Несмотря на то, что любой летний месяц принято считать “мертвым”, жаловаться на этот раз не приходится. Да, общее количество игр, конечно, сократилось, зато в продаже появились три таких, на которые не жалко потратить летние деньки. Mass Effect в Европе вышла в начале июня, Codemasters выпустила долгожданную Race Driver: GRID, а Alone in the Dark была интересна как сама по себе (как-никак возвращение легендарной хоррор-серии), так и тем, что это последний серьезный синглплеерный проект от Atari. Этой тройке удалось приковать к себе максимум внимания. Правда, если в случае с GRID разговоры в основном сводились к достоинствам и недостаткам игры, то обсуждение Mass Effect и AitD зачастую носили скандальный оттенок.
Возвращение старфорсмастдая
Mass Effect – хорошая игра. Данный факт никто и не думал оспаривать. BioWare Corporation выложилась по максимуму. Но, как оказалась, максимум этот остался там же, где он был в случае с Jade Empire: Special Edition, Star Wars: Knights of the Old Republic, с Neverwinter Nights, наконец. Выше могут только гении. А BioWare – это не гении, увы. Это отличные ремесленники, лучшие знатоки CRPG в этой галактике, но это не те люди, которые способны быть непредсказуемыми. Да, сегодня практически невозможно сделать игру, которая бы не походила на другие. По крайней мере, коммерчески успешную игру. Но Mass Effect не просто похожа на прошлые проекты BioWare, она напоминает их до скрежета зубов, до какого-то параноидального чувства дежавю. Отличная графика и изменения в геймплее смотрятся исключительно как следование современным тенденциям. Как тут не вспомнить Верещагина из “Белого солнца пустыни” с его “Опять ты мне икру поставила!”? Впрочем, претензии Mass Effect на звание лучшей RPG года абсолютно обоснованы. Конкурентов-то у нее все равно пока нет. А теперь немного, а если честно, очень даже много гневных слов в адрес разработчиков. Ну как так можно? Объявлять о портировании игры почти сразу же после ее выхода на Xbox 360, обнадеживать игроков, а потом выдавать, извините, полуфабрикат. После релиза форумы моментально наполнились сообщениями, вещающими о многочисленных технических ошибках в ME. Катастрофически низкий FPS и постоянные вылеты, сопряженные к тому же с “синим экраном смерти” и перезагрузкой компьютера. Взяв от нетерпения “пиратку” (она появилась одновременно с американским релизом – 27 мая), некоторые российские игроки, намучавшись с хроническими глюками, покупали лицензию и… видели все то же самое. И даже больше (см. следующий абзац). Вопрос “у меня компьютер перезагружается с BSOD при входе в Цитадель” стал настоящим хитом игровых форумов. Это далеко не единственная проблема, но рассказывать обо всех просто не имеет смысла. Благо в Snowball Interactive довольно быстро отреагировали на просьбы о помощи, создав в ветке “Техническая поддержка” тему, посвященную багам Mass Effect (ни одна другая игра отдельного подфорума, кстати, не удостоилась). Как показывает практика, в 95% случаев предлагаемые советы действительно помогают. Но если на Западе воевали с одной лишь игрой, то у нас каменной стеной на пути геймеров встала еще и печально известная защита StarForce. Благими намерениями вымощена дорога в ад. Помните такое? А помните, как за месяц до выхода Mass Effect на многих форумах развернулась борьба за отмену в российской версии интернет-активации? И к чему пришли? Наш доморощенный StarForce оказался страшнее любой заморской онлайн-проверялки. “Звездная сила” обнаруживала эмуляторы на “чистой” Windows, предлагала их выключить, а, чтобы жизнь медом не казалась, попутно награждала игроков все тем же синим экраном с непременной перезагрузкой. Кстати, отдельная тема, посвященная выходкам StarForce, также не замедлила появиться на форуме “Сноуболла”. Хотя толку от нее не сказать, чтобы много. Например, автор этих строк, бубня себе под нос “штоб вы все…” (n-ый “ребут” располагал к такому настроению), после сверки со всеми вариантами из инструкции был вынужден констатировать, что здесь поможет либо замена материнской платы, либо установка нового драйвера, который неизвестно кто станет писать. Впрочем, у многих игра после нескольких попыток запускалась “сама собой”, у некоторых – после контакта с техподдержкой “Старфорса”. Печально известная система защиты, разговоры о вреде которой немного поутихли, вновь показала себя во всей красе. А ведь сколько было разговоров о ее усовершенствовании, обещали даже резервное копирование сделать… Какое теперь. Интересно только, когда вопрос об интернет-активации встанет в следующий раз, российское игровое комьюнити будет все так же протестовать? Думается, если поставить вопрос ребром и предложить выбрать из двух зол меньшее, против StarForce голосов будет побольше. Несколько слов о работе, которую проделали в Snowball. Хвалить студию, в принципе, не за что. Нам предоставили одни лишь русские субтитры, хотя раньше обещали полноценную локализацию в день мирового релиза (с сохранением оригинальной озвучки – специально для гурманов). Тексты переведены неплохо, но явно в спешке. Они не всегда адекватны первоисточнику, да и норму в 5-6 опечаток на диалог вряд ли можно назвать допустимой. Бывает, конечно, и хуже. Но речь, на секунду, идет об одной из ключевых игр этого года. Так что успешной локализацию назвать сложно. Перфекционисты могут подождать “золотое” издание, которое выйдет в конце осени. Там и российский голос будет, и многие опечатки наверняка исправят.
Не ждали?!
Если осень – сезон релизов, то лето – время анонсов. Все справедливо: переключившиеся на другие виды отдыха люди к играм подходят редко, а вот почитать в Интернете новости или посмотреть видеоролики – это всегда пожалуйста. Самой громкой премьерой июня стал официальный анонс Diablo 3. Шила в мешке не утаишь. Слухи о создании третьей части появились, кажется, сразу же после выхода второй, однако в последний год о возвращении легендарной RPG стали говорить со все большей уверенностью. И вот Blizzard Entertainment на прошедшем в Париже мероприятии Blizzard Worldwide Invitational объявила о разработке “Дьябло” под номером три. Одновременно с этим в Сети появилось несколько игровых роликов, которые неожиданно стали предметом споров. Некоторым показалось, что игра выглядит слишком уж мультяшной. Наверное, претензии такого рода будут возникать и в будущем. Статус как-никак обязывает. Разработчики, в свою очередь, никаких серьезных нововведений не обещают. Классов будет пять, hack-n-slash-геймплей весомых изменений не претерпит, а Battle.net по-прежнему будет готова принять тысячи игроков. Тем не менее, современные технологии внесут свои коррективы. Физика будет работать во благо зрелищности (игроки увидят не только красиво умирающих вражин, но и, скажем, падающие на головы супостатов каменные осколки), а интерфейс многое позаимствует у современных MMORPG. Ждать Diablo 3 следует не ранее чем when it’s done. Другого не дано. Вместе с тем стало известно о разработке продолжений двух известных автомобильных серий – Need for Speed и Driver. Создатели NFS по-прежнему экспериментируют с жанром, не желая возвращаться в рамки привычного стритрейсинга. Если Need for Speed ProStreet неожиданно стала “легальной”, то новая часть бросается в другую крайность. Need for Speed Undercover возьмет за основу фильм “Перевозчик” с Джейсоном Стетхэмом в главной роли (картину Луи Летерье в качестве примера привел исполнительный директор Electronic Arts Джон Ричитьелло). Игроку предстоит вжиться в роль крутого водилы, помогающего неблагонадежным элементам проворачивать свои нечистые дела. Релиз Undercover намечен на конец этого года. Тогда же должен выйти и Wheelman, который своей концепцией очень схож с новой NFS. Интересное намечается противостояние. Ведь на стороне Wheelman ни много ни мало сам Вин Дизель. Еще одним конкурентом Undercover может стать продолжение Driver. Суть “Драйвера” всегда оставалась неизменной: в предыдущих частях главному герою также приходилось работать на мафию, выполняя для нее задания “на колесах”. Точное название нового проекта Ubisoft Reflections пока не называется. Известно лишь, что в игровом автопарке найдется место как современным автомобилям, так и машинам 60-70-х годов (видимо, сюжетная линия протянется через десятилетия). В начале июня студия Crytek огорчила поклонников Crysis известием о прекращении поддержки игры (патч за версией 1.2 стал последним). Практически сразу же поползли слухи о грядущем дополнении, которые спустя всего пару дней подтвердились. “Крайтек” анонсировала Crysis Warhead. Самое интересное, что разработчики обещают в аддоне, – это оптимизация игры под человеческие системные требования. Глава Crytek Цеват Йерли даже назвал цифру в 600 долларов. Именно столько стоит компьютер, на котором можно будет комфортно поиграть в Warhead с высокими настройками графики. Правда, не совсем понятно, к какому времени относится эта цифра – к настоящему, или к тому, когда игра появится в продаже (ее выход запланирован на конец года). Кроме того, девелоперы сулят с десяток дополнительных часов геймплея за Психа, напарника Номада из оригинала, невиданные ранее возможности нанокостюма и парочку новых “стволов”. Кстати, несмотря на недовольство Йерли “персоналками” как игровой платформой, Warhead остается PC-эксклюзивом. За тремя громкими релизами и не менее громкими анонсами другие игры явно затерялись. Хотя выделять в июне все равно больше некого. Лишь перечислим названия. В прошлом месяце на полки магазинов попали аркада LEGO Indiana Jones: The Original Adventures, два нехитрых развлечения Kung Fu Panda и The Incredible Hulk, а также контент-пак The Sims 2 IKEA Home Stuff. Российские издатели выпустили все три игры из “большой тройки”. О Mass Effect сказано уже немало. “Новый Диск” Race Driver: GRID перевести не успел, потому в магазинах пока можно найти лишь оригинальную версию. Но без неизменного подарочного издания все равно не обошлось. Отметим “Акеллу”, которая отправила в магазины Alone in the Dark (у нас игра появилась под вывеской “Alone in the Dark: У последней черты”) одновременно с мировым релизом. Издание получилось, что называется, зачетное: три варианта комплектации и вполне неплохой перевод (правда, коллекционной коробочки, как и в случае с Assassin's Creed Director's Cut Edition, в первые дни на всех не хватило). Как бы то ни было, хорошая работа. Кроме того, в продаже появились Turning Point: Fall of Liberty, Rayman: Бешеные кролики 2” (компания “Бука”, как и обещала, выпустила игру первой на планете), “Хроники Нарнии. Принц Каспиан”, Age of Conan: Hyborian Adventures и Lost Planet: Extreme Condition Colonies Edition.
Найди десять отличий
Теперь об обещанных скандалах. Один из таких разгорелся вокруг Alone in the Dark. В конце июня Atari пригрозила некоторым интернет-изданиям судебными исками, если те не уберут со своих полос рецензии на игру. Ведь все тексты венчали весьма нелестные итоговые оценки. Издательство можно понять: в ее незавидном положении надеешься на каждый проект, а тут на тебе – 3 из 10 ставят. Вроде бы свобода слова, критику не запретишь. Однако главным поводом для разборок стали не оценки как таковые, а то, что обзоры на сайтах появились раньше официального релиза игры. А пресс-версии Atari провинившимся порталам не присылала. Очевидно, рецензии писались по пиратским копиям, что, конечно же, не совсем правильно. В том и причина волнений. Хотя на некоторые обзоры, появившиеся уже после релиза, Atari тоже обратила внимание. Но у владельцев тех сайтов есть, что называется, железное алиби. К чему придут стороны – неясно. По крайней мере, все обзоры остались на своих местах. Кстати, средний балл Alone in the Dark на агрегаторе игровых рецензий Gamerankings.com в данный момент составляет 64% для Xbox 360-версии и 60% для PC-версии (правда, в последнем случае средняя оценка складывалась всего из четырех чисел). Разброс и в самом деле немаленький – от уже упомянутых 3 из 10 до вполне приятных глазу 8 баллов. Самая противоречивая игра июня, не иначе. Если в ситуации с расстройством Atari смешного мало, то случай с адвенчурой Limbo of the Lost иначе как комичным не назовешь. Несмотря на то, что поводов для судебных разбирательств здесь намного больше. В июне один из рецензентов сайта GamePlasma.com заметил в игре что-то до боли знакомое. Проведя нехитрое расследование, он обнаружил, что некоторые игровые локации один в один копируют помещения из The Elder Scrolls 4: Oblivion. Сходство просто потрясающее - сравните скриншоты. Это уже не “художественное заимствование”, а самый натуральный плагиат. Стоило только поднять тему, как геймеры и сотрудники других информационных порталов начали буквально потрошить игру, находя все новых и новых ”доноров”. Вообще удивительно, насколько большой у разработчиков Limbo of the Lost кругозор. В игре встречаются как предметы из Diablo 2 и карты из Unreal Tournament 2004, так и образы из кинотрилогии Питера Джексона “Властелин колец”. Название ничем, по сути, не примечательной игрушки запомнил практически весь игровой Интернет. Правда, известность в данном случае явно в тягость. К чести компании Tri Synergy, издателя Limbo, продажи игры были быстро приостановлены. Паблишер заявил, что ничего не знал о плагиате. Разработчики, в свою очередь, выдержали мхатовскую паузу, после чего ответили, что… тоже ничего не знали. Свинью им подложили аутсорсеры. Имена и контактные телефоны злодеев они, впрочем, не оставили. Такие вот забавные люди.
Ди Каприо станет геймером, Уайзман – “эпическим” режиссером
Ну и напоследок пара новостей из мира кино. Paramount Pictures снимет фильм об основателе Atari Нолане Бушнелле. Для исполнения главной роли пригласили Леонардо Ди Каприо. Актеру предстоит не только вжиться в образ страстного фаната игровых автоматов и крайне предприимчивого человека, но еще и спродюсировать ленту. А вот кто сыграет главную роль в экранизации Gears of War, до сих пор неизвестно. Зато с недавних пор мы знаем имя режиссера картины. Руководить съемочным процессом будет Лен Уайзман, создатель дилогии “Другой мир” (в следующем году выйдет третья часть) и постановщик прошлогоднего “Крепкого орешка 4.0”. Уайзман знает, как сделать, “чтоб красиво было”. Так что ни нам, ни Epic Games волноваться за результат не приходится.