Все те люди, которые на полном серьезе считают, что нынче игры измельчали и «без души», видимо, провели весь 2009-й год на урановых рудниках. Честное слово, когда мы тут всей редакцией GamesLife.ru принялись составлять список десяти лучших игр ушедшего года, вокруг летали пух, перья, брызги крови и возгласы: «Uncharted 2 – лучшая игра в мире!», «Да ну что вы, это же хоть и зрелищная, но скучная игра», «Ребята, мы же про Assassin’s Creed 2 забыли!», «Не забыли, а намеренно оставили эту гадость за бортом», «Что в Топ-10 делает унылая Borderlands?», «А не сошел ли ты с ума, называя Borderlands унылой?»... Восхитительных, хотя и противоречивых, релизов за прошедшие 12 месяцев накопилось в достатке. Как видите, мы решили не торопиться с вынесением приговора, уделив максимальное время спорам и обсуждениям; в результате перед вами список из десяти если не совсем уж лучших (лучше, хуже – сами понимаете, сколько людей, столько и мнений), то, безусловно, самых ярких игр недавно ушедшего года. Мы рассказываем вам о них с теплотой в сердце. Сергей Думаков, Николай Третьяков, Петр Сальников, Сергей Парамонов и Сергей Калашников объясняют, почему 2009-й игровой год запомнится нам надолго. Приготовьтесь – мы растеклись мыслию. В этот раз можно.
10 место: Ghostbusters: The Videogame (Xbox 360, PlayStation 3, PC)
Ghostbusters: The Video Game
Сергей Думаков: В случае с Ghostbusters очень хочется смахнуть слезу и надрывно поведать о том, как молоды мы были, как искренне любили и как помещали воображаемых призраков в самодельные картонные ловушки – но ограничиваться лишь ностальгическими нотками здесь будет, пожалуй, нечестно. Да, opus magnum авторства Дэна Эйкройда – идеальное средство от возрастной хандры и концентрация всего лучшего, что было в солнечных, босых девяностых… но Ghostbusters еще и отличная игра сама по себе, безо всяких скидок. С одной стороны, здесь очень умело использованы все самые популярные тренды – от командного прохождения до бесшовной манеры повествования (когда вы не можете оторваться от экрана уже второй час, а надписи mission complete так ни разу и не видели); с другой – сама механика Ghostbusters выглядит свежо и по-детски ярко. Вместо пуль – протонные лучи, вместо террористов и инопланетян – колоритные духи; вместо скучных перестрелок на местности – удивительной красоты дуэли с использованием каждого миллиметра игрового пространства. Питер Венкман и Игон Шпенглер с воплями гоняют нечто зеленое по банкетному залу дорогущего отеля; в воздухе кружат салфетки и битая посуда, призрак бьется о потолок и прячется под накрытыми столами, со стен сползают канделябры и начинают смешно семенить под ногами. Кажется, в свое время мы полюбили компьютерные игры именно за это, да? Сергей Парамонов: «Охотники за приведениями» - в Штатах неугасающий бренд, как «Кока-Кола», «Макдоналдс» или вездесущий «Старбакс», такой же массовый и могущественный. С момента выхода первого фильма прошло 25 лет, а популярность феномена не угасает до сих пор. И речь даже не о бесконечном потоке мерчандайзингового хлама (комиксы, одежда, напитки, игрушки), который в какой-то мере, бесспорно, подпитывает умы американцев; всё проще – некогда созданные Дэном Эйкройдом и Гарольдом Рамисом персонажи картины давно переросли из бравых парней с плазменными пушками в мешковатых костюмах в настоящих народных героев, не хуже какого-нибудь Человека-паука или, пардон, Барака Обамы. Последняя видеоигровая интерпретация «Охотников» отнюдь не повторяет события кинодилогии, а предлагает свой вариант развития дальнейших рамсов. Действие переносит игрока в 91 год, предлагая сыграть за безликого новичка, который вяло бегает за старожилами. Удивительно, но игра с самого вступительного ролика до финальных титров держит не хуже двух фильмов вместе взятых, а весь этот фонтан из фейерверков, красочных лучей и невероятно реалистичных физических выкрутасов заставляет несколько подзабыть самые зрелищные эпизоды фильмов. На полном серьезе, за общую картинку разработчикам отдельный поклон. Хочется надеяться, что после прекрасной электронной адаптации мы увидим-таки долгожданную третью часть фильма. Тем более что Эйкройду и компании уже дано добро на создание продолжения культового фильма, на котором выросло не одно поколение.
9 место: Call of Juarez: Bound in Blood (Xbox 360, PlayStation 3, PC)
Call of Juarez: Bound in Blood
Петр Сальников: Игра-шоу, игра-фильм, игра в войнушку, игра-детство, в конце концов! В Bound In Blood невозможно не влюбиться с первого взгляда. Она может не понравиться только женщинам и совсем уж малым детям: остальные уже успели пострелять из ржавых кольтов и наглотаться пыли бескрайних американских прерий. В происходящее отчего-то верится легко: видно, что все эти мужики с винтовками, кони и Дикий Запад - лишь средства изображения вполне житейских вещей. Могут ли этим похвастаться блокбастеры типа Modern Warfare 2 или Dragon Age? А вот и нет. С появлением этой игры шутить о "польском трэшачке" стало совсем не с руки. С одной стороны есть поделки типа NecroVisioN, с другой - Bound In Blood. Просто шедевр. Сергей Калашников: Отличный вестерн Call of Juarez получил в 2009 году продолжение. И к моему удовольствию, сиквел (а точнее, приквел) оказался намного интереснее и зрелищнее оригинала. В Bound in Blood рассказывается очень простая история. Есть три брата (два головореза и один праведник), есть проклятое сокровище, роковая красавица и Дикий, дикий Запад. И, несмотря на банальность, наблюдать за приключениями МакКолов – одно удовольствие. Сочные характеры (жесткий, «стальной» парень Рей, «слащавый» мачо Томас и «правильный» религиозный Уильям), великолепные диалоги – редко можно получить такое почти литературное удовольствие от простого шутера. Плевать на жанровые предрассудки; в первую очередь Bound in Blood все-таки качественный классический вестерн. Впрочем, без горы трупов, лошадей и разнообразного оружия не обошлось. За всё время непродолжительного путешествия (а проходится игра за 6-7 часов) братья отправляют в мир иной несколько тысяч человек. И меняют десятки стволов. К слову, самые лучшие экземпляры можно приобрести исключительно за деньги. Зарабатывать следует между сюжетными миссиями, выполнив ряд дополнительных заданий. Увы, их не так много, как хотелось бы. Да и о разнообразии речи не идет. В мире Call of Juarez всё сводится к одному – убийству неприятеля. Зато способов умерщвления масса. Тут вам и стационарные пулеметы, и луки со стрелами, и ножи, и многое другое. Кроме того, помимо стандартных перестрелок можно принять участие в дуэлях один на один. Кровавых развлечений в прекрасном мире Bound in Blood масса. И выглядит игра сногсшибательно. Лучший виртуальный вестерн последних лет. И один из лучших вообще, в истории. Личный Топ-10 Николая Третьякова Составляя список десяти главных игр 2009-го года, Николай постарался найти компромисс между общественно значимыми релизами и теми, что понравились ему самому. Впрочем, по его собственному признанию, в Топ-3 попали игры, в случае с которыми и то, и другое совпадает. 10. Scribblenauts 9. Majesty 2: The Fantasy Kingdom Sim 8. Divinity 2: Ego Draconis 7. Resident Evil 5 6. Call of Duty: Modern Warfare 2 5. Batman: Arkham Asylum 4. Brütal Legend 3. New Super Mario Bros. Wii 2. Borderlands 1. Dragon Age: Origins 8 место: Borderlands (Xbox 360, PlayStation 3, PC)
Borderlands
Николай Третьяков: Кто-то в бездонных глубинах интернета дал Borderlands титул «паразит года». Совершенно точно: игра прилипчива, как мозговой слизняк. Даже когда знакомство свершилось, материалы написаны, запал играть дальше – выгорел, случаются странные рецидивы: хочется запустить на пять минут… а потом мы снова тащимся от того, как всё здорово нарисовано, какую классную пушку удалось найти в куче собачьего дерьма и ыыыыы ничего не помню. Потому что прошло уже часа три, а мы сидим перед компьютером (или теликом), вытаращив глаза и разинув рот… ой фуууу слююююни. Эй, почему на улице темно? И как-то пофиг, что моделей врагов мало – их всё равно некогда разглядывать, потому что – хэдшот! Хэдшот! И еще раз! Сквозь щиты! Прямо в тыкву! Самое страшное, что я пишу это всё – и уже борюсь с нарастающим желанием запустить Borderlands, забыв даже про своего третьего WoW-персонажа, крошку-ворлока. Поэтому сворачиваюсь, отметив напоследок, что мультиплеер в B-lands – не просто паразит, а ад, чума и погибель. Сергей Думаков: Можно не любить антиутопические RPG, можно их обожать, можно всю жизнь проиграть в Fallout 3 и не замечать ничего другого – Borderlands подойдет к вам, ни на что не обращая внимания, возьмет за шкирку и навсегда унесет с собой. Есть такие игры – им плевать на ваше к ним отношение. И миллионы миллиардов разновидностей оружия тут не причем: в случае с Borderlands главным, пожалуй, является очень прилипчивая общая стилистика, объединившая в себе ярость Безумного Макса с эпосом и сказочностью «Звездных войн». Невероятно уютный мир; враги, с которыми приятно сражаться; потрясающие персонажи и побочные задания – вот чем подкупает эта мультяшная, в общем-то, история. Ну и совершенно, конечно, умопомрачительная система боев – со всеми этими огромными цифрами нанесенного урона и надписями «critical hit!» в пол-экрана… Игру, кстати, можно проходить и кооперативно – выжившие после такого экспириенса похожи на дока Брауна из кинофильма «Назад в будущее» и, вроде бы, абсолютно счастливы.
7 место: New Super Mario Bros. Wii (Wii)
New Super Mario Bros. Wii
Николай Третьяков: Какой-то аналитик из, опять-таки, глубин интернета (Дивнич?) предрек New Super Mario Bros. Wii победу в чартах над CoD: MW2. Конечно, не по итогам этого года, а при подбитии следующего десятилетия. Или на момент Страшного Суда. (Вы помните спор ангелов в «Догме» по поводу кассовых сборов фильмов?). И – победа была бы справедливой. Потому что два сантехника и два тоада, хотя и могут быть описаны только английским прилагательным goofy, – всё равно массам казуалов лучше приобщаться к играм с ними. А не с Закхаевыми. Для тех, кто не казуал – на скриншотах игра похожа на NES’овских «супербратьев» больше, чем на самом деле. New SMB Wii и SMB сходны настолько же, как Civilization IV и оригинальная Civilization. На секунду: потом понимаешь и прочувствуешь, что прошла целая эпоха. Дело даже не в том, что можно ворочать элементы уровней пультом Wii – дизайн постоянно напоминает, что за 24 года можно напридумывать много, даже не выходя за пределы жанра «плоский платформер». Сергей Думаков: Выходит странное: нужно купить одну из самых технологичных на сегодня консолей, чтобы поиграть в подобие восьмибитной игры двадцатилетней давности. И пусть New Super Mario Bros. Wii (NSMBW) внешне очень далека от Super Mario Bros. для NES - бежать по-прежнему нужно слева направо, а в золотых кирпичах с вопросительным знаком всё так же прячутся чудо-грибы. Переиздание золотой классики (переосмысление? переживание?) – безусловно, одно из важнейших игровых событий года. Ничего такого уж нового (кроме одной мелочи, о которой ниже) в этой игре нет, зато старого, проверенного хватает: фантастической красоты миры, феноменальная архитектура уровней, хитрющие загадки и в безумной концентрации разбросанные по локациям «секреты». Короче говоря, всё то, за что мы и любим эту безумную вселенную! На месте и мини-карта с подвохами и лавочками-магазинчиками, где покупаются или выигрываются всевозможные бонусы; и огромные супер-монеты, которые теперь можно тратить на просмотр хелп-роликов; и летающий корабль супер-злодея Боузера – в общем, если вы хотите знать, как выглядит сегодня лучший в мире платформер, от NSMBW никуда не деться. Объявленная же новинка – это кооперативное прохождение: отныне путешествовать по Грибному королевству можно вчетвером за раз. В лучших традициях «денди»-классики партнеров можно брать на руки, швырять во врагов и использовать в качестве батута – от показательных зарисовок, демонстрирующих совместное шествие по уровням игры, голова натурально идет кругом. Личный Топ-10 Сергея Парамонова По мнению Сергея, Grand Theft Auto 4 настолько великолепна, что даже сборник DLC к этой игре способен забороть все те свежие игры, которые появились в этом году. Еще его очень впечатлил волшебный платформер Trine, который Сергей включил в шестерку лучших игр года. 10. Ghostbusters: The Video Game 9. Fallout 3: Game of the Year Edition 8. Need for Speed: Shift 7. Resident Evil 5 6. Trine 5. Fight Night Round 4 4. Street Fighter IV 3. Batman: Arkham Asylum 2. Uncharted 2: Among Thieves 1. Grand Theft Auto 4: Episodes from Liberty City 6 место: Call of Duty: Modern Warfare 2 (Xbox 360, PlayStation 3, PC)
Call of Duty: Modern Warfare 2
Петр Сальников: Modern Warfare 2 похожа на шлюху. Первоклассную шлюху. Дорогую, в красивом платье, на собственной машине и со своими апартаментами. На нее приятно смотреть, еще приятней щупать, а пахнет от нее так, будто она спустилась с облака прямиком в наши грязные, похотливые, брутальные мужские руки. Каждый раз, когда она сбрасывает с себя какой-то предмет и без того откровенного наряда, мы, выпучив глаза, не верим, что она может показать нам еще! еще! еще! больше. Стремительный, взрывной секс не оставляет никаких сомнений в том, что именно такую мы и хотели. Но вот поговорить с ней не о чем. Да и второй раз не хочется - впечатлений хватило, спасибо. Но мы еще долго будем помнить тебя, Modern Warfare 2. Николай Третьяков: На Call of Duty: Modern Warfare 2 замыкаются все круги, какие только могли замкнуться. Смыкаются «Контра» в засаленных компьютерных клубах («подрубайся, пацаны, кто за террор?») и тупые технотриллеры, джанк-фуд для ума. Бургеры, Тома Клэнси и сэмки нельзя игнорировать, потому что миллионные продажи. Что на консолях продалось в пятьсот раз больше копий новой CoD, чем на ПК – это не только свидетельство упадка последнего. Главный смысл и источник приставочного триумфа CoD – в том, что она живет в телевизорах по соседству с новостями про жидкий гранит, Ксюшенькой С. и мочой Геннадия Малахова. И CoD в телевизоре самое место, и скандальчик про уровень в российском аэропорту тоже из телевизора. Симптоматично, что по поводу CoD заимел какое-то мнение журналист Кононенко. Про другие игры он просто не смог бы заиметь. А что все снайперские позиции в мультиплеере уязвимы – за то разработчикам земной поклон и алаверды. Игры окончательно и бесповоротно пришли в большой мир. Вот именно так, в форме CoD. Ни в какой другой форме они бы не пришли.
5 место: Uncharted 2: Among Thieves (PlayStation 3)
Uncharted 2: Among Thieves
Сергей Калашников: Здесь не будет радостных соплей. Разумеется, я играл в оригинальную Uncharted – один из главных эксклюзивных проектов для PlayStation 3. И не сказать, что был в восторге от творения Naughty Dog. Признаться, их Crash Bandicoot (тот самый, оригинальный) впечатлил в свое время куда сильнее. Спросите любого - о чем игра, какие в ней герои. Никто не вспомнит! Наверняка расскажет о великолепной графике и однообразных перестрелках. Но не более того. В том-то и беда. И вторая часть, увы, не исключение. Блокбастеры бывают разные. Вы смотрели «Аватар» и «2012»? Обе картины качественные, зрелищные. Но одну вы будете помнить, а о другой забудете через пятнадцать минут после выхода из зала. Догадайтесь, с чем я сравниваю Uncharted 2. Увы, но нам снова подарили жвачку. Вкусную, сладкую, в потрясающе красивой обертке. Но вообще без послевкусия. Через неделю вы не вспомните героев игры, а через месяц забудете, о чем шла речь. Но приключенческий боевик, в любом случае, достойный. Ни дать ни взять. Сделано профессионально. Очень красивая графика, великолепные пейзажи, динамичные схватки и достойная продолжительность. Отлично проведенное время гарантировано. Нет, не Достоевский. Лукьяненко. Uncharted 2, безусловно, заслужила место в Топ-5. Но не более того. Сергей Парамонов: Новых приключений «Лары Крофт в штанах» ждали. Ждали не меньше, чем если бы это была очередная часть подугасшего сериала про сексапильную расхитительницу гробниц с пухлыми губами. Оригинальная Uncharted вдохнула новую жизнь в приключенческий жанр, показав, что в одной игре могут успешно уместиться харизматичный главный герой – такой Индиана Джонс нового поколения, - потрясающий экшен, увлекательный и действительно интересный сюжет, а также технологический прогресс. Все эти актеры объединились в единую труппу, вдохновенно выступая на невидимой сцене, сменяя друг друга по ходу представления. Сиквел сделали по схеме «тех же щей, да побольше влей». Здесь всё натурально возведено в двойную степень по отношению к первой части. Более лихо закрученный, авантюрный, порой даже непредсказуемый сюжет, отличный экшен, с каждой новой главой бросающий Голливуду кричащий вызов, умопомрачительные и разнообразные места действия, грамотно очерченные характеры главных героев и отличная мультиплеер-модель. Сказать об Uncharted 2: Among Thives «супер!» - не сказать практически ничего; это потолок нынешних мейнстримовых игр, то, к чему нужно стремиться разработчикам, имеющим приличный бюджет на хитовый, разносторонне прописанный проект. Безусловно, один из лучших релизов 2009-го года. Личный Топ-10 Петра Сальникова (в случайном порядке) Петр считает, что в 2009-м вышло так много отличных игр, которые надолго завладели его вниманием, что нет смысла как-то расставлять их на пьедестале почета – на верхней ступеньке уместятся все десять! - Batman: Arkham Asylum - Resident Evil 5 - Call of Juarez: Bound in Blood - S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти - Call of Duty: Modern Warfare 2 - Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena - Bionic Commando - Anno 1404 - Borderlands - Dragon Age: Origins 4 место: Resident Evil 5 (Xbox 360, PlayStation 3, PC)
Resident Evil 5
Петр Сальников: Есть такая детская шутка: если червячка разрубить пополам, их станет двое, и им больше не будет одиноко. Играя в Resident Evil 5, я вспомнил всех до единого дождевых червей, которых порубал на части лопатой, копая картошку на даче. И вот что я вам скажу: я больше ни одного червя не трону, а у остальных прошу прощения, давайте склеивайтесь обратно, планете Земля столько не нужно! Придумайте что-нибудь, только избавьте от своего присутствия. Пятая часть Resident Evil стала черной овцой в своем зомби-хоррор-стаде. Инфицированные не ползают несчастными калеками, а носятся с бешеной скоростью, как и подобает африканским спринтерам. На улице светло! Больше никаких стандартных "бу!"-страшилок, добро пожаловать в липкий, грязный мир, царство мух, тухлого мяса и потных слюнявых негров. Уникальная, сильнейшая атмосфера, блестящий сюжет... Да что уж говорить, в Resident Evil 5 попросту нет недостатков. Настоящий пионер - всем пример! Сергей Думаков: Ответ на вопрос, почему RE5 входит в число лучших игр года, гораздо проще ответа на вопрос, почему RE5 вообще является хорошей игрой: альтернативного по размаху Survival Horror в этом году просто не было (а сам жанр сегодня слишком робок и пуглив, чтобы его игнорировать). Безусловно, что-то в «Пятом резиденте» выращено на плодородной почве последней Metal Gear Solid – но нужно отдать игре должное: пугать у нее по-прежнему получается. Правда, страх теперь несколько другой и сродни страху оказаться в полночь в Южном Бутово перед толпой озверевших аборигенов. Зомби (назовем их по привычке так) тут очень много, но что хуже всего – в их глазах горят зачатки разума, что поначалу просто ввергает в шок. Титульная сцена с главными героями, запертыми в убогой хижине, вполне отражает всё последующее течение игры: когда безумные существа начинают ломать двери и окна, вся самоуверенность куда-то пропадает – хочется просто убежать отсюда подальше, от них и от этих ненавидящих зрачков… а убежать получается не сразу. Бррр. От одного воспоминания мурашки по коже! А еще, во многом развивая идеи своего предшественника (революционной четвертой части), RE5 очень внимательна к деталям и контексту. Такой жаркой, такой липкой, такой душной и наполненной сладковатым запахом разложения плоти игры этот мир еще не видел. И да, в нее тоже можно – и нужно - играть вдвоем. Николай Третьяков: За несколько дней до Нового года я нес домой елочку и потерял равновесие на обледенелых ступеньках длинной и крутой лестницы; несколько секунд балансирования медведя-серфингиста (елка парусила) позволили поймать мощный адреналиновый приход. От которого я вспомнил, зачем существуют Resident Evil – и пятая, и все остальные. И зачем особенно – вся эта Африка. Туда едешь с полуосознанной снисходительностью: солнечная саванна, в которой живут люди с простыми радостями – ну чего там бояться? А когда начинается «чего», надпочечники исправно реагируют. Не зря четвертая серия RE хорошо продалась на Wii: первая реакция игрока – непроизвольно дернуться. Шугануться даже от не очень страшного крокодила. Единственный недостаток RE5 – ее сильный уклон в насекомость. Завидую людям с инсектофобией, их должно торкать куда сильнее.
3 место: Brütal Legend (Xbox 360, PlayStation 3)
Brutal Legend
Сергей Думаков: Здесь всё не как у людей: живое видео вместо аннотационного видеоролика, буклет винила вместо меню и толстопузый коротышка вместо сурового мачо в роли главного героя. Хотя коротышке очень хочется быть суровым мачо! Если совсем начистоту – он бывший рокер, которого убило упавшей во время концерта декорацией. Ему около сорока, он немногословен, вместо удара в нос предпочитает выдать убойное гитарное соло; враги так боятся солирующего лузера, что падают от жутких нот замертво. Враги, кстати, здесь тоже не как у людей: жители загробного, вроде бы, рокерского царства, поработившие души и тела носителей настоящего рокерского духа. Не знаем, нужно ли это говорить, но Brütal Legend – это шумная игра про тяжелый рок, его икон и наследие. Каждая новая игра Тима Шэфера – это безусловный must buy, и каждая новая игра Тима Шэфера – всё в меньшей степени игра. Если наиболее точно определять жанр Brütal Legend, то получится что-то вроде «ироничной интерактивной энциклопедии вымирающей субкультуры». У Тима потрясающее чувство юмора, и, наверное, только он мог так по-доброму посмеяться над тем, во что еще совсем недавно верил весь мир. Структурно Brütal Legend – «песочница» в стиле Grand Theft Auto; по духу – памятник старым временам, когда мужчины в кожаных, шипастых одеждах вызывали не глумливый хохот, а подлинное уважение. Здесь можно сколотить армию своих фанатов и послать их на бой с демонами, можно вскочить в седло чудовищного (в прямом смысле) мотоцикла и умчаться в закат, здесь можно крутить романы с худыми возвышенными девицами и брать их с собой на выполнение особо важных заданий – всё сделано настолько мастерски, насколько только может художественный объект приблизиться к границам видеоигры. В принципе понятно, что Тиму интересен сам феномен, нежели его электронно-игровое воплощение – но и с фан-фактором у Brütal Legend всё в порядке: можно не оценить значение двоеточия над буквой U в названии игры, но не оценить битву за струны с гигантской паучихой и последующую адскую (опять-таки в прямом смысле) гонку не выйдет никак. Остается лишь сожалеть о том, что каждая игра Шефера выходит со скрипом… и держит путь на прилавки непростой, тернистый. Brütal Legend тоже едва не отменили, когда она была уже почти готова – и это была бы настоящая потеря, честное слово. Поэтому эту игру – вот именно эту – пожалуйста, купите в магазине. Во-первых, она того стоит (чудесная, первоклассная, ручная работа); во-вторых – если Тим Шэфер перестанет делать что-нибудь интерактивное, мы все осиротеем. Правда. Сергей Калашников: Ожидали простого аркадного боевика с великолепной историей, потрясающим юмором и ярчайшими героями? Тим Шэфер снова всех удивил. Да, разумеется, платформенная вакханалия присутствует. Только в начале. Потом вам подсовывают самую настоящую heavy metal Grand Theft Auto с поездками по сказочному миру и выполнением многочисленных дополнительных заданий. Дальше – больше. Будет и стратегия. Разумеется, речи о сногсшибательной продуманности каждого элемента и не идет. Всё в меру и всё настолько сложно, насколько требуется. Все-таки, в Brütal Legends, несмотря на то, что это игра, главное вовсе не геймплей. А сам мир, удивительные герои, стилистика, характеры, та самая атмосфера, которой сегодня лишено большинство игр. Шэфер умеет и знает, как создать запоминающийся мир и населить его «живыми» личностями. Уверен, что Brütal Legend, как Monkey Island, Full Throttle, Grim Fandango и Psychonauts, навсегда останется в вашей душе. Шедевр? Да, разумеется. Как обычно у Шэфера. И главная игра для любителей heavy metal. Николай Третьяков: Несколькими сантиметрами выше я очень дурно высказался о CoD: MW2, которая суть воплощение всего того, что мне, извините, не нра. Так вот, Brütal Legend – полная противоположность. Нраааа! (Гроул). Не какое-то там новостное-геополитическое УГ – а мир детской мечты с обложек альбомов металлических групп восьмидесятых (пацаны, вы за «Ассерт» или за «МановАр», только честно?), нашевсё Тим Шэфер, нашевсё Джек Блэк, который попадет в Валгаллу только за песню Fuck Her Gently. И Офелия – best love interest главного героя за многие годы. Увы, я сбиваюсь на загибание пальцев, но – саундтрек. (Саундтрек, саундтрек!) Отсылки к Full Throttle (чоппер – то есть, хот-род – Эдди и его апгрейд). Легкие насмешки над Guitar Hero. Сочетание слэшера со стратегией в реальном времени (вот это был сюрприз)! Ну и приглашенные звезды (в основном Лемми, конечно; Оззи не так впечатляет, бо немного продажен). И диалоги. Которые первейшая причина, почему Тим Шэфер – наше всё. Ребята, спасибо, что вывели эту игру в топ. Личный Топ-10 Сергея Думакова В этом году Сергей больше всего впечатлился игрой про Бэтмена, рыскающего по закоулкам клиники Аркхэм – и c тем, что Arkham Asylum оказалась самой достойной игрой ушедшего 2009-го, никто из нас спорить не стал. Кроме того, Сергей очень высоко ценит игры, которые заставляют работать головной мозг – обратите внимание на The Path и The Saboteur в его персональном Топ-10. 10. The Saboteur 9. Borderlands 8. Red Faction: Guerilla 7. Resident Evil 5 6. The Path 5. New Super Mario Bros. Wii 4. Call of Duty: Modern Warfare 2 3. Ghostbusters: The Videogame 2. Brütal Legend 1. Batman: Arkham Asylum 2 место: Dragon Age: Origins (Xbox 360, PlayStation 3, PC)
Dragon Age: Origins
Николай Третьяков: BioWare – они такие. Начиная с Baldur’s Gate 2: Shadows of Amn про каждую их большую игру думаешь – ну вот это точно их магнум-опус, после него они опустятся, размагнитятся… не смогут прыгнуть выше… Но нет! Создают очередную игру, которая весьма похожа на предыдущие, но всегда немного лучше. Планка чуть-чуть поднимается, и плюсы всегда перевешивают минусы. Да, опять эта немного стыдная из-за явной гаремности партия, лагерь – потомок корабля из KOTOR, тоже служившего площадкой для развития отношений, опять проникновенные беседы, и главное – архетипические персонажи. Наш паладинистый боевой товарищ ну так похож на Карта Онази. Эмо-кид, блн. И Морриган – вечная для BioWare-игр девочка-цундере. Н-ня. Ну и ладно. Потому что Dragon Age все-таки дает почувствовать, что она немного другая, что заявленный субжанр dark fantasy – не дешевые понты. Уже в прологе мы влипаем в ситуацию «хорошего конца не будет», мечемся, но потом осознаем – ее, ситуацию. И это производит впечатление. Как и многие детали. Все кодексы прилежно прочитываются (кто у нас, кстати, в последний раз делал сложный игровой мир с нуля, не по лицензии? Не BioWare ли, в Mass Effect?). А собака-голован (то есть, мабари)? Когда она, свирепая-боевая, в первый раз приносит подарок, прямо как кавайтерьер в Nintendogs … хыхыхы. Ну а этот downloadable content прямо в дневнике… да пусть маячит. Плюсов в Dragon Age всё равно много. Как ромашек. И мы собираем букет. Постепенно. Петр Сальников: Dragon Age опьяняет; есть в этой игре что-то, от чего самым натуральным образом кружится голова. Причем понимаешь это не сразу - как в детстве, когда первый раз пробуешь водку: с нездоровым возбуждением опрокидывая стопку за стопкой, удивляешься, почему ничего не происходит. А потом ррраз - и уже наглухо. Вот и с Dragon Age точно такая же ситуация. Вроде бы всё, что есть в этой игре, мы уже видели много раз, но нет - BioWare вновь подобрали правильные ключи к нашим сердцам и прочно укрепились в наших головах. Мы думали, что эльфы с гномами остались где-то на окраинах двадцатого века, покрытые паутиной двухмерных ролевых игр, но мы ошибались. Старые трюки - самые лучшие, триумфаторы из BioWare знают это не хуже нас. И у них получилось сделать актуальную игру, в которой содержится нечто тонкое, едва уловимо напоминающее всем, кто ночами сидел за Baldur's Gate, о времени, "когда в играх было больше души". Никуда она не делась, душа эта. Просто мы выросли. И игры выросли. Dragon Age - это квинтэссенция повзрослевшей графики, остепенившегося гейм-дизайна, поумневшего сценария. У BioWare получилось создать игру, которая идеально вписалась в рамки восприятия нынешнего поколения игроков. Цените этот момент, вторая такая игра появится не скоро. Лет эдак через десять. Как раз к кризису среднего возраста.
1 место: Batman: Arkham Asylum (Xbox 360, PlayStation 3, PC)
Batman: Arkham Asylum
Петр Сальников: Один мой товарищ-гитарист во избежание службы в рядах доблестной российской армии умудрился сойти за психически неуравновешенного и провел два месяца в соответвующем лечебном учреждении. Он рассказывал, что видел самых настоящих психопатов: жрущих собственное дерьмо, на полном серьезе считающих себя наполеонами и т.д. Потом, когда пришло время выходить, он сам с ужасом смотрел на простых прохожих - на улице, в метро. "К этому дурдому, - сказал он мне, - так привыкаешь, что потом кажется, будто ты один нормальный, а весь окружающий мир сошел с ума". Интересно, насколько устойчива психика Бэтмена? Я вот, например, после виртуального посещения лечебницы Аркхэма пудово убежден в том, что разработчики этой игры нормальные, а все остальные - сошли с ума: ни одна игра и рядом не стояла с великолепной Arkham Asylum ни по каким критериям. Одна графика чего стоит: до мозолей заезженный Unreal Engine 3 в этой игре будто бы обрел вторую молодость, и в своей лебединой песне (надеемся, впредь нам придется сталкиваться с играми на UE3 всё реже - надоел уже) показывает свои самые лучшие стороны. Да, у нас была Dragon Age - увесистый аргумент от BioWare, но Batman: Arkham Asylum - игра до такой степени по-хорошему попсовая, что не играть в нее мог только младенец. ЦА широчайшая: от школьников (смотри, как он ему в ухо начислил!1) до зрелых людей, игравших в "Бэтмена" еще во времена NES. Ведь Arkham Asylum - единственная на сегодняшний день серьезная игра о Темном Рыцаре, что делает ее вдвойне драгоценной. Сергей Думаков: Самый большой сюрприз пришел оттуда, откуда сюрприза не ждал никто: Batman: Arkham Asylum безо всяких вопросов стала лучшей видеоигрой уходящего года. Многие рецензии на это удивительное приключение начинаются с картинного удивления: дескать, кто бы мог ожидать от невзрачной Rocksteady такого мощного выстрела! На самом деле за лесом рецензенты не видят вот какого дерева: «выстрелить» может кто угодно, а вот то, что стоящая вещь может получиться из игры, основанной на классическом комиксе – факт и в самом деле неожиданный. Ведь что значит сделать хорошую комикс-игру? Это значит придумать вселенную заново, подобрать такие краски, чтобы игрок не просто вновь поверил в то, что и так уже десятилетия вязнет в зубах, но и смог твоим персонажам сопереживать. Сопереживаем ли мы Джокеру, Харли Квин и самому Брюсу Уэйну в Batman: Arkham Asylum? О, еще как. Они там как живые. Таким образом, заслуга Rocksteady не просто в том, что ребята вспомнили, зачем именно мы когда-то взяли в руки джойстики – они подошли в творческому процессу максимально серьезно. Вот киты, на которых зиждется успех Batman: Arkham Asylum: сценарий, архитектура уровней и их художественное исполнение, боевая система и система апгрейдов. Это если очень сухо. А если в красках – то это непередаваемой красоты полет над освещенной прожекторами лужайкой, где бродят вырвавшиеся на свободу безумные пациенты клиники Аркхэм – полет, который закончится бесшумным приземлением за спинами врагов и смертельным танцем со свернутыми шеями, сверкающими лезвиями бэтарангов и свистящими когтями бэтменовского гарпуна. Бэтмен проносится по острову, точно быстрая черная молния, а когда ему нужно преодолеть какой-нибудь коридор, то и вовсе превращается в безжалостного ночного хищника. У преступников никаких шансов нет изначально, сколько бы их ни было и каким бы вооружением ни бахвалились. А еще – огромное, непередаваемое количество тайников, секретов, документов, записей и трофеев. Нет, правда – скрытого контента очень, очень много. Добрая половина всей информации о мире Arkham Asylum содержится в загадках Риддлера, разгадывать которые – одно удовольствие. И, опять-таки, всё сделано очень основательно: от пленок с записями бесед докторов и пациентов по спине пробегают мурашки, а навеки замершие скульптурки главных героев игры заставляют буквально замереть у монитора, раскрыв рот. Кто сказал, что комикс – это простая безделушка? Взгляните на Джокера-чревовещателя – сцена абсолютно за гранью добра и зла… и это лишь деталь, малюсенькая шестеренка огромного механизма Batman: Arkham Asylum. Ничего лучшего в отчетном году не было и быть не могло: принципы, на которых построена игра, до сих пор новы для нашей индустрии. Эти принципы – уважение игрока и предположение о наличии в его черепной коробке определенной концентрации мозгов; уважение художественной основы; уважение игровых традиций; уважение к себе как созидателю. Хочется верить, что с выходом Arkham Asylum производство электронных игр изменилось навсегда, и эти принципы станут столь же обязательными для любого разработчика, как и колкие фразы – для ликующего Джозефа Керра. Salute to my fallen enemy! Топ-10 по мнению читателей Конечно, мнение критиков и специалистов важно, но нам очень интересно знать, какие игры вы – именно вы – посчитали лучшими в 2009-м году. Как видите, наше жюри страшно далеко от народа – в списке десяти лучших игр по мнению читателей (составленного по результатам голосвания на GamesLife.ru) присутствуют семь наименований, которые мы не посчитали достойными редакционного топа. Критикуйте нас, ругайте нас – ведь глас народа, говорят, является гласом Божьим. 10. Pro Evolution Soccer 10 9. Resident Evil 5 8. The Sims 3 7. FIFA 10 6. Grand Theft Auto 4: Episodes from Liberty City 5. Dragon Age: Origins 4. Left 4 Dead 2 3. Assassin’s Creed 2 2. S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти 1. Call of Duty: Modern Warfare 2
1038 Прочтений • [10 лучших игр 2009 года] [30.05.2012] [Комментариев: 0]