Главной игрой апреля должна была стать Assassin's Creed Director's Cut Edition – конкурентов на PC у нее практически не было. Однако по понятным причинам самым обсуждаемым релизом месяца стал выход Grand Theft Auto 4. Да, пока не для PC. Но кто скажет, что исхоженные вдоль и поперек (спасибо консолям и пиратам!) приключения Альтаира были интересны компьютерному сообществу больше, чем игра №1 всего 2008 года?
Она – легенда
Прелюдия к суперрелизу удалась на все сто. Немаловажную роль в этом сыграла неутомимая Electronic Arts. Мы уже два месяца подряд пишем о ее ритуальных плясках вокруг Take-Two Interactive – пока безуспешных. Канадский гигант проявил себя и в апреле. EA сделала акционерам Take 2 "последнее китайское" предложение, продлив крайний срок покупки их акций до 16 мая. Причем издательство предприняло психологическую атаку: всего за неделю до выхода GTA 4 "электроники" не только не повысили ставки, а наоборот – понизили стоимость акции c 26 долларов до 25,74. Вроде бы мелочь, но тем самым Electronic Arts дала понять, что бесконечно повышать предложение она не намерена и что после релиза главного козыря "Двойки" все может измениться далеко не в пользу акционеров (а ведь некоторые наблюдатели прогнозировали, что рано или поздно спрос у EA вырастет до 30 долларов за ценную бумагу). В общем, как говорится, to be continued. Кроме того, в преддверии выхода игры каждый аналитик считал своим долгом высказать мнение относительно предполагаемых цифр продаж. Планка в 9 миллионов, которую установили несколько месяцев назад, постепенно возросла до 11, а то и 13 миллионов копий. Количество продаж в первую неделю с четырех миллионов выросло до шести. И вот 29 апреля GTA 4 появилась в магазинах… Рекорды не заставили себя долго ждать. Первые результаты поступили из Великобритании. По оценкам аналитической компании Chart-Track, в первый день игру купили 609 тысяч человек. Это на 108 тысяч больше, чем в 2004 году сумела привлечь Grand Theft Auto: San Andreas. В пользу четвертой GTA сыграл тот факт, что она появилась сразу на двух платформах. Впрочем, не стоит забывать, что количество потенциальных игроков (то есть владельцев PlayStation 2) у San Andreas было намного больше, чем число владельцев Xbox 360 и PS3 вместе взятых. Так что результат, как ни крути, внушает. Рекорды были установлены и для отдельных платформ. В стане Xbox 360 со своего трона был сброшен Halo 3 (335 тысяч против 266), во владеньях PS3 – рейсинг Gran Turismo 5: Prologue (274 тысячи против жалких 80). Учитывая всю важность выхода GTA 4 как для геймдева, так и для всего "энтертэйнмента", релиз игры прокомментировали не только профильные издания, но и многие национальные СМИ. Двадцать девятого апреля с большими репортажами вышли американский новостной канал ABC и британский BBC. Даже один из наших федеральных каналов отвел порядка двух минут на освещение такого события. Впрочем, у ажиотажа есть и обратная сторона. Все тот же BBC сообщил о том, что в Великобритании на 18-летнего подростка напали, избили и отобрали только что купленную коробку с GTA 4. Одна из потасовок вообще вылилась в "поножовщину". Двое молодых людей, стоя в очереди за новой GTA, что-то не поделили, результатом чего стали множественные (но несерьезные) ножевые ранения одного из них. Одиозный адвокат Джек Томпсон тоже не смог не отметиться на этом празднике жизни. Двадцать пятого апреля он отправил матери председателя совета директоров Take 2 Штрауса Зелника письмо с просьбой задуматься над поведением сына. А двадцать девятого апреля Томпсон помчался в магазин и, прикупив Xbox 360–версию игры, тут же сфотографировался с коробкой. Дабы такой кадр не пропал зря, юрист отправил фотографию всем более-менее популярным западным гейм-порталам, где ее с превеликой радостью опубликовали. Правда, что своим поступком Томпсон хотел сказать, остается лишь догадываться. После того как покупатели возвращались домой и пробовали игрушку на вкус, истерия потихоньку спадала и в голове начинали крутиться совсем другие мысли. Нет, не подумайте ничего плохого – GTA 4 получилась отличной игрой: восторженные отзывы о великолепно воссозданном городе, оды саундтреку, дифирамбы сюжету. Популярнейший “усреднитель” Gamerankings.com выдавал на момент написания этих строк фантастические баллы: 99% версии для Xbox 360 и все 100% варианту для PS3. Феноменальный результат, особенно если вспомнить, как в прошлом году мы восхищались потрясающим результатом Call of Duty 4: Modern Warfare, которая, как сейчас выясняется, набрала "всего" 93%. Но и у великих случаются проколы. Буквально на следующий день после отгремевшего релиза линия техподдержки Take 2 раскалилась до предела. Дело в том, что игра, как выяснилось, грешит очень частыми зависаниями. В особенности это относится к версии для PS3. Не давая официальных комментариев, Take 2 предложила в качестве решения проблемы утомительный 12-ступенчатый механизм избавления от “фризинга”. Согласитесь, не самая “романтичная” концовка. Не разминулась GTA 4 и с Россией. Как можно?! Еще четвертого апреля “Софт Клаб” начал продажи так называемого комплекта предварительного заказа игры. Всего за 199 рублей в отдельных магазинах городов-миллиоников можно было приобрести коробку, содержащую DVD с видеоматериалами по игре, набор открыток, а также купон, который, собственно говоря, и давал право на приоритетное получение игры плюс скидку в 200 рублей. Впрочем, 29 апреля увидеть игру посчастливилось лишь москвичам. “Клаб” следует одному лишь ему понятному принципу, стараясь не расширить свою зону влияния, а наоборот – сконцентрировать ее вокруг крупнейших ретейлеров и городов. Игроки, проживающие за чертой МКАДа, получили игру либо на следующий день, либо уже в мае. Причем коллекционной версии в магазинах все равно не оказалось (по неофициальной информации, она появится в этом месяце). Зато издатель поспешил выпустить официальный русский саундтрек, куда вошли композиции с радио Vladivostok-FM. Когда GTA 4 выйдет на PC? Пока неясно. Аккурат перед апрельским релизом разработчики заявили, что версия для "персоналок" в данный момент даже не значится в их планах. Хотя, по некоторым данным, игра появится на PC уже в ноябре. Кому верить? До тех пор пока не уляжется шумиха, верить, скорее всего, не стоит никому.
Не GTA единой…
Хотя новости о GTA 4 порой заполняли все информационные каналы, помимо нее были и другие игры для обсуждения. Возьмем тот же Assassin's Creed Director's Cut Edition. Порт с консолей получился качественным – при очень красивой картинке игра не требовала запредельных мощностей и бережно прятала свои постоперационные шрамы - серьезных багов замечено не было. Вот только вопрос с управлением разработчикам решить так и не удалось. Играть на клавиатуре можно, но уже через пару часов ты думаешь, что сделать: либо бросить все это к четвертой матери, либо наконец сходить в магазин и приобрести геймпад. Неуправляемый ассасин – вещь крайне опасная. Компания “Акелла”, пообещав исправиться за досадную пропажу бета-версии, сумела сделать это лишь наполовину. Да, целых три разноукомплектованных издания – это замечательно. Вот только 11 апреля, в день российского релиза, найти без проблем можно было лишь джевел-версию. То ли издатель не рассчитал своих мощностей, то ли не сумел правильно спрогнозировать спрос, но коробочные издания достались в основном лишь федеральным торговым сетям (да и то не всем и не везде). Магазины поменьше смогли заполучить боксы лишь через пять-шесть дней. У фирмы “1С” конвейер, слава богу, работает практически без перебоев, потому 25 апреля, точно в намеченный срок, геймеры смогли приобрести “King's Bounty. Легенда о рыцаре” сразу в трех вариантах издания. Пожалуй, самая ожидаемая отечественная игра этого года с легкостью оправдала выданные авансы. Главная заслуга “Легенды” в том, что ей удалось сохранить удивительную аддиктивность, которая всегда была присуща лучшим представителям “геройского” семейства. Подарочная версия игры оказалась не столь богато укомплектована, как Assassin's Creed (впрочем, и стоила-то она значительно дешевле), но все равно внушала уважение. Руководство пользователя, футболка и набор игральных карт – достойный набор. Правда, так получилось, что некоторым покупателям достались 36 абсолютно одинаковых карт. Но с кем не бывает? Составить конкуренцию двум признанным хитам на российском PC-рынке смог бы Tom Clancy's Rainbow Six: Vegas 2. Ubisoft Entertainment, не мудрствуя лукаво, проделала тот же фокус, что и в случае с Tom Clancy's Ghost Recon: Advanced Warfighter 2, то есть выдала эдакую “расширенную и улучшенную” редакцию оригинала, приписав справа циферку 2. А что? Кто-то против? Делается быстро, проходится веселее. Критики довольны, да и игроки не жалуются. Вот только вечно опаздывающий тандем Game Factory Interactive и “Руссобит-М” вновь задержался, и когда мы сможем увидеть локализацию второго "Вегаса", пока неясно. “Новый Диск”, к слову, тоже не сумел привезти Turok в день мирового релиза, но тут, как говорится, не очень-то и хотелось. Стандартный, хотя местами и живописный шутер вряд ли нашел бы много поклонников. Впрочем, на безрыбье, как говорится… Зато “Новый Диск” отыгрался на “9 роте”. К патриотическим играм у нас стало формироваться особое отношение. Наверное, это хорошо, но иногда немного неприятно, когда кто-то пытается буквально “впарить” покупателю ширпотреб, прикрывшись красивыми лозунгами или почетными символами. Та же “1С” не так давно выпустила сразу три красиво оформленные подарочные издания “Правды о девятой роте”. При том что сама игра, если отбросить инсинуации на тему патриотизма, – обыкновенный “баджет-шутер". “Девятая рота” классом, конечно, повыше будет (все же не новички делали), но и на звание “нашего блокбастера“ никак не тянет. Тем не менее “Новый Диск” решил показать фигу “эсовцам”, предложив покупателям сразу четыре варианта издания: от банального джевела до трехдискового коллекционного издания, куда вошли планшет офицера советской армии, линейка, компас, одноименная картина Федора Бондарчука плюс еще несколько документальных фильмов. В общем, набор из разряда “так к этому еще игра прилагается?!”. Вот что-что, а подарочные издания “НД” делать умеет. Десятого апреля без лишнего шума на прилавках появился Sledgehammer от компании “Бука” и студии Targem Games. Вроде бы и рекламу проекту предоставили, да и сама игра получилась весьма недурным краш-рейсингом, но никакого повышенного интереса к ней замечено не было. Можно лишь отметить, что после Sledgehammer и “Death Track: Возрождение” российские разработчики могут заслужить репутацию хороших знатоков гонок на выживание. “Тургор” от Ice-Pick Lodge, скорее всего, ждет тоже непростая судьба. Да, эту игру уже приравнивают к искусству, но на подобные произведения принято любоваться со стороны. Издалека, так сказать. А вот играть предпочитают все же в другое. Как показали примеры Heroes of Might and Magic 5, “Кодекса войны” и “King's Bounty. Легенда о рыцаре”, уж где наши разработчики впереди планеты всей – так это в походовых фэнтезийных стратегиях. Поэтому в том, что шведы из Paradox Interactive, подыскивая разработчиков для такого проекта, обратили свой взор именно на восток (а точнее – на юго-восток), нет ничего удивительного. Как недавно выяснились, продолжением неординарной стратегии Majesty: The Fantasy Kingdom Sim занимается краснодарская компания 1С: Ino-Co. Теперь понятно, что ваяла студия в перерывах между клепанием нехитрых "мишн-паков" к своему орденоносному “Кодексу войны". Помимо этого также отметим анонсы второго аддона к “В тылу врага 2” и первого дополнения к неувядающей Gothic 3.
Свадьбы и похороны
Минувший месяц оказался богат на такие значимые события, как слияния, поглощения и закрытия... Да и финансовый год у многих закончился как раз 31 марта. Взаимоотношения Electronic Arts и Take 2 оставим на этот раз в стороне – о них и так было сказано уже немало. У нас в России и своих триллеров хватает. Появившаяся в конце прошлого года информация о продаже компании “Бука” обросла в апреле новыми подробностями. Помимо самого очевидного покупателя в лице фирмы “1С”, а также недавно образованного холдинга Astrum Online Entertainment, на “Буку”, по сообщению деловой газеты “Коммерсантъ”, претендует группа компаний IBS, которая занимается реализацией разноплановых проектов в сфере IT. По версии еженедельника, речь идет о сделке ценой в 17,5 миллиона долларов. Во столько покупателю обойдется блокирующий пакет акций. В перспективе рассматривается возможность продажи и контрольного пакета. Стоимость всей компании, по разным оценкам, варьируется от 70 до 90 миллионов долларов. На Западе же до сих пор обсуждается слияние Activision и Vivendi Games. Окончательное объединение должно произойти в июне. В прошедшем месяце был преодолен еще один важный рубеж – Европейская комиссия одобрила сделку. Infogrames Entertainment, в свою очередь, окончательно приобрела издательство Atari, заплатив за оставшиеся акции порядка 11 миллионов долларов. Слияние французского и американского паблишеров является частью большой реструктуризации. Как известно, Atari уже давно на ладан дышит. Так что кардинальная встряска – это то, что патоло… доктор прописал. Не обошлось и без некрологов. В апреле о своем закрытие объявила Step Creative Group. Хотя объявление о прекращении деятельности студии появилось на ее сайте еще в марте, подробно о причинах смерти SCG рассказал глава компании (теперь уже бывший) Юрий Матвеев. В своем посте он поведал о проблемах разработки проектов в столице, о “просевшем” PC-рынке и о судьбе работников компании. По другую сторону границы "похоронки" получили сотрудники компаний Stormfront Studios и SEGA Racing Studio. Stormfront проработала на рынке ровно 20 лет и запомнилась такими ролевыми играми, как Pool of Radiance: Ruins of Myth Drannor, Neverwinter Nights 1991 года выпуска (не путать с одноименной игрой от BioWare Corporation), Dungeons & Dragons Ultimate Fantasy, Forgotten Realms: Demon Stone и другими. Компания не гнушалась и прочих жанров: в ее портфолио есть, например, такие названия, как NASCAR 2000, Tiger Woods PGA Tour 2001 и Eragon. Причины закрытия просты – неудачные продажи и, как следствие, нехватка денег для новых проектов. Sega Racing Studio прогневала вышестоящее руководство примерно тем же – гоночный симулятор SEGA Rally Revo не показал желаемых результатов. Правда, долго думать о новом месте работы “гонщикам” не пришлось: их довольно быстро подобрало британское издательство Codemasters. “Кодики” бросили новые силы на развитие серий Colin McRae и ToCA.
Под номером 2008
Ну и в заключение сделаем мини-обзор такого важного события, как шестая по счету Конференция разработчиков компьютерных игр. Несмотря на то, что ублажать взор зрителей после фееричного (может, и громко сказано, но эпитет вполне соответствующий) “Игромира” было как-то необязательно, организаторы и участники КРИ постарались вдохнуть в ожидаемо “скучное” мероприятие хоть немного жизни. Получилось, правда, не очень. Девушки, как всегда, присутствовали (тот случай, когда банальность никогда не идет во вред), но сделать конференцию яркой они были не в силах. Впрочем, самое интересное на КРИ – все же не шоу, а выступления участников: наиболее полезными посиделками вновь оказались разговоры за круглым столом "Индустрия вне мглы", эксперты “1С” в очередной раз делились секретами продвижения проектов, а Сергей Орловский буквально сорил деньгами (некоторые из участников даже не гнушались ползать и подбирать). В завершении мероприятия состоялась традиционная церемония вручения наград “КРИ Awards”. По ее итогам лучшей игрой была названа "King`s Bounty. Легенда о рыцаре", лучшим зарубежным проектом – Sword of the New World: Granado Espada (хотите узнать, что это такое, – обратитесь к Nival Online), лучшей игрой для консолей – “Приключения капитана Блада”. Звание лучшей компании-разработчика заслужила Nival Online (хотя пока на ее счету нет ни одного завершенного проекта), лучшего локализатора – “Новый Диск”, ну а лучшего издателя – компания “Акелла”. С последним пунктом можно, наверное, поспорить. Не то чтобы мы не любим “Акеллу”, но достижения других паблишеров кажутся все же весомее. Хотя возмущаться по этому поводу, конечно, не стоит. Не хочется говорить банальности, но никуда не денешься – КРИ 2008 удалась. Все прошло так, как было запланировано. И даже больше.