Возможно ли такое, чтобы игра, чуть ли не полностью копирующая основные идеи из такого престарелого продукта, как серия Mario, оказалась оригинальнее всего, что породила игровая индустрия за последние годы? Способна ли глупая, дурацкая, сто лет как изжившая себя сюжетая завязка “принц спасает заточенную в замке принцессу” заиграть новыми красками? Бывает ли такое, что простенькой игрушке с сервиса Xbox Live Arcade бывалые рецензенты ставят высочайшие оценки, не находя при этом слов, чтобы описать свои впечатления от знакомства с ней?
Невероятно, но такое бывает. Braid , игра, которую никто не ждал, ворвалась в игровую индустрию на белом коне с пылающим мечом в руках и тут же покорила едва ли не каждого, кто в нее поиграл. Простейшая на вид копия “Марио” с головоломками и историей про спасение златовласой красавицы из неприступного замка на поверку оказалась великолепной с игровой точки зрения и очень эмоциональной в плане сюжета историей, заставляющей задуматься о вещах, о которых люди редко думают, когда сидят у экрана телевизора с геймпадом в руках.
Braid - история юноши по имени Тим, который допустил ошибку, стоившую ему любви. И теперь он рискует жизнью, пытаясь спасти свою принцессу от злого монстра, заточившего ее в замке. Казалось бы, что может быть банальнее?
Braid - это клон “Марио” с легкой примесью Prince of Persia. Простенькое управление, уровни, состоящие из лесенок и движущихся платформ, враги, для победы над которыми надо прыгнуть им на голову, и возможность повернуть время вспять нажатием одной кнопки - ничего не напоминает?!
И при всем этом Braid - игра удивительно оригинальная, яркая и свежая. Ее “банальный” сюжет, при должном к нему внимании, быстро превращается в яркую историю, ставящую перед игроком вопросы, о которых он вряд ли задумывался ранее. А “клонированная” игровая механика оказывается увлекательным паззлом, в котором головоломки достаточно сложны, чтобы обращать на них внимание, и в то же время достаточно просты, чтобы не ставить игрока в тупик. Шесть игровых миров, в каждом из которых спрятано двенадцать кусочков паззла, превращаются из пятиминутной забавы про прыгающего чувака в игру, заставляющую размышлять, чувствовать, сопереживать и проецировать возникающие в процессе мысли на реальный мир. Braid - это нечто особенное. Даже одной визуальной части достаточно, чтобы привлечь к этой игре внимание. Расписанные вручную акварельными красками уровни завораживают, музыка в точности передает настроение и помогает погрузиться в историю Braid полностью. Удивительно, что подобное чудо, появившись на свет во времена мощных движков, высоких технологий и многомиллионных бюджетов, оказалось во много раз глубже и масштабнее, чем 99 процентов “больших” игр.
Braid, без оговорок, уникальна. Уникальна не только всем тем, что расписано выше, но еще и тем, что каждый видит ее со своей точки зрения. Можно воспринимать ее как прекрасный паззл, философскую притчу, живое оправдание существования двумерных игр как таковых, шедевр и жемчужину. А можно рассматривать ее как набитую шаблонами копеечную компиляцию идей “Марио” и “Принца Персии”, в которой только сумасшедшие могут узреть какой-то скрытый смысл. Все зависит исключительно от человека, его открытости, цинизма или чувства прекрасного. Где же истина? А ее нет. Точнее, она существует только в глазах смотрящего.