Декабрь и январь в игровой индустрии месяцы абсолютно разные. Однако на решение объединить их в одном обзоре повлияли не только продолжительные новогодние каникулы. Главной причиной стал пресловутый финансовый кризис. Если осенью, несмотря на очевидные симптомы, поверить в его существование было сложно, то в декабре-январе он, наконец, предстал во всей красе.
Кризисная ситуация
В январе многие российские издатели поведали о своих прошлогодних успехах. В большинстве своем результаты оказались неутешительными. Почти у всех стабильный рост в начале года и резкое падение в конце (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, конечно). Причем неясно, что будет дальше. Раньше хоть было понятно, по каким правилам играть. Сейчас же лишь неопределенность и пессимистичные настроения. В четвертом квартале практически у всех издательств снизились объемы отгрузок. Отчасти из-за снижения потребительского спроса, отчасти из-за того, что многие ретейлеры, имея проблемы с кредитованием, не смогли вовремя расплатиться. В такой ситуации приходится думать о сокращении издержек. О своей кадровой политике российские компании распространяться не любят, однако, по получаемой от сотрудников информации, череда увольнений и сокращение заработной платы не обошли стороной и геймдев. Разумеется, все это так или иначе сказывается на готовящихся проектах. Самые дорогие, особенно те, что пока существуют лишь на бумаге, почти гарантировано будут либо заморожены, либо отправлены в небытие. Через полгода-год это будет заметно. А вот изменение количества и качества зарубежных игр, представленных на нашем рынке, мы увидим еще раньше. Российские паблишеры станут более внимательны в оценивании рисков. Вряд ли кто-то захочет взваливать на себя серьезные обязательства, даже договариваясь об издании вроде сильного проекта. К тому же есть и другая проблема.
Девальвация рубля. Ни для кого не секрет, что национальная валюта по отношению к доллару и евро существенно подешевела. Учитывая, что обязательства российских издательств перед зарубежными партнерами исчисляются в валюте, это серьезная обуза. А дальше может быть только хуже. Что делать? Повышать цены на игры? Да, похоже, это неизбежно. Правда, тогда неминуем дисбаланс. Специалисты прогнозируют в 2009 году всплеск пиратства. За последние годы безлимитный Интернет пришел практически во все более-менее крупные города России (еще пару лет тому назад охват был куда меньшим), а пиратские закутки еще не выведены как класс. Это грозит издателям новыми потерями. Ну и, как уже говорилось, некоторые игры могут просто обойти Россию стороной. В этом случае отечественная игровая индустрия откатится на несколько лет назад.
Впрочем, в девальвации есть и свои плюсы. Производство в России становится дешевле. Это относится и к производству компьютерных игр. И если выплаты зарубежным компаниям становятся неподъемным грузом, то поступления из-за границы, наоборот, радуют глаз. Конечно, вряд ли стоит говорить об этом с воодушевлением. Еще слишком много отечественных проектов ориентировано исключительно на внутренний рынок. И везти за кордон какого-нибудь “Московского водилу” вряд ли кто осмелится. Впрочем, “там” тоже не медом намазано. Если, скажем, во время кризиса 1998 года во многих странах все было просто замечательно, то сейчас таковых счастливчиков нет.
А кому легко?
На том берегу океана веселья действительно не наблюдается. Если уж Electronic Arts, один из локомотивов геймдева, лихорадит, то о чем говорить? В октябрьском обзоре мы уже упоминали о серьезных сокращениях в рядах издательства и отмене шутера Tiberium. На этом пертурбации “электронников” не закончились. Под нож пошли целые студии. Если закрытие EA Blueprint прошло незаметно, то расформирование EA Black Box, известной по всем последним играм серии Need for Speed, наделало много шума. Часть команды была направлена в другие подразделения компании, но большинство занялось поиском новой работы. Вряд ли продажи Need for Speed: Undercover (первое место в нашем топе разочарований 2008-го!) удовлетворили руководство EA. Потому совсем неожиданной новость не назовешь. Впрочем, лейбл EA Black Box упразднять никто не собирается. EA планирует открыть новую студию под прежней вывеской этим летом. Всего же канадцы к концу финансового года сократят свой штат на 10 %. Для этого в общей сложности будет уволено около тысячи человек (больше половины уже лишились своих мест). Откуда они уйдут? По некоторой информации, кроме Black Box, в утиль могут отправиться еще 8 студий.
Сейчас путем Electronic Arts следуют почти все крупные (да, наверное, и не только крупные) издательства. Так, вслед за Ensemble Studios компания Microsoft решила ликвидировать студию ACES, разработчиков известного летного симулятора Microsoft Flight Simulator. Тиражи “асовских” игр не хуже, чем у хитов от Ensemble, будут, потому права на MFS издатель сохранил (хотя руководство ACES желало их выкупить). Правда, когда выйдет следующая часть и кто ей будет заниматься, пока неизвестно. Уже давно дышащая на ладан Midway Games решила сократить 180 работников и закрыть внутреннюю студию в Остине, ту самую, что ответственна за шутеры Area 51 и BlackSite: Area 51. Midway Studios Austin работала над двумя неанонсированными проектами, которые, по всей видимости, уже никогда не увидят свет. О своем закрытии объявила Free Radical Design, известная широкой общественности по PS3-эксклюзиву Haze. Довольно жалкий “наш ответ Halo” нашел признание лишь у 500 тысяч игроков. Это, скорее всего, и предрешило судьбу “радикалов”. О желании избавиться от “балласта” также заявили такие компании, как SEGA, Aspyr Media, Turbine, Eidos Interactive, Disney Interactive Media Group, THQ и ряд других.
Лишь у Ubisoft Entertainment, кажется, все в порядке. Продажи в третьем квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились, и никакой информации об увольнениях из стана “юбиков” не поступало. Наоборот, французский паблишер планирует расширить производственные мощности. В Восточной Европе количество сотрудников увеличится с 850 человек до одной тысячи. А не так давно Ubisoft объявила о покупке бразильской компании Southlogic Studios (известна по охотничьим симуляторам Trophy Hunter 2003, Deer Hunter 2004 и 2005), которая будет интегрирована в уже имеющуюся внутреннюю студию издательства. В условиях финансового кризиса есть смысл открывать студии в странах, где можно найти и относительно дешевую рабочую силу, и качественные кадры. “Юби” уже давно занимается созданием филиалов в таких странах, как Китай. Индия, Бразилия, Румыния, Украина. Когда же Ubisoft появится в России? Честно говоря, еще в прошлом году ждали.
Несмотря ни на что
На графике релизов кризис практически не сказался. Оно и понятно – почти готовые проекты нужно кровь из носу выставить на прилавки. Основной поток релизов пришелся, конечно, на декабрь. В последний предпраздничный месяц свет увидели Prince of Persia, Hotel Giant 2, Rise of the Argonauts, ну и, конечно, Grand Theft Auto IV. Несмотря на то что все сливки достались консольной версии, выход четвертой GTA на PC вызвал немалый ажиотаж. Во многом это связано с техническими запросами игры. То ей третий Service Pack подавай, то аккаунт в Rockstar Social Club. Да еще эти пренеприятные проблемы с текстурами и куча мелких багов. Прям реклама консолей какая-то. Фирма “1С” выпустила частично локализованную версию (озвучку оставили нетронутой) лишь через 17 дней после мирового релиза, аккурат перед Новым годом и студенческой сессией. Хороший подарочек. В январе PC-геймеры смогли поиграть в Saints Row 2, Mirror's Edge, а также Fallout 3: Operation Anchorage, первый контент-пак к лучшей RPG прошлого года.
“Постсоветские” девелоперы отличились патриотичной WW2-стратегией “Операция “Багратион”, неординарным шутером “Анабиоз: Сон разума”, традиционным “руссоквестом” “Петька 9: Пролетарский гламуръ”, терраформинг-RTS “Периметр 2: Новая Земля”, квазиисторической стратегией “Александр Македонский: История завоевания мира”, последней частью фэнтезийной трилогии “Кодекс войны: Магия”, симулятором малого боевого корабля “Морской охотник” и очередной дрянью-по-лицензии “Обитаемый остров”. Белорусы из Wargaming.net доказали, что умеют делать не только первоклассные TBS, но знают толк и в RTS. “Операция “Багратион” получила динамику World in Conflict, сохранив при этом масштаб “Блицкрига”. “Анабиоз”, выглядевший на роликах несъедобным “артхаусом”, в реальности оказался вполне приятной игрой. Второй “Периметр” растерял былую свежесть. Получилась морально устаревшая и к тому же очень скучная стратегия. “Морской охотник” – наверное, самый амбициозный проект “Акеллы”. Несмотря на то что студия-разработчик числится в штате “1С”, киплинговская компания является мировым издателем “Охотника”. Только на Западе ей с ним будет сложно. Не такой, как хотелось бы, получилась игра – красивая, но однообразная и нереалистичная.
Самой заметной локализаций, не считая уже отмеченных GTA IV и Prince of Persia, стоит назвать Lineage 2: The Chaotic Chronicle. Как и обещалось, абонентскую плату российским поклонникам “линейки” платить не придется: купил коробку – и играй сколько влезет. Хороший повод сменить “пиратскую” прописку на официальный сервер. Немало удивил “Новый Диск”, который первый в мире (и, похоже, единственный) выпустил PC-версию экшена Dark Sector. Как удалось – непонятно. Кроме того, в продаже появились космическая стратегия “X3: Земной конфликт”, летный симулятор “Enemy Engaged 2: Буря в пустыне”, адвенчура “Memento Mori: Помни о смерти” и печально известное “готическое” дополнение “Gothic 3: Отвергнутые боги”.
Нашлось место и громким анонсам. Больше всего удивила Electronic Arts, которая 30 января объявила о подготовке аж трех игр из серии Need for Speed. Сначала издатель расформировывает Black Box, утверждает, что сериалу пора передохнуть, и тут на тебе. Что ж, ЕА можно понять – не время такой лошадке отдыхать. Итак, встречаем: Need for Speed: Shift, хардкорный симулятор для PC и консолей (между прочим, создаваемый выходцами из SimBin Studios), аркадные гонки Need for Speed: Nitro для Wii и DS и Need for Speed: World Online , новая попытка вывести серию в онлайн. Motor City Online в свое время продержался недолго. Посмотрим, что получится на этот раз. Выход игр намечен на эту осень. В Азии онлайновый Need for Speed, скорее всего, стартует раньше.
Игры – лучший подарок
Декабрь – идеальный месяц для выпуска сборников и всевозможных коллекционных изданий. Красивые коробочки будут отличным подарком, а другой возможности “слить” игры трехлетней, пятилетней давности может и не быть. Больше других на ниве собирательства преуспела компания “Бука”. Издатель выпустил сборники “Warhammer 40 000: Dawn of War. Полное издание”, “Supreme Commander. Золотое издание”, “Company of Heroes. Золотое издание”, “Counter-Strike. Специальное издание” и Ultimate Strategy Pack. “Акелла” порадовала шикарным боксом “Корсары: Антология”, в который вошли сразу 5 игр знаменитой серии (включая MMORPG “Корсары Online: Pirates of the Burning Sea”). Фирма “1С” и “Новый Диск” красочных сборников не приготовили, однако отличились неплохими подарочными изданиями вышедших в декабре игр. Например, тех же GTA IV и “Операции “Багратион”.
По части красивостей “1С” до “Нового Диска” и “Акеллы” пока далеко. Но джевел-сборники до сих пор остаются прерогативой “желтой” фирмы. Так, в декабре и январе (нужно же и на “мертвый” месяц что-то оставить) на прилавках магазинов появились сборники “Коллекция классики. Братья Пилоты 3D”, “Коллекция классики. Братья Пилоты”, “Падал прошлогодний снег. Золотое издание”, “Кодекс войны. Золотое издание”, “Полная труба. Подарочное издание” (игра всего одна, но в комплекте идет дополнительный диск). “Акелла” припасла на январь компиляцию “EverQuest II: Полное собрание”. В декабре же издательство выпустило два бюджетных сборника: “CSI: Лучшие расследования” и “Антология Ужаса” (две части “Обители тьмы”). Как говорится, ударили ассортиментом по кризису. Молодцы.
It’s a GAME!
Ну и напоследок еще одна хорошая новость. В декабре в Москве открылся первый специализированный игровой магазин GAME. Торговая сеть уже представлена в таких странах, как Великобритания, Франция, Испания, Австралия. Теперь есть и у нас. По сути, в Россию пришел первый зарубежный гейм-ретейлер. Не сказать что у нас мало своих, однако большую часть рынка сегодня занимают продавцы электроники и бытовой техники, у которых мультимедийные товары реализуется по остаточному принципу. Да и лишняя конкуренция со стороны подготовленного игрока не помешает. Непонятно, правда, как финансовый кризис повлияет на дальнейшие планы GAME. Сообщается, что на 2009 год в Москве и других городах России запланировано открытие еще порядка 20 магазинов. Как говорится, будем посмотреть.