И опять наступает Новый год, и опять мы раздаем медали достойнейшим играм. Встречайте!
Лучший Action Bioshock Другие претенденты: S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl, Kane & Lynch: Dead Men Кому могла прийти в голову идея скрестить пятидесятые годы, мутантов и подводный город? Только гению. И только гении смогли ее не испортить. Графика вызывает уважение, путешествие затягивает, а звук дарит настоящие эмоции. Все-таки бороться за последний шприц плазмидов с десятком уродов куда веселее и безумнее под "Beyond the Sea" за авторством Бобби Даррина.
Лучшая RPG The Witcher Другие претенденты: Elder Scrolls 4: Shivering Isles, The Titan Quest: Immortal Throne
Война продолжений не состоялась, хотя к ней были все предпосылки. Дополнения к культовым NWN 2 и Elder Scrolls 4, продолжение клона культовой Diablo 2 – Titan Quest - для самого представительного RPG-противостояния не хватало только присутствия адд-она к Gothic 3. Однако оказалось, что наличие прекрасной родословной – еще не залог успеха. Вот посмотрите на эту коробочку. The Witcher. Разработчик – никому не известная польская студия. В основе – мало кому известная книга почти никому не известного автора. В результате – мрачная фантазия о том, как наши поступки влияют на наше будущее, о том, как трудно порой выбирать между оттенками серого или плохим и чуть хуже. В результате – игра, на которой впору ставить штамп "обязательно к ознакомлению".
Лучший Quest Jack Keane Другие претенденты: Runaway 2: The Dream of the Turtle, Belief & Betrayal
А ведь как все было спокойно и понятно! Runaway 2 мирно готовилась почить на лаврах, не видя себе достойных и реальных соперников в квестовом мире. Ведь какая еще игра могла сравниться с великолепной, тщательно вылизанной "Черепашкой"? Ни миляги Сэм и Макс, изрядно поднадоевшие своими бесконечными дежурными появлениями, ни прошлогодний лидер – Scratches, в 2007 порадовавший коротеньким дополнением и немного переработанной картинкой, ни "бедное, но честное" повествование о схватке Шерлока Холмса с героем года Ктулху. И вдруг, под самый занавес, когда гравировки на медалях уже сделаны и банкеты заказаны, откуда-то не то с галерки, не то из оркестровой ямы выпрыгивает Джек Кейн и путает все карты! Захватывающие приключения, изобилующие неожиданными поворотами, умело утыканные старательно подобранными головоломками и сдобренные безумным весельем – квест Jack Keane на лету выхватил корону лучшего квеста года. С нетерпением ждем русской локализации.
Если в одном месте убывает, в другом непременно прибывает, а синусоида гораздо чаще встречается, чем восходящая прямая. Если в прошлом году за звание лучшей адвентюры соревновались игры-события (Dreamfall: The Longest Journey, Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth), то нынешний год прошел без потрясений на этом фронте. Нестрашный хоррор Obscure 2, больше похожая на любительский мод Penumbra: Overture – Episode One, традиционная "на любителя" CSI: Hard Evidence… Выбор лучшей адвентюры года кому-то покажется неожиданным, а кому-то - странным и неоправданным. Очередное продолжение российской игрушки "Космические рейнджеры 2" - “Космические рейнджеры 2: Доминаторы. Перезагрузка" - было весьма спокойно встречено прессой и крайне благосклонно – игроками. Свобода выбора не только направления полетов, но и стороны добра и зла, десятки кораблей и планет, несколько рас и более чем скромные системные требования, а самое главное – эту игру сделали 15 человек! Аплодисменты.
Лучшая Strategy Supreme Commander Другие претенденты: Command & Conquer 3: Tiberium Wars, World in Conflict
Скупой на действительно яркие стратегии 2006 год окончился совсем уж "ролевой" осенью. А вот начало 2007-го было ознаменовано выходом ряда интересных проектов в жанре RTS. После долгого издевательства над игроками наконец было предложено что-то, кроме фэнтези и Второй мировой. Две игры явились, по сути, возвращением легендарных серий. После довольно спорной C&C: Generals, разработчики решили добавить к названию серии давно ожидаемую цифру 3. Tiberium Wars – образчик "того самого" Command & Conquer, с фирменными фишками, интересным сюжетом, классической механикой и по-настоящему увлекательным геймплеем. И, конечно же, с вечно живым Кейном. Однако чуть раньше обрадовались поклонники другой именитой серии – вернулся Total Annihilation. Спустя десять лет, под другим именем и, формально, от совсем другой студии, но все же узнаваемый. Крис Тэйлор сумел соединить в Supreme Commander отличительные черты своего предыдущего детища со свежими идеями, подарив миру поистине "долгоиграющую" RTS. Масштабные сражения, огромное количество боевых единиц, экспериментальные супер-юниты и постоянное напряжение – игра требует быстрой реакции и грамотного управления ресурсами.
Лучший Sport PES 2008 Другие претенденты: FIFA 08, NHL 08, Tiger Woods PGA Tour 08
И в очередной раз титул спортивной игры года получает представитель серии Pro Evolution Soccer. Похоже, для Konami становиться хорошей традицией, коллекционировать титулы спортивных симуляторов года. Главное, что завоеванные награды достаются им заслужено, основные конкуренты игры - NHL 08 и Tiger Woods PGA Tour 08 далеки от уровня лидера. Дополнительные финты, улучшенная графика движения и реалистичность полета мяча – вот чем порадовала нас новая версия PES. Особенно красиво она смотрится на фоне FIFA 08. И, действительно, ничего нового EA за последние несколько лет так и не показала. Такое ощущение, что разработчики перед тем, как выпустить новую версию FIFA просто переписывают составы команд и меняют циферку в конце названия. Остается надеяться, что хоть в следующем году ситуация изменится.
Лучший Racing Colin McRae: Dirt Другие претенденты: NFS ProStreet, Test Drive Unlimited
Colin McRae: Dirt – вот имя, которое войдет в историю, вот игра достойная почетного звания Racing года! Как только мир увидела “грязная” версия CMR с ее непревзойденной графикой, идеальной детализацией машин, приятным геймплейем и хорошей музыкой все стали спорить об одном – сможет, ли кто ни будь другой преодолеть планку поставленную “Диртом”. Не смогли. Ни NFS ProStreet , ни Test Drive Unlimited не дотянулись до вершины. Причина банальна - новый движок Neon старался, как мог. Именно ему принадлежит главная заслуга в победе Colin McRae над соперниками.
Лучшая MMORPG
EverQuest 2: Rise of Kunark Другие претенденты: Guild Wars: Eye of the North, World of Warcraft: The Burning Crusade
Есть ли что-нибудь в этом мире более сложное, чем назвать лучшую ММО-вселенную года? Ведь каждый из этих миров – не просто набор спрайтов, полигонов и строчек кода. Каждый такой мир – это второй дом для тысяч и тысяч хардкорных манчкинов и казуальных бродяг. И если за первый адд-он к дорогой и распиаренной WoW проголосуют 8 миллионов подписчиков, то Guild Wars, помимо нового десятка подземелий, сохраняет свою самую козырную карту – полную (ну, почти полную) бесплатность. Зато под напором желающих приобрести очередное дополнение к миру Норрат в первый же день рухнули два онлайн-магазина… На первое место EverQuest 2 вывели два фактора. Во-первых, континент Кунарк – это наглядный пример next-gen технологий. Войти в столицу – город Горовин – можно без долгой загрузки, горы больше не являются преградой, графика… ну, убедительная детализованная графика всегда отличала эту игру от кислотно-мультяшных конкурентов. А во-вторых, в нее играют русские игроки на русском языке и на русских серверах. Благодаря этому она одинаково доступна и понятна абсолютно всему населению стран бывшего СНГ. Немаловажный фактор: как стартовая цена, так и ежемесячная оплата находятся в ряду самых низких среди аналогичных продуктов. И это, поверьте, не реклама.
Самая оригинальная игра Portal Другие претенденты: Scratches: Director's Cut, Sam & Max Season 1, Puzzle Quest: Challenge of the Warlords
Одна из тех номинаций, где победитель был очевиден с самого начала. Из года в год подтверждается одно нехитрое правило: оригинальность игры обратно пропорциональна ее бюджету. То есть если пятикопеечные пустячковые аркады еще встречаются, то сверкающие лоском “дефконы” и “дарвинии” – это, извините, нонсенс. Обижаться здесь не на кого, да и незачем. Однако тем удивительнее тот факт, что в этом году титул “Самая оригинальная игра” завоевал самый что ни на есть “мэйнстрим” (бывший, правда, в младенчестве авторским проектом). Немалую роль в известности Portal сыграло то, что игра попала в состав орденоносной Half-Life 2: The Orange Box. Что ни говори, а сольная карьера у “Портала” могла сложиться совсем по-другому. В союзе же с собратьями по боксу игра стала пресловутым “чем-нибудь эдаким”, тем, что покупать вроде бы не хочется, а попробовать страсть как интересно. Увлекательный конструктор, занятная головоломка, по-настоящему новаторский геймплей, веселое времяпровождение – это все о Portal. Хотите прыгнуть выше головы? Тогда вам сюда.
Игровой персонаж года Геральт (The Witcher) Другие претенденты: Кейн (Command & Conquer 3: Tiberium Wars), Кейн (Kane and Lynch: Dead Men), Инспектор Текила (Stranglehold)
Вернувшийся мегазлодей Кейн, его чуть менее маститый, однако не менее харизматичный тезка, или же круто сваренный инспектор Текила? Ни первый, ни второй, ни третий. Седовласый Геральт обошел всех. Давно, ой как давно главные герои ролевых игр не были столь яркими личностями. Погоня за “персонализацией” превращала создаваемых игроками персонажей в обыкновенных болванчиков, которых по степени выразительности могли перещеголять даже NPC второго плана. Но Геральт не такой. Он не позволяет геймерам выделывать с собой все, что вздумается, он заставляет геймеров стать собой: жестоким, но самокритичным, дипломатом и в то же время виртуозным воином. Ну а модифицированный Aurora Engine превратил ведьмака еще и в настоящего красавца. Заслуженная победа.
Надежда 2008 Spore Другие претенденты: Far Cry 2, Mass Effect, Assassin's Creed
Народная примета: если главные “ожидалки” не приходят на ум мгновенно – следующий год выдастся “неурожайным”. Шутка, конечно, но определенный смысл в ней все же есть. Назвать “самых ожидаемых” и в самом деле непросто. Far Cry 2 – бесспорно, очень перспективный проект, но до прошлогодней популярности Crysis ему далеко. Assassin's Creed? О да, игра ожиданий стоит. Но о ней уже практически все известно. На консолях “Ассасин” взял неплохую “кассу”, однако откровением не стал. Mass Effect? Без преувеличения хит. Но, к сожалению, о его приходе на PC никакой официальной информации не поступало. С 99%-ной вероятностью можно утверждать, что “Эффект” рано или поздно посетит и ПК, однако 2008 год – это лишь оптимистичный прогноз, а не данность. Вот и получается, что корону в этой номинации примеряет Spore, самый любопытный из еще не вышедших тайтлов. Electronic Arts обещала выпустить игру в следующем году. Будем ждать. Ведь Уиллу Райту предстоит сдать главный в своей жизни экзамен.
И кино не грех снять! (Уве Боллу не смотреть) Kane and Lynch: Dead Men Другие претенденты: BioShock, Gears of War, Call of Duty 4: Modern Warfare
Почему так получается, что хороших игр выходит не так уж мало, а кино, если прикинуть, можно снять лишь по считанным единицам? Скорее всего, потому, что, во-первых, очень часто игровые персонажи представляют собой лишь “условные обозначения” (этот – “хороший”, этот – стало быть, “плохой”). Во-вторых, претендующая на экранизацию игра обязана быть хоть немного популярной. Ну и в-третьих, враги тоже не должны оказываться пустым местом – яркие злодеи на дороге не валяются. BioShock проходит практически по всем пунктам, однако образ протагониста в ней подкачал, и превратить столь атмосферную игру в столь же атмосферный фильм будет довольно сложно. В Call of Duty 4: Modern Warfare присутствуют на удивление “выпуклые” персонажи, а также море кинематографичных моментов, но сюжетно четвертый “Колл”, что и говорить, слабоват. В Gears of War есть практически все (и фильм по игре уже проходит предпродакшен), однако лучшим кандидатом на экранизацию видится все же Kane and Lynch: Dead Men. Закрученный сюжет, бескомпромиссный экшен и парочка очень колоритных героев – практически все, что необходимо для крепкого блокбастера. Впрочем, ни для кого, наверное, не секрет, что фильм по Kane and Lynch также готовится к съемкам.
Лучшая "игроизация" The Witcher Другие претенденты: "Не время для драконов", "Обитаемый остров: Послесловие", Pirates of the Caribbean: At World's End
Номинация “Лучшая игроизация” (речь, если кто не понял, идет о лучшем переносе фильма или литературного произведения в рамки компьютерной игры) не столь очевидна, как может показаться на первый взгляд. Встречаются проекты, которым совершенно неважно, по мотивам чего они созданы. Возьмем, к примеру, “Обитаемый остров: Послесловие”. У Wargaming.net вновь получился отличный варгейм, однако заслуга братьев Стругацких в этом минимальна. А вот The Witcher – это действительно яркий пример того, как первоисточник вовсю “работает” на своего интерактивного собрата. Мрачный мир, почти полное отсутствие решений типа “плохое/хорошее/нейтральное” и буквально копирующий своего литературного двойника главный герой – поляки из CD Projekt RED отлично потрудились, сделав не только лучшую RPG года, но и одну из самых аутентичных игр последних лет. Браво!
Лучшая графика Crysis Другие претенденты: BioShock, World in Conflict, Gears of War
Не оригинально, но что поделать. В этом году Crysis перещеголял всех. Вообще, Crytek выбрали беспроигрышную тему. Ведь, скажем, Gears of War – это тоже очень высокотехнологичная игра. Не кто-нибудь, а сама Epic Games в авторах ходит. Но разве кому-нибудь захочется любоваться хмурыми видами GoW? Выверенный стиль, пиршество спецэффектов, но скриншот на стену, как говорится, не повесишь. В BioShock просто потрясающие интерьеры, но техническая начинка все же несколько устарела. А вот Crysis – это редкая смесь “лучшего” с “хорошим”: супернавороченный движок плюс потрясающие пейзажи (море, пальмы – ну как тут можно устоять?). Иногда можно услышать, что “Крайзис” – это всего лишь демо CryEngine 2.0. Да, кажется, репутация “гламурной” студии будет преследовать “Крайтек” еще не один год. Ровно до тех пор, пока она не перестанет выпускать столь красивые игры.