Май и июнь стали хорошим временем для подведения промежуточных итогов, подсчетов потерь (кризис на дворе все-таки) и дум о том, как жить дальше. В родном отечестве для этого собралась очередная КРИ. Уже не такая веселая, но по-прежнему нужная. За рубежом о проблемах постарались забыть, проведя яркую и оптимистичную Electronic Entertainment Expo. Эти события и открывают наш обзор. Не нужно быть экстрасенсом, чтобы угадать лейтмотив прошедшей 15-17 мая КРИ 2009. Собственно, все стало понятно еще у самого входа: узенько, скромненько, не так масштабно, как раньше. Хоть и с красивыми барышнями, но все равно как-то не празднично. Да и работали девушки всего два дня. Пожалуй, самым интересным выступлением стал доклад представителя фирмы “1С” Николая Барышникова. “Эсовец” развеял слухи о больших проблемах издательства, заявив, что никаких массовых увольнений и отмены проектов нет. Да, есть определенные трудности, и штат имеет свойство сокращаться. Но кому сейчас легко? В докладе Барышникова прозвучало несколько интересных цифр. Так, розничные продажи игр, по подсчетам издательства, упали на 30-90% (в зависимости от проектов). То есть сегодняшние показатели вернулись к уровню 2006-2007 годов. К концу этого года рынок может либо рухнуть до скромного 2002-го, либо вернуться к прежним высотам. Такой неслабый разброс говорит о том, что четкого видения ситуации нет и у издателей. Антикризисные рецепты у крупнейшего российского паблишера стандартны: разработка качественных проектов, сотрудничество с лучшими российскими и “не самыми плохими” западными разработчиками, а также наращивание продаж за рубежом путем развития собственных каналов дистрибуции. Натуральным пиром во время чумы стала презентация холдинга Astrum Online Entertainment, анонсировавшего MMO-проект с бюджетом в $50 (!) млн. Весьма амбициозно не только по российским, но и вообще по любым меркам. Впрочем, если есть деньги, то почему бы и нет? Только по самым скромным подсчетам, Astrum заработает в этом году $100 млн. Причем пятую часть этой суммы должны принести “Аллоды онлайн”. На такую компанию и работать не страшно: плакатами-призывами присоединиться к коллективу Astrum были обвешаны все стены. Однако переметнемся за океан, где отгремела E3. В этом году мероприятие попыталось вернуться в формат размашистого шоу. В текущих условиях сделать это сложно, однако начало положено. Посмотреть уже есть на что. Много красивых стендов, много ярких презентаций, много всего того, чего не было целых два года. Главными действующими “лицами” E3 2009 стали Wii-подобные контроллеры. Все три платформхолдера показали что-то свое. Nintendo продемонстрировала Wii Motion Plus, улучшенную версию стандартного джойстика. Sony анонсировала PlayStation Motion Controller, примерно то же самое, что и “плюсанутый” WiiMote, только с ярким огоньком на конце. Microsoft обскакала всех: устройство под названием Project Natal взорвало новостные ленты. Напичканная датчиками камера подключается к Xbox 360 и отслеживает каждое движение игрока. На презентации показали несколько простеньких сценок, в которых виртуальные марионетки послушно выполняли прихоти людей. Самым запоминающимся получился, пожалуй, номер с рисованием по воздуху. Это куда круче, чем палки Sony и Nintendo. Правда, когда будет готов Natal, неизвестно. Microsoft рассчитывает выпустить девайс уже в следующем году, но верится с трудом. Как бы то ни было, в Nintendo уже с ехидцей заявили, что предложенную ими модель управления признали все. Не поспоришь. Из игр львиную долю внимания приковали к себе консольные проекты (что, в общем-то, и неудивительно). Здесь и сногсшибательная демонстрация God of War 3, и анонс Metal Gear Solid для Xbox 360 (правда, как потом выяснилось, игра, возможно, выйдет и на PlayStation 3 с PC), и подтверждение разработки консольной версии Crysis 2. Из тайтлов, интересных не только консольщикам, стоит выделить продолжение зомби-пиршества Left 4 Dead 2, новый экшен от Splash Damage (авторов Enemy Territory: Quake Wars) Brink и “игроизацию” James Cameron's Avatar: The Game. Также на выставке показали такие игры, как Modern Warfare 2, Supreme Commander 2, Mass Effect 2, BioShock 2, Tom Clancy's Splinter Cell: Conviction (да, она еще жива), Assassin’s Creed 2, Mafia 2, R.U.S.E., ну и, конечно, Star Wars: The Old Republic, самую ожидаемую массивно-многопользовательскую игру на ближайшие годы.
Аллоды онлайн
E3 2009 определенно удалась. Мероприятие посетили 41 тысяча человек из 78 стран. Это куда больше, чем в последние два года, но все же не так много, как в лучшие времена. Ждем настоящего “камбэка” в 2010-м. Теперь к делам насущным. Премьера фильма “Люди Икс: Начало. Росомаха”, как и положено, породила интерактивное приложение. Никаких ругательств: игра получилась лучше, чем многие ожидали. Студию Raven Software можно назвать эдаким Полом Андерсоном от геймдева (если кто не в курсе, Пол У. С. Андерсон снял “Смертельную битву” и “Обитель зла”). Видно, что “вороны” любят игры, знают, как сделать красиво, однако зачастую им не хватает мастерства и выдержки. Поэтому продукты Raven приходятся по душе игрокам, однако редко получают высокие оценки в прессе. Правда, в случае с “Росомахой” это простительно. Лучшего никто и не ждал. Вышедшая месяцем позже Terminator Salvation: The Videogame такого эффекта уже не произвела. Прилежное, но скучное подражательство Gears of War. В начале июня Electronic Arts нанесла мощный удар по летним планам миллионов геймеров – в продажу поступила The Sims 3. Прощай жизнь реальная, здравствуй семья виртуальная! Только за первую неделю было продано 1,4 миллиона копий с игрой. И это несмотря на то, что, как и Spore, третьи “Симы” появилась на торрентах за несколько недель до релиза. Правда, на этот раз проблем с защитой от копирования не было (так как не было и самой защиты), да и сетевой сервис The Sims 3 предлагает фанатам много интересного. В России полностью локализованная версия игры вышла 5 июня.
The Sims 3
Июнь вообще оказался богат на релизы. Как будто и не лето на дворе, а октябрь-ноябрь. Вслед за априори хитовыми The Sims 3 в магазины ворвался дерзкий Prototype. Ох уж эти щупальца и беготня по небоскребам – игра стала более-менее приличным “летним блокбастером”. Жаль, у нас пока доступна лишь оригинальная, английская версия. Также в магазинах появились Ghostbusters для тех, кто любит ретро, ArmA 2 для поклонников честной войны, Overlord 2 для тех, кто выбрал темную сторону силы, FUEL для фанатов гонок по бездорожью и Call of Juarez: Bound in Blood для тех, кто не забыл романтику вестернов. Для начала неплохо. К сожалению, даже легенды умирают. Неожиданно прозвучало известие о закрытии студии 3D Realms – услышав эту печальную новость, мы подумали, что уже ничему в этой жизни не удивимся. Мы ошиблись – чуть позже нас сбила с ног новость о смерти Майкла Джексона. Похожие судьбы: долгая информационная блокада, лучшие игры (песни) остались далеко в прошлом, а текущая работа держалась за счет успехов давно минувших дней. Смерть Джексона – конечно, трагедия, а закрытие 3D Realms – всего лишь бизнес. Но параллели напрашиваются сами собой. Что будет с мифическим Duke Nukem Forever? Вряд ли что-то путное. После роспуска разработчиков остатки 3D Realms во главе с Джорджем Бруссардом начали собачиться с Take-Two Interactive. Так что ничего хорошего ждать не стоит. У Take-Two вообще сегодня каждая копейка на счету. Дела у нее идут ни шатко ни валко. Неиссякаемой подпитки со стороны Grand Theft Auto 4 больше нет (хотя игра до сих пор приносит деньги). Доходы издательства снизились почти вдвое. Компания надеется поправить свои дела с помощью недавно анонсированного Max Payne 3, линейки спортивных симуляторов, BioShock 2 и еще ряда игр калибром поменьше. У THQ дела тоже не ахти: компания закончила финансовый год с полумиллиардным убытком. Electronic Arts, в свою очередь, потеряла миллиард. И у одной, и у другой есть что предъявить публике, однако реорганизации в издательствах идут полным ходом. Появились даже слухи, что паблишером заинтересовалась Apple. На этом фоне Джон Кармак вместе с прочими совладельцами id Software решил не ждать от моря погоды и добил нас окончательно, продав студию компании ZeniMax. Если разгрести типичную для таких случаев шелуху вроде “активного сотрудничества” и “выпуска более качественных проектов”, можно понять, что Кармак выбрал ZeniMax потому, что лишь этот паблишер может предоставить его студии максимум свободы. В отличие, скажем, от Activision или Electronic Arts. Первым совместным проектом id и ZeniMax станет Doom 4. Еще один видный деятель Ричард Гэрриот, об уходе которого из геймдева мы писали еще в ноябре, решил напоследок громко хлопнуть дверью. Лорд Бритиш закатил 27-миллионный судебный иск к издательству NCsoft, заявив, что не планировал покидать компанию и его попросту “ушли”. Что ж, 30 миллионов, потраченных на полет к МКС, возвращать как-то надо. К тому же вполне возможно, что Гэрриот работает над новым игровым проектом, для которого требуется финансирование.
Doom 3
Двенадцатого июня состоялся последний матч розыгрыша Кубка Стэнли, в котором (а также во всей финальной серии) победу одержали “Пингвины” из Питтсбурга. По завершении турнира самым ценным игроком плей-офф был признан российский хоккеист Евгений Малкин. Лучшим игроком розыгрыша по мнению журналистов стал еще один россиянин – Александр Овечкин. И Александр же появится на обложке хоккейного симулятора NHL 2K10. Причем одной лишь фотографией Великий (так его величают фаны) не ограничится: с помощью технологии motion capture он подарит свой стиль виртуальному альтер эго. Ранее Овечкин уже был лицом таких игр, как NHL 09 и NHL 07. К чему эта новость? Да просто захотелось закончить чем-то позитивным. Жизнь-то продолжается.