В этом обзоре мы решили охватить сразу два месяца – столь родственных и столь не похожих друг на друга. Новый год в очередной раз прошелся разделительной чертой, дав нам возможность подвести итоги, что мы, собственно говоря, и сделали, наградив лучших и определив сложившиеся тренды. Декабрь – завершающий аккорд. Январь – начало нового сезона. Понеслись!
Новогодние поступления
Что ни говори, декабрь прошел довольно скучно. Даже вместе с январем (который, разумеется, вообще никакой) ему не удалось превзойти ноябрьское пиршество. Хотя о некоторых релизах упомянуть все-таки стоит. “Самым-самым” является, пожалуй, выход новой “петроглифовской” стратегии – Universe at War: Earth Assault. Выходцы из Westwood Studios в очередной раз показали, что они хорошие разработчики, которым, тем не менее, очень сложно приспособиться к современным реалиям. Universe at War получилась увлекательной стратегией “про больших роботов”, однако родовые болячки, доставшиеся еще от Star Wars: Empire at War, не позволили ей встать в один ряд с эталонами жанра. Неплохая альтернатива Command & Conquer 3: Tiberium Wars и Supreme Commander. Может, UaW и уступает им в классе, но, по крайней мере, она из той же весовой категории. Почти одновременно с выходом фэнтези-блокбастера “Золотой Компас” в продаже появилась одноименная игра. Ничего сверхординарного от The Golden Compass никто, разумеется, не ждал, так что результат можно назвать вполне терпимым (то же самое следует сказать и о Alvin and the Chipmunks). А вот Sudden Strike 3: Arms for Victory оказалась жертвой собственных принципов. Вроде бы с самого анонса было понятно, что попытки конкурировать с Company of Heroes или “В тылу врага 2” даже не предпринимаются: все те же игрушечные танчики, карапузы-солдаты и маловыразительные взрывы. С другой стороны, в конце 2007 года так делать уже нельзя: да, игра по-прежнему внимательна к деталям (порой даже слишком), любит размах и масштабное действо, однако устаревший интерфейс, несколько досадных просчетов и полный, извините, пофигизм к удобству игрока отдаляет SS 3 от мэйнстрима дальше, чем того хотелось бы. В январе Telltale Games выпустила Sam & Max: Episode 202 - Moai Better Blues, очередной эпизод похождений пса и кролика. Flying Lab Software наконец доделала свою Pirates of the Burning Sea (когда “Акелла” соизволит переиначить ее в “Корсары Онлайн”, пока неизвестно) и не без происшествий запустила игру в свободное плавание. А S2 Games завершила новый генетический эксперимент по скрещиванию шутера и RTS – Savage 2: Tortured Soul. Наши (и немного украинские) разработчики также внесли посильный вклад в околоновогодний игровой список. Вообще, если не считать запоздавшие локализации, они были чуть ли не единственными поставщиками интересных проектов на рынок. Достойное продолжение хорошей стратегии “В тылу врага 2: Братья по оружию”, квинтэссенция фэнтезийного варгейма “Кодекс войны: Высшая раса”, не самый удачный сплав экшена и стратегии “Империя превыше всего”, оригинальный квест “Злой, плохой и трезвый”, третья “стругацкая” игра “Обитаемый остров: Землянин” плюс еще пара-тройка тайтлов разной доли паршивости.
Мечта коллекционеров
Несмотря на заокеанскую стагнацию, отечественным игрокам вновь жаловаться было не на что. Снова опоздавшие локализации? Они самые, куда ж без них! В конце декабря появилась “Kane & Lynch: Смертники” (оригинальную версию “1С” выпустила еще в ноябре), а еще через месяц в магазины отправился русскоязычный вариант великой и ужасной Gears of War. “Эсовцы” до сих пор не научились делать качественные “коллекционки” (посмотрите же, наконец, в сторону “Нового Диска”!), так что бедненький DVD-бокс был единственным, чем довольствовались геймеры-энтузиасты (то же самое, кстати, относится и к “Смертникам”). А ведь хотелось бы лучше, хотелось бы… Компания “Бука” отличилась локализациями Juiced 2: Hot Import Nights и Beowulf: The Game, “Акелла” подарила игрокам “Ангелов cмерти 2: Секретные операции Второй мировой” и “Culpa Innata: Презумпция виновности”, “Новый Диск” разразился многострадальной Richard Garriott`s Tabula Rasa и незамысловатым шутером “The Regiment: Британский спецназ”, а программа “Софт Клаба” включала в себя релизы “F.E.A.R.: Проект "Персей"”, “Золотого компаса” и Empire Earth 3. Выбор, в принципе, неплохой. Однако Новый год не был бы Новым годом, если бы на нас не свалилась уйма коллекционных собраний. Да, такого не было еще, пожалуй, никогда. Только успевайте загибать пальцы (приготовьте и те, что на ногах): “Герои Меча и Магии. Новогоднее издание”, Sudden Strike Platinum, “Космическая федерация 2. Войны дренджинов. Золотое издание”, “Антология Hitman”, F.E.A.R. Gold Edition, “The Elder Scrolls 4: Oblivion. Золотое издание”, “Готика 2 Gold”, SWAT 4 Gold Edition, “UFO: Трилогия”, SpellForce 2 Gold, Empire Earth 2 Gold Edition, “Postal 10 лет. Юбилейное издание”, Titan Quest Gold, Heroes of Might and Magic V: Gold Edition, “Age of Empires. Платиновое издание” – все это появилось в продаже до или после (больше, конечно, до) новогодних праздников. Коллекционные сборники – вещь на самом деле замечательная. С одной стороны, геймеры получают возможность купить интересную игру со всеми дополнениями и, возможно, даже сиквелами по вполне приемлемой цене. С другой стороны, поклонники могут приобрести любимую серию не в унылом “джевеле” (хотя некоторые издатели до сих пор грешат “золотыми изданиями” в бюджетных упаковках), а в красочной коробке, приправленной к тому же каким-нибудь сувениром. Как мы уже отмечали, это, пожалуй, одна из самых приятных тенденций прошедшего года.
Разработчики, объединяйтесь!
Конец 2007-го – начало 2008-го оказались сезоном индустриальных покупок и поглощений. В самом начале декабря случилось, пожалуй, самое значимое событие в геймдеве за последнее время. О своем слиянии объявили Activision и Vivendi Games. Новообразованная супердержава получила название Activision Blizzard. В результате 19-миллиардной сделки в распоряжении компании оказались права на такие игровые франчайзы, как World of Warcraft, Diablo, Warcraft и StarCraft (все четыре достались от Blizzard Entertainment), Call of Duty, Tony Hawk's, F.E.A.R., Guitar Hero. Кроме того, Activision внесла в общий фонд свои лицензии на “игроизацию” некоторых фильмов. “Человек-паук”, “Люди Икс”, “Шрек”, “Джеймс Бонд”, “Трансформеры” – все они будут теперь работать на AB. Для окончательного слияния и реструктуризации потребуется еще немало времени (и денег). Однако, помнится, еще летом индустриальный локомотив Electronic Arts уступил в Северной Америке пальму первенства как раз Activision. Что ж, теперь у канадского издательства есть все шансы распрощаться с верхушкой топа надолго. Поддержать почин западных коллег решили и отечественные разработчики. Причем сделали они это в самом перспективном на сегодняшний день игровом сегменте – онлайне. Компании IT Territory, Nival Online, TimeZero и NIKITA.Online объединились в холдинг под названием Astrum Online Entertainment. IT Territory может похвастаться самым большим количеством пользователей (на ее онлайн-ресурсах зарегистрировано порядка 5 миллионов человек), плюс ко всему недавно компания объявила о локализации и издании The Lord of the Rings Online: Shadows of Angmar. Nival Online рассчитывает на свои будущие проекты, флагманом которых выступают “Аллоды Онлайн”. TimeZero – признанный корифей браузерных развлечений, который, помимо дальнейшего развития одноименной игры, готовит к выпуску еще несколько проектов. Ну а NIKITA.Online известна хотя бы тем, что запустила первую отечественную MMORPG “Сфера”. О необходимости консолидации российских геймдев-мощностей говорилось уже давно. Создание AOE можно считать первым шагом в этом направлении. Помимо того, за прошедшие месяцы наметилось любопытное противостороннее движение: кто-то кричал о своем стремлении добиться независимости, кто-то, наоборот, мчался на всех парах в объятья издателя. Свое желание уйти из-под опеки паблишера изъявили Gas Powered Games и Rockstar Games. И если THQ, несмотря на все невзгоды, уход команды Криса Тейлора еще сможет пережить, то разрыв отношений с Rockstar может стать для Take-Two Interactive серьезным ударом. Впрочем, издательство уже готовит запасной вариант. В начале января Take 2 объявила о покупке чешской студии Illusion Softworks, создателей Mafia: The City of Lost Heaven. По сути, “Мафия” была единственным серьезным конкурентом (по крайней мере, на PC) играм серии GTA. В данный момент 2K Czech (да, “иллюзионистам” пришлось поменять вывеску) работают над Mafia 2. Также упомянем о покупке Valve Corporation студии Turtle Rock Studios, что привело к переносу релиза зомби-шутера Left 4 Dead на более поздний срок.
Пиратские страсти
В начале декабря произошло вроде бы малопримечательное, но, с другой стороны, знаковое для России событие. Впервые был осужден человек, распространявший через Интернет нелегальное программное обеспечение. Дело было инициировано фирмой “1С”, поскольку именно ее бизнес-приложения оказались в свободном доступе. Выложивший так называемые торренты житель Ростова-на-Дону поплатился одним годом лишения свободы условно (на возмещение материального ущерба “1С” не претендовала – видимо, деньги в этом случае не имели значение). Данное судебное решение, во-первых, дало повод задуматься активным пользователям peer-to-peer-сетей, во-вторых, послужило толчком к решительным действиям издательств. Так, в том же Ростове слушается дело об интернет-распространении игр все той же “1С”. Детали иска неизвестны, однако, к примеру, знаменитый S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, по заявлениям издателя, разошелся по торрент-сетям общим “тиражом” в 26 тысяч копий. Так что есть за что посудиться. Примеру “желтых” последовали и другие отечественные паблишеры. Владельцы торрент-трекеров все чаще получают требования удалить из своих списков недавно вышедшие игры. Вполне возможно, в скором времени все популярные сервисы введут у себя автоматические фильтры. Некоторые издательства даже хотят превратить “неблагонадежные” ресурсы в полноценные интернет-магазины. К примеру, у “Нового Диска” с сайтом Torrents.ru есть по этому поводу предварительная договоренность. Пока, правда, их сотрудничество по большому счету заключается в формуле “показал-удалил”. Вообще, в последнее время правительство на пару с издателями тщательно “закручивает гайки”. Против хостинг-компаний, предоставляющих место “нехорошим” сайтам, выдвигаются иски, некоторые правообладатели обещают ориентированным на нелегальщину интернетчикам натуральные репрессии (до шести лет, ага!). Не забываем и то, что с первого января в силу вступила четвертая часть Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой наказание могут понести не только пользователи-распространители, но и те, кто воспользовался их ссылками. Впрочем, до появления прецедента, то есть до того, как будет наказан первый человек, скачавший пиратскую копию игры (фильма/альбома), активным даунлоадерам бояться нечего. Но ведь все бывает в первый раз… Мы, конечно же, не поддерживаем пиратство, но к чему лукавить? Тема касается многих. С развитием безлимитного Интернета очень многие сейчас балуются скачиванием “халявы”, в том числе и игр, не понимая при этом, зачем вообще нужны мультимедийные магазины. Кроме того, некоторые пользователи всерьез полагают, что пресловутая четвертая часть нарушает их право на выбор: стянуть приглянувшуюся игрушку из Интернета или заплатить за нее, отдав тем самым должное разработчикам. Как бы то ни было, светлое лицензионное будущее становится все ближе (ну и как любое другое “светлое будущее” – остается недостижимым). Впрочем, не у нас одних. Как стало известно, в США, странах Западной Европы и ряде других государств готовятся законопроекты, которые позволят скачивающих нелегальный контент юзеров попросту отключать от Интернета.
WoW учит русский
Популярнейшая онлайновая забава World of Warcraft в 2008 году будет полностью переведена на русский язык. Десятого декабря Blizzard Entertainment объявила, что формирует “русский“ отдел, который возьмется за локализацию, а впоследствии будет заниматься тем же, чем сейчас занимаются английское, французское, немецкое и испанское подразделения, – то есть квалифицированной пользовательской поддержкой. Таким образом, русский станет пятым европейским языком WoW. Весьма кстати пришлась и другая новость от Blizzard. В начале этого года компания сообщила, что количество подписчиков World of Warcraft перевалило отметку в 10 миллионов. Это, разумеется, с учетом аддона The Burning Crusade. В этом году на свет должен появиться World of Warcraft: Wrath of the Lich King, который придаст игре дополнительный импульс. Будем надеяться, к тому моменту подоспеет и локализация.