Лекция №4: Начало разработки игры: игровая документация
Если вы начинаете разрабатывать серьезный игровой проект – вам понадобится игровая документация. Эта лекция посвящена вопросам разработки такой документации. В частности, мы поговорим о концепт-документе, дизайн-документе и плане разработки игры.
В работе над этим материалом использованы образцы документов, рекомендованных компанией 1С для заполнения желающим сотрудничать с ней разработчикам. Последнюю, на момент создания курса, версию документации, о которой идет речь, можно найти в материалах, прилагаемых к курсу. Актуальные версии образцов документов можно найти на (http://static.8gamers.net/images/otherimages/art2/desdocpack.zip).
Концепт-документ
Разработка игры начинается с создания концепции игры. Собственно говоря, концепция – это та центральная идея, вокруг которой строится все остальное. Концепция игры выражается в виде концепт-документа.
Концепт-документ может строиться по следующей схеме:
Введение
Жанр и аудитория
Основные особенности игры
Описание игры
Сравнение и предпосылки создания игры
Платформа
Контакты
Документ concepttemplate.doc содержит шаблон концепт-документа от 1С, документ conceptexample.doc – пример концепт-документа.
Введение
Во введении содержится краткая формулировка идеи игры. Введение должно содержать информацию, которая позволит читателю понять сущность игры, ее жанр, аудиторию. Фактически, введение – это тот минимум информации, который позволяет читателю – издателю, будущему члену команды разработчиков, будущему игроку – понять – интересна ли ему данная игра, хочет ли он иметь к ней отношение.
Жанр и аудитория
Сведения о жанре игры и о целевой аудитории очень важны, так как позволяют понять особенности позиционирования игры, особенности будущего продвижения готового продукта. Как правило, в данный раздел есть смысл включать информацию о целевых группах пользователей, которым может быть интересна игра. Здесь же полезно привести результаты предварительно проведенного исследования, например – небольшого опроса потенциальных игроков, а возможно – и игроков других групп. Такое исследование можно провести следующим образом: составить вопросник, состоящий из нескольких вопросов, которые предназначены для выяснения отношения игроков к тем или иным концепциям, положенным в основу игры. Вопросы имеет смысл составлять в виде анкеты, которая содержит варианты ответа на вопрос. Такую анкету можно использовать как в электронном виде – например- в информационных рассылках или на интернет-ресурсах, так и в печатном. Например, вопросник может содержать вопросы по следующим направлениям:
Возраст
Пол
Род занятий
Как вы относитесь к играм жанра Х?
Сколько времени вы обычно проводите, играя в компьютерные игры?
Как вы думаете, чего не хватает играм жанра Х, которые вы знаете?
Отметьте ваше отношение к следующим нововведениям, которые можно сделать в игре жанра Х
a. Нововведение 1
b. Нововведение 2
c. Нововведение n
Это – лишь шаблон для опроса потенциальных игроков, для практического применения он должен быть доработан. Этот раздел может содержать не только сведения о жанре и о целевой аудитории игроков, но и дополнительные данные о позиционировании игры.
Основные особенности игры
Этот раздел должен включать описание ключевых особенностей игры, отличающих её от игр того же жанра, рассчитанных на ту же целевую группу. В этом же разделе следует указать примерный объем игры. Объем игры может быть измерен в часах или в других единицах.
Описание игры
Здесь следует подробно описать сущность игры, особенности действий игрока.
Сравнение и предпосылки создания
Этот раздел должен содержать сравнительный анализ предлагаемой игры с существующими играми, анализ рыночных тенденций. Здесь же следует коснуться вопросов лицензирования.
Платформа
Этот раздел должен содержать информацию о платформе, на которой планируется создание игры. В качестве платформы может быть использован PC или игровая приставка. Возможно, игра будет создаваться для нескольких платформ. В случае с PC следует указать системные требования, выделив минимальные и рекомендуемые требования. В частности, здесь можно указать требования к процессору, ОЗУ, видеокарте, звуковой карте, сетевому оборудованию и т.д.
Контакты
В этом разделе указывают контактные сведения разработчиков игры.
Дизайн-документ
Концепт-документ является первым игровым документом, который позволяет получить общее представление об игре, фиксирует её основные особенности. Дизайн-документ содержит детальное описание игры, игровых ресурсов, игровой логики. Дизайн-документ можно считать расширенной версией концепт-документа.
Дизайн-документ может иметь следующую структуру:
1. Введение 2. Концепция 2.1. Введение 2.2. Жанр и аудитория 2.3. Основные особенности игры 2.4. Описание игры 2.5. Предпосылки создания 2.6. Платформа 3. Функциональная спецификация 3.1. Принципы игры 3.1.1. Суть игрового процесса 3.1.2. Ход игры и сюжет 3.2. Физическая модель 3.3. Персонаж игрока 3.4. Элементы игры 3.5. «Искусственный интеллект» 3.6. Многопользовательский режим 3.7. Интерфейс пользователя 3.7.1. Блок-схема 3.7.2. Функциональное описание и управление 3.7.3. Объекты интерфейса пользователя 3.8. Графика и видео 3.8.1. Общее описание 3.8.2. Двумерная графика и анимация 3.8.3. Трехмерная графика и анимация 3.8.4. Анимационные вставки 3.9. Звуки и музыка 3.9.1. Общее описание 3.9.2. Звук и звуковые эффекты 3.9.3. Музыка 3.10. Описание уровней 3.10.1. Общее описание дизайна уровней 3.10.2. Диаграмма взаимного расположения уровней 3.10.3. График введения новых объектов 4. Контакты
Документ desdoctemplate.doc содержит шаблон дизайн-документа от 1С, документ desdocexample.doc – пример дизайн-документа.
План разработки игры
План разработки игры – это рабочий документ, который направлен на детализацию некоторых положений, имеющихся в ранее составленных документов и на планирование производства игры. Он может иметь следующую структуру:
1. Анализ рынка 1.1. Целевая аудитория 1.2. Хиты и сравнение 2. Технический анализ 3. Ресурсы проекта 3.1. Персонал 3.2. Оборудование 3.3. Программное обеспечение 3.4. Финансовые ресурсы 4. Риски проекта 5. Календарный план
Документ gameproposaltemplate.doc содержит шаблон плана разработки от 1С, документ gameproposal.doc– пример плана разработки.
Задание
Ознакомьтесь с шаблонами и примерами документов, разработайте игровую документацию, соответствующую избранной игровой концепции. Подготовьте материалы для обсуждения на семинарском занятии.