Начиная с сентября и практически до Нового года главной темой ежемесячных обзоров становятся игры. Нет, они, конечно, всегда являются нашей главной темой, но именно в это время не приходится пролистывать списки релизов в поисках чего-то стоящего. Сейчас с этим “стоящим” никаких проблем. Так что приступим. Начало осени обозначилось выходом экшена-долгостроя Section 8 от TimeGate Studios, компании, известной лишь по стратегической серии Rohan и дополнениям к F.E.A.R. Мы получили не самый плохой, но откровенно необязательный шутер. Поиграли, забыли, едем дальше. Вслед за Section 8 состоялся релиз Mini Ninjas, забавной аркады от создателей Hitman и Kane & Lynch. Смена имиджа пошла IO Interactive на пользу – игрушка получилась веселой, озорной, интересной. После “Ниндзя” в продажу поступили PC-версии таких консольных хитов, как Resident Evil 5 и Batman: Arkham Asylum. Фирма “1С” подготовилась и выпустила RE 5 практически одновременно с мировым релизом. “Новый Диск” с “Бэтменом” немного опоздал, зато его подарочные издания получились куда представительнее (хотя и не идут ни в какое сравнение с западными аналогами). Red Faction: Guerrilla хитом назвать сложно, но ее посещение персоналок было также весьма ожидаемым. “Акелла” выпустила игру в срок. И все же главным релизом сентября стоит, пожалуй, назвать Need for Speed: Shift, перезапуск (а возможно, даже переосмысление) знаменитой гоночной серии. Electronic Arts не привыкла медлить: русская версия появилась одновременно с мировым релизом. Из зарубежных игр также стоит отметить авиааркаду Heroes over Europe (“Руссобит-М” с ее локализацией особо не торопится), которая помимо PC также вышла на Xbox 360 и PlayStation 3. “Героям” сильно не повезло: одновременно с ними в продаже появился IL-2 Sturmovik: Birds of Prey, первый серьезный консольный эксклюзив российского производства. Опыт создания лучших авиасимуляторов не прошел даром – Birds of Prey получилась замечательной игрой. Жаль, о PC-версии нового “Ила” ничего не слышно.
Order of War
Вообще российские (плюс украинские и белорусские) проекты привлекли к себе много внимания. В начале месяца в продаже появилась Majesty 2: The Fantasy Kingdom Sim. С этой стратегией случилась неприятная история. Дело в том, что игра была защищена последней версией StarForce, предусматривающей активацию как посредством интернета, так и с помощью отправки SMS. Вроде бы удобно: нет доступа ко Всемирной паутине – уж эсэмэску всяко можно отправить. Однако, когда игра была уже практически на прилавках, оказалась, что цена за SMS на указанный номер резко возросла (приблизительно в 6-7 раз). Цифры не фатальные, но все равно неприятно. Фирма “1С” и компания StarForce оперативно сменили номер и, чтобы загладить вину, предоставили всем обманутым полугодовую лицензию на связку программ Safe`n`Sec 2009 Deluxe и Outpost. Правда, откуда потерпевшие узнают об этом, если у них нет интернета, – загадка. Wargaming.net представила “Order of War: Освобождение”. Переориентировавшись с походовых стратегий на более популярный real-time, белорусские разработчики сделали еще одну в целом качественную, но не хватающую звезд с неба WW2-стратегию. Пойти по RTS-стезе решила и украинская Graviteam. Известная по танковым симуляторам студия выпустила танковую же стратегию “Линия фронта: Битва за Харьков”. Получилось тоже неплохо. Компания Apeiron отправила на прилавки “Мародера”. Типичная для питерской студии игра, только на этот раз с литературной основой. Собранного силами Burut CT“Миротворца” сложно назвать хорошим шутером, однако отметим первую попытку наших разработчиков сделать патриотичную игру по недавним событиям в Абхазии и Южной Осетии. Если, конечно, не вспоминать игру с жующим галстук Саакашвили на обложке. Неприятный сюрприз случился для GSC Game World. Примерно за неделю до выхода “S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти” в интернете появилась нелегальная версия игры. Со сложным алгоритмом обхода защиты (большинство через нее так и не пробились), но тем не менее вполне работоспособная. А ведь меры по предотвращению утечек игры в Сеть GSC приняла драконовские – уж поверьте нам. На этот раз у украинцев получился самый стабильный “Сталкер” из всех. Проблемы есть, но не критичные. По крайней мере, даже без патчей пройти можно (на момент написания этих строк игра уже доступна в магазинах). Играбельность пиратской версии косвенно подтверждает тот факт, что разработчики с издателем не вывесили на сайтах транспаранты с сообщением вроде “Не играйте в «пиратку», она вас до психушки доведет!”, как это сделал, например, “Новый Диск” с Order of War. “Диск” ничтоже сумняшеся заявил, что нелицензионное “Освобождение” опасно для психического здоровья покупателей. Такая вот борьба с пиратством. Бесконечные переносы, о которых мы писали в течение всего лета, заставили генерального директора Ubisoft Entertainment Ива Гиймо сделать любопытное заявление. Ив сказал, что в начале следующего года не избежать новой волны задержек, так как концентрация запланированных на первый квартал релизов достигла критической отметки. Мало кто захочет выпускать игры в такой “толкучке”. Правда, всего через несколько дней Ubisoft заявила, что Tom Clancy's Splinter Cell: Conviction выйдет 26 февраля, а PC-версия Assassin's Creed 2 – в первом квартале. В дополнение к этому 2K Games назначила релиз BioShock 2 на февраль. Кажется, конкуренция и в самом деле будет неслабой.
GTA: Vice City
Вместе с тем в сентябре состоялось и на удивление много анонсов новых игр. Blue Byte Software объявила о разработке The Settlers 7: Paths to a Kingdom, новой части бесконечной саги о поселенцах. The Creative Assembly анонсировала Steam-эксклюзивное дополнение Empire: Total War – The Warpath Campaign. Компания Nadeo готовит TrackMania 2. The Farm 51 решили продолжить свой не слишком удачный экшен NecroVisioN аддоном Lost Company. Relic Entertainment представила Warhammer 40.000: Dawn of War 2 – Chaos Rising, первое (и вряд ли последнее) дополнение к популярной стратегической игре. А Electronic Arts и CD Projekt RED, особо того не желая, фактически анонсировали вторые части Dead Space и The Witcher. EA открыли вакансию дизайнера, упомянув в ней название новой игры, а польские разработчики не уберегли ролики с закрытой презентации, которые утекли в интернет. Замечательный подарок российским игрокам сделала фирма “1С”. Паблишер объявил о выходе четырех и переиздании еще двух игр от великой и ужасной Rockstar Games. Этой осенью в продаже появятся (кое-что уже появилось) Grand Theft Auto: Vice City, Grand Theft Auto: San Andreas, Manhunt, Midnight Club 2, а также обе части Max Payne. Злоключения Макса Пейна уже выходили у нас, причем в виде отличных локализаций. Четыре другие игры будут переведены субтитрами. Вот бы еще кто про дилогию Star Wars: Knights of the Old Republic вспомнил. Выставка Tokyo Game Show никогда не пользовалась в России большой популярностью. Американская Electronic Entertainment Expo и немецкая Games Convection (в этом году – Gamescon) нам как-то ближе. А TGS, она… слишком “японская”, что ли. Однако, так или иначе, это одно из важнейших событий в игровой индустрии. Токийская выставка удалась: размашистое шоу, много новой информации, большое количество игр (многие из которых, впрочем, PC-геймеру малоизвестны). Однако финальные результаты оказались нерадостными. В этот раз на мероприятие пришло на 10 тысяч посетителей меньше, чем годом ранее. Вроде бы невелика разница: 185 или 195 тысяч, однако данный факт заставил организаторов задуматься о сокращении работы выставки до 3 дней. Возможно, сыграл психологический фактор, так как с 2002 года количество посетителей лишь росло. В любом случае у администрации еще есть время подумать.