Игровые итоги прошедшего года мы подвели. Все самые лучшие, самые красивые, самые интересные названы и награждены GamesLife-медалями. Однако то были частности. В целом же о 2007 годе мы поговорим сейчас. Тенденции, события, факты… В первую очередь нас интересует отечественный геймдев. О нем и пойдет речь.
Понаехали тут!
Начнем с того, что неискушенным геймерам обычно малоинтересно. “Казуальный” игрок хочет, чтобы остановившая его взор игрушка стоила подешевле, а радости приносила побольше. Ему совершенно не важно, на что издатели идут ради его прихотей. Потому новость о появлении в России крупного западного паблишера такому геймеру, что называется, до лампочки. И тем не менее это касается нас всех. Что нам даровал июльский приход Electronic Arts в Россию? Да, в общем-то, ничего особенного. Чтобы заметить серьезные изменения, потребуется год, а может, даже два. Однако кое о чем сказать можно уже сейчас. EA придерживается правила привлекать к работе над локализациями местных “селебретис”, дабы те помогали “еашным” играм добиваться большего успеха. Еще в 2006 году для озвучки FIFA 07 были приглашены известные российские комментаторы Василий Уткин и Василий Соловьев. В FIFA 08 компанию им составил Юрий Розанов (услышать его, правда, могут лишь владельцы PlayStation 3 и Xbox 360). Кроме того, Need for Speed ProStreet обзавелась голосом знаменитого шоумена и автогонщика Николая Фоменко. Российские автомобили в NFS мы вряд ли увидим, а вот РФЛ в следующей “Фифе” появиться просто обязана. Но ничто хорошее не случается за просто так. Вместе с положительными тенденциями наметилась и одна весьма неприятная. Через некоторое время после приезда EA практически все игры издательства резко выросли в цене. Давний партнер “электроников” компания “Софт Клаб” не скрывает, что работают они в расчете на крупные ритейловые сети, которые своих покупателей найдут всегда. Сама же EA, видимо, задалась целью приблизить российские цены на PC-игры к консольным, которые, чего греха таить, сегодня равны или даже превосходят европейские. Разумеется, игры подорожали и у других издательств (общая инфляция, увеличение затрат на локализацию, да и рост покупательской способности населения позволяет), однако все же не столь скачкообразно. В скором будущем мы ждем Ubisoft Entertainment (французская компания уже подыскивает в наших краях руководящий персонал), которая откроет если не внутреннее представительство, то уж российскую студию – точно. Помимо этого, не забываем про тот факт, что российские издательства успели в прошедшем году наладить связи почти со всеми мировыми паблишерами: фирма “1C” развивает отношения с Microsoft и Atari, “Новый Диск” продвигает продукцию Nintendo (благодаря его стараниям у нас появилась первая локализация для Nintendo DS), ну а “Бука” не перестает баловать игроков онлайновой продукцией NCsoft Corporation… Со всей уверенностью можно сказать, что, наряду с Китаем, Западной Европой, Японией и США, Россия становится одним из центров притяжения в игровой индустрии.
Do you speak русский?
Качество локализаций за год в целом улучшилось. Главные бичи наших издателей, такие как оригинальная озвучка и задержки с выходом, встречаются до сих пор, однако работа в этом направлении ведется. Чего только стоят мировая премьера полностью локализованного The Witcher, перевод Pirates of the Caribbean: At World's End для PlayStation Portable и DS (ход, конечно, больше рекламный, чем коммерческий) или выпуск под конец года полностью русифицированной The Elder Scrolls 4: Oblivion и всех ее аддонов. Надеемся, таких примеров в 2008-м станет больше. Кроме того, коллекционные издания перестали быть чем-то экстраординарным (вспомним хотя бы релиз “Обливиона” летом 2006-го) и превратились в обычную данность. S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, Call of Duty 4: Modern Warfare, The Witcher, “Кодекс войны”, World in Conflict – вот самые яркие примеры того, как следует выпускать игры для геймеров-энтузиастов. И хотя зарубежные “коллекционки” по комплектации и оформлению зачастую все еще превосходят наши (хотя, к примеру, специальное издание WiC было точной копией западного), тенденция не может не радовать. И не забываем про такие явления, как “сериальные” сборники и переиздания классики. Стольких всевозможных “золотых” и “платиновых” компиляций у нас, пожалуй, не было еще никогда. Дополнительный плюс в графе “Хорошее”. Что же до графы “Плохое”… Хотя нет, несправедливо как-то получается. Скажем так: в стане отечественных разработчиков ничего экстраординарного не произошло. Если еще пару лет тому назад мы ждали некоего прорыва: мол, вот еще чуть-чуть – и мы вырвемся в лидеры мирового геймдева, то теперь становится понятно, что дорога эта будет долгой и тернистой. Хорошие игры были: “Корсары: Город потерянных кораблей”, “7.62”, “Империя превыше всего”, “Восточный фронт. Крах Анненербе”, TimeShift (что бы там ни говорили, игру все же сделали в России), “Агрессия” – что-то получше, что-то похуже, но в целом гордиться нечем. Впрочем, в чем мы впереди планеты всей, так это в фэнтезийных TBS. “Кодекс войны” и “Heroes of Might and Magic 5: Повелители Орды” лишнее тому подтверждение. Не стоит ждать пресловутого “прорыва” и в 2008-м. Отметим лишь, что все больше отечественных девелоперов косятся на онлайн. “Аллоды Онлайн”, “Тайный Город Онлайн”, “Адреналин 2: Анархия”, известный долгострой W.E.L.L. Online плюс бесконечные браузерные игры – вот что нас ждет в ближайшие год-два. Во что все это может вылиться, покажет время.
Консолизация
Ну и напоследок нельзя не затронуть приставочную тему. Как-никак две главные new-gen-консоли добрались до России аккурат в прошлом году. В феврале состоялся пробный запуск Xbox 360, призванный стать разведкой потребительского спроса. Microsoft оценивала российский рынок почти полгода, пока, наконец, в ноябре не состоялся полноценный релиз. Сердца покупателей бросились покорять сразу три версии “Трехсотшестидесятки”: простенькая Core, “золотая середина” Pro и чернобокая Elite. По такому случаю в Россию завезли все, ради чего, собственно, и стоит приобрести редмондовскую консоль: Halo 3, Assassin's Creed, Mass Effect, Project Gotham Racing 4. Все игры, кроме последней, вышли на английском языке, однако в будущем количество локализаций для Xbox 360 может существенно увеличиться. Несмотря на то, что Россия стала одной из последних стран, где запустили PlayStation 3 (а случилось это, напомним, в апреле), Sony расценивает нашу страну как весьма перспективный рынок, и прободаться с Xbox 360 японцы здесь явно не прочь. Первоначальная цена PS3 показалась довольно пугающей (к концу года она изменилась, но незначительно). Однако вышедшая почти одновременно с трехвариантной Xbox 360 cut-версия PS3 позволила Sony почувствовать себя уверенней. Предсказать, какую из консолей у нас ждет светлое будущее, в данный момент очень сложно. Сколько-либо достоверных цифр пока замечено не было. Одно очевидно: 2008 год пройдет под знаком борьбы между этими двумя приставками, в которую на каком-то этапе, возможно, вклинится дряхлеющая PlayStation 2. А как же Wii? Хоть это чудо появилось в России еще в 2006 году, ее позиции в нашей стране крайне слабы. Это на Западе и в Японии консоль расходится как горячие пирожки. В наших краях она залеживается на полках и покупателям, по сути, неинтересна. Феномен, кстати, довольно любопытный. Можно попытаться найти причину (например, заявить, что аудитория у нас менее “казуальная”, попенять на иной склад ума или же придумать что-нибудь другое), но очевидно лишь одно: нажимать на кнопки у нас по-прежнему любят больше, чем дергать конечностями.
Самый главный тренд
Если подытожить все вышесказанное, можно сделать прогноз, что в этом году нас ждет почти полный перечень издаваемых за рубежом игр, которые появятся в минимально сжатые сроки (исключения, впрочем, также будут), и по крайней мере большинство из них сможет похвастаться недурной локализацией. Консоли перестанут являть собой “железяку для “нердов” и станут неотъемлемой частью развлекательного центра среднестатистической российской семьи. Приставки становятся доступнее, а перечень игр – больше и “качественнее” (локализации дадут о себе знать). От отечественных разработчиков откровений ждать, наверное, не стоит. Хотя нельзя не признать, что за последние годы наша игровая индустрия стала куда интереснее: одни работают на дядь за океаном, другие делают что-то свое, ну а третьи зарабатывают денежку, выпуская нечто неприглядное в очень яркой упаковке. Прошедший год мы не назовем удачным, мы назовем его – полезным. Именно полезным. Дай бог, чтобы он стал удачным в этот раз.