Было бы ошибкой причислять старую игру Z к жанру стратегий - потому что это никакая не стратегия. Это дурдом на выеzде, и вообще черт его zнает, что это такое. Это происки сатаны. Флуктуации темных чар, приzванных поглотить души наивных игроков, принявших фальшивый стратегический облик игры zа истинный и сожранных этим доппельгангером с потрохами. Те счастливцы, к которым судьба-злодейка была благосклонна, выплыли из этого губительного омута и за версту обходили магазины, в которые спустя несколько лет завезли продолжение Z. Они знали, что как только запустят игру, вновь окажутся затянутыми в водоворот войны синих роботов-идиотов с красными роботами-алкоголиками, и второго шанса покинуть эту вселенную живыми и в своем уме у них не будет.
Z
Принципы, по которым Z заставляет активно шевелить мозгами, очень просты. Большая красивая карта разделена на несколько секторов с флагами, заводами и ничейной боевой техникой. На севере и юге – синий и красный форты соответственно. Возле форта тусуется отряд роботов, доступных с самого начала, они – основа армии. Здесь нет условных танков и броневиков, по умолчанию укомплектованных персоналом, как в любой другой стратегии: вся техника управляется роботами, которых игрок собственноручно усаживает в водительские кресла. Основная задача игрока – захватить все флаги, тем самым окрасив тот или иной сектор в свой цвет, а затем – разрушить вражеский форт. Как только роботы захватывают сектор с заводом, тут же начинается производство боевых единиц. Заводы предлагают разный ассортимент услуг: фабрика робототехники конструирует джипы и собственно роботов, завод тяжелой техники – танки, а в самом форте помимо джентльменского набора можно заказать стационарный пулемет. В зависимости от количества контролируемых игроком участков карты время на производство боевых единиц сокращается или увеличивается. Никаких денег, леса и золота в этой игре нет. Единственный ресурс – время, основа экономики – роботы; отсутствуют пустые заморочки типа "сто пятьсот разных рас", "разветвленная система строительства базы" и т.д. Z – это голое мясо с идеальным балансом.
Z
Когда в пиратских ларьках появились диски Z, мне и моим друзьям-одноклассникам было всего десять лет. Мы упорно сидели вечерами за игрой, изо всех сил пытаясь соответствовать ее, ммм, системным требованиям. Нужно было соображать очень быстро и принимать решения, от которых зависело, что произойдет в следующую минуту – победа или полный провал. В основном были, конечно, провалы: над первой миссией мы ломали головы с неделю, до тех пор, пока отличник-математик Федя не пришел в школу с подозрительно широкой улыбкой на лице – он нашел путь к решению головоломки, предложенной Z, и поделился этими мыслями с остальными. Поймав волну, наша бравая команда стратегов взялась за игру по-взрослому, миссии стали, казалось, поддаваться. Но с каждым новым уровнем становилось все сложнее, и руки опускались: создавалось впечатление, что вот эту миссию уж точно пройти нельзя, и так по нарастающей. Близость победы и ее вкус ощущаются в этой игре как ни в какой другой; поражение может легко довести до истерики, игра вызывает самую натуральную спортивную злобу. Миссии переигрывать не сложно и не муторно: события разворачиваются стремительно, игрок просто не успевает устать. Потом игру прошли и забыли. Не потому, что она была плохой, нет. Просто подобных ей не было: когда в конце девяностых понеслась волна клонированных RTS, у всех на устах, естественно, была Command & Conquer. А Z так и осталась уникальной, никто даже не осмелился воплотить этот концепт еще раз. Несмотря на ту пропасть, что лежит между нынешними играми и электронными развлечениями тех времен, между нами тогда и нами сейчас, Z все так же выполняет свою основную функцию – zаставляет моzг работать в ускоренном темпе.
Z
К сожалению, нынешние платформы не поддерживают Z, как и целую уйму старых игр, а слова “Dos Box” для многих звучат как смертный приговор: необходимость ковыряния в архаичной командной строке напрочь отбивает желание играть. Ситуация потихоньку меняется к лучшему – теперь доступны эмуляторы с графической оболочкой и человеческим интерфейсом, что позволяет быстро и безболезненно запустить любимую игру детства про кишки и мозги на стенах. Например, D-Fend – оболочка для Dos Box. Она абсолютно бесплатно доступна в интернете; достаточно вбить ее название в ваш любимый поисковик. Петр Сальников Наверх