Спорить о том, была ли раньше трава зеленей, в последнее время - дурной тон. Хорошие и плохие игры были и тогда, много лет назад, есть они и сейчас. Другое дело, что в силу ряда объективных причин (оказуаливание всех игр вообще, рост популярности консолей, расширение играющей аудитории) за бортом оказались целые жанры, в девяностые обрекавшие игроков на долгие бессонные ночи. Иными словами, тогда были такие игры, которых сейчас попросту не делают.
Jagged Alliance 2
Бескомпромиссная Jagged Alliance 2 - тот самый случай. Вероятность появления второй такой игры на современном рынке ничтожна хотя бы из-за ее сложности, комплексности. JA2 под завязку набита деталями, мелочами, условностями, от возни с которыми можно сойти с ума: подкрутил-подправил в одном месте - все рухнуло в другом. Работаем 24/7 без обеденного перерыва: пока наемники, едва расслабившись, зашивают раны, силы противника грабят сельпо неподалеку. И никаких перекуров! После пары часов игры вы будете благодарить Бога за то, что разработчики решили сделать ее походовой, иначе все последующие годы вам довелось бы провести бегая из угла в угол по комнате с мягкими стенами. Справедливости ради надо сказать, что вся серия Jagged Alliance в целом начиналась как клонированный X-Com (о котором обязательно поговорим, но в другой раз), только с уклоном в реализм, а не в уфологию. Система найма людей, экипировки, тактического планирования, глобальный менеджмент на большой стратегической карте - все как в Enemy Unknown, за исключением того, что вместо бластеров - реальные модели оружия, а вместо марсиан - обычные люди. Одно из важнейших отличий Jagged Alliance от X-Com состоит в том, что у канадцев Sir-Tech получилось оживить персонажей, доступных для найма: в секретной интернациональной базе A.I.M. числятся не условные, сгенерированные случайным образом джоны смиты, а, например, вполне конкретный коммунист Иван Долвич и психопат Фидель Дэхэн. Наемники отличаются голосами, характерами, и у всех за плечами какая-никакая, а биография: некоторые, например, не хотят работать вместе, потому что они - разведенная супружеская пара; другие – потому, что один - расист, а второй - китаец. В Jagged Alliance 2 тим-билдинг играет одну из ведущих ролей в геймплее. Самое главное - комплектация отряда нужными людьми; при грамотном тактическом мышлении игрока двое опытных наемников могут в легкую зачистить несколько городских кварталов, кишащих элитным спецназом.
Jagged Alliance 2
Впрочем, в начале игры о спецназе речи нет. Охваченное последствиями тирании латиноамериканское государство Арулько, которое нам предстоит освободить, встречает развалинами небольшой деревни, а тут - только беспомощные часовые с пистолетиками. Повстанцы ждали подкрепления от своего бывшего лидера, свергнутого подлой супругой, и теперь задача игрока - выступая от их лица, добраться до незваной королевы, очищая один город за другим от солдат государственной армии. Ход войны условного будущего корректируется игроком через местный интернет: задания приходят по электронной почте, оружие и патроны можно купить в онлайн-магазине, а A.I.M., предоставляющая выбор наемников, - по большому счету, обыкновенная социальная сеть. По щелчку на портретике любого персонажа открывается окошко с биографией, характеристиками и чуть ли не списком любимых комедийных фильмов. Параметров много, все нужные, но самый главный - интеллект. Собирая команду, нужно учитывать, что дорогостоящий наемник с большой пушкой и меткостью под 90 не всегда более рентабелен, чем парень подешевле и с меньшей меткостью, но за счет высокого интеллекта способный быстро набрать очки по всем необходимым пунктам. Прокачка тут простая; похожие принципы работали в играх серии The Elder Scrolls: чем больше наемник практикуется в том или ином навыке, тем быстрее показатель этого навыка будет расти. А коэффициент интеллекта эту скорость либо повысит, либо снизит. Особый пункт в наборе людей для операции - это создание собственного героя. Он не будет требовать денег и капризничать по поводу того, что предпочитает M-14, а не РПК - достаточно один раз заплатить 3000$, и в списке наемников появится еще одна злая харя.
Jagged Alliance 2
Каким образом сделать достойного персонажа - отдельная история. Игра предлагает пройти специальный тест, по результатам которого будут сгенерированы перки, критически важные для прохождения, и другого пути получить эти перки нет. Логики в тесте мало: например, если ответить на вопрос "какой бой вам хотелось бы увидеть больше всего на свете" вариантом "Билл Гейтс против Робокопа", это сделает персонажа экспертом по автоматическому оружию. Десять лет назад школы, в которых мы тогда учились, будто превратилась в большие клубы фанатов Jagged Alliance 2: любой оболтус от 10 до 16 лет был больше всего озабочен тонкостями этого теста. Были в игре и элегантные шутки разработчиков. Вопрос о том, что стоит сделать с телепузиками, содержал в себе очень серьезный подводный камень: не стоит сообщать игре о своей ненависти к уродцам из детской передачи, за эту нетолерантность придется платить психической неуравновешенностью персонажа, о которой вы и знать-то не будете. Она всплывет в самый неподходящий момент, когда во время ночной стелс-операции герой с хохотом зарядит в противника очередью. Причем случится это к середине игры, когда начинать заново - совсем не в масть. Не любите телепузиков - вот и живите с этим. В игре вагон и маленькая тележка тактических тонкостей, мимо которых невъедливый, нелюбознательный игрок точно пройдет мимо - и потеряет массу удовольствия. Из вполне очевидных вещей - возможность стрелять в корпус, ноги или голову; вести огонь очередями; выпускать все патроны из очереди в одну точку или, предварительно зажав левую кнопку мыши, растянуть специальный маркер на нескольких противников, стоящих рядом. Шоковая граната, ничем, кроме ударной волны, оппонента не поражающая (то есть она не наносит вообще никаких серьезных повреждений - враг просто падает на землю), - штука подлая: есть вероятность, что сдетонирует взрывчатка, распиханная по карманам жертвы. Surprise, you're dead! Куча, куча тонкостей; от их перечисления даже сейчас дух захватывает.
Jagged Alliance 2
Стоит упомянуть одну из характерных черт всех игр того времени вообще: вместе с изменением уровня сложности, который предлагается выбрать в самом начале, мы, по сути, меняем игру, которой собираемся посвятить свое время. На низком уровне Jagged Alliance 2 - не более чем аттракцион: врагов мало, убивать их просто, оружия навалом, а последний город, больше похожий на крепость (танки охраняют периметр!), можно обойти по берегу, ни с кем не столкнувшись по пути к дворцу злой королевы. Средний уровень сложности немногим отличается от низкого, зато на высшем перед нами - совсем другая игра. Денег еле-еле хватит на то, чтобы нанять двух человек, причем один из них должен быть значительно дешевле другого - на двух дорогих точно не наскрести (безотказно работает комбинация Игорь + Иван Долвичи). Противников море, и все хорошо экипированы - есть, например, шанс нарваться на залп из миномета; только на высшем уровне сложности рождается уникальное ощущение штурма города, полного вооруженных до зубов головорезов, маленьким, но злым отрядом специалистов. Только на максимальной сложности возникает необходимость в использовании камуфляжа и УФ-очков, потому что противники тоже любят прятаться в высокой траве и удивлять персонажей гранатами, прилетающими будто бы из ниоткуда. Надо ли говорить о том, что лучшими друзьями игрока становятся вертолет и джип, потому что благодаря этим чудесам техники можно успеть отступить в безопасный сектор, не дожидаясь, пока отряд из троих разведчиков будет раздавлен взводом спецназа? Короче говоря, вот она - тактика, вот - та самая игра, в которой надо думать. Не так лихорадочно, как в Z, истерически бегая по карте дрожащим в панике курсором. Скорее, как, извиняемся за банальное сравнение, в шахматах - побеждают взвешенные, а не суматошные решения.
Jagged Alliance 2
После такого банкета всегда хочется продолжения. Хотим ли мы появления третьей части? Безуловно. Верим ли мы, что она получится хотя бы в половину такой же чудесной, как Jagged Alliance 2? Безусловно, нет. Время таких игр давно прошло, но тем приятнее его вспоминать.
Текст: Петр Сальников Наверх
2319 Прочтений • [Jagged Alliance 2: Оружие - продолжение руки] [30.05.2012] [Комментариев: 0]