По иронии судьбы, тема коммунизма начала активно осваиваться компьютерными играми в тот самый момент, когда рухнул нерушимый СССР. Ярко-красная пролетарская эстетика так или иначе волновала мир на протяжении многих десятилетий, причем не сказать чтобы только в негативном ключе. Ленин, партия, bolshevik, разорванные матросские тельняшки на агитационных постерах - сквозь железный занавес в умы западных людей незримо транслировалась загадочная коммунистическая романтика, дико странная, а потому - притягательная. В самом начале 90-х, когда до апокалипсиса оставались считанные месяцы, этот поток разросся до масштабов лавины; мир знал: происходит что-то эпохальное и труднообъяснимое. Знали это и редкие в те годы разработчики компьютерных игр. В преддверье 1991 года Советский Союз для всей западной медиаиндустрии представлялся своеобразным пьяным мишкой: грозным, могучим, явно опасным и абсолютно неадекватным. Даже голливудские кинодеятели, привыкшие рассказывать самые дикие басни о краснознаменной действительности, изрядно поутихли. Никто не знал, во что выльется крушение одного из двух мировых столпов; появление в такой момент электронной поделки на тему выглядело бы ужасным кощунством. Беловежское соглашение расставило все по местам. Можно долго спорить, кто был прав, а кто нет, но факт остается фактом: распад СССР для многих стал долгожданным облегчением. Пробудились от спячки кинематографисты, в спешке перерисовывая карту геополитических угроз; за ними последовала и игроиндустрия. В 1992 году культовая в определенных кругах студия Cryo сделала квест KGB - не первую, но, пожалуй, одну из самых знаменитых ранних игр про СССР. На дворе 1991 год, в главной роли - Максим Руков, офицер КГБ, настоящий полковник. Вокруг него - хитросплетения политических интриг, доллары, президенты, проститутки, предатели, шпионы, водка и бесчисленные трупы. Всю игру Руков занимается исключительно тем, что издевается над русскими и американскими стереотипами: свободная от этических рамок Cryo развернулась по-полной, едва в новостях сказали, что уже можно. Формально будучи классическим квестом, KGB впервые показал на экране монитора «хороших русских» (а его герои, несмотря ни на что, явно хорошие - включая бомжей и даже в какой-то мере злодеев); вместе с тем именно с него началась эксплуатация коммунистической романтики в самых ее невообразимых формах.
Сумасшедшие иваны После KGB индустрия понеслась по старой дороге стереотипов еще быстрее, в итоге разогнавшись до Command & Conquer: Red Alert: сумасшедший цирк высочайшей пробы, высмеявший коммунистическую историю (заодно пройдясь и по истории капиталистической) так, что придумать что-нибудь еще более дикое было уже невозможно; в Red Alert, кажется, попали все мировые стереотипы сразу. Что-либо рассказывать об игре, в общем-то, бессмысленно: даже спустя пятнадцать лет со дня релиза в нее можно и нужно играть, пусть даже только в познавательных целях. Red Alert 2 (а также последовавший за ней аддон Yuri's Revenge) стала страшным разочарованием, причем даже не из-за общей унылости технической составляющей и дизайна. На самом деле Red Alert 2 морально устарела еще за пару лет до релиза, в итоге появившись на рынке в 2000 году - во времена, когда смешные русские уже начали выходить из моды. С соседних полок на забавного клоуна смотрели уже другие игры - злые, серьезные и не склонные к истерикам.
Союз нерушимый Отношение к СССР в более-менее современных играх, как показывает практика, сильно разнится, причем не в последнюю очередь в зависимости от географического положения разработчика: было бы странно, например, ожидать симпатию к русским со стороны чехов из Bohemia Interactive, чья Operation Flashpoint по эмоциональному накалу остается одной из самых антикоммунистических игр в истории. На том же полюсе батарейки - большинство кустарных шутеров из центрально-восточной Европы и почти все интерактивные версии книжек Тома Клэнси. Гораздо более осознанно и хладнокровно ведут себя игры, посвященные Второй мировой войне, в которой, как известно, было только две стороны - «хорошие» союзники и «плохая» Ось; выносить СССР в отдельную группу сегодня пока не рискуют даже его самые отчаянные ненавистники. В этом плане самой спокойной и политкорректной до сегодняшнего дня остается Battlefield 1942. Она вышла в 2002 году - в эпоху, когда запах старой холодной войны уже развеялся, а новой - еще не появился. Советские солдаты в ней не сверкают голыми пятками (как в War Times), не ругаются на кириллическом кокни (как в Red Alert) и не выглядят идиотами. Digital Illusions тогда сделала удивительную вещь: собрала в кучу и выбросила все национальные черты и детали в угоду единственно важному компоненту - живой, почти настоящей войне. Тенденция сохранилась даже в насквозь футуристическом Battlefield 2142: пусть вместо Союза здесь Паназиатская коалиция с грубоватыми русскоязычными бойцами, зато из всей клюквы - лишь характерная топорность «советской» техники. И никаких вам лысых Кейнов. Вернемся в день сегодняшний. Советского Союза уже давно нет и в ближайшем будущем не предвидится. Единственный живой носитель коммунизма - Китай - уже научился вполне успешно подменять советскую эстетику; именно к нему сегодня обращается игровая общественность в поисках коммунистической романтики. Перестроечная World in Conflict, в которой отчаявшийся Горбачев атакует США, стала в каком-то смысле знаковой: именно ее практически наверняка будут напоминать все грядущие игры про русских с учетом известных реалий. Западная мода на СССР сворачивается за давностью лет, и теперь подогревать ее будет разве что выскакивающая чертом из коробочки каждые десять лет смешная и вечная Red Alert.
*** Вместо послесловия - десятка самых искрометных и бескомпромисных игр на (или около) русскую тему, в которые обязательно надо поиграть. Пусть даже смеха ради. 10. KGB 9. Freedom Fighters 8. World in Conflict 7. Metal Gear Solid 3 6. Operation Flashpoint 5. Call of Duty 4 4. Civilization 3. Cold War 2. Command and Conquer: Red Alert 1, 2, 3 1. Krazy Ivan