Как и в сентябре, главной темой дайджеста у нас вновь становятся игры. Причем на этот раз почти все внимание будет уделено играм, издаваемым в России. Кажется, настал момент, когда о проблемах рядовых геймеров молчать уже нет смысла. О каких именно проблемах? Читайте в первом разделе обзора. Дальше у нас мог бы расположиться отчет о новоиспеченной выставке E for All, однако слишком уж невзрачной оказалась самопровозглашенная “Замена E3”. Наш родной “Игромир” стартовал в начале ноября, и он-то, в свою очередь, совершенно точно станет ключевой темой следующего дайджеста. Ну а пока игры октября – все внимание на них.
Темная сторона рынка
Начнем мы, как и обещали, с российского рынка. За прошедший месяц случилось столько значимых событий, что не прокомментировать их было бы просто неприлично. К сожалению, большинство из них отмечено знаком минус. Во-первых, слух о предполагаемом повышении цен на игры, выпускаемые “Софт Клабом”, оказался правдой. Если тенденция сохранится, то компьютерные игры по стоимости скоро догонят консольные тайтлы. Вообще, позиция “СК” кажется несколько странной. В то время как джевелы от большинства наших издательств можно найти, что называется, в любой деревне, “Софт Клаб” все более явно ориентируется на крупные города и ведущие торговые сети (мы уже не раз писали о дискриминации по части коллекционных изданий). И провинциальные игроки издательство, по-видимому, нисколько не интересуют. Причем совершенно непонятно, за что “Клаб” требует такие деньги (именно “Софт Клаб”, ибо цены выросли не только на те игры, что подконтрольны Electronic Arts). Если, к примеру, недавняя World in Conflict была во всех смыслах отличной покупкой: великолепная игра плюс идеальный перевод, то наконец-то вышедшая в октябре Medal of Honor: Airborne оказалась натуральным посмешищем и главным кандидатом на титул “Самая бессмысленная локализация года”. Игра – бывало и получше, задержка – больше чем на месяц, озвучка – не переведена, шрифт – хуже не придумаешь, инсталляция – безумство, каких свет не видывал (одна перезагрузка от “авторана” чего стоит), цена – как три диска с Bioshock. Нужны еще аргументы? По всей видимости, российский рынок действительно ждут перемены, и кто в итоге окажется прав, покажет лишь время. Ну и коль уж мы начали с негатива, то так дальше и продолжим. Десятого октября в России вышел Half-Life 2: The Orange Box. Казалось бы, что уж тут-то плохого? Очередной шедевр от Valve Software, да еще и одновременно с мировым релизом. Все пьют шампанское и хлопают в ладоши. Нет, черт возьми, веселиться могут лишь те, в чьих городах представлена хотя бы одна из двух торговых сетей: “Эльдорадо” или “ЭТО”. Опять же, там и только там в течение месяца можно было найти заветные “Оранжевые коробки”. Справедливости ради стоит заметить, что обычные джевелы продавались практически везде. Впрочем, даже счастливых обладателей лицензионных дисков впереди ждал отличный “сюрприз”. Имя сюрприза всем хорошо известно – Steam. Увлекательная игра “Заставь «Стим» заработать” – это, конечно, страсть какое веселье, но, думается, большинство ждали от Valve чего-то более концептуального. А эта “паровая” гадость мало того что жрет драгоценные мегабайты (а порой и гигабайты), так еще и зависает, сбрасывая весь прогресс. Ну не работает детище Valve – не работает, хоть ты тресни! Однако, так как “жена Цезаря вне подозрений” (все-таки у “валвовцев” сборник удался на славу), практически все обвинения полетели в адрес “Буки”, которая, в свою очередь, реагировать на них особо не спешит. Кстати, примерно по той же причине вышедший в начале октября Bioshock был довольно настороженно встречен публикой. И ведь, опять же, игра-то отличная, да и перевод у “1С” получился неплохой. Но ограничение на онлайновые активации портило всю картину. Зарегистрировали игру пять раз? Поздравляем! Можете смело запускать диск в форточку. Вряд ли, конечно, это причуда “1С”, и, скорее всего, на такой защите настояла 2K Games, но легче от этого не становится. Утилита, позволяющая отозвать драгоценную активацию, по сути, оставляет ситуацию неизменной. Здесь дело уже в философии отношений “игрок-издатель”. В этой нехитрой схеме правила игры диктует пока что только последний. А между тем и “Бука”, и “1С”, и все прочие издатели, практикующие непопулярные средства защиты, действуют вразрез с Законом Российской Федерации “О защите прав потребителей”. Хотя бы потому, что не указывают полную информацию о своем продукте на упаковке (см. 10 статью). Попробуйте найти на джевеле с Bioshock упоминание о пяти активациях, а на упаковке The Orange Box количество требуемых для скачивания мегабайт (в конце концов, они могут стать дополнительными расходами). Можете? То-то же. А невинная строчка “Требуется интернет-соединение” сама по себе практически ни о чем не говорит. Ну а теперь уже точно хватит о плохом. Кто у нас отвечает за хорошие новости? Да вот хотя бы компания “Новый Диск”. За последнее время – никакого негатива, сплошной позитив. В октябре благодаря ее стараниям горячо ожидаемый ролевой блокбастер “Ведьмак” появился в России на два дня раньше, чем в Европе, и почти на целую неделю раньше, чем в США. Вроде бы совсем ничего, а ведь приятно! Даже поляки из CD Projekt RED по такому поводу прилетели в Москву. Не зря все-таки им вручили награду на прошедшей этой весной КРИ. Кроме того, из заметных локализаций октября стоит отметить “Neverwinter Nights 2: Маска предательства” (в истинно “акелловском” стиле – с одними лишь переведенными субтитрами), Neverwinter Nights: Shadows of Undrentide (а вот здесь, между прочим, все полностью локализовано), “Armed Assault: Ответный ход”, Tom Clancy's Ghost Recon: Advanced Warfighter 2 и Company of Heroes: Opposing Fronts. Жернова российских девелоперов тоже не простаивали без дела. В октябре мы увидели сразу две очень приличных игры. Первой по списку идет “Heroes of Might and Magic 5: Повелители Орды” от Nival Interactive. Сделав второй адд-он не хуже, чем первый, “ниваловцы” не только поставили жирную точку в серии (ведь, как обещается, “Повелители” стали заключительной игрой пятых HoMM), но уже сейчас заставили будущих “геройских” разработчиков равняться на себя. Возвращение к банальному “картоклепанию”, которое могла себе позволить New World Computing, теперь вряд ли случится. От “Трудно быть богом”, что вышла из стен Burut Creative Team, мы получили все что хотели: увлекательный сюжет, интересный сеттинг и многочасовой не замутненный “революционными инновациями” геймплей. Ни на что не претендующая (может, разве что втайне) игрушка обязательно найдет своих поклонников. Ну и, конечно же, ни в коем случае не забываем про сирых и убогих, что любят клянчить денежку у доверчивых игроков. Эй, “Бой с тенью 2: Реванш”, куда побежала?! О тебе говорим! “Скалолазка. Последний из седьмой колыбели” (тьфу ты, еле выговоришь), а ты где спряталась? Ну вот, и “День выборов” туда же… Разбежались прям как тараканы. И живучи примерно так же. Русский треш, что с него взять.
Мировой обзор
На международной арене все куда спокойнее. Проблемы с Half-Life 2: The Orange Box, судя по отзывам на форумах, встречаются и за рубежом, однако там к этому относятся почему-то спокойнее. Видимо, им не привыкать. В целом же западные геймеры радовались тем же играм, что и российские: The Witcher, Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer, Heroes of Might and Magic 5: Tribes of the East и другие. Компания Electronic Arts неспешно выпустила очередную порцию своих спортсимов. Новая итерация самого известного футбольного симулятора получилась в этот раз чересчур “такой же”. От серии FIFA уже который год ждут изменений хотя бы по части графики, а “электроники” в очередной раз суют нам пачку мелких нововведений, дружески хлопают по плечу и с милой улыбкой отправляют в 2008-й. Мол, там-то уж точно все будет. Кроме того, как всегда, в FIFA 08 не нашлось места ни одному нашему клубу, а Россию на спортивных аренах по-прежнему представляет гимн из прошлого десятилетия. Одним словом, халтура. Хорошо хоть FIFA Manager 08, благодаря стараниям Bright Future, все еще держит марку. А поскольку прогресс серии FIFA потихоньку превращается в регресс, в успехе Pro Evolution Soccer 2008 можно не сомневаться. Назвать главный октябрьский шутер (если не брать в расчет тот, что идет с “Коробочкой”) довольно сложно. “Четырехмерный” российский экшен TimeShift за границей появился раньше, чем у нас. Бурных оваций он не снискал, но и вздохов разочарования замечено не было. Считавшийся некогда крайне любопытным Clive Barker's Jericho оставил странные впечатления. Кучи разложившейся плоти, кровища, непонятные отбросы – и посреди всего этого средненький такой шутер. Впечатлений – масса. Правда, где именно их выплескивать – в ванной или все же в туалете – не всегда понятно. Тут уж каждому свое. Hellgate: London большинству геймеров понравилась куда больше. Хотя и шутером-то ее можно назвать лишь с большой натяжкой. Microsoft отличилась выпуском нового контент-пака к летному симулятору Microsoft Flight Simulator X. Те, кто “в теме”, безумно радуются, большинство же выход Microsoft Flight Simulator X: Acceleration даже не замечают. Релизу Age of Empires 3: The Asian Dynasties, второго адд-она к третьей AoE, было уделено куда больше внимания. Для нас эта игра интересна прежде всего тем, что до сих пор не имеет российского издателя. В октябре по заключенному с фирмой “1С” соглашению компания Atari выпустила на американский рынок такие игры, как “Магия крови”, “Смерть шпионам” и You Are Empty. Американцам они теперь известны под именами Dawn of Magic, Death to Spies и, вы не поверите, You Are Empty соответственно. Жаль, что на Западе российские игры появляются чуть ли не через два года после домашнего релиза, отчего их конкурентоспособность, естественно, стремится к нулю. Особенно учитывая, что и на родине-то они особо не блистали. Впрочем, назвать их откровенным трешаком язык тоже не поворачивается. В конце концов, из-за бугра к нам и не такое стекает. Ну и в заключение еще несколько слов об Electronic Arts. Ее умение выжимать все соки из уже, казалось бы, сухой корки всем хорошо известно. Вселенная Command & Conquer не выглядит такой уж истощенной, но что еще можно выдать после прошлогоднего ультимативного сборника Command & Conquer: The First Decade с 12 играми в комплекте? Все очень просто! Сборник с 13 играми “на борту”! В конце ноября в США вышло Command & Conquer Saga, коллекционное издание, разжившееся одной новой игрой (как нетрудно догадаться, это Command & Conquer 3: Tiberium Wars) и потерявшее диск с дополнительными материалами. Вроде бы богатейшая подборка, а заменить The First Decade все равно не получится. Маркетинг как он есть.
Каким консолям в России жить хорошо
Наш портал целиком и полностью посвящен компьютерным играм, однако в последнее время консольные проекты столь тесно связаны с миром PC, что игнорировать их было бы просто бестактно. В России подобная связь пока малозаметна, однако держатели платформ делают все, чтобы “оцивилизировать” и нашу страну тоже. В октябре компания Sony объявила, что наряду с Европейским союзом, США и Японией продажи “урезанной” PlayStation 3 начнутся и в России. Суть “урезков” заключается в том, что такая PS3 выпускается с жестким диском всего на 40 гигабайт, и, кроме того, в ней отсутствуют 2 USB-порта из четырех, слот для карт памяти и совместимость с играми от PlayStation 2. Всю эту радость Sony согласна отдать за 15990 рублей. Спрогнозировать успех эдакой “PS3 для бедных“ довольно сложно. Слишком уж существенны “недодатки”, а разница в цене не кажется очень критичной. Но сам факт появления у покупателя хоть какого-то выбора (напомним, эру PS3 c HDD на 20 Гб Россия пропустила) не может не радовать. Корпорация Microsoft представила более серьезный аргумент в пользу своей платформы. Многие, наверное, уже и не помнят, что, по сути, никакого “лонча” Xbox 360 в России не было. Проводилась лишь так называемая пилотная программа, которая предназначалась для определения потребительского спроса и формирования дальнейшей стратегии MS на российском рынке. “Разведку”, по-видимому, посчитали успешной, и начиная с ноября на прилавках магазинов можно будет найти сразу три варианта Xbox 360: Core, (рекомендованная цена 10 999 рублей), Pro (12 999 рублей) и Elite (17 999 рублей). Весьма неплохой выбор, а широкий разброс цен, думается, позволит “Ящику” конкурировать как с Wii, так и с PlayStation 3. Ну а узнать, какими именно темпами развивается российский консольный рынок, нам позволила аналитическая компания iKS-Consulting. В своем отчете она указывает, что за прошедший год приставочный сегмент подрос ни много ни мало на 67 процентов. Это самый быстроразвивающийся сектор после казуального с его фантастическими 290 процентами роста. Так что все возрастающее внимание “платформ-холдеров” к России далеко не случайно.
Томпсон ищет друзей
Что-то давненько мы не вспоминали про любимого нашего Джека Томпсона. А ведь он времени зря не теряет. Например, в сентябре, в то время как вся Америка радовалась выходу Halo 3, Джекушка готовил обличительный иск в суд – мол, вся эта истерия вокруг игрушки есть не что иное, как нарушение общественного спокойствия, и Microsoft, вне всякого сомнения, должна понести наказание. Прекрасно понимая, что шансы на победу у него исчисляются десятой цифрой после нуля с запятой, Томпсон решил устроить диверсию. Для этого он послал своего 15-летнего сына в магазин за… За чем бы вы думали? Да, именно за этой самой Halo 3 (а у нее рейтинг, напомним, M – то есть старше 17). Забавно, что тот же самый трюк адвокат проделал немногим ранее, но уже с Bioshock. И оба раза засланный казачок возвратился домой с добычей (правда, озверевший юрист, скорее всего, тут же сжигал коробки с играми на ритуальном костре). Причем, несмотря на то, что даже в глазах незаинтересованных людей Томпсон все больше похож на социального маньяка, находятся личности, готовые встать на его сторону. Так, одним из “томпсонистов” стала доктор Сюзан Бартел, которая в ходе одной из телепередач высказала мнение, что такие вещи, как убийства, грабежи и тому подобное, благодаря популяризации игр становятся чем-то обычным и само собой разумеющимся. Пожалуй, что-то в этом есть, однако на месте Бартел мы бы все же остерегались любых ассоциаций с именем Томпсона. В его выступлениях негативной энергии порой больше, чем во всех “кровавых” играх вместе взятых.