И вновь все “благоволило” “Игромиру”: не заладившаяся с самого утра погода, привычные для пятницы пробки, да и не самое удобное местонахождение ВДНХ, как понимаете, осталось неизменным. После всех невзгод в заветном павильоне хотелось очутиться как никогда сильно. Но сделать это было не так-то просто. По крайней мере, для большинства желающих. Очередина выстроилась – дай бог каждому (каждой выставке, в смысле). И это в рабочий день. Столпотворение у касс, цепочка страждущих у входа. Впрочем, несмотря на мерзопакостный дождик, окружающие не скучали: как всегда вежливые милиционеры по-своему подбадривали собравшихся, а наиболее энергичные подростки веселили публику забегами в поисках мифического второго входа (который впоследствии таки нашелся).
Знай наших!
Тех, кому таки удавалось пробраться внутрь, встречали “макулатурные отряды”. Пачки баннеров, листовок, приглашений – все это немедленно оказывалось в руках радостных посетителей. Правда, на бумажки мало кто обращал внимание. Ведь впереди-то было куда интереснее. На прошлом “Игромире” честь открывать выставку выпала стенду “1C”. В этот раз почетное место досталось компании “Бука”, которая воспользовалась им на все сто. Оголтелые “доктора” зажигали на красно-черных подмостках все три дня (впоследствии к ним присоединились еще и “медсестры”). “Буковцы” постоянно устраивали конкурсы, что-то разыгрывали, и это не могло не привлечь публику. Желающих халявы там было – хоть отбавляй. Рядом с “Букой” расположился стенд только что анонсированных “Аллодов Онлайн”. Хотя, если бы не крупная надпись, понять, чему он посвящен, было бы очень непросто. Ибо, кроме легко одетых девушек, с радостью позировавших перед посетителями, на стенде не было ровным счетом ничего. Впрочем, Nival Online со своей задачей справилась. Экспозиция “Аллодов” была одной из самых востребованных на первом этаже. В серединке павильона притаился “Новый Диск” , обещавший во всех красках продемонстрировать долгожданный Unreal Tournament 3. Правда, стенд оказался окружен какой-то сеткой, в которой еще следовало найти проход. Кому нужно – находили (все-таки организовывался нешуточный турнир по UT 3), но намного проще было пройти мимо. Так же спокойно можно было проходить и мимо экспозиций “Акеллы”. Вряд ли ее стенды отложились у посетителей в памяти. Как-то уж слишком вяленько все было обставлено, как говорится – без души. Стенд “Руссобит-М” особой функциональностью тоже не отличался, зато, по крайней мере, оказался стильно оформленным. Головной стенд фирмы “1С” выглядел довольно странно: вместо красивых девушек на нем сновали толпы разодетых в желтые футболки мужиков. Завлекать посетителей им было, конечно, сложно. Но “1С” была бы не “1С”, если бы ограничилась только этим. Облепленный плакатами стенд стал своеобразной штаб-квартирой целого презентационного комплекса. Несколько ярчайших экспозиций слились почти воедино, превратившись в натуральный игровой карнавал. Знакомые с прошлого года грузовик и девушки-ковбои у “Дальнобойщиков 3. Покорение Америки”, застывшая в одной позе Ониблэйд (кажется, она осталась еще с прошлой выставки), эффектный “Хаммер”, приехавший на смену УАЗу, красивый шатер для “King's Bounty. Легенда о рыцаре”, огромный орк с изящной воительницей для “Кодекса Войны”, тематически разукрашенные стены для “Смерти шпионам” и Bioshock – все это не могло не радовать глаз. В конце павильона находились стенды прессы, торговых сетей ну и тех несчастных, кому не достались места получше. Больше других выделилась “манипуляторная” компания Razor, которая устроила киберсоревнования между профессионалами и посетителями “Игромира”. Желающих поглазеть и испытать себя собралось немало, отчего почти каждая смерть виртуальных профи сопровождалась одобрительным гудением публики. Быстренько оббегав первый этаж, можно было повнимательнее оглядеться по сторонам. На самом деле “Игромир” – это очень детализованное мероприятие. Не сказать, чтобы 57-й павильон был уж очень просторным, однако, даже обойдя его раз 10, постоянно натыкаешься на что-то новое. Это, бесспорно, плюс. Дежурную тему о booth babes и поднимать как-то бессмысленно. Да, женских тел было много. Даже очень. Однако, наверное, это единственная крайность “Игромира”, которую ну никак не получается превратить в проблему. Кроме того, приятно, что, несмотря на некоторые предубеждения, все девушки оказались приветливы, улыбчивы и, что есть самое важное, готовы к фотосессиям. Зарядившиеся позитивом подростки затем еще долго сокрушали форумы, пытаясь найти телефон или хотя бы номер ICQ “вон той девочки на фото”. Перед подъемом на второй этаж стоило взглянуть на то, что творилось по другую сторону лестницы. Перед глазами предстали просто-таки не сравнимые с левым крылом просторы. Самой интересной экспозицией в этом “поле“ оказалась площадка IT-Territory. Вряд ли многие посетители смогут сказать, что именно она рекламировала, зато зажигательные танцы девушек и различные музыкальные конкурсы запомнятся им долго. Любопытно, что к новому “Сталкеру”, S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky, даже несмотря на обилие живых образчиков оного, в камуфляже и противогазах, интерес был довольно скромным. Отчасти это объясняется убийственными колонками “территорцев” (стенд GSC Game World приютился как раз за ними). Однако главная причина видится в том, что самый неоднозначный гейм-культ XXI века, кажется, наконец-то развенчан. Ну и взглянув по дороге на Age of Conan: Hyborian Adventures, с чувством выполненного долга можно было отправляться на второй этаж.
Те, что ближе к небу
Если первый этаж напоминал банку, куда запустили сотню разноцветных гуппи, то второй представился уже как солидный такой аквариум, в котором неторопливо плавали акулы. Оно и понятно: внизу толкались отечественные издатели, а здесь – все мировые звезды. Сразу перед лестницей расположился стенд Electronic Arts. Все стандартно: огромный экран с видеороликами главных хитов плюс огромное количество демо-стендов с новыми и не очень играми. Где-то поблизости шнырял и Тони Воткинс, глава российского отделения EA. Его лысину можно было заметить еще на первом этаже, однако, дабы не возникло никаких сомнений, затылок Тони украшала ярко-зеленая клякса с инициалами родного издательства. Кроме этого, в вотчине “электроников” также можно было посмотреть на “живое” видео из Spore. Его нам показывали уже не единожды, но это все же куда занятнее, чем в очередной раз пересматривать ролики из Crysis или Need for Speed ProStreet. Поблизости с EA свою экспозицию представляла Microsoft. Было видно, что корпорация отнеслась к “Игромиру” со всей ответственностью. У нее получился, наверное, самый запоминающийся на выставке стенд. Во-первых, он отличался прекрасной стилизацией. Об Xbox 360 здесь напоминало все: цветовая гамма, установленные на входе “ворота”, многочисленные плакаты... Даже девушки – и те как на подбор: высокие, стройные и такие же бело-зеленые. Свои владения инспектировал главный российский “продвиженец” Трехсотшестидесятой Алексей Бадаев. Убедившись в функциональности стендов, он отправился на разведку (чуть позже Бадаева можно было заметить в землях Sony). У себя же MS показывала все свои главные проекты: Halo 3, Project Gotham Racing 4, Mass Effect, Gears of War и другие. Кстати, что приятно (и это касается не только Microsoft), попробовать представленные игры было очень даже реально. Как правило, почти всегда машины оказывались занятыми, но ввиду отсутствия очередей время ожидания сводилось к минимуму. Где-то рядышком, между EA и Microsoft, скромненько расположились Eidos Interactive с THQ. Честно говоря, лишь матерые морды Кейна и Линча выдавали их присутствие. Но ради своей порции геймплея в Kane and Lynch: Dead Men многие были готовы потолкаться даже на этом непривычном для второго этажа пятачке. Соседствующая с “коробочниками” SEGA закатила на второй этаж сразу два раллийных автомобиля. Рядом с ними были установлены четырехсторонние демоблоки, между которыми прогуливались сеговские девушки, сменявшие друг друга на боевом посту у болидов. Показывала SEGA много. Если ввиду срока давности Medieval 2: Total War Kingdoms и SEGA Rally интереса уже не представляли, то на такие игры, как “Золотой компас” , Viking: Battle for Asgard, The Club и Universe at War: Earth Assault, взглянуть было любопытно. Ну и коль уж “Сега” сама приглашала на презентации, не посетить оные было бы весьма неразумно. Viking: Battle for Asgard на данный момент заявлен как исключительно консольный проект (Xbox 360, PS3). Но менее интересен от этого он не становится. Total War от третьего лица – это что-то. Пока один из разработчиков пытался сделать нам на экране “красиво” (ну, знаете, это когда главный герой с сотнями воинов за спиной несется на своих врагов), другой “сеговец” с упоением рассказывал о проекте. Игра уже сейчас выглядит потрясающе. Однако, дабы смутить выступавшего, ему был задан вопрос: “А что-то мелковаты масштабы-то. Как насчет эпичности а-ля «Властелин колец» и сопутствующих многотысячных армий?” Даже не попытавшийся скрыть свое удивление парень возразил: “Да вы что?! И без того все круто!”. Действительно, порядка тысячи отлично анимированных бойцов выглядят очень круто. Будем надеяться, что когда-нибудь “Викинг” посетит и PC. Еще один SEGA-проект, The Club, смотрится, конечно, куда проще. Однако есть в этой игре какая-то искра, которая заставляет обратить на себя самое пристальное внимание. Завораживающая простота shareware-игр объединилась с каким-никаким бюджетом, что привело к появлению совершенно безбашенного шутера. Презентатор проекта Эндрю в очередной раз поведал, что игра целиком и полностью построена на системе сбора очков. Задача игроков элементарна: постараться набрать их как можно больше. Каким образом? Метко стрелять, набивать комбо, делать “хэдшоты” – ничего сложного. Ну а написанный для каждого бойца сюжет – это уже чистая формальность. Определить перспективы “Клуба” в данный момент очень непросто. Посмотрим, как то будет, после релиза. Миновав стенд “Сеги”, посетители упираются в “мегаполис” Sony. Вообще, если бы не анонс, принять эту экспозицию за город было бы довольно сложно. Обычный огороженный стенд, где, тем не менее, обитают толпы народа. Наплыв посетителей объяснялся большим числом PS2-, PS3- и PSP-демоплощадок. Уставшие геймеры присаживались пообщаться с торчащими из импровизированных клумб хендхелдами, остальные же “рубились” со знакомыми (да и с незнакомыми тоже) в какой-нибудь файтинг. Ничем другим стенд, в общем-то, и не запомнился. У той же Microsoft экспозиция выглядела куда интереснее. Между выставочным местом Sierra Entertainment и кафе для VIP-персон расположился большой стенд World in Conflict. По сути, WiC была единственной на втором этаже игрой, которой досталась собственная площадка. Противотанковые ежи, колючая проволока, девушки в нарядах цвета хаки – аутентичность, конечно, на высоте. Что же до самой игры, то за полтора месяца все, кто хотели, успели изучить ее вдоль и поперек. Потому “вблизи” стенд пользовался популярностью лишь у киберспортсменов, что участвовали в проводимом “Софт Клабом” турнире. Рядом с WiC облаченные в гидрокостюмы (видимо, символизировавшие экипировку будущего) девушки рекламировали TimeShift. Смотреть на “плазмы” с роликами, опять же, смысла не было (все-таки игра к тому моменту уже вышла), а вот на девушек – вполне.
Веселье не утихало и после закрытия павильона. Вечер пятницы Ubisoft ознаменовала сдвоенной презентацией Assassin`s Creed и Far Cry 2. Увы, впечатление, испорченное явно консольным геймплеем Assassin`s Creed, не могла исправить даже знаменитая улыбка очаровательного продюсера экшена, Джейд Рэймонд. Far Cry, напротив, сражает наповал. Впечатляющих размеров территории с безумным уровнем детализации, великолепная имитация погоды и на закуску – герой, бодро выдирающий из себя вражеские пули пассатижами. Добавьте к этому скрипты, искусно заставляющие ботов имитировать человеческую жизнедеятельность, и получите великолепную игру, требующую для запуска два четырехъядерных процессора и пару сцепленных в режиме SLI топовых видеокарт. Искусство требует жертв, не правда ли?
Послесловие
Как уже отмечалось, “Игромир” – это удивительно детализованное представление. И вышеописанное – это, дай бог, процентов 20 от всего, что на нем происходило. Вряд ли посетившие выставку люди приходили лишь для того, чтобы “поиграцца” или посмотреть знакомые ролики. Удивительная атмосфера всеобщего веселья – вот за что нужно поблагодарить организаторов. Хотя, как ни крути, контингент в большинстве своем был еще тот. Выпученные глаза, ужасные гримасы, трясущиеся руки – думаете, рассказы про одержимых геймеров – это шутки? Выставка удалась. Получилось еще масштабнее, еще ярче, еще представительнее. На самом деле даже не верится, что “Игромиру” всего два года. Нет, до E3 старого образца ему, конечно, далеко, но уже сейчас сравнение со знаменитейшей на планете гейм-экспо не кажется совсем уж нелепым. К сожалению, организаторы проигнорировали проблемы, которые стали очевидными после прошлогодней премьеры. Во-первых, это какая-то нечеловеческая громкость хрипящих динамиков, которые не позволяли услышать собеседника даже сидя с ним лицом к лицу. Во-вторых, это мусор (хотя обвинять организаторов в свинстве посетителей было бы, конечно, абсурдом). Ну и, в-третьих, это гигантские очереди, которые, к чести устроителей, в этом году оказались все-таки намного меньше, чем в прошлом. Проблемы не критичны, проблемы решаемы. Так что будем ждать “Игромира 3.0”. Оно того стоит.