Я получил диплом не очень хорошего, зато американского бизнес-колледжа, но радовался этому всего пару недель. Потом случилось ужасное: на мой компьютер попала игра Sid Meier’s Colonization, и казавшийся неплохим мир рухнул. Лучшие годы были потрачены впустую. Не нужно было изворачиваться на строгих экзаменах. Не нужно было следить за курсами валют. Не нужно было писать миллион эссе на чужом языке. Все, чему вас могут научить в школах менеджмента, есть в Colonization. Первая версия Colonization появилась ровно пятнадцать лет назад, в 1994-ом. В ней была трогательная пиксельная графика и безграничные возможности. Оказавшись в Новом Свете, английские, испанские, французские и голландские колонисты могли совершить тысячу подвигов – стать лучшими друзьями индейцев, полностью уничтожить индейцев, построить новую церковь, разрушить старую церковь, создать величайшую в истории торговую компанию, отречься от метрополии, захватить континент, погибнуть во время холодной зимы. «Колонизация» научила индустрию мыслить глобально, изменила стратегический ландшафт и осталась в сердцах миллионов. В январе 2001-го почти все журналы включили ее в список лучших игр века. В сентябре 2008-го вышел дословный римейк на новом, симпатичном и функциональном движке. В нем, в отличие от прочих игр серии Civilization, почти ничего нельзя было добиться силой: войны изматывают, содержание солдат стоит всего золота мира, индейцы сражаются до конца, а экспедиционный корпус метрополии в случае неповиновения сжигает дотла собственные колонии. Приходится думать. Экономикой заниматься.
Sid Meyer
Этой самой экономике в большинстве колледжей учат вот как. Семестр №1 знакомит с теорией принятия решений и логистикой; первая гласит, что идеальных выходов из ситуаций нет, зато возможна минимизация упущенных выгод; вторая гласит, что путь из точки А в точку Б – это какой-то ужас. Семестр №2 – макро- и микроэкономика, плюс экономическая история США, из которой следует, что нам бы такую историю. Семестр №3 – управление персоналом, бизнес-коммуникации, правила работы с ценными бумагами. Последний семестр – стратегическое планирование и модный сейчас антикризисный менеджмент. Итого два года. Colonization научит тому же за две недели. В этой игре, чтобы победить, мало первым поздравить с Рождеством Папу Римского, наслать чуму на индейцев и обменять остров Манхэттен на мешок бус. Все гораздо сложнее, нужно кропотливо, самоотверженно, неделями выстраивать многоуровневые цепочки поставок. Колонии развиваются только тогда, когда на складах есть все ресурсы. Всех ресурсов на складах нет никогда. Приходится прокладывать дороги, строить корабли, нанимать конвоиров и рисовать головокружительные схемы. Вот этот город будет донором древесины и хлопка, вот в этот нужно провести газ (ладно, порох), вот в тот нужно срочно организовать поставки табака, а вот из того мы пригоним табун мустангов. В логистике есть правило: маршруты должны быть круговыми; в «Колонизации» тот, кто не слышал об этом принципе, вынужден платить золотом. Конечно, торговые пути можно автоматизировать, но основные параметры импорта-экспорта все равно задаются от руки. Эта рука, как выяснится через полчаса игры, должна быть твердой. Еще сложнее устроен подбор кадров. Есть версия, что в Америку в шестнадцатом веке рвались всякие проходимцы. Есть версия, что в Америку в шестнадцатом веке рвались лучшие люди Европы. Чтобы отличить соль земли от отбросов, вам придется стать настоящим менеджером по персоналу. Городам нужны квалифицированные рыбаки, учителя, рудокопы и винокуры. В сенате нужны верные люди. На границе нужны опытные миссионеры, артиллеристы, кавалеристы и пехотинцы. Кадров постоянно не хватает, цены на дипломированных специалистов из Европы без передышки растут. Судьба всей кампании порой зависит от одного-единственного плотника. С плотниками такое часто бывает.
Sid Meyer
С переговорами дела обстоят не легче. Вожди племен почему-то неохотно делятся территориями, а конкурирующие супердержавы почему-то всегда норовят обмануть. Даже собственный король постоянно что-то требует: то дань, то пошлину с торговых транзакций. Если будете вести переговоры как мямля, вас очень скоро обложат стопроцентным налогом. Если будете огрызаться, начнется война. Если будете следить за геополитическими интересами, ссорить врагов и завоевывать друзей, то, может быть, и протянете еще одну зиму. Вещи, о которых реальные бизнесмены узнают либо в учении, либо в бою, «колонизаторы» осваивают, просто кликая мышкой. Например, эффект просителя: тот, к кому обращаются, всегда имеет преимущество, но тот, кто злоупотребляет этим преимуществом, проигрывает in the long run. Наконец, «Колонизация» учит смотреть на шаг вперед. Это не Совет Федерации, здесь нечего делать без четкого плана развития на ближайшие сто лет. Игра умеет вызвать мигрень. Что лучше – создать сеть маленьких колоний по всему континенту или ограничиться несколькими мегаполисам? С чего начать градостроительство – с кузницы, частокола или пристани для кораблей? Куда отправить избытки населения – в армию, в миссионеры, в колонисты, в рудники? Во что инвестировать деньги – в пушки или свободную прессу? До какого момента терпеть давление метрополии? Кстати, когда вы сможете ответить на последний вопрос, начнется большая война за независимость. Готовьтесь к зачету по дисциплине «кризис-менеджмент» и чаепитию в Бостоне. Здесь, кстати, обнажается еще один интересный момент. «Колонизация» - одна из немногих игр, в которых невозможно победить, не жертвуя ничем. Это более-менее соответствуют популярной в бизнес-школах истории о капкане и отгрызенной лапе.
Sid Meyer
С другой стороны, в Новом Свете возможен и коммунизм: от бартера порой даже больше пользы, чем от торговли. Но кто-то должен учить наивных индейцев и алчных королей законам капитализма. Спекулировать на разнице в ценах на товары и неосведомленности бизнес-партнеров в первое время очень легко. Аборигены готовы отдать полцарства за сто скакунов из Европы, а метрополия крепко сидит на табаке, маржу можно оставить себе, сделка века. Но рынок быстро адаптируется – приходится меняться вместе с ним, превращаясь из базарных барыг в портфельных инвесторов. Ресурсы – те же ценные бумаги, а значит, можно тренироваться: какие-то лучше передержать, какие-то лучше достать из ямы, какие-то лучше скинуть на взлете. Опыты потом можно повторить, соорудив себе виртуальное портфолио на finance.yahoo.com. Результаты будут похожими. О том, что Colonization – никакая не игра, написано довольно много работ; некоторые даже предлагают изучать по игре экономическую историю страны; как минимум в двух российских вузах преподаватели на полном серьезе рекомендовали бизнес-симулятор Сида Мейера в связке с трилогией «Крестный отец». Во всем этом есть логика: раз уж мы так много играем, то почему бы не делать это с пользой?
Текст: Егор Москвитин, главный редактор сайта www.say2day.ru Наверх