Рецензия на Sid Meier's Civilization 5: Gods & Kings
Небольшие загружаемые дополнения приучили нас к тому, что разработчики поддерживают проекты с первых же месяцев после релиза. Однако выпускать DLC, серьезно развивающие игру, умеют немногие. Вот и авторы Civilization 5 ограничились новыми цивилизациями и сценариями, отложив по-настоящему нужные вещи на полноценный аддон.
Системные требования
Core 2 Duo/Athlon X2 64 2.0 ГГц
2 Гб памяти
GeForce 7900/Radeon HD2600
8 Гб на винчестере
интернет-соединение
Sid Meier's Civilization 5
Рекомендуемые требования
Core 2 Quad/Phenom X4 2.4 ГГц
4 Гб памяти
GeForce 9800/Radeon 4800
8 Гб на винчестере
интернет-соединение
Sid Meier's Civilization 5
Gods & Kings ждали полтора года, и потому впечатления от него двоякие. Вроде бы преподнесли все, о чем просили фанаты, но ложка дорога к обеду. Такие изменения хотелось бы видеть в начале 2011-го, а не летом 2012-го. Они хороши и уместны, только глобальными их никак не назовешь.
Человек создал бога, чтобы бог спас человека
Gods & Kings восполняет два главных пробела в Civilization 5, которыми серия поплатилась за свою эволюцию: в строй вернулись религия и шпионаж. Причем по сравнению с четвертой частью их реализовали намного логичнее и интереснее. Ведь раньше конфессии политкорректно стригли под одну гребенку, а агенты бегали по карте наравне с танковыми дивизиями.
Возникновение веры отныне не зависит от изучения определенных технологий (та еще была глупость!). Вместо этого мы накапливаем «священный ресурс», который производят храмы. И спешка при создании пантеона теперь куда важнее.
В Civilization 4 не имело значения, каким высшим силам вы служите — хватайте любую. Тут же игроки вправе добавить своей религии индивидуальности, выбрав бонусы из обширного списка. Если броситесь молиться позже остальных, все самое ценное уже разберут. К счастью, продолжая копить «очки духовности», ей можно привить новые характерные черты.
Ничего святого и идейного в этом, конечно, нет. Просто бизнес. Чем больше жителей планеты читают перед сном вашу версию Писания, тем выгоднее! Расцветает культура, казна пухнет от «десятины», войска задаром встают под знамена с крестами, полумесяцами или шестиконечными звездами.
Распространять «опиум для народа» помогают миссионеры и великие пророки, обрабатывающие граждан как на родине, так и за рубежом. Чужое влияние сдерживают инквизиторы. Любопытно, что компьютерный оппонент очень нервно реагирует на попытки запудрить мозги его пастве. До тех пор, пока не наступит эпоха Возрождения, религия будет одной из ключевых причин военных конфликтов.
Нет такого дела, в котором не пригодился бы шпион
В Ренессансе эстафетную палочку у веры подхватывает система разведки. Игроков пускают на отдельный экран, где поначалу им доступен всего один агент. Новых «штирлицев» дают при каждой смене эпохи, так что плодить их десятками нельзя. Кроме того, успешно выполняя миссии, они набираются опыта. Терять ветеранов при провале операций обидно вдвойне, несмотря на то, что замену присылают немедля.
Посылая шпионов на территорию других империй, мы узнаем о состоянии дел и получаем шанс украсть чужое изобретение. Из научных центров технологии воровать прибыльнее, чем из захолустья. Естественно, именно их противник в первую очередь прикроет контрразведчиками, построит там специальные здания или даже «чудо света» под названием «Great Firewall».
В городах-государствах (кстати, появились еще два типа, религиозные и торговые) задачи у лазутчиков иные: они подтасовывают выборы, увеличивая лояльность, либо организуют переворот, чтобы разрушить сформировавшийся альянс. Конечно, как и в реальности, победить только за счет «рыцарей плаща и кинжала» не выйдет, однако склонить чашу весов в нужную сторону в борьбе за влияние — вполне.
Другие полезные изменения в Gods & Kings меньше бросаются в глаза. Например, ИИ стал адекватнее вести дипломатические переговоры и руководить армиями. Боевая система теперь рассчитывает «здоровье» подразделений с шагом 1/100, а не 1/10, так что исход стычек более разнообразен. Новые корабли и великие адмиралы сделали морские битвы увлекательнее. Налаживать контакт с городами-государствами тоже интереснее: как и раньше, их проще подкупить деньгами, но заданий, позволяющих упрочить отношения, куда больше прежнего.
Есть и совсем косметические детали: 27 юнитов, 13 зданий, 9 «чудес света» и 11 цивилизаций (правда, две из них были в DLC к основной Civ 5). Тем, кто жаждет опробовать необычные типы войск или условия победы, Firaxis предлагает три сценария, посвященных закату Римской империи, эпохе Возрождения и разборкам стимпанковых держав. Впрочем, главный стимул для покупки Gods & Kings все-таки не мелочевка, а добавки, развивающие игру в целом.
* * *
Несмотря на долгий срок разработки и скромный набор улучшений, этот аддон — прекрасный повод вернуться к Civilization 5 и провести за ней еще много бессонных ночей.