Главной темой ноябрьского дайджеста, как и было обещано, стал “Игромир”. О впечатлениях рядового (ну, почти) посетителя уже давно можно прочесть на нашем сайте. Давайте теперь взглянем на прошедшую выставку не обалдевшими от светопреставления глазами, а с позиции фактов и цифр. Заодно окинем взором сезонный игровой бум: Crysis, Need for Speed ProStreet, Call of Duty 4: Modern Warfare и многое другое. Будет о чем поговорить. Ну и напоследок остановимся на громких скандалах, которые ни с того ни с сего всколыхнули в конце ноября всю индустрию.
Мировой “Игромир”
В отличие от прошлогоднего фестиваля, “Игромир” образца 2007 проходил не два, а три дня. Этим организаторы убили сразу двух зайцев. Во-первых, это позволило немного облегчить график конференций и презентаций. Ну и, во-вторых, очередей заметно поубавилось. Попасть вовнутрь было по-прежнему проблематично (милиционеры, как всегда, подтвердили свою репутацию), но той змейки из озверевших геймеров, что наворачивала круги около павильона в прошлом году, больше не замечалось. Скорее всего, это объяснялось тем, что не обремененные работой или учебой люди приходили в пятницу, ну а все остальные, соответственно – в выходные. Хотя отдельные личности умудрились высидеть все три дня. В очередной раз обратив внимание на “фирменную” проблему “Игромира” – запредельный уровень шума (таких воздушных колебаний не выдержит ни одно живое существо), перейдем к самому главному: ради чего, собственно говоря, стоило выставку посетить. Ради шоу. По-другому и не скажешь. Ну не ради же “поиграцца”, в конце концов! Многие проекты в начале ноября уже можно было найти в продаже, для некоторых выпустили демоверсии, ну а большинство видеороликов, что крутились на развешанных “плазмах”, оказались, скажем так, не первой свежести. Куда занятнее было поглазеть на стенды: на клетку “Нового Диска”, на “белохалаточную” вакханалию “Буки”, на целый букет экспозиций от фирмы “1С” (начиная с “Хаммера” и многотонного грузовика, заканчивая красивым шатром и двухметровой фигурой орка). А уж что творилось на втором этаже! Иностранные издательства с “Софт Клабом” на декорации особо не скупились: военный полигон для World in Conflict, “типа мегаполис” у Sony, эффектная Xbox-экспозиция у Microsoft. А ведь были еще Electronic Arts, SEGA, THQ… Разумеется, без девушек все это смотрелось бы так же неестественно, как пятничная Москва без пробок. “Бейбс” было много: красивых и не очень, в костюмах и без оных, разукрашенных и “как есть”. В этом плане выставка точно не разочаровала. Значимость подобных мероприятий косвенно (а может, и прямо) определяется количеством анонсированных на них проектов. Как ни крути, но явить свое детище на выставке, к которой приковано внимание всего мира, - это почетно, целесообразно и зверски эффективно. Так вот, зарубежные издательства ничего нового в Москву не привезли (хотя отдельные проекты показывали впервые), зато российские анонсировали сразу два тайтла. Причем оба из них – MMORPG. Правда, почти все внимание на себя сразу перетянул тот, что представляла Nival Online. Ну правильно: разве можно пропустить проект, основанный на вселенной, которая скоро отметит свое десятилетие, разрабатываемый одной из самых уважаемых в России компаний и с бюджетом в несколько миллионов (а возможно, даже десятков миллионов) долларов? Все это об “Аллодах Онлайн”. Самой интересной “фичей” этой MMORPG пока видится то, что она не потребует от игроков абонентской платы. Альтруизмом здесь, разумеется, и не пахнет: “Нивал” уповает на прибыль с микротранзакций. В тени “Аллодов” затерялся “Тайный Город Онлайн”. И хотя его разработка уже близка к завершению, это говорит совсем не в пользу проекта. Ибо кормить обещаниями уже поздно. Как ни крути, репутация у Gaijin Entertainment весьма специфичная, а внешний вид игры ничего, кроме благоговейного ужаса, у большинства собравшихся не вызвал. Геймплей? Кажется, он, как всегда, становится последней надеждой наших разработчиков. Пробежимся по остальным более-менее заметным событиям “Игромира”. Имя Джейд Рэймонд, наверное, скоро станет нарицательным. Не совсем ясно, почему PR-менеджер Ubisoft Entertainment всегда оказывается столь желанной персоной, но и на этот раз приезд дамы вызвал настоящий фурор. Демонстрация Assassin's Creed прошла в столичном клубе 4game. Ничуть не меньше порадовала презентация Far Cry 2 с Луи-Пьерром Фарандом. Игра, с каждым месяцем обретающая все более соблазнительные формы (геймлпей становится все интереснее, а технологии удивляют еще сильней), не разочаровала и в этот раз. Один из самых ожидаемых проектов 2008 года, без сомнений. Нельзя не отметить и проходившие на “Игромире” киберспортивные состязания. На первом в мире соревновании по Unreal Tournament 3 разыгрывалось 20 тысяч долларов, на стенде компании Razor всем желающим предлагали сразиться с признанными профи в Counter-Strike: Source, а на втором этаже проходил один из первых российских турниров по World in Conflict. Осталось лишь подвести итоги. За прошедшие три дня организаторы насчитали порядка 45-50 тысяч посетителей, что примерно в два раза больше, чем было в прошлом году. Даже если учесть лишний день, прогресс впечатляет. Кроме того – представительность. С этим у “Игромира” полный порядок: Майк Кэпс, Джейд Рэймонд, Севат Йерли, Луи-Пьерр Фаранд, Винс Дези, иностранцы рангом пониже плюс куча российских знаменитостей. А о представленных на выставке компаниях и говорить нечего. Мультиплатформенная нацеленность мероприятия стала еще очевиднее. Несмотря на существенные подвижки, Россия остается пока “страной одной платформы”. Однако, посетив “Игромир”, в этом можно засомневаться.
Ноябрьские игрушки
Осенний “игропад” продолжился и в ноябре. Самыми обсуждаемыми играми прошлого месяца стали Crysis, Need for Speed ProStreet и Call of Duty 4: Modern Warfare. “Крайзису” звездный ярлык повесили еще задолго до релиза, серия NFS на отсутствие внимания не жаловалась никогда, а вот CoD 4 действительно удивила. Причем не какими-то там геймплейными инновациями, а просто-таки заоблачной концентрацией экшена на единицу времени. Какая операция в Припяти (двух “Сталкеров” стоит!), какая погоня на уазике, как, в конце концов, чертяки из Infinity Ward умеют нагнетать драматизм! Банальная пострелушка? Возможно! Бредовый сюжет? Несомненно! Респавн, скрипты, нуль реализма? Да, да, да! Но разве кто-то об этом сожалеет? Уж не Activision точно. По уровню продаж Call of Duty 4 грозится перегнать саму Halo 3. Ну а в погоне за званием “Лучший шутер года” у Bioshock и Crysis появился достойный конкурент. Творение Crytec, в свою очередь, уродилось эдаким гигантом с соответствующими запросами. Тот, кто его сможет прокормить (читай “у кого есть ПК класса hi-end”), тому он покажет феерическую постановку с северными корейцами, бешеными вертолетами и летающими морозильниками. Кто же в возможностях стеснен, тот будет довольствоваться средненьким шутером “с тормозами”. Что бы там ни говорили, но Crysis, так же как и Far Cry совершенно неинтересно проходить на “минималках”. Извините, но hardware matters. Демо CryEngine 2.0? Нет, все же игра – игра с характером. Gears of War, как и полагается первостатейному Xbox 360-экшену, обзавелся дополнительным контентом и с новыми силами бросился покорять PC. Горячо ожидаемые Kane and Lynch: Dead Men также не сходили с первых полос. Правда, с ними связана одна неприятная история, о которой рассказано чуть ниже. ProStreet большинство ожиданий, в принципе, оправдала: игровой процесс усложнился, графика похорошела, режим карьеры оказался вполне интересным (хоть и слишком коротким), плюс традиционно сильный саундтрек. Но на каждое достоинство нашелся свой недостаток: неоптимизировано управление для клавиатур, без трафика на трассах стало явно скучно, обещанная модель повреждений оказалась попросту смехотворной, а количество технических багов превысило все нормативы. Впрочем, новая NFS честь серии все же не уронила, а после Need for Speed Carbon даже чуть-чуть приподняла. И на том спасибо. И даже несмотря на то, что ProStreet понравился далеко не всем, это еще не повод, чтобы выпускать Juiced 2: Hot Import Nights почти одновременно с Маэстро. Если оригинальная Juiced попала в магазины летом и на фоне общего безрыбья стала весьма популярна, то вторая часть, по всей видимости, промчится мимо геймеров незамеченной. Что же до разочарований, то для этого отлично подходят два триквела: Empire Earth 3 и Soldier of Fortune: Payback. Mad Doc Software расправилась с и без того не слишком популярной серией, ну а Activision своего “Солдата” банально “слила”, отдав его на растерзание словацким трешмейкерам из Cauldron. На российском фронте вновь блистал “Новый Диск”. Компания продолжает радовать покупателей аппетитными коллекционными изданиями. Например, в ноябре под флагом “НГ” в магазины отправились сразу три версии Call of Duty 4. Минимальная задержка (всего девять дней) и отличный перевод – прямо как по ГОСТу. Коллекционный вариант вновь не ограничился такими стандартными “плюшками”, как диск с дополнительными видеоматериалами и плакат. Помимо этого в коробочке можно было найти стильный фонарик. Мелочь, а приятно. Кроме CoD 4, “Новый Диск” также выпустила подарочные версии Unreal Tournament 3, BlackSite (также известной как BlackSite: Area 51) и даже “Героев Мальгримии 2: Нашествие некромантов”. Остальные издательства стараются от лидера не отставать. И хотя в большинстве своем их компиляции не такие насыщенные, как у “Диска”, тенденция, безусловно, радует. Так, “Бука” анонсировала подарочный вариант “Героев меча и Магии”, “Акелла” выпустила ограниченным тиражом (если не лукавят, всего лишь трехтысячным) “Корсаров: Город Потерянных Кораблей”, “Софт Клаб” разразился коллекционным изданием Crysis, а фирма “1С” отправила на прилавки “Parkan. Золотое издание”, “Казаков. Золотая коллекция” и еще планирует дополнить этот список сборником Sudden Strike Platinum и “Oblivion. Золотое издание”. На последнем остановимся чуть поподробнее. Если все сложится удачно, перед Новым годом нас ждет весь четвертый “Обливион”, полностью (!) переведенный на русский язык. “1С” услышала фанатов? Скорее, захотела денег. Но разве кто-то в обиде? В завершении темы хочется остановиться на прогрессирующей болезни почти всех наших локализаторов – совершенном неумении (или нежелании) планировать сроки работ. Главным образом это относится к “Софт Клабу”, у которого строчка “скоро” в графе “дата выхода” уже давно стала самой распространенной. Вроде бы локализация должна появиться со дня на день, а “СК” по традиции никакой информации не дает. Например, о точной дате релиза даже таких игр, как ProStreet и Crysis, стало известно лишь за пару дней до их выхода. Ну куда это годится?
Вы уволены!
В целом ровный ноябрь под конец разразился сразу двумя громкими скандалами. Один из них обсуждается до сих пор и будет, наверное, обсуждаться еще долго. Все началось в конце прошлого месяца. Джефф Гертсманн, автор и редактор известнейшего гейм-портала GameSpot, был уволен после того, как написал уничижительную для Kane and Lynch: Dead Men рецензию. Гертсманн раскритиковал игру в пух и прах, поставив ей в итоге скромные 6 баллов из 10. Разумеется, Eidos Interactive, вбухавшей в рекламу “Смертников” немереные деньги, это не очень понравилось. По неофициальной информации издатель обратился к администрации портала с ультиматумом: мол, не уберете своего “правдоруба” – уберем у вас свою рекламу. Руководство, как видно, выбрало первое. Безусловно, вся журналистская братия встала на сторону Гертсманна, а разозленные таким самоуправством геймеры обрушили рейтинг игры до позорных 2,7 баллов (речь идет об Xbox 360-версии, хотя у PC-варианта дела не намного лучше). По слухам, после такой карательной операции об уходе стали задумываться и другие сотрудники “Геймспота”. Вряд ли столь нелицеприятная история не отразится на имидже Eidos. Компании, имеющей в своем распоряжении лишь три-четыре достойных франчайза, негоже вести себя, аки какой-нибудь Electronic Arts. Последствия скандала еще дадут о себе знать. Вторым громким увольнением стал уход из студии Midway Austin ее креативного директора Харви Смита. Одной из предполагаемых причин тому послужило откровенное интервью разработчика, в котором он жестко раскритиковал руководство Midway Games. Все началось с того, что, будучи некогда перспективным (как-никак Unreal Engine 3 под капотом, да и ролики со скриншотами выглядели вполне симпатично), экшен BlackSite: Area 51 был признан многими критиками малопримечательным середнячком. После этого на проходившем в ноябре мероприятии Montreal International Game Summit Смит разоткровенничался, сказав, что в печать оправили чуть ли не альфу-версию, многие баги проигнорировали и вообще, если уж по-честному, “This project was so fucked up”. Правда, разработчик также отметил, что игру все же несколько недооценили (на момент написания этих строк Gamerankings.com отмеряет ей 68 %), и сам бы он поставил своему детищу твердые 80 баллов. Дело это темное и, в отличие от первого случая, совсем не очевидное. Может, и впрямь во всем виноват торопыга-издатель, а может, предвидя скорое увольнение, девелопер решил “уйти красиво”. По большому счету это уже не имеет значения.
И вновь про наших
Завершаем дайджест мы еще двумя значимыми для российской индустрии событиями. Во-первых, фирма “1С” приобрела у компании “Акелла” студию "Морской волк", которая сейчас работает над симулятором малых боевых судов “Морской охотник” и пиратским ролевым экшеном “Капитан Блад”. По достигнутой договоренности, “Акелла” станет мировым (!) издателем “Охотника”. Кроме того, компания Nival Interactive объявила о своей независимости. Как известно, весной 2005 года российского разработчика приобрел американский холдинг Ener1 Group. После года странных взаимоотношений, в ходе которых проскочила информации о закрытии офиса компании в США, стороны наконец-то пришли к обоюдовыгодному соглашению и расстались. Главой “Нивала” вновь стал ее основатель, Сергей Орловский. На этой позитивной ноте и закончим.
Автор: Vladimir 11-12-2007
396 Прочтений • [Итоги месяца. Ноябрь `07] [30.05.2012] [Комментариев: 0]