Кризис кризисом, а обед, как говорится, по расписанию. Никакие финансовые катаклизмы не могут отменить осенний бум релизов. В этом октябре, как ни крути, бегать за покупками пришлось так же часто, как и год назад. Традиционно начнем с обзора главных игр прошедшего месяца.
2,3,3
Впрочем, главных-то определить несложно, а вот кто из них главнее? В прошлый раз было куда проще. Spore – и никаких вопросов. А сейчас? Far Cry 2 , Command & Conquer: Red Alert 3, Fallout 3 – у каждой личная армия поклонников. Кроме того, неожиданно мощно выстрелил космический хоррор Dead Space. Долгожданная Brothers in Arms: Hell's Highway тоже не осталась без внимания. Да и ежегодные развлечения, вроде FIFA 09, NHL 09 и NBA Live 09, сбрасывать со счетов никак нельзя. Far Cry 2 собрал уйму положительных отзывов, как профильной прессы, так и рядовых геймеров. Второй “Фар” покорил публику огромными пространствами, длинной сюжетной кампанией (правда, отчасти раздутой за счет этих самых пространств – кататься по несколько часов реального времени рано или поздно надоедает), ну и, конечно, играми с огнем и сухой травой. Недостатков при желании можно найти не меньше. Но, что ни говори, Far Cry 2 – это шутер-какого-мы-еще-не-видели. Несмотря на циферку 2 на конце. А вот Red Alert 3, наоборот, очень похожа – похожа на все игры серии Command & Conquer, что вышли за последние 5 лет. И на Command & Conquer 3: Tiberium Wars , и на Command & Conquer: Generals . Движок-то не изменился, да и механика знакома донельзя. Тем не менее RA 3 – это самая веселая С&C-игра со времен второй “Красной угрозы” и самая сложная и продуманная во всем сериале вообще. Достойный претендент на место в списке киберспортивных дисциплин. Хотя потеснить признанных лидеров будет, конечно, непросто. Если третью часть Red Alert поклонники встретили довольно спокойно, то Fallout 3 многие приняли в штыки. Больше всего это относится к игрокам с постсоветского пространства – все-таки культовый статус “Фолл” приобрел именно у нас. Раньше ведь и игры были двухмерными, и атмосфера атмосфернее, и трава, как известно, зеленее. А вот на Западе Fallout 3 встретили очень тепло. Отличные отзывы профильных изданий, подзабытый постапокалиптический сеттинг и возможность поиграть в “Oblivion с “пушками” сделали игру бестселлером – за несколько дней продажи Fallout 3 превысили результаты прошлых частей вместе взятых. В России премьера игры состоялась спустя три дня после мирового релиза, в ночь с 30 на 31 октября, в магазинах сети “Эльдорадо”. Помнится, в последний раз ночные очереди выстраивались лишь за S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl . Нельзя сказать, что Electronic Arts совсем уж не “раскручивала” Dead Space. Реклама в прессе, многочисленные видеоролики (один их которых режиссировал Джеймс Ван, создатель кинофраншизы “Пила”), даже одноименный анимационный фильм на DVD вышел – не каждый проект удостаивается всего этого. Но все же вряд ли большинство ждало Dead Space всерьез. А тут, поди ж ты – образцово-показательный хоррор получился! Видимо, серия Silent Hill, ударившаяся в мистическую бредятину, или Resident Evil, будучи больше экшеном, нежели “пугалкой”, а может, и прошлогодняя Clive Barker's Jericho со своими уродцами притупили вкус. Авторам The Sims (!) удалось вселить в игроков чувство абсолютной незащищенности. Саспенс – 100%-ный. В России локализованная версия игры появилась на неделю позже, чем за океаном. Правда, в “эконом-программу”, о которой мы писали в прошлый раз, она, к сожалению, не попала. Brothers in Arms: Hell's Highway ничем новым не порадовала. Просто качественный экшен с ни на йоту не изменившимся геймплеем и претензией на историчность и трагичность (зачастую фальшивую). Крепкий такой блокбастер, собранный по известным лекалам. То же самое можно сказать и о FIFA 09, NHL 09 и NBA Live 09.Хотя здесь лекалам, по идее, давно пора бы износиться. Но нет – каждый год Electronic Arts проводит профилактические работы, добавляя к уже известным контурам новые штрихи. В PC-версии “Фифы” наконец-то похорошела графика. Причем это заметно сразу, даже лупа не нужна. Правда, неизменные Рональдиньо и Руни на обложке как будто призваны олицетворять собой застой. Игры серии NHL традиционно считаются лучшими из большой тройки спортсимов (у нас, конечно – в США Madden NFL вкалывает за троих). Не подвела и версия за номером 09 – то, что вызывало нарекания, исправлено плюс появился знакомый по FIFA режим Be a Pro. Ну а в NBA Live 09 (в этот раз на PC не вышла) прописалась Россия. На этот раз в игру попали сразу 24 национальные команды, а не 8, как в прошлом году. Кризис снаружи, кризис внутри
И все же игровая индустрия – это прежде всего бизнес. А значит, как и любой другой бизнес, она подвержена финансовым потрясениям. Так, стало известно, что издательство THQ отправило на покой сразу 5 своих студий – Paradigm Entertainment, Mass Media, Helixe, Locomotive Games и Sandblast Games. Помимо того, существенной “чистке” подвергся ряд других производственных артелей. Теперь судьба приписанных к студиям игр находится под вопросом. Однако нельзя сказать, что мы многое потеряли. Приверженцы PC – вообще ничего. Студии специализировались на разработке для консолей. Впрочем, радоваться тоже нечему. Проблемы не у одной лишь THQ. Из-за финансовых трудностей, возникших у основного инвестора, издательство Midway Games оказалось в весьма непростом положении. Поговаривают даже о закрытии компании. У Electronic Arts тоже не все в порядке. Канадский паблишер закончил второй квартал финансового года с серьезными убытками. Как следствие – массовые сокращения практически во всех подразделениях. Не помогли ни хорошие продажи Spore, ни ожидаемо прибыльный Madden NFL 09 (кстати, впервые за многие годы американский футбол от EA проигнорировал PC). Вдобавок ко всему Electronic Arts неожиданно объявила об отмене шутера Tiberium. Для многих это стало если не шоком, то серьезным потрясением. Игра была анонсирована в конце прошлого года и с тех пор планомерно двигалась к релизу (не без переносов, но кого сегодня ими удивишь?) – и тут на тебе. Конечно, на кризис все списывать не стоит, но связь определенно есть. Официальная версия закрытия – проект не соответствовал высоким стандартам качества компании. Неофициальная – некомпетентное руководство. EA просто не захотела возиться с игрой, которая нуждалась в дополнительных вложениях. C&C катастрофически не везет на “первое лицо”. Впрочем, у других дела идут совсем неплохо. Например, Ubisoft Entertainment вполне довольна жизнью. Прибыль растет, а до конца года должны выйти Prince of Persia и консольные версии Tom Clancy's EndWar. Это, конечно, не считая проектов калибром поменьше. Возможно, неблагоприятная финансовая ситуация пойдет геймдеву только на пользу. Те, кому суждено закрыться, закроются быстрее, другие будут поглощены или объединятся. Вообще, тенденции к консолидации должны лишь усилиться. На отечественном рынке “уплотнение” началось уже давно. В прошедшем месяце фирма “1С” обзавелась еще одной студией – Avalon Style Entertainment, известной, помимо прочего, раллийной серией “Полный привод”. Издательство Play Ten Interactive присоединилось к “Руссобит-М” и Game Factory Interactive. Собственно, три компании сотрудничали уже давно. Так что после объединения “Руссобит-М” и GFI образование триумвирата стало делом времени.
Спасение в онлайне
Онлайновые игры могут стать для издательств своеобразной отдушиной. Хотя бы для некоторых из них. Ну вот возьмем World of Warcraft . В октябре количество подписчиков игры превысило 11 миллионов. Все эти люди стабильно платят “абонентку”. И вряд ли перестанут платить даже при ухудшении своего финансового положения. Все-таки от того, что создавал в течение нескольких месяцев (а может, и лет), отказаться не так-то просто. Наверное, поэтому акции Activision Blizzard многим кажутся самыми перспективными для вложений среди всех игровых компаний. По крайней мере, в текущих условиях. Двадцать первого октября Electronic Arts, BioWare Corporation и LucasArts Entertainment официально анонсировали Star Wars: The Old Republic, новую MMORPG во вселенной “Звездных войн”. В принципе, компании лишь соблюли формальность. Глава Electronic Arts Джон Ричитьелло проговорился о разработке онлайновой “Республики” еще в июле. Ведущий дизайнер игры Джеймс Олен заявил, что это самый амбициозный проект в истории BioWare. Его разработка началась в 2005 году. А вот когда закончится… Дай бог чтоб в 2011-м. Akella Online 31 октября наконец-то выпустила “Корсаров Online: Pirates of the Burning Sea”. Игра попала в магазины в обычном и подарочном изданиях. Последнее выполнено в виде пиратского сундучка, в который, помимо DVD с игрой, поместились руководство пользователя, тканевая карта Карибского бассейна, мешочек с игральными костями, попугай (к сожалению, лишь виртуальный), диск с “Корсарами: Возращение легенды”, ключ к бета-версии и возможность выиграть серебряные монеты. В общем, неплохой такой набор. Те, кому все это не нужно, да и сам диск с игрой тоже ни к чему, могут скачать клиент, а затем приобрести карту активации или продления подписки (399 и 299 рублей соответственно). На Западе игра силами Sony Online Entertainment вышла еще в январе. “Корсары” собрали неплохую прессу, однако сокращения количества серверов им избежать не удалось. Российский сервер, по сообщениям “Акеллы”, теперь располагается в Стокгольме. Во время бета-тестирования он находился в США. Одни приходят – другие уходят. Онлайновая часть Hellgate: London узнала точную дату своей смерти. Namco Bandai остановит сервера игры 31 января. Если к тому времени во “Вратах” вообще кто-то останется. Кстати, некоторых выходцев из Flagship Studios, компании-разработчика Hellgate, приютила Turbine, недавно открывшая новую студию. В соответствии с планами “Турбины” по увеличению своего присутствия на восточном побережье подразделение обосновалось в Вествуде, штат Массачусетс. Возможно, там “корабельщикам” повезет больше.
А ты не воруй!
Ну и напоследок немного криминальной хроники. Студент МГУ был приговорен к 2 годам лишения свободы условно за то, что выложил для свободного скачивания бета-версию Assassin's Creed Director's Cut Edition. За месяц до официального релиза игры. Скандал, помнится, был жуткий. “Акелла” даже выступила с официальным заявлением, пообещав обязательно найти виновных. И нашла ведь. По материалам следствия, осужденный был знаком с одним из работников издательства. Вследствие их крепкой дружбы у студента оказался DVD с игрой. Геймер обещал удалить “Ассасина” и уничтожить диск сразу после прохождения, однако подставил приятеля, не удержавшись от соблазна блеснуть своей исключительностью. Ну как же! Ни у кого нет, а у него есть. Что ж, свою порцию славы он получил. Теперь к ней прибавилась и судимость. “Акелловца” же, скорее всего, ждут крупные финансовые взыскания. Вопрос, как поступить с ним и еще одним причастным к “утечке” сотрудником, пока не решен. Примечательно, что студент, дабы скрыть свой истинный IP, пользовался прокси-серверами, потому сначала причастность к краже всячески отрицал. Правда, когда ему предъявили неопровержимые доказательства, среди которых оказался и найденный в квартире диск, отпираться стало бессмысленно. Такая вот история. Мораль, думается, ясна. Vladimir
556 Прочтений • [Итоги месяца. Октябрь 2008] [30.05.2012] [Комментариев: 0]