И где, мы вас спрашиваем, взять столько времени?! Только начинаешь восстанавливаться после предновогоднего бума и неожиданно ударного января, как бац – Heavy Rain! Бац – BioShock 2! Бац – Napoleon: Total War! Когда во всё это играть? А тут еще такой март вырисовывается. Мы начинаем не на шутку беспокоиться за собственную твердость духа, а вам самое время начать волноваться за кошелек. Поток замечательных игр не иссякает уже который месяц. Широко разрекламированная “неигра” Heavy Rain на деле оказалась, конечно, игрой, но очень нестандартной и эмоциональной (10 баллов в нашей рецензии!). Если в прошлом году Uncharted 2: Among Thieves окончательно сняла вопрос о целесообразности покупки PlayStation 3, то в 2010-м Heavy Rain сделала PS3 обязательным атрибутом каждого игрока. BioShock 2, как и ожидалось, получился качественным продолжением успешной игры. Продолжением неизбежным и потому не столь интересным – ведь в одну реку (в данном случае – океан) два раза не войдешь. Впрочем, играется BioShock по-прежнему замечательно, да и кто будет против вкусной добавки? С Napoleon: Total War всё также было ясно задолго до релиза. Тот случай, когда сухие факты говорят сами за себя: 4 новые кампании, 322 новых юнита, новые страны, провинции, технологии… Скучно? А поди найди недовольных!
BioShock 2
К новой Aliens vs. Predator многие относились настороженно. Вроде бы неплохие ролики и щедрые обещания разработчиков, но за последнее десятилетие Rebellion не сделала ничего путного. AvP 2010 – это, пожалуй, лучший проект “повстанцев” со времен AvP 1999, который тем не менее не дотягивает до высоких ожиданий особо требовательных поклонников серии. Dante's Inferno предоставила возможность скоротать время до выхода God of War 3. Весьма изобретательный (по крайней мере, в визуальном плане) клон игры от Sony стал третьим большим слэшером-шутером едва начавшегося года. Что касается российских издателей, то "Руссобит-М" отличилась стратегией “Противостояние. 3D. Перезагрузка”. За неимением сильных проектов этой компании приходится эксплуатировать патриотическую тему. После недавних “Миротворца” и “Патриота” издатель под девизом “Устрой ад пиндосам!” (это реальный девиз, а не мы упражняемся в остроумии - прим. ред.) выложил на прилавки переодетую Warfare. Как говорится, дешево и сердито. Как мы и предполагали, поиски экстремизма в Call of Duty: Modern Warfare 2 не ограничились открытыми письмами. Поднятая тема вышла за пределы игровой индустрии. Пятого февраля депутат Государственной думы Валерий Селезнев, человек, с которого всё и началось, собрал пресс-конференцию. Разговор получился интересным. К счастью, к бесланским и другим резонансным событиям парламентарий больше не возвращался и в основном говорил по существу. Селезнев отверг обвинения в подготовке рейдерского захвата “1С-СофтКлаб” (такие предположения звучали в прессе), но своего враждебного отношения к тандему не скрывал. Так, например, депутат нашел среди организаторов пресс-конференции “террориста” от “1С”, мешавшего ему выступать, а также пообещал привлечь к административной и уголовной ответственности руководство издательства. Напоследок Селезнев сравнил “1С” с Биллом Гейтсом. Его, мол, там, в Америке, уже “попилили пополам”, а у нас эсовцы до сих пор целенькими держатся.
Dante
Предвидя многочисленные вопросы о том, как к его несовершеннолетнему сыну попала игра с маркировкой “с 18 лет”, Селезнев подготовил соответствующее объяснение. Цифра 18 в красном квадрате, что красуется на обложке, ему ни о чем не говорит. Данная рейтинговая система и, следовательно, соответствующее цифровое обозначение в России не приняты, а своих нормативов нет (кто, спрашивается, виноват?). Так что игра сыну депутата, как выяснилось, попалась все же лицензионная. Злосчастный уровень No Russian юный игрок активировал, по словам отца, “через коды доступа”. Селезнев заявил, что ссылки на эти коды можно увидеть в самой игре. Никаких ссылок в MW2, конечно, нет, но справедливости ради нужно заметить, что “1С” не вырезала уровень, а, образно говоря, прикрыла его фиговым листком. Да, формально его вроде бы нет, но в то же время он полностью переведен на русский язык, присутствует на установочном диске и активировать его не составляет труда. Пусть и не так, как описал Селезнев. Кроме того, депутат заявил, что после одиннадцатой интернет-активации игра перестанет работать и людям придется снова идти в магазины. Количество активаций действительно бывает ограниченным, но в данном случае ни издатель, ни игроки об этом не сообщали. Спустя 10 дней, 15 февраля, диалог продолжился в Государственной думе. В здании на Охотном ряду прошел круглый стол на тему “Роль образовательной и игровой компьютерной индустрии в формировании ценностных установок и патриотического воспитания молодежи”. Там присутствовал не только Селезнев, но и другие депутаты. Пригласили и представителей индустрии. Большинство участников отметило по окончании мероприятия, что разговор прошел весьма позитивно. Разве что Селезнев снова метал молнии в издателей. Одна многозначительная фраза “Если вы не будете сами эту проблему решать, то, значит, эту проблему будут решать за вас” (речь о цензуре в играх) чего стоит. Не забыли про рейтинги. О них в последнее время вообще часто вспоминают. Решили, что рейтинговую систему необходимо вводить в России чем быстрее, тем лучше. Был затронут и денежный вопрос. Люди от индустрии просили снизить налоги, всерьез заняться образованием, задуматься о прямых вливаниях и чуть ли не о государственном заказе на патриотические игры. Отечественные компании готовы делать игры про Россию. Была б на то воля государства.
Assassin
Со всеми этими разбирательствами кое-кто даже обрадовался, что у нас появился свой Джек Томпсон. Российский, родной! Правда, заморский Томпсон исполняет роль своеобразного пугала, так как реальных рычагов воздействия у него никогда не было. Наш “томпсон” относится к людям, власть имущим. И в этом есть как минусы, так и плюсы. В конце концов, круглый стол в Госдуме – серьезное дело. И хоть “экстремистский” скандал порой и превращался в фарс, возможно, он всё же приведет к каким-то результатам. Необязательно негативным. Если последствия “селезневского движения” пока неочевидны, то как минимум две плохие новости для PC-игроков известны уже сейчас. Ubisoft Entertainment, кажется, собралась похоронить компьютер как игровую платформу. Предложенная ей система защиты от копирования не нашла поддержки даже у тех, кто до этого с пониманием относился к охране лицензионных прав. Издательство намерено сделать постоянное соединение с интернетом обязательным условием для каждой своей игры. Сингл, мультиплеер? Неважно! Всегда будь на поводке! Дисконнект, сервер не ответил вовремя? Проходи заново! Делать сэйвы в моменты обрыва игра не собирается. Единственный плюс – загрузка сохраненных игр на сервер. Остальное – сплошная морока. Помнится, однажды техническая поддержка Ubisoft в качестве решения проблемы опубликовала пиратский crack-файл. Если интернет-привязка станет нормой, сотрудникам Ubisoft придется выкладывать сторонние “экзешники” к каждой своей игре. Жертвами новой системы станут (или уже стали) такие игры, как Assassin's Creed 2, Splinter Cell: Conviction, The Settlers 7: Paths to a Kingdom, Silent Hunter 5: Battle of the Atlantic, Ghost Recon: Future Soldier и Prince of Persia: The Forgotten Sands. Компания Microsoft, в свою очередь, сильно расстроила персональщиков, официально подтвердив, что экшен Alan Wake выйдет только на Xbox 360. Похоже на легкую панику – ведь PC-версия была отменена буквально за несколько месяцев до релиза. Причины вполне очевидны. У PlayStation 3 собралась целая охапка мощнейших эксклюзивов. Uncharted 2, Killzone 2, неожиданно сильные inFamous и Demon's Souls – и всё это только за прошлый год. А тут еще Heavy Rain, а совсем скоро и третья God of War пожалует. А что у Microsoft? Неизвестно когда выходящие Fable 3, Halo: Reach да не анонсированная Gears of War 3. Слабовато. Alan Wake станет хоть каким-то козырем. Впрочем, зная привычки Microsoft, можно предположить, что мистический экшен от создателей Max Payne рано или поздно всё же заглянет на PC.
Uncharted 2: Among Thieves
Самой громкой интернет-новостью февраля стало закрытие Torrents.ru, пожалуй, главного источника нелегального контента в Рунете. СМИ сообщали, что инициатором закрытия стали фирма “1С” и софтверный гигант AutoDesk (правда, сами компании попытались от этого дела откреститься; фирма "1С" официально сообщила GamesLife.ru, что не имеет отношения к закрытию трекера). Вроде бы тех, кто покупает и скачивает исключительно лицензионную продукцию, данное событие не должно волновать. Но всё взаимосвязано: от количества нелегальных скачиваний зависит и качество игр, и комфорт конечного пользователя, так что порадуемся (если бы всё было хорошо, может, и дурацкая защита от Ubisoft не понадобилась бы). Torrents.ru благополучно перебрался на другой домен, но это уже неважно. Главное – сам факт. После этого события в Правительстве всерьез заговорили об антипиратских поправках в Гражданский кодекс. Да и некоторые “варезные” сайты, почуяв неладное, поспешили выйти из зоны .ru. Цивилизация наступает. Нравится это кому-то или нет.