Факт: страх - это то чувство, без которого нормально жить мы не можем. Каждому иногда необходимо испытывать ужас. Иначе появляется дискомфорт, портится настроение или, еще хуже, начинает развиваться депрессия. Сегодня некоторые естественные страхи вроде тех, что испытывали наши далекие предки (ужас перед природой, страх быть растерзанным дикими животными или неуравновешенными сородичами с дубинами), уже не актуальны. Мало кого пугает и угроза войны (речь идет о развитых странах). В сознании масс мир стал стабильным (по крайней мере, частично), лишенным неожиданностей и тайн. И что же оставалось делать цивилизованным европейцам, японцам, американцам? Нет, затевать кровопролитную гражданскую войну (так, к примеру, «развлекается» большая часть африканского населения) ради острых ощущений не стоит. Побросать ядерные бомбы кому-то, возможно, было бы и в радость – только вот общество не поймет и электорат не одобрит. Осталась индустрия развлечений. Проверенный временем кинематограф до сих пор способен напугать. Шедевры в жанре ужасов (на манер «Омена», японского «Звонка» или «Демонов Эмили Роуз») выходят не часто, но попадают точно в цель – заставляя нас дрожать и несколько недель бояться темноты, а также мучиться от ночных кошмаров. А что же игровая индустрия? Начиная с середины 90-х годов прошлого века с хоррорами дела обстоят довольно неплохо. Безусловно, пугать нас пытались и в 80-е. Однако пара пикселей, расхаживающая по кляксе-карте, и зомби в виде черточки вместе с треском из колонки (или телевизора) вряд ли могли всерьез кого-то напугать. Поэтому о 8-битных ужасах мы вам рассказывать не станем. Также не будем мучить вас историями о том, чем увлекались обладатели архаичных 286-х. Сегодня мы поговорим о тех играх, которые действительно способны напугать, самых страшных виртуальных произведениях за всю историю существования индустрии. И так уж случилось, что одной из наиболее пугающих игр стала древняя Alone in the Dark, которую многие называют родоначальницей жанра страшных приключений (а кто-то так и вовсе награждает ее званием первого survival horror’а).
Alone in the Dark Компания Infogrames создала и выпустила Alone in the Dark в 1992 году. Француз Юбер Шардо и его команда долгое время работали над концепцией первой по-настоящему страшной игры. В итоге их эксперименты вылились в нечто революционное. Во-первых, Alone in the Dark могла похвастаться редкой для своего времени трехмерной графикой (полигональные персонажи разгуливали по нарисованным бэкграундам). На тот момент квадратный герой и монстры из пары кубиков казались чем-то невообразимо прекрасным и пугающе реалистичным. Однако Alone in the Dark запомнили больше по ее гнетущей атмосфере, уникальному стилю и замечательному звуковому сопровождению. Вне всяких сомнений, создавая виртуальные ужасы, Шардо вдохновлялся мифологией культового писателя Говарда Лавкрафта. Да, того самого, подарившего миру множество леденящих душу произведений, создавшего жутких божеств Ктулху (о котором подробнее мы поговорим чуть позже) и Дагона.
Alone in the Dark
В Alone in the Dark главная роль досталась рыжему детективу Эдвару Кернби, отправившемуся в особняк, хозяин которого повесился. Цель проста – произвести опись имущества. Но проблемы начались сразу же по прибытию. Входная дверь закрылась и отказалась открываться, в окно начал кто-то стучать, а из подвала донеслись жуткие звуки. К слову, помимо Эдварда можно было выбрать и другого персонажа – Эмили Хартвуд, родственницу усопшего владельца зловещего замка. В любом случае, Alone in the Dark была на тот момент самой страшной игрой из всех существующих. Скрип, открывающиеся и закрывающиеся где-то вдалеке двери, завывания ветра – звуковое сопровождение, вероятно, действовало на игроков сильнее всего. Кроме того, разработчики прекрасно понимали, что страшнее всего ожидание, а не встреча с чудовищами. Поэтому «мариновали» вас довольно долго, растягивая ужас. Статичная камера выбирала самые удачные ракурсы – такие, чтобы вы не видели, что происходит перед героем. Жуткий скрежет, шаги, и вдруг из темноты на вас набрасывается нечто. Могучий враг, порождение потустороннего мира представляло серьезную опасность. Ведь количество патронов и жизненной энергии было ограничено. Кроме того, отзывчивость управления оставляла желать много лучшего. Умирал герой болезненно и быстро. А если с Эдвардом или Эмили не мог справиться монстр, то остановить прохождение могли как сложные головоломки, так и сама гнетущая атмосфера особняка. Увы, но все продолжения до оригинала не дотягивали. Это касается не только «старой волны»: Jack in the Dark (своеобразного дополнения к первой части), Alone in the Dark 2 (1993 год) и Alone in the Dark 3 (1994). Оба ремейка – Alone in the Dark: The New Nightmare (2001) и Alone in the Dark (2008) – также страдали от многочисленных недостатков. Хотя последнюю версию все же можно попробовать. Правда, особо на острые ощущения не рассчитывайте. Спорить с тем, что Alone in the Dark заложила основы жанра survival horror, глупо. Но полное формирование этого жанра мы наблюдали уже в другой игре. Правильно, в легендарной Resident Evil от японцев из Capcom.
Resident Evil В 1996 году японцы выпускают Resident Evil для консоли PlayStation. Многие запомнили ее именно как игру для системы Sony. Однако она была выпущена и для Sega Saturn (а впоследствии и для PC). Но для нас важно другое. Жители Страны восходящего солнца смогли создать не менее (а, наверное, даже более) пугающее произведение, чем европейцы до них. Причем формула была использована практически та же, что и авторами Alone in the Dark: жуткий особняк, отрезанные от мира герои, малое количество оружия и патронов и давящая атмосфера. Однако в Resident Evil нашлось место и голливудским спецэффектам, и динамичным битвам с боссами, и закрученной сюжетной линии, и, конечно же, постановочным неожиданным нападениям (первая встреча с доберманом, выпрыгивающим из окна в коридоре, осталась в памяти у всех игравших).
Resident Evil
Кроме того, в качестве врагов выступало не расплывчатое зло и не монстры из ада, а вполне себе «приличные» зомби – бывшие жители и работники особняка, заразившиеся вирусом. Медлительные ходячие трупы становились серьезной угрозой, так как коридоры в особняке были очень узкими, управление слишком неотзывчивым, система прицела несовершенной, а патроны и медикаменты встречались нечасто. Казалось бы, амуницию нужно экономить (чтобы не прийти к боссу с одним бесполезным ножом). Однако разойтись с зомби также не представлялось возможным. Особняк нарисован великолепно, монстры также поражали воображение. Правильное освещение и звуковое сопровождение завершали начатое художниками – Resident Evil пугала не на шутку. В Resident Evil рассказывалась история группы оперативников S.T.A.R.S., отправленных в лес неподалеку от города Ракун Сити для выяснения обстоятельств пропажи другой группы людей. Однако план нарушили голодные собаки-монстры, из-за которых героям пришлось скрыться в особняке. Полном зомби и жертв других жутких экспериментов. В Resident Evil нам позволяли сыграть за двух героев – девушку Джил и парня Криса. Причем оба сценария сильно отличались друг от друга (поэтому проходить игру два раза было интересно). В 1998 году вышла вторая часть. Намного более масштабная (вирусом заразился уже весь город), красивая, с качественными видеороликами и увлекательным сюжетом. Resident Evil 2 превратилась в настоящий голливудский хоррор-боевик. Но, к сожалению, большая часть атмосферы была утеряна. Однако напугать игра все еще могла. Так же, как Resident Evil 3, Resident Evil Code: Veronica и Resident Evil Zero. А вот четвертая и пятая части стали намного ближе к жанру стандартных (пусть очень качественных, дорогих и увлекательных) шутеров, нежели к survival horror. Если вы хотите сегодня погрузиться в атмосферу оригинала, то рекомендуем обратить внимание на ремейк оригинальной Resident Evil, выпущенный для GameCube. Основным же конкурентом Resident Evil эпохи консолей поколения PlayStation и PlayStation 2 стал сериал Silent Hill, от другой японской компании, Konami.
Silent Hill Если сериал Resident Evil с каждой новой частью становился все больше похож на триллер с большим количеством перестрелок, то Silent Hill изначально позиционировалась как более «спокойная», мистическая драма. Главным действующим лицом игры стал не какой-то герой, а сам город. Точнее, небольшой городок Silent Hill, расположенный на берегу озера и окутанный бескрайними лесами.
Silent Hill
На первый взгляд Silent Hill ничем не отличается от других американских населенных пунктов. Для большинства это обычный тихий городок, населенный спокойными людьми, прекрасное место для отдыха и рыбалки. Немногим удается увидеть его другую сторону – окутанную густым туманом, безжизненную, полную опасных монстров, порождений людских кошмаров. И наконец, существует адская форма Silent Hill – гниющая, разлагающаяся, ржавая, полная зловещих существ, готовых растерзать каждого, кто окажется рядом. Как вы уже успели догадаться, героям сериала приходится иметь дело с двумя последними вариантами городка. В первой части игрок выступает в роли Гарри Мейсона, направлявшегося в Silent Hill вместе со своей дочерью для того, чтобы провести там отпуск. Однако неподалеку от «курорта» происходит автокатастрофа. Очнувшись, Гарри обнаруживает себя посреди туманного городка без любимой дочери. Ее поискам и посвящена игра. На первый взгляд. Сюжетная линия игры далеко не так проста, как может показаться. Что касается геймплея, то в Silent Hill большую часть времени вы просто бродите по туманным улицам, ожидая встречи с ужасными тварями. А этой встречи зачастую не происходит. Монстры попадаются на пути очень редко. И погибают неохотно. Герои игры нечасто пользуются огнестрельным оружием, предпочитая различные ломы, палки, топоры, молотки. Управление, традиционно для игр этого жанра, предельно неудобное и неотзывчивое. И сделано это с умыслом. Кроме того, в Silent Hill в главных ролях выступают обычные люди, которые плохо стреляют и неважно дерутся. Поэтому для них попасть в стоящее перед ними чудовище из пистолета – большая проблема. Взмах молотом тоже отнимает драгоценное время. И бегают герои зачастую не слишком быстро. Благодаря всему этому создается ощущение беспомощности. Вы буквально сами оказываетесь на безжизненных улицах зловещего города. Атмосфера великолепная, причиной чему - сочетание потрясающих звуковых эффектов, чудесной музыки и уникального визуального стиля (к слову, туман, ставший визитной карточкой сериала, изначально был придуман для того, чтобы скрыть графические недостатки оригинала, выпущенного для слабенькой PSOne). И, конечно, не забываем о сложной мифологии и потрясающих историях, которые рассказываются в Silent Hill. Самой яркой, сильной и достойной частью многие считают Silent Hill 2 (вышедшую для PS2, Xbox и PC). Во-первых, эмоционально это одна из самых мощных игр в истории индустрии вообще. Во-вторых, атмосфера города чувствуется здесь лучше всего. В-третьих, герои в игре - очень яркие личности, а сюжет способен буквально свести вас с ума. Впрочем, достойны внимания и Silent Hill 3, и Silent Hill 4: The Room и последняя Silent Hill: Homecoming (несмотря на то, что многие ее ругают, атмосфера в игре великолепная). Стороной обходить следует лишь Silent Hill: Origins для PSP.
Forbidden Siren Благодаря Silent Hill было выпущено множество потрясающих виртуальных хорроров. Талантливые разработчики, вдохновившись работой Konami, начали выдавать такие интересные игры, как Forbidden Siren, Project Zero, Rule of Rose. На наш взгляд, самой страшной из них является Forbidden Siren, выпущенная Sony (и созданная ее внутренней студией) в 2003 году исключительно для PlayStation 2. Игру следует относить скорее к жанру stealth horror, нежели к survival horror.
Forbidden Siren
Попадаться на глаза местным зомби (японский вариант – разумные ожившие трупы Шибито) в Siren крайне неразумно. Они сильнее и быстрее героев. Единственный способ выжить в этом мире – быть ниже травы тише воды. Для того чтобы прохождение не превращалось в адскую муку, разработчики придумали уникальную систему. Герои могут настраиваться на «частоту» зомби (как на радио-волну) и наблюдать за происходящим из их глаз. Простор для тактических маневров открывается колоссальный. А каждый уровень превращается в своеобразную жутковатую головоломку. Которая благодаря гениальному дизайну уровней увлекает так, что оторваться от Forbidden Siren становится практически невозможно. Добавим сюда огромное количество интересных героев, уникальный визуальный стиль (предельно реалистичный), запутанный сюжет, гнетущую атмосферу и огромную по меркам жанра продолжительность (полное прохождение с изучением всех секретов займет от 20 до 25 часов) – на выходе получим настоящую жемчужину жанра, ознакомиться с которой стоит каждому. К сожалению, вторая часть была значительно упрощена, зомби перестали быть могущественными, а историю превратили в маловразумительный балаган. Зато коммерчески Forbidden Siren 2 оказалась значительно успешнее оригинала. Благодаря ее появлению была выпущена Siren для PlayStation 3 – своеобразный римейк первой части. Атмосферная, с интересной историей и великолепной графикой, но, к сожалению, далеко не такая страшная, как оригинал.
Project Zero (Fatal Frame) У японцев из Tecmo тоже есть свой сериал ужасов – Project Zero (так игра называется в Европе; в Японии ее выпускают как Zero; в США как Fatal Frame). Первая и вторая части были выпущены для PlayStation 2 и Xbox. Третья – эксклюзив PlayStation 2, а четвертая доступна только владельцам Nintendo Wii (и только в Японии). Игры сериала также отличаются удивительной атмосферой (японский колорит здесь во всем), мрачным стилем, потрясающим звуковым оформлением и оригинальным геймплеем.
Project Zero
Единственным оружием героев является камера Обскура. С ее помощью и приходится сражаться с многочисленными призраками. Причем по мере продвижения по игре камеру можно усиливать и находить к ней новые пленки. В первой части главная героиня Мику отправляется на поиски своего брата в таинственный особняк. По традиции двери захлопываются, и она остается лицом к лицу с опасностями жуткого здания. Вторая серия, которую многие признают самой удачной, рассказывает историю двух сестер, одной из которых овладел злой дух. Спасение родственницы, драматизм происходящего, прогулки по целой деревне, красивая графика и потрясающий саундтрек – Project Zero 2 стала одной из самых стильных игр жанра. Что касается третьей серии, то в ней помимо кошмарных эпизодов с фотоохотой присутствовали и дневные главы с общением с обычными людьми и проявкой фотографий. Кроме того, сюжетная линия стала намного более сложной. Однако большая часть атмосферы рассеялась, да и пугать игра разучилась.
Rule of Rose Что касается Rule of Rose от Atlus, то назвать ее хорошей игрой мы не можем. Ужасное управление, местами монотонный геймплей – это так. Но то, что творение Punchline для PlayStation 2 способно не на шутку напугать, сомнений не вызывает. Действие разворачивается в 30-х годах прошлого века в Англии. Главная героиня – 19-летняя девушка Дженнифер (к слову, невероятно сексуальная) попадает в жуткий мирок, управляемый детьми. Чтобы выжить, ей нужно каждый месяц делать маленьким монстрам какие-то подарки. Девушка, как это часто бывает, страдает амнезией. И лишь вспомнив все, она сможет вернуться в нормальный мир.
Rule of Rose
Как и Silent Hill, Rule of Rose относится к жанру психологических хорроров. Поэтому игроку следует быть готовым к тому, что сюжет будет переворачиваться с ног на голову несколько раз по ходу прохождения. Кроме того, понять что-то и выстроить у себя в голове логическую цепочку будет очень непросто. Игра полна образов, действующих на подсознание. Именно поэтому она так легко западает в душу и надолго остается в памяти. В игре показано то, как отличается мировоззрение детей от мировоззрения взрослых. И что могло бы произойти, если бы первые правили миром. Одна из главных особенностей игры – возможность контролировать напарника, лабрадора Брауна. Собака помогает Дженнифер на протяжении всей игры. С ее помощью вы будете находить различные предметы. Но вот сражаться Браун не может. Он способен лишь отвлечь врага своим рычанием, но напасть на неприятеля, увы, не в состоянии. Драться умеет только Дженнифер. Если же вы хотите боевого пса, то следует обратить внимание на Haunting Ground.
Haunting Ground С Rule of Rose творение Capcom (признанных мастеров виртуальных ужасов) связывает не только пес, но и сексуальная героиня, которая потеряла память. Девушка Фиона после автомобильной катастрофы неожиданно обнаруживает себя в жутком замке, расположенном где-то в Италии. Ей удается выбраться из клетки и встретить еще одну жертву сумасшедших обитателей зловещего здания – пса Хьюи. Как нетрудно догадаться, их основная цель – бежать.
Haunting Ground
Однако сделать это оказывается не так просто. За Фионой постоянно охотятся. Сначала огромный товарищ с синдромом Дауна и «говорящим» именем Дебилитас, затем одержимая девушка Даниэлла, после - парень Риккардо с револьвером, и наконец - главный злодей Лоренцо. Сюжетная линия в Haunting Ground отнюдь не примитивна. Тут поднимаются вопросы клонирования, жизни, смерти, одиночества, любви, семейных отношений. То, что начинается как обычный мистический триллер, в итоге заканчивается как сложная драма. В Haunting Ground очень важны отношения главной героини с собакой. Пес способен атаковать врагов, отвлекать их, искать предметы, вынюхивать ловушки. Однако собака - не просто второстепенный персонаж, который болтается под ногами. Пса следует хвалить, когда он помог вам, лечить, когда он ранен. Недостаток вашего к нему внимания выливается в отказ выполнять команды и помогать. Что в итоге ведет к самой плохой концовке в игре. В отличие от большинства хорроров, где встречи с врагами происходят редко, а основное время вы просто томительно ждете нападения, вслушиваясь в звуки и пугаясь теней, Haunting Ground пугает иначе. Вы – жертва, вас постоянно преследуют. Прячьтесь (в шкафах, ящиках, под кроватями – враг может заглянуть в любой уголок), убегайте – все бесполезно, вас все равно настигнут. Напряжение колоссальное. И очень страшно; пусть страх и совсем другой – не такой, какой вы испытываете от встречи с неизвестным, непостижимым.
Clock Tower Страх жертвы, преследуемой маньяком-убийцей, можно испытать, сыграв в Clock Tower. Особенно страшной нам показалась Clock Tower, выпущенная в 1996 году для PlayStation. Игра является продолжением одноименного хоррора, вышедшего для 16-битной Super Nintendo. Созданная Human Entertainment игра представляет собой смесь survival horror и квеста. Непосредственного управления героем у вас нет. Вместо этого в вашем распоряжении курсор (на манер Broken Sword или любого другого классического квеста).
Clock Tower
В Clock Tower представлены множество персонажей и масса концовок. Вам предложено пройти пролог и три главы. Между ними вы вольны погулять по городку и пообщаться с NPC. Впрочем, в разговорах с людьми ничего страшного нет. Так же, как и в решении головоломок. Ужасы начинаются тогда, когда вы встречаетесь со злодеем, вооруженным гигантскими ножницами. Убить его или договориться с ним невозможно. Остается только бежать, пытаться спрятаться и не поддаться панике. Да, паника – главный враг героев игры. Жуткая музыка, резкие звуки ножниц, предваряющие появление маньяка, его потусторонняя живучесть и выносливость пугали так, что многие до сих пор называют Clock Tower самой страшной игрой в истории. Обратить внимание стоит и на Clock Tower 3, вышедшую в 2003 году, эксклюзивный хоррор для PlayStation 2, созданный Sunsoft и изданный Capcom. Напугать игра способна не хуже Haunting Ground.
Eternal Darkness: Sanity’s Requiem Говоря о самых страшных играх, нельзя не упомянуть Eternal Darkness: Sanity’s Requiem, выпущенную в 2002 году для GameCube. Разработчики из Silicon Knights постарались на славу, и те немногие (большой популярностью игра не пользовалась), кто играл в нее, наверняка признаются, что порой, во время прохождения, им казалось, что рассудок вот-вот покинет их.
Eternal Darkness
Невероятно глубокая, запутанная и увлекательная сюжетная линия – безусловно, одно из главных достоинств игры. Действие Sanity’s Requiem разворачивается на протяжении практически всей истории человечества. Множество главных героев, разные эпохи (удастся побывать в античности, посетить средневековье, эпоху ренессанса и так далее) и благородная задача – спасти мир от прихода злобного божества, способного погрузить планету во тьму и уничтожить все живое. Удивительная атмосфера, множество локаций, яркие герои и, главное, удивительные эффекты, благодаря которым играть порой становилось по-настоящему жутко. У каждого из героев Eternal Darkness есть так называемая шкала разумности. Как только она начинает заполняться, герой медленно, но верно теряет рассудок. Сначала он начинает слышать голоса, плач младенцев, пение хора, лязг цепей, скрежет. Затем ему кажется, что он гуляет по потолку (изображение переворачивается). После стены начинают кровоточить. Наконец, последняя стадия – галлюцинации (огромное количество монстров). К сожалению, несмотря на высокие оценки в прессе, множество наград и безупречное качество, Sanity’s Requiem оказалась никому не нужна. Поэтому речи о продолжении даже не шло. Очень жаль. Ничего подобного в игровой индустрии больше не делалось. Поэтому если есть возможность раздобыть копию (игра очень редкая), то дерзайте.
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth Говард Лавкрафт, писатель, произведения которого так сильно повлияли на многих разработчиков игр жанра ужасов, пользуется в мире высокой популярностью. Однако на консолях и PC его монстры - нечастые гости. Тем более ценной представляется нам Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, вышедшая в 2005 году для Xbox и в 2006 для PC. Созданная Headfirst и изданная Bethesda, игра основана на романе «Тень над Иннсмаутом». Вид от первого лица, встреча с жуткими людьми-рыбами, появление кровожадных божеств – игроки буквально оказывались в мире книги Лавкрафта.
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth
Эффект присутствия колоссален. Никаких шкал здоровья, никаких условностей – предельная реалистичность и уязвимость. Укусили за ногу? Герой начнет прихрамывать. Попали в руку? Что же, о меткости придется забыть. А процесс лечения трудоемок и занимает время (персонаж наглядно перевязывает раны, штопает себя). Ни о какой шутерной пальбе не шло и речи. Главный герой – обычный детектив, неспособный стрелять, как храбрый вояка. Поэтому если в игре появлялась возможность переждать, спрятаться, то лучше было ей воспользоваться. Победить зловещий городишко можно было лишь хитростью. Кроме того, на манер Eternal Darkness, герой периодически сходил с ума от увиденных ужасов. А их хватало – разорванные трупы, уродливые люди. Но самое страшное, конечно, другое – ожидание и гнетущая атмосфера. Страшнее всего не тогда, когда вы уже против всех, а в тот момент, когда жители деревни еще не напали, а только планируют это сделать. Да, те несколько минут в гостиничной комнате запомнятся вам на всю жизнь.
*** Считаете, мы совершили преступную халатность и забыли о некоторых не менее страшных играх? Спрашиваете, где System Shock, Dead Space и Doom 3?.. Пишите в комментариях - обсудим.
Текст: Сергей Калашников Наверх
1107 Прочтений • [Топ-10: самые страшные игры] [30.05.2012] [Комментариев: 0]