм биологического самоуничтожения — теперь одним лишь усилием воли Эразм смог убить миллионы подменышей, рассеявшихся по всей вселенной.
Затем Эразм предложил Дункану союз, который стал единственной альтернативой всеобщему уничтожению. Искусственный интеллект и Избранный объединили свои сознания, что дало Дункану абсолютную власть над Синхронизированными мирами и позволило превратиться в независимого посредника между людьми и машинами, которые после веков вражды получили шанс научиться мирной жизни.
Наконец мечта Эразма сбылась! Он почти познал истинную сущность человека — ему осталось сделать лишь один шаг, испытать последнее приключение в жизни разумного существа — умереть...
Создатель вселенной «Дюны», один из величайших фантастов двадцатого века Фрэнк Герберт скончался в 1986 году от рака, не успев завершить свой монументальный труд. Из-под пера мастера вышло шесть романов цикла: «Дюна», «Мессия Дюны», «Дети Дюны», «Бог-император Дюны», «Капитул Дюны» и «Еретики Дюны». Впоследствии вышло пять компьютерных игр о приключениях героев «Дюны», хотя их сюжеты либо слабо связаны с первоисточником, либо вовсе противоречат ему.
По мотивам первой книги цикла Дэвид Линч снял полнометражный фильм, а канал Sci Fi Channel выпустил два мини-сериала, основанных на трех первых романах о «Дюне». Несмотря на это, долгое время казалось, что поклонники цикла так никогда и не узнают, как планировал писатель закончить серию, однако в 1999 году за дело взялся сын писателя — Брайан. Совместно с известным американским фантастом Кевином Андерсоном Герберт-младший решил продолжить дело отца, основываясь на его черновиках.
Прежде чем приступить к работе над заключительным романом «Дюны», соавторы написали две трилогии-приквела, посвященные Батлерианскому джихаду и юности герцога Лето Атрейдеса. В 2006-2007 годах в США наконец появилась долгожданная финальная часть цикла в двух томах, которые назывались «Охотники Дюны» и «Песчаные черви Дюны». Так что теперь история «Дюны» известна нам полностью.
Впрочем, Герберт и Андерсон не собираются останавливаться на достигнутом и планируют написать еще несколько романов о вселенной «Дюны», например, о жизни Пауля Атрейдеса среди фрименов. Режиссер Питер Берг намерен в ближайшем будущем снять очередное кино по мотивам цикла Герберта. Не исключено, что появление фильма даст импульс новой волне популярности «Дюны», и это заставит разработчиков игр вновь обратить на нее внимание.
На этом заканчиваются записи Эразма, которые он вел до последних секунд своего существования. Историку остается рассказать лишь о судьбах героев, возродившихся в телах гхол через века после своей смерти, чтобы еще раз изменить судьбу вселенной. Лето II, выпустив в столицу Синхронизированных миров молодых песчаных червей, обитавших до того на «Итаке», решил уснуть вечным сном. Леди Джессика вместе с десятилетним герцогом Лето Атрейдесом вернулась на Каладан, чтобы вновь обрести семейное счастье. Схожим образом поступили и Пауль с Чани, любовь которых пережила тысячелетия — они решили поселиться на Арракисе и возродить традиции фрименов. А Скитейл и Шиана возглавили преобразованный орден Бене Гессерит — его новой целью стала поддержание стабильности во вселенной — они поклялись любой ценой не допустить появления новых Избранных, которые могли бы разрушить долгожданный мир, наконец установившийся в империи.