Игры – искусство. Мы в дорогой редакции придерживаемся именно такой точки зрения. Точнее, игры - это синтетический вид, соединяющий в себе многочисленные элементы. Виртуальные миры – это и живопись, и театр, и литература и, конечно, музыка. О последней сегодня и пойдет речь. Существует великое многообразие игр различных жанров, среди которых встречаются и истинные шедевры – такие, в которых прекрасно решительно все. В том числе и звуковая составляющая. Музыка может создать атмосферу, помочь в восприятии виртуального мира. Случается и так, что игру забываешь, а мелодии из нее остаются в памяти – услышав их, вы снова переживаете те ощущения, которые испытали в рукотворной вселенной. Ясно одно: без музыки игры никогда бы не были такими, какими мы знаем их сегодня. Лучший саундтрек в адвенчуре: Grim Fandango
Grim Fandango
Вы уже в курсе, что мы считаем Grim Fandango одной из лучших игр жанра adventure. Потрясающий стиль, уникальный визуальный ряд, оригинальный, интересный сюжет, проработанные характеры – это одна из тех вечных игр, которые никогда не устареют. Как, к примеру, не устаревают «Унесенные ветром» в мире кино. Даже если бы в игре вообще не было музыки, она все равно была бы прекрасна. Но, к счастью, саундтрек к ней оказался столь же совершенным. Поначалу могло показаться, что в основном в Grim Fandango преобладали оркестровые композиции. Однако не следует забывать о мексиканских мотивах, джазе и многочисленных треках различных жанров (практически для каждой локации была создана своя музыка). Композитор Питер МакКоннелл признался, что работать над музыкой к Grim Fandango было нелегко. Хотя бы потому, что потусторонняя вселенная состояла из локаций, совершенно не похожих друг на друга. Храм, город в стиле Лас-Вегаса, подводное царство и так далее – каждому месту нужно было придумать что-то свое, подчеркивающее его уникальность. МакКоннелл использовал следующий прием: музыкальные композиции во всей игре были записаны с помощью оркестра, но в каждой локации в исходный трек добавлялось разные уникальные элементы. Результат превзошел все ожидания. В 1998 году Grim Fandango получила приз за «Лучшую музыку в PC-игре» (Best PC Music). Лучший «стратегический» саундтрек: Heroes of Might & Magic
Heroes of Might & Magic
Серия Heroes of Might & Magic, помимо отточенного, сбалансированного геймплея, интересной вселенной и запутанного сюжета, могла похвастаться замечательной музыкой, которая помогала создать атмосферу фентези-вселенной. Начиная со второй части, эпические инструментальные композиции CD-качества буквально вдохновляли игроков на подвиги – да и в первой игре музыка в формате midi была замечательной. Саундтрек Heroes of Mights & Magic (а именно, ко второй, третьей и четвертой частям) – сам по себе маленький шедевр. Нет, не просто дополнение к игре, а самостоятельное произведение. Композиции Heroes of Might & Magic – довольно простые инструментальные мелодии с добавлением природных звуков (вроде пения птиц, кваканья лягушек, шума ветра и так далее) и классического оперного пения. Игра на пианино и флейте чудесна. Использование барабанов уместно, как и вставки хора. Каждая локация (карта мира, ваш замок, поле боя) обладала невероятной атмосферой, которой разработчикам удалось достичь благодаря уникальному визуальному стилю и, безусловно, музыке. Лучший драматический саундтрек: Metal Gear Solid
Metal Gear Solid
Первая часть Metal Gear Solid, вышедшая в 1998 году, могла похвастаться наличием композиций, созданных собственной музыкальной командой Konami. В общем, ничего особенного. Качественный саундтрек, не более того. Если бы не потрясающие Metal Gear Solid Main Theme (которая использовалась и в следующих сериях) и вокальная «ирландская» The Best is Yet to Come за авторством Рики Муранаки. К работе над Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty был привлечен не кто-нибудь, а сам Гарри Грегсон-Уильямс (на его счету музыка к таким кинофильмам, как «Враг государства», «Шрек», «Побег из курятника», «Царство небесное»). Практически вся музыка в игре принадлежит ему. Не обошлось без замечательной «главной» песни – Can’t Say Goodby to Yesterday, снова за авторством Рики Маранаки. Гарри продолжил работать и над третьей частью Metal Gear Solid (по мнению многих, лучшей в сериале). Однако хитом Snake Eater стала одноименная песня (в стиле картин «Джеймса Бонда»), написанная Норихико Хибино и исполненная Синтией Харелл. Потрясающей музыкой могла похвастаться и портативная Metal Gear Solid: Portable Ops для PlayStation Portable. Пронзительная Calling to the Night (в создании которой принимали участие Норихико Хибино, Казума Хиноучи, Нобуко Тода и Акихиро Хонда), исполненная Наташей Ферроу, достойна остаться в истории. И, конечно, нельзя забывать о Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots, над музыкой к которой трудилась опытная команда: Нобуко Тода, Шуиши Кобори, Казума Джиноучи, снова Гарри Грегсон-Уильямс и, внимание, легендарный Эннио Морриконе. Особое внимание следует обратить на инструментальную композицию Old Snake, вокальную Here’s To You (созданную Энио Морриконе, Гарри Грегсон-Уильямсом и исполненную Лисбет Скотт) и удивительную Love Theme. Лучший фентезийный саундтрек: Baldur’s Gate
Baldur
Михаэль Хениг – немецкий композитор, создавший множество замечательных произведений (в основном он работает для киноиндустрии) и выпустивший несколько альбомов, в первую очередь важен для нас как создатель саундтрека к замечательной Baldur’s Gate. Без его композиций эта культовая ролевая игра лишилась бы заметной доли своего очарования и уникальной атмосферы. Причем качество музыки потрясающее как в первой, так и во второй части. Мощные оркестровые треки сочетались с инструментальными, «чистыми» композициями с использованием звуков природы (пением птиц, сверчков, чаек, шумом ветра, воды, дождя). Практически каждая композиция по-своему уникальна и интересна. Что удивительно, несмотря на использование одних и тех же инструментов, Хенигу удалось сотворить великое множество не похожих друг на друга музыкальных произведений. Достойной музыкой могли похвастаться и другие ролевые игры на движке Infinity Engine. Однако до величия саундтрека Baldur’s Gate они все-таки не дотягивали. Опять же, это наше как всегда субъективное мнение (кому-то больше по душе мрачная музыка великолепной Planescape: Torment). Саундтрек длиною в жизнь: Final Fantasy
Final Fantasy
Говоря о музыке в играх, нельзя не упомянуть сериал Final Fantasy. Огромное количество игр – множество замечательных и таких разных саундтреков. Причем весьма достойные произведения Square дарила игрокам еще во времена 8-битной NES. Когда же ей на смену пришла SNES с мощным звуковым процессором, то на свет стали появляться настоящие шедевры, которые помнят и любят до сих пор. Особого внимания заслуживает саундтрек к Final Fantasy VI. Однако легендарный композитор Нобуо Уематсу (проработавший в Square с 1985 по 2004 год) смог проявить себя по-настоящему только с приходом эры CD. Музыка Final Fantasy VII удивительна хотя бы потому, что без нее мир игры представить трудно. Она неразрывно связана с ним – будь то город Мидгар с постапокалиптическими настроениями, передающимися мрачным композициями, или солнечная Коста дель Соль с гавайскими мотивами. Появление того или иного важного персонажа на экране сопровождается уникальной мелодией. Начиная с Final Fantasy VIII в сериале стали появляться замечательные песни. Слезливая Eyes on Me, медленная Melodies of Life, «металлическая» Other World, Kiss Me Good-Bye в стиле раннего Элтона Джона, Longing и Redemption (за авторством Камуи Гакта) – непохожие друг на друга и все по-своему великолепные. В Final Fantasy можно услышать инструментальные, оркестровые, роковые композиции. Конечно же, во всех играх серии есть и общие мотивы. Так, боевая тема, по сути, не меняется уже десятки лет, точно так же одна и та же музыка используется при появлении Чокобо (гигантских ездовых куриц). Лучший саундтрек в японской ролевой игре: Xenogears
Xenogears
Авторство саундтрека к Xenogears принадлежит талантливому японцу Ясунори Митсуде (который до этого уже отличился музыкой к культовой Chrono Trigger). Как и в случае с Final Fantasy VII, музыкальные композиции этой масштабной ролевой игры неразрывно связаны с геймплеем, и без них Xenogears никогда не стала бы тем, чем стала – одной из лучших (если не лучшей) JRPG всех времен. В Xenogears можно услышать как инструментальные, так и оркестровые композиции. По признанию самого Митсуды, большое влияние при работе над саундтреком к игре на него произвела ирландская музыка. Игра полна веселых, «легких», а также тяжелых, «давящих» мелодий – в зависимости от ситуации. Не обошлось без хорового пения и двух замечательных вокальных произведений – Stars of Tears и Small Two of Pieces (которую критики сравнивали с My Heart Will Go On из «Титаника»), исполненных Джоан Хог. Самый «жуткий» саундтрек: Silent Hill
Silent Hill
Звук в жанре хоррора – чуть ли не самая важная составляющая. Шорохи, скрипы, вой, шипение, стон – все это использовалось в Alone in the Dark, Resident Evil и прочих ужастиках. Но вот качественной музыкой, увы, большинство survival horror’ов не отличаются. Но есть исключение – сериал Silent Hill. Хорошо известно, что автором саундтрека к играм серии является Акира Ямаока. Он создал удивительный музыкальный ряд, соединив в игре постиндустриальный стиль, трип-хоп и альтернативный рок. Кроме того, в композиции вставлялись различные сторонние звуки – к примеру, скрежет, биение железа и так далее. К тому же, был использован весьма интересный прием – в потустороннем мире музыка становилось громче и жестче. Таким образом, нагнеталась атмосфера. Наиболее удачным и мощным саундтреком считается таковой к Silent Hill 2, где, помимо ужасов, появилась полноценная любовная линия и сильные чувства, которые буквально выливались на игрока с экрана. «Свободный город» со свободным саундтреком: Grand Theft Auto
Grand Theft Auto
Начиная с Grand Theft Auto III бандитский «свободный» сериал мог похвастаться потрясающим набором треков самых разных жанров. Множество радиостанций в игре передавали различную музыку – каждый мог найти что-то для себя. Кроме того, многие композиции были созданы специально для Grand Theft Auto III (Крейгом Коннером и Стюартом Россом). Особой популярностью пользовался саундтрек к Grand Theft Auto: Vice City – особенно у любителей музыки 80-х годов. Было даже выпущено коллекционное издание (Grand Theft Auto: Vice City Official Soundtrack Box Set) на семи дисках со всеми треками из игры. Ничем не хуже оказалась San Andreas с ее обилием хип-хопа, а также песен на любой вкус из 50-х, 60-х, 70-х и 80-х годов прошлого века. И, конечно, нельзя забывать о Grand Theft Auto IV с более чем двумя сотнями треков и двадцатью радиостанциями. Причем в игре присутствует и «русский набор» (Серега, Глюкоза, группа «Кино» и прочие) – слушать «отечественную» радистанцию без вреда для собственного психического здоровья решительно невозможно. Лучший 16-битный саундтрек: Chrono Trigger
Chrono Trigger
Раз уж речь зашла о музыке, то расскажем вам о том, чем «болели» меломаны-игроки в середине 90-х годов. Они сходили с ума по JRPG под названием Chrono Trigger, одной из самых увлекательных, красивых и серьезных игр в истории жанра. До сих пор многие считают ее вершиной творчества Square. Кроме того, саундтрек к Chrono Trigger большинство фанатов JRPG считают лучшим в индустрии. Мы с ними, конечно, соглашаться не станем. Но то, что музыка в игре великолепна, сомнений не вызывает. Над ней работала настоящая «команда мечты» - Ясунори Митсуда и Нобуо Уематсу. Через 13 лет после выхода игры Митсуда говорил: «Мир изменился, изменилась игровая индустрия и изменился я. Хорошо это или плохо, но сейчас я уже не смогу создать что-то подобное саундтреку из Chrono Trigger; что-то настолько же мощное». Саундтрек для расслабления: The Elder Scrolls 3: Morrowind
The Elder Scrolls 3: Morrowind
Одним из лучших саундтреков в современных играх мы считаем таковой из The Elder Scrolls 3: Morrowind. Да, безусловно, композиций в игре не так уж и много. Точнее – чудовищно мало; общее время звучания музыки – меньше часа. Но Джереми Соулу удалось создать невероятно запоминающиеся и атмосферные мелодии, которые западают в душу и начинают ассоциироваться именно с этой виртуальной вселенной. Под такую музыку приятно бродить по миру, исследовать подземелья, изучать красивейшее небо, смотреть на закат. В общем, расслабляться. За это и награждаем.