Снова здравствуйте! Мы продолжаем обзор самых известных игровых серий в истории индустрии. В прошлый раз в наш топ-10 не попали многие заслуживающие внимания франчайзы. Исправляем ситуацию и публикуем следующую великолепную десятку. По-прежнему в алфавитном порядке, а теперь еще и с видео. А своими мнениями о перечисленных ниже игровых сериях с нами в этот раз поделились редактор MAXIMonline.ru Александр Каныгин и постоянный автор GQ, F5, FHM Станислав Куприянов.
Call of Dutyвыходит с 2003 годаУченики побеждают учителей – таков лозунг Call of Duty. В 2002 году, когда группа разработчиков отделилась от 2015, создателя Medal of Honor: Allied Assault, основала студию и начала делать свою MoH (ну, ту, что с блэкджеком и… в общем, понимаете), мало кто верил в успех затеи. Казалось, что Allied Assault сказала о Второй мировой все. Однако новообразованная Infinity Ward добилась своего. Рецепт успеха первой Call of Duty был прост – все та же Medal of Honor, только с взвинченной до максимума динамикой и беспрецедентной кинематографичностью. Вторая CoD закрепила успех.
Call of Duty
Третья часть, вышедшая только на консолях, позволила еще чуть-чуть подзаработать на проверенной теме. Делали ее уже не в Infinity Ward. «Отцы-основатели» трудились над другим проектом – «Call of Duty в наше время». Вроде бы снова элементарно: заменить ППШ и томпсоны на калашниковы и M4 и перенести действие в наше время. Но почему-то этот фокус удается только у IW. Продажи Call of Duty 4: Modern Warfare (более 13 млн копий по всему миру) удивили даже Activision. Руководство издательства призналось, что не рассчитывало на такой успех. Серия превратилась в курицу, несущую золотые яйца. Пятую часть, как и третью, делали подрядчики из Treyarch. А вот Modern Warfare 2, с горящим Вашингтоном, взорванной МКС и скандальным расстрелом гражданских, – сама Infinity Ward. Результат – самый большой тираж одной игры в истории индустрии (несколько десятков млн. проданных копий). Даже Medal of Honor очнулась от летаргического сна и готова этой осенью дать Call of Duty бой. Так что Infinity Ward можно поблагодарить не только за отличные игры, но и за обострившуюся конкуренцию. Станислав Куприянов:«Во многом именно благодаря этой серии видеоигры по зрелищности в конце концов сравнялись с блокбастерами от Майкла Бэя. Ах, да: в первой Call of Duty была просто потрясающая миссия, в которой мы принимали участие в битве за Сталинград».
The Elder Scrollsвыходит с 1994 годаВсего под лейблом The Elder Scrolls вышло четыре игры (не считая аддонов и парочки адвенчур из категории «калиф на час»), и имя любой из них, пожалуй, известнее, чем имя самой серии. Arena, Daggerfall, Morrowind, Oblivion – если две первые кто-то еще может не вспомнить, то Morrowind и Oblivion до сих пор на слуху.
The Elder Scrolls
И все почему? А все потому, что разработчики каждый раз предлагали для исследования по-настоящему огромный мир, подкармливали особо ретивых дополнениями и никогда не спешили со следующей частью. Когда впервые оказываешься в мире The Elder Scrolls, становится не по себе. Будь кем хочешь, делай что хочешь, на сюжетную линию можешь вообще забить. Никакой тебе дорожки из желтого кирпича! Поначалу непривычно, но потом затягивает с головой. Появились, конечно, и подражатели (самый известный – серия Gothic), но такого ощущения свободы нет, наверное, больше ни в одной ролевой игре. Даже удивительно, что TES до сих пор не превратилась в MMORPG. Хотя поступающая (пока неофициальная) информация говорит о том, что рано или поздно это произойдет. Станислав Куприянов:«О, Morrowind. Это был удивительный опыт — сродни путешествию вокруг света, полету на Марс или любой другой попытке объять необъятное. Здесь можно было любоваться игрой отражений на поверхности моря, искать убежище от некстати начавшегося в темном лесу дождя, собирать в горах травы, грабить магазины под покровом ночи — и каждую минуту придумывать самому себе новую роль. За Morrowind я провел времени больше, чем за какой-либо другой игрой, и это был совершенно невероятный экспириенс».
Grand Theft Autoвыходит с 1997 годаЕсли The Elder Scrolls – символ свободы, то Grand Theft Auto – символ вседозволенности. В 1997 году, выпуская первую GTA, студия DMA Design решила сыграть на наших низменных чувствах. Забудьте о правилах RPG, занудности адвенчур и жестких рамках большинства экшенов! Отправляйтесь в город, где нет лишних перегородок, где мирные граждане тоже умирают от пуль, а за убийство полицейского не только не наказывают, а еще и награждают! Как не откликнуться на такой призыв? Хулиганский подход сорвал кассу, и DNA принялась клепать продолжения и аддоны.
Grand Theft Auto
Однако настоящий успех к серии пришел с выходом Grand Theft Auto 3. Трехмерный движок подарил игре еще одну степень свободы, а городские погромы стали выглядеть как никогда реалистично. GTA 3 приобрело более 7 миллионов человек, и у последующих игр серии эта цифра только росла. Малую популярность первой Xbox (если сравнивать с PlayStation 2) многие объясняют тем, что у «коробки» не было GTA. А вот достойная конкуренция Xbox 360 с PS3 связывают с тем, что три заветных буквы на консоли от Microsoft все же появились – речь о Grand Theft Auto 4. Разработчики из Rockstar North (в 2001 году DMA Design сменила название) чутко следят за нуждами игроков. Стало скучно с одними лишь автомобилями? В Vice City появились самолет, вертолеты и мотоциклы. Мало пространства? В San Andreas нам дали не один город, а сразу три. Нужны нормальный сюжет и современная графика? Добро пожаловать в GTA 4! Отсюда и многомиллионные продажи. Станислав Куприянов:«Их можно отличить друг от друга на слух, с закрытыми глазами. GTA 3 — Дебора Харри и Крейг Грей, Vice City — Iron Maiden, Майкл Джексон и Run DMC, San Andreas — Cypress Hill и Dr. Dre. Каждая игра из серии, начиная с третьей, неотделима от своего саундтрека. За то и любим: только здесь можно в любой момент плюнуть на все и сигануть на мотоцикле с самого высокого небоскреба в городе под музыку Guns'n'Roses».
Haloвыходит с 2001 годаHalo – идеальный пример синтетического хита. К релизу первой Xbox корпорации Microsoft был позарез нужен мощный эксклюзив. Выбор пал на Halo: Combat Evolved, весьма любопытный экшен, который готовился студией Bungie к выходу на PC. Купив разработчиков, Microsoft задействовала весь свой потенциал и выдала в 2001 году 100%-ный блокбастер – с интересным сюжетом, эпичным размахом и потрясающим видеорядом. С 2001 года и по сей день серия Halo – это одна из главных причин, почему люди покупают Xbox (сейчас – Xbox 360).
Halo
Впрочем, еще тогда к Halo было много претензий – говорили и о занудном геймплее, и об однообразных локациях. Однако дорогие видеоролики, качественная озвучка, продуманная вселенная и ощущение причастности к событиям космического масштаба заставляли забыть о всяких недостатках. Да и к тому же перед выходом почти любой Halo-игры Microsoft всячески доказывает, что без нее нам просто не обойтись. По некоторым оценкам, на рекламную кампанию третьей части было затрачено более $40 миллионов (впоследствии они окупились). В продажу поступили книги по мотивам, пластиковые игрушки; интернет заполнился анимационными и художественными (как официальными, так и фанатскими) короткометражками, а в знаменитом музее мадам Тюссо поселился восковый Мастер Чиф, протагонист почти всех игр серии. Не так давно Microsoft выпустила первую Halo-стратегию и первый Halo-экшен без Чифа в главной роли, которые рассказывали об уже известных событиях. На подходе Halo: Reach. Масштабная подготовка к Halo 4? Александр Каныгин:«Halo была похожа на сказочного единорога из сна, который вламывается вдруг в детскую, начинает ржать, лягаться и срать на пол. Сначала мы теряли сознание при виде роликов и рекламных скриншотов. Потом игра с приставкой Combat Evolved не без усилий вышла на Xbox и оказалась скучным некрасивым шутером про инопланетян».
The Legend of Zeldaвыходит с 1986 годаThe Legend of Zelda и Mario стали невольными соседями в нашем списке, но вообще их можно было бы даже объединить. Обе серии – детища знаменитого Сигеру Миямото, и обе являются главными игровыми брендами Nintendo (не считая Pokemon). Правда, если толстячок Марио у нас хорошо известен, то вот Zelda для большинства российских игроков – не пойми что. Не то чье-то имя, не то страна или королевство. Так вот, Зельдой именуют местную принцессу, а действие цикла проходит в фэнтезийном сеттинге. Игры серии всегда славились комбинацией самых разных жанров: сейчас они адвенчуры, потом экшен, а через минуту – квест. Неудивительно, что The Legend of Zelda: Twilight Princess многими считается лучшей игрой для Wii. Как говорится, нестандартность встретилась с нестандартностью.
The Legend of Zelda
Причем, что показательно, за почти что 25-летнюю историю франчайз не испытал ни одного провала. Средний рейтинг зельдовских игр стабильно превышает 80%. Исключениями можно назвать разве что поделки для телевизоров с игровой функцией (в начале 90-х такие были весьма популярны), но их вряд ли стоит воспринимать всерьез. По The Legend of Zelda выходили комиксы, манги и даже мультсериал, который, правда, продержался всего 13 эпизодов. «Зельда» и по сей день ассоциируется с незамутненной детской сказкой. И про что бы ни была следующая часть, можно не сомневаться, что игроку в ней будет комфортно. Александр Каныгин:«Не знаю, почему, но до The Legend of Zelda: Twilight Princess мне казалось, что существо в зеленом колпаке и есть Зельда. Узнав, что это Линк – могучий герой на все времена, я был, мягко говоря, разочарован». Marioвыходит с 1983 годаMario известна у нас (да и не только у нас) в первую очередь по легендарной Super Mario Bros., вышедшей на Nintendo Entertainment System и ставшей визитной карточкой консоли. Итальянский водопроводчик прославился на весь мир и в течение нескольких лет стал самым узнаваемым игровым персонажем. Вселенная Mario – одна из немногих игровых вселенных, которую почти невозможно измерить. Исследование потянет на докторскую диссертацию, не меньше. Где только усатый пройдоха не побывал. Впервые Марио появился в Donkey Kong образца 1981 года. Забавно, что если другие популярные серии славятся проработанным миром, многовековой историей и выпуклыми персонажами, то Mario держится на обаянии всего одного героя. Данный факт помогает итальянцу принимать участие в гонках, RPG, спортивных симуляторах и даже файтингах. В 1993 году вышел фильм «Супербратья Марио», который, хоть и провалился в прокате, вошел в историю как первая экранизация игры. А в Японии и западных странах до сих пор появляются комиксы и книги по мотивам.
Mario
В нашей стране о Марио немного подзабыли. Ведь, как и The Legend of Zelda, серия предпочитает исключительно платформы Nintendo, которые со времен NES не пользуются в нашей стране спросом. На Wii недавно вышел замечательный платформер New Super Mario Bros., который мы даже включили в наш топ-10 игр 2009 года, но многие ли из вас о нем слышали? Александр Каныгин:«Я терпеть не могу Марио. Во всех его проявлениях. Я считаю, что он похож на жирного усатого растлителя малолетних».
Metal Gear Solidвыходит с 1998 годаЛюбую из представленных в нашем топе серий можно проходить в произвольном порядке. Любую, кроме Metal Gear Solid. MGS требует безукоризненной верности и готова щедро вознаграждать за преданность. Серия давно стала синонимом замороченного сюжета, разобраться в котором можно лишь распутывая клубок с самой первой игры.
Metal Gear Solid
Началось все в 1998 году, когда в продажу поступил Metal Gear Solid, первый серьезный стелс-экшен и по совместительству лихо закрученный технотриллер. Закономерный успех сделал имя главного дизайнера Хидео Кодзимы узнаваемым брендом. Одной-единственной игры для продолжения истории было уже мало, и два последующих сиквела выходили в паре с дополнениями, расширяющими основной сюжет. Кстати, начиная с третьей части MGS предпочитает исключительно консоли Sony, чем серьезно повышает их ценность для игроков. Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots в 2008 году громогласно завершила сагу (которая, впрочем, скоро все равно будет продолжена – все внимание на Peace Walker для PSP). Как и в случае с Halo, главной проблемой MGS считается геймплей. Он очень даже неплох, но воспринимается как приложение к интересной истории и захватывающим диалогам. Благодаря этой особенности уже давно поговаривают об экранизации MGS, но до реальных шагов в этом направлении дело пока не доходило. Кстати, в конце 80-х вышли две аркады со стелс-элементами из серии Metal Gear (тогда еще не Solid), на которых молодой Кодзима в должности сценариста пробовал свои силы. Их можно назвать предтечами будущего MGS. Александр Каныгин:«Я не помню ни Солида, ни Ликвида. Какого черта там делал Metal Gear REX, я тоже вряд ли смогу сейчас внятно объяснить. Зато меня до глубины души потрясла сцена смерти Sniper Wolf: угловатые фигурки персонажей игры в декорациях из трех елок и сейчас играют куда убедительнее некоторых актеров современного отечественного кино».
Mortal Kombatвыходит с 1992 годаЛегендарная файтинг-серия берет начало в 1992 году. Первая Mortal Kombat удивила публику двумя вещами: невиданным уровнем насилия и сногсшибательной (разумеется, по меркам того времени) графикой. Все движения бойцов были засняты с привлечением реальных актеров, потому игра смотрелась очень непривычно. Из-за вырванных позвоночников и сердец Mortal Kombat стала одной из первых игр, против которых ополчились политики.
Mortal Kombat
Впрочем, скандал – это прежде всего реклама. На волне успеха вышли вторая и третья части, а затем подоспела и первая экранизация, ставшая коммерческим хитом. Жаль, последующее продолжение «Смертельной битвы» и сериал выстрелили в молоко и были быстро забыты. А вот игры продолжали выходить. Всего серия включает в себя восемь (не считая спиноффы, версии для портативных платформ и римейки) файтингов. Последний, Mortal Kombat vs. DC Universe, свел в смертельной схватке знаменитых MK-убийц и супергероев из комиксов. Несмотря на бредовость идеи, файтинг получился занятным. Одна беда – это первая игра цикла с нежным рейтингом Teen. А Mortal Kombat без кровищи – это не Mortal Kombat. Поэтому поклонники ждут, что в Warner Bros. вспомнят, чем так славится MK, и серия вернется к истокам. Станислав Куприянов:«Выпустить огненный шар Лю Кэнгом – вперед, вперед, верхний удар рукой. Fatality за Скорпиона – зажать блок, вверх, вверх, верхний удар рукой. Для чего я все это помню – не представляю. Но до сих пор удивляюсь, как за время игры в Mortal Kombat 2 я не стер до основания кнопки клавиатуры».
Need for Speedвыходит с 1994 годаСегодня Need for Speed переживает не лучшие времена, но если кто-то вдруг просит посоветовать «гоночки», то первой на ум приходит именно NFS. Electronic Arts еще в 1994 году успешно реализовала формулу «дорогие тачки + бешеная скорость». Первая Need for Speed ко всему прочему прославилась «живыми» видеороликами со специально арендованными Феррари и Ламборджини. Однако стремительного взлета, как ни странно, не случилось. Серия развивалась по синусоиде: после громкого старта последовал провал (вторая часть мало чем отличалась от первой) и быстрое возвращение на вершину с Hot Pursuit. Затем снова неудача, уже с Porsche Unleashed, несколько ровных игр и триумфальный камбэк с Underground. В 2003 году EA, воспользовавшись повальной модой на стритрейсинг (совсем недавно в кинотеатрах отгремел «Форсаж»), продала 7-миллионным тиражом халтурку с безумно однообразными трассами, но красивыми «тачками» и духом ночных гонок.
Need for Speed
Бюджеты следующих NFS выросли, и вот уже готов новый король – великолепная Most Wanted. Однако затем последовало очередное падение, которое закончилось откровенно мусорной Undercover. Недавняя Shift вроде бы снова вывела график вверх, и EA даже задумалась об онлайновой версии NFS (в 2001-м попытка уже была, но Motor City Online быстро прикрыли). Самое удивительное в этой истории то, что серия, у которой провалов было едва ли не больше, чем удач, разошлась по миру 100-миллионным тиражом. Вот где нужно учиться маркетингу! Станислав Куприянов:«До какого-то момента это были самые лучшие аркадные гонки в мире. Но потом вдруг случился фильм «Форсаж», в моду вошел неон и автомобильные нитроускорители — в общем, все знают, чем это кончилось. Последние года четыре за серией даже не слежу — надоело».
Star Warsвыходит с 1982 годаЕсли к популярной киносаге было выпущено несметное количество игр, существенно расширивших оригинальную вселенную, то франчайз вполне можно отнести и к игровым. Первая SW-игра вышла в далеком 1982-м, спустя 2 года после премьеры фильма «Империя наносит ответный удар». Интерактивная The Empire Strikes Back была элементарным скролл-шутером. Собственно, почти все первые игровые «Звездные войны» представляли собой простенькие аркады в космических декорациях. Об RTS тогда не знали, а об RPG даже не помышляли.
Star Wars
В 90-х, когда в моду вошли космические симуляторы с сильным сюжетом, Star Wars было где разгуляться. Однако к концу десятилетия жанр растерял пыл, и серия стала искать себя в других ипостасях. Испробовав силы на цикле Dark Forces, LucasArts Entertainment с помощью Raven Software выдала в начале нового тысячелетия два замечательных экшена: Jedi Knight 2 – Jedi Outcast и Jedi Academy. А тут еще BioWare в очередной раз продемонстрировала свое мастерство, сотворив лучшую RPG 2003 года – Knights of the Old Republic. «Звездные войны» тогда переживали второе рождение. До премьеры «Мести ситхов» оставалось два года, и разработчики использовали это время по полной. Так, в период с 2003 до 2005 год вышли первая MMORPG во вселенной Galaxies – An Empire Divided, первый командный шутер Republic Commando, первый онлайновый боевик Battlefront и вторая часть KotOR. Сейчас все вроде бы немного успокоилось, однако в 2011-м ожидается новый всплеск. Ведь на следующий год запланирован релиз масштабной The Old Republic от все той же BioWare. Александр Каныгин:«Пока SW-игры окончательно не превратились в балаган с потешными карлами и китайской пиротехникой, существовали Star Wars: Dark Forces и Star Wars: Rogue Squadron 3D. Лучшие тематические экшен от первого лица и аркада. Можете попробовать поискать их в торрентах эпохи Мезозоя».
Конечно, это не все игровые сериалы, которые мы считаем самыми значимыми в истории человечества. Напоминаем, что еще об одном десятке мы рассказали в первой части материала. А о следующей порции поговорим в третьей части. Впрочем, если вы по-прежнему считаете, что мы упустили что-то важное (наверняка ведь упустили), извергайте проклятия в комментариях!