В начале года принято называть лучшие игры года ушедшего (что, собственно говоря, и было сделано). Однако мы решили пойти еще дальше и назвать не просто лучшие игры, а лучшие игровые серии. И не года (чего мелочиться?), а за всю историю индустрии. Отобрать двадцатку самых-самых было не так уж просто – сами понимаете, великолепных сериалов не десять, не двадцать и даже не сто, но мы все-таки решили взять на себя ответственность назвать несколько самых важных из них. И, разумеется, собрать кучу гневных комментариев по типу «А почему вы не?», «А как вы могли пропустить?» и «Какого черта здесь делает?». Сегодня мы расскажем о первых десяти игровых брендах, которые занимают в наших сердцах специальное место. Сразу отметим: главы расположены в тексте в алфавитном порядке, а не в каком-либо еще. А то вы напридумываете чего-нибудь нехорошего... Кстати, эти самые игровые бренды греют душу не только нашу, но и еще многих людей. В их числе оказались Александр Трифонов, старший продюсер компании Nival Network, и Кирилл Алехин, обозреватель газеты F5, которые рассказали нам, как много в этих звуках слилось для их сердец.
Command & Conquer выходит с 1995 года Бретт Сперри и Луи Кастл, основатели Westwood Studios, не особо заморачивались с названием игры, придумав, кажется, самое пафосное из возможных. В 1995 году у первого Command & Conquer практически не было конкурентов. Жанр RTS только зарождался, и лишь Blizzard Entertainment со своим Warcraft привлекала серьезное внимание. Но, кажется, C&C это нисколько не смущало. Хмурая история о противостоянии двух военных блоков (“доброго”, но слишком правильного, и “злого”, но очень обаятельного) быстро нашла поклонников. Немалая заслуга в этом принадлежит видеороликам с “живыми” актерами, которые стали фирменной чертой серии. Спустя год в продаже появилась Command & Conquer: Red Alert, призванная расширить игровую вселенную, но превратившаяся в самостоятельный сериал. Куда более веселый, чем классический C&C.
Command & Conquer
После этого Westwood предприняла ряд экспериментов. Студии захотелось испробовать серию в других жанрах. К сожалению, ничего хорошего из этого не вышло. В 1997 году в продаже появилась несуразная онлайновая аркада Command & Conquer: Sole Survivor, в 2002-м – средненький шутер Command & Conquer: Renegade. “Конкеру” вообще не везет с экшенами: “Ренегат” получился так себе, а другие два шутера были отменены на стадии разработки. После промежуточного (и очень недурного) Command & Conquer: Generals серия, наконец, вернулась к истокам и даже пожаловала на приставки (ранее консольные версии тоже выходили, но были весьма невнятны). Третьи части Command & Conquer и Red Alert возродили интерес к сериалу, и уже на днях на свет появится Command & Conquer 4: Tiberian Twilight. Всего за 15 лет было продано более 30 миллионов C&C-игр. Александр Трифонов: «Самое интересное во всей серии C&C - вступительный ролик к Red Alert 2. Посмотрев этот маленький шедевр, можно понять сразу всё, даже не играя ни в одну из многочисленных RTS. И да, шутер Renegade, несмотря на ужасную внешность - недооцененная игра». Fallout выходит с 1997 года Как и Heroes of Might and Magic, о которой ниже, Fallout носит культовый статус в основном на территории бывшего СССР. Вот только если “Героям” так и не удалось пробиться в высшую лигу, Fallout сорвал джекпот. Прорыв случился в 2008 году, с выходом Fallout 3. Но не будем забегать вперед – история серии началась задолго до этого.
Fallout
Первый Fallout, вышедший в 1997 году, очаровывал своим сеттингом. Столь ярко выписанного, пропитанного атмосферой безысходности мира, пережившего ядерную катастрофу, не было больше нигде. Впрочем, на Западе первые две части Fallout были не очень популярны, а выход Fallout Tactics с урезанными ролевыми элементами заставил отвернуться от серии не очень-то многочисленных преданных поклонников. Шансы на триумфальный камбэк существенно снизились, когда издательство Interplay Entertainment де-факто объявило о своем банкротстве. Однако третья часть всё же появилась на свет. Ее выпустила Bethesda Softworks, купившая права на серию в 2007 году. Собранная на движке The Elder Scrolls 4: Oblivion игра вышла одновременно на PC и Xbox 360 (а позднее и на PlayStation 3), где продалась 5-миллионным тиражом, придав серии новый импульс. Поклонникам Fallout нынче есть чем заняться: они регулярно тратят деньги на downloadable-дополнения и с нетерпением ждут новой Fallout: New Vegas. Кстати, вот уже много лет курсируют слухи об онлайновой Fallout, права на которую Interplay сохранила за собой. Но судьба этого проекта крайне туманна. Кирилл Алехин: «Просили покороче, но тараторить про Fallout – это как законспектировать Библию. Давайте по заповедям: в Vault 15 можно не ходить – из добычи там только крысы, нет друга вернее Догмита, не ешьте игуану на палочке (с мясом есть нюанс) и не продавайте Сулика в рабство – это скажет о вашем нравственном облике больше, чем справка о судимости. Ну а то, что Fallout – лучшая игра (или игры) в Галактике, вы, конечно, и так знаете». Final Fantasy выходит с 1987 года Многим, наверное, известна история рождения Final Fantasy. Хиронобу Сакагути, директор по разработке стоявшей на грани банкротства студии Square, создал, как ему казалось, последнюю игру в текущей должности, свою “последнюю фантазию”. Однако вышедшая на Nintendo Entertainment System“Фантазия” оказалось настолько популярной, что пессимистичные планы были вмиг забыты, и разработчики предсказуемо принялись пилить золотую жилу. За свою более чем 20-летнюю историю серия вобрала в себя 13 игр с порядковым числом в названии (последняя, тринадцатая, вышла в Японии совсем недавно; мы здесь в Европе ее до сих пор ждем). А ведь еще есть такие ответвления, как Tactics и Crystal Chronicles, продолжение Final Fantasy X-2 и уйма разномастных ремейков для мобильных платформ. Всех и не перечесть. Кроме того, Final Fantasy дала жизнь сериям Chocobo и Kingdom Hearts.
Final Fantasy
Случались и неудачи. Да еще какие! Ирония судьбы: если первая Final Fantasy спасла Square от банкротства, то первый анимационный фильм по игре (ведь рано или поздно он должен был появиться) чуть было не погубил студию. Несмотря на фантастическую для 2001 года графику и неплохой сюжет, 137-миллионная постановка с треском провалилась в прокате. Вторую попытку, куда менее амбициозную, можно назвать удачной. Для миллионов игроков Final Fantasy – это образчик японских ролевых игр (JRPG), серия, принявшая самое активное участие в становлении и популяризации этого жанра. Кирилл Алехин: «Впервые я поиграл в Final Fantasy на PlayStation 2. Это была FFX. До сих пор думаю, что лучшая часть в серии: сел в пятницу, очнулся дней через пять – теперь так смотрят How I Met Your Mother или Mad Man. Сильно переживал. Во-первых, там серьезные отношения (всё, что вы делали на привалах в Dragon Age, еще в 2001 году было в FF), а во-вторых – драма-драма: прогулка превращалась в похоронный марш, красивую телочку Юну мы, оказывается, вели на заклание». Half-Life выходит с 1998 года Doom, Quake, Unreal… Названия, без которых не представить конец девяностых и без которых можно легко обойтись в конце нулевых. А вот Half-Life до сих пор – наше всё. В 1998 году Valve Software выпустила шутер нового поколения, игру, сюжет в которой подавался не “за кулисами”, с помощью видеовставок и текстовых заметок, а непосредственно во время прохождения. Причем Half-Life славился не только замечательной режиссурой. Он мог похвастаться современным графическим движком, беспрецедентной анимацией персонажей и по-настоящему смышленым AI. Успех позволил Valve в течение шести лет, без лишней спешки, трудиться над второй частью. А в это время совсем другие люди делали как замечательные официальные аддоны (Opposing Force и Blue Shift), так и не менее замечательные самостоятельные проекты. Один Counter-Strike, выросший из обычного мода, чего стоит.
Half-Life
После выхода еще более успешной, чем первая часть, Half-Life 2 разработчики решили впредь подавать историю Гордона Фримена небольшими кусочками-эпизодами. На данный момент Valve выпустила два таких эпизода. Сторонние умельцы тоже не сидят без дела. Без Half-Life 2 не было бы ни Portal, ни Left 4 Dead. Что будет дальше? Valve особо не распространяется о своих планах. Ждем анонса третьей части. Или хотя бы выхода третьего эпизода. Ведь история, начатая в 1998-м, еще не закончилась. Александр Трифонов: «После выхода Half-Life игровая индустрия изменилась - ведь нас впервые сделали соучастником событий, а не просто "рукой с пистолетом" или зрителем сюжетных роликов. Всё, что происходило с Фрименом, пережили мы лично». Heroes of Might and Magic выходит с 1995 года Наверное, наименее известная игровая серия в нашем списке. По крайней мере, если брать во внимание весь мир, а не только постсоветское пространство. Однако обойти Heroes of Might and Magic стороной тоже нельзя, так как вклад серии в формирование жанра пошаговых стратегий неоценим. История HoMM началась в 1995 году, спустя пять лет после выхода King's Bounty, игры-основателя “героеподобного” геймплея. Сложность игровой механики, разнообразие ролевой системы, число рас и юнитов росли с каждой новой частью, пока не достигли апогея в Heroes of Might and Magic 3: The Restoration of Erathia. Игра получилась настолько удачной, что за ней последовало аж 10 аддонов (8 из них вошли в серию Heroes Chronicles). К сожалению, такой успех сыграл со студией New World Computing злую шутку. В четвертой части разработчики поставили привычный геймплей с ног на голову и… обанкротились. Новые “Герои” оказались никому не нужны, а кормиться за счет старых игр было уже невозможно. Пятую часть и два дополнения к ней делали уже наши соотечественники из Nival Interactive.
Heroes of Might and Magic
Дальнейшая судьба серии находится под вопросом. На консоли ее перевести сложно (хотя определенные попытки были), онлайновая версия умерла, не успев родиться. Впрочем, даже если новых Heroes мы так никогда и не увидим, никто не мешает нам играться с нестареющими классическими играми серии долгими зимними вечерами. Александр Трифонов: «Как любой советский ребенок, заставший появление компьютерных игр в нашей стране, пропустить "Героев" я никак не мог. Далекие уже 90-е для меня навсегда связаны с ними - наряду с каналом 2х2 и китайскими трансформерами». Resident Evil выходит с 1996 года Персональные компьютеры и консоли повидали немало хороших хоррор-серий. Самые известные - Alone in the Dark, Silent Hill и Resident Evil. Первая была родоначальником жанра, но к настоящему моменту практически выдохлась. У Silent Hill дела получше, но и у нее наблюдается затянувшийся творческий кризис (хотя недавняя Shattered Memories нам, например, понравилась). А вот Resident Evil и по сей день держится молодцом. В Японии серия известна как Biohazard. Для западного рынка ее переименовали, чтобы избежать ассоциаций с одноименной рок-группой. Почти в каждой игре RE эксплуатирует тему биологического оружия. Вроде бы должно когда-то надоесть, но откровенных провалов сериал не знал. Даже если учитывать многочисленные спиноффы и ремейки. Всего за 14 лет было продано около 40 миллионов копий игр.
Resident Evil
В чем секрет успеха? Наверное, дело в том, что Resident Evil всегда была сначала экшеном и лишь потом хоррором. А хороший экшен сделать проще, чем выстроить саспенс, которым так славятся те же Alone in the Dark и Silent Hill. Тематика “Резидента” идеально подходит для экранизации, и к настоящему моменту вышло уже три относительно удачных художественных фильма (четвертый подоспеет к следующему году) и два CGI-мультфильма. На Западе также весьма популярны серии книг и комиксов по мотивам. Александр Трифонов: «Resident Evil для кого-то - классика хоррора, но для меня этот сериал прочно ассоциируется с отвратительнейшими портами на PC и ужасным управлением. Исправило впечатление только совместное прохождение пятой части с другом - да так, что не заметили наступления утра». The Sims выходит с 2000 года Наверное, все согласятся с тем, что The Sims – это феномен. “Проходняк с потенциалом в 300 тысяч проданных копий” (по крайней мере, в Electronic Arts изначально прогнозировали игре именно такое, не сказать чтобы светлое будущее) превратился в бесконечный сериал, разошедшийся тиражом более 100 миллионов экземпляров. “Симы” стали олицетворением принципа “игра ради игры”. В ней нет привычных завязки и финала. Вы просто проживаете со своими виртуальными героями рядовую, возможно, даже обыденную, но почему-то очень интересную жизнь. Парадокс.
The Sims
А еще The Sims – это феномен аддонов. Какие бы дополнения ни выходили – хорошие, плохие, так себе, – они всегда попадают в топы продаж. К первой части вышло 7 дополнений, ко второй – 17 (включая 9 контент-паков). Видимо, к третьей, релиз которой состоялся в этом году, выйдет еще больше. И не менее очевидно, что рано или поздно мы увидим The Sims 4. Electronic Arts предприняла несколько попыток расширить франчайз. Издательство запустило онлайновую The Sims: Online, “сюжетную” линейку The Sims Stories и казуальные MySims. Все проекты можно назвать в той или иной степени успешными, но до показателей классических “симов” им очень далеко. Кирилл Алехин: «The Sims я устанавливал в смешанных чувствах. С одной стороны, Уилл Райт уже был таким Мидасом от игр: он мог издать симулятор фермы – и всё равно получалось лихо. С другой, что за блажь делать игру для девочек? Я занялся бытовым терроризмом: впускал соцработника в комнату с визжащим младенцем – и убирал дверь, или устраивал вечеринку в бассейне и топил гостей – надо было только вовремя продать лестницу. В общем, мальчишки в The Sims маялись». Tom Clancy’s выходит с 1996 года Американский писатель Том Клэнси подарил свое имя не просто игровой серии. Бренд Tom Clancy’s превратился в целую коллекцию, состоящую из самых разных жанров, но объединенную одним общим принципом, – политическим подтекстом и непомерным пафосом. Серия началась со стратегий, однако такие игры, как Politika и Ruthless.com, оказались маловостребованными, и ее быстро переориентировали на экшены. А уж тут-то было где разгуляться. За короткое время выросли три монолитных столпа: Rainbow Six, Ghost Recon и Splinter Cell. Первая и вторая игровые линейки посвящены будням бойцов спецподразделений, третья – агенту Сэму Фишеру.
Tom Clancy
Ubisoft Entertainment, выкупившая все права на имя Клэнси в 2008-м, решила расширить жанровые рамки. В продаже появились авиааркада HAWX и стратегия в реальном времени EndWar. Если первую игру можно назвать удачной, то вторую вряд ли ждет светлое будущее. Любопытная, кстати, эволюция. Если в конце девяностых – начале двухтысячных игры с приставкой Tom Clancy’s представляли собой зубодробительные симуляторы, в которых убивали с одной пули, то сейчас, когда серия переориентировалась на консоли, правила стали куда более щадящими. Александр Трифонов: «Среди десятков игр, выпущенных под именем Tom Clancy’s, моя любимая - Rainbow Six 3, последний настоящий тактический симулятор перед превращением серии в консольные шутеры. Запоминающиеся уровни, сотни стволов и мощнейший планировщик миссий». Tomb Raider выходит с 1996 года Много ли героев видеоигр вы знаете? Можете не считать. Главное, что имя Лары Крофт почти наверняка будет в списке. В 1996 году студия Core Design угадала с ингредиентами, смешав в одном бокале приключения в духе Индианы Джонса с пышногрудой, атлетичной шатенкой. Коктейль получился что надо. Конечно, по сегодняшним меркам малополигональная фигурка Лары Крофт смотрится нелепо, но в те времена… Первый секс-символ от игр, без шуток. К сожалению, разработчики безоглядно уверовали во внешние данные Лары и, мало заботясь о геймплее, от игры к игре лишь увеличивали девушке бюст. Пятый размер был взят в 2003 году, с выходом Tomb Raider: The Angel of Darkness. Игру плохо покупали, и о расхитительнице гробниц на время забыли. Но через три года конвейер был запущен вновь. Лара стала меньше внешне походить на Анну Семенович, а игровой составляющей было уделено достаточное внимание. С того момента вышло две полноценные игры и один римейк первой части.
Tomb Raider
О новых проектах пока ничего не известно, но, думается, анонсы не за горами. Ведь после двух фильмов с Анджелиной Джоли имя Лары Крофт стало известно и за пределами игрового сообщества. Правда, если первую картину еще можно назвать успешной, вторая часть принесла инвесторам лишь многомиллионные убытки. Кирилл Алехин: «В 1990-х никто не смотрел в интернете порно, - не то чтобы не хотелось, но вы попробуйте открыть картинку с модема 14.400, - зато у ДК «Горбунова» в Москве была толкучка с новинками пиратского видео, ну и с интимом, конечно. Все московские школьники, которые хотели знать, как выглядят секс-символы, тропинку туда протоптали. И им (т.е. нам) было довольно смешно читать, что Лара Крофт – это какой-то объект вожделения и кумир пубертата. Поскольку выглядела она приблизительно так: взгляд косой и застывший, руки-ноги из деревянных брусочков, плечи квадратные, вместо округлостей – тупые углы. Сейчас это деликатно называют «кубизмом», но вообще-то Лара была похожа на чудище из феминистского ужастика». Warcraft выходит с 1994 года Как отмечалось выше, серия Warcraft была единственным серьезным конкурентом властвующему в 1995-м Command & Conquer. В 1994 году в продаже появился Warcraft: Orcs & Humans, собранный чуть ли не на коленке, а год спустя вышел до сих пор не растерявший популярности Warcraft 2: Tides of Darkness. BlizzardEntertainment предложила другие, отличные от идеологии C&C, принципы стратегии в реальном времени: более гибкую систему строительства зданий, основанную на нескольких видах ресурсов экономическую модель, почти аркадную динамику. И, как показало время, именно эта схема одержала победу.
Warcraft
Вообще, в отличие от Westwood, Blizzard обладает каким-то необыкновенным чутьем на только зарождающиеся индустриальные тренды (вкупе с талантом, разумеется). Студия отменила малоперспективный квест по мотивам, зато целых пять лет вынашивала собственную MMORPG. Как результат, World of Warcraft – самая популярная онлайновая ролевая игра в мире. Неудивительно, что новостей о следующей части стратегического Warcraft пока не поступало, хотя мало кто сомневается, что рано или поздно анонс состоится. А пока Warcraft 3: Reign of Chaos вместе с дополнением The Frozen Throne и так являются одними из главных нешутерных киберспортивных дисциплин. И это, между прочим, спустя 8 лет после релиза. Как и полагается любой популярной фэнтезийной вселенной, по Warcraft вышла целая серия книг от разных авторов, несколько настольных ролевых игр, а в скором времени должны начаться съемки высокобюджетного художественного фильма. Кирилл Алехин: «Хотел бы поснобствовать и сказать, что любимым тайтлом от Blizzard был и остается Rock-n-Roll Racing, но это брехня, разумеется. Потому что в World of Wacraft я провел больше дней и недель, чем в любой другой игре - когда, наконец, стер 40-гигабайтную папку "WOW", на счетчике было почти 200 суток чистого игрового времени». Считаете, что мы преступно забыли включить в этот список вашу самую любимую игровую серию? Наверное, вы правильно считаете – велики шансы на то, что мы обязательно расскажем про нее во второй части материала. Впрочем, если у вас нет сил терпеть до следующей серии, пожалуйста, изливайте гнев в комментариях – мы любим это дело!