Как же, однако, все может измениться всего лишь за месяц. В прошлый раз мы думали, чем бы заполнить огромную брешь, что зияла в графе с подзаголовком “релизы”, и что бы еще поведать про великолепный Bioshock. А сейчас уже решаем, о какой игре можно сказать короче, а какую поделку вообще оставить без внимания. Что тут можно добавить? Это осень! Никаких крупных мероприятий, кроме традиционно “консольной” Tokyo Game Show, в сентябре не проходило. Так что в этот раз игры и только игры станут главной темой нашего дайджеста.
Началось!
Самым громким релизом сентября стал, конечно же, выход World in Conflict. В успехе проекта сомневались только последние пессимисты (все-таки репутация Massive Entertainment безупречна), однако столь теплого приема не ожидали, кажется, даже сами разработчики. Интересный, богатый на события сингл, беспрецедентно динамичный мультиплеер и великолепная графика заставили критиков со всего мира в едином порыве выставить игре высочайшие баллы. В России World in Conflict приняли неоднозначно – сделать кампанию за СССР разработчики не решились, потому некоторые отечественные геймеры при упоминании игры лишь презрительно фыркали. Встречались и те, кто, начисто забыв про сингл, с превеликим удовольствием крошил американцев и европейцев в баталиях по Интернету. Да, мультиплеер, вне всякого сомнения – это главное достижение ME. Как ни крути, отличия WiC от Ground Control 2: Operation Exodus минимальны. Однако никогда еще онлайновые поединки не были столь напряженными, хорошо организованными и необычайно веселыми одновременно. Вторым в импровизированном списке “Рассказать в первую очередь” у нас идет Stranglehold. Честно говоря, до самого своего релиза игра особого впечатления не производила. И на что пошли заявленные 30 миллионов долларов, было решительно непонятно. Неужели на марку John Woo Presents? На самом деле этот вопрос остается открытым и сейчас, однако, по крайней мере, стало понятно, что деньги не пропали зря. Stranglehold получился натуральной квинтэссенцией экшена: трюки – круче, чем в Max Payne, история – закрученнее, чем в Dead to Rights, окружение – интерактивнее, чем где бы то ни было. Макс Пейн сменил имя, расу и принципы. Кажется, возвращаться к старому уже никакого смысла нет. Medal of Honor: Airborne открещивалась от собственного имени с самого анонса. Мол, я – уже не я, хватит называть меня “рельсовым” экшеном, мне вкололи сыворотку нелинейности, и скоро из меня получится чуть ли не революция в жанре. Да, все эти заявления интереса проекту добавили, спору нет. Однако, как оказалось, повышенное внимание не пошло Airborne на пользу. Не выдержав тяжести собственных амбиций, игра треснула по швам, явив всему миру свое, простите, грязное белье: полчища багов, свободу сродни воле заключенного камеры “два на два”, ни на йоту не изменившийся геймплей и не самую впечатляющую графику (и это на Unreal Engine 3!). Прыгнуть выше головы Airborne не сумела. В истории она останется лишь как еще одна интересная WW2-пострелушка. Так что попытка засчитана, но зачет не сдан. А вот Company of Heroes: Opposing Fronts ничего сверхъестественного изобразить даже не пыталась. Прямо с порога признавшись, что принесла с собой две новые стороны, пару-тройку нововведений и кое-какие изменения в графике, Opposing Fronts лихо отработала свой номер, оставив поклонников в восторге, а непосвященных в легком недоумении. И это все? Да, все – еще качественнее, еще интереснее. Relic Entertainment так делать умеет. А вот экшену Enemy Territory: Quake Wars показать что-нибудь эдакое было просто жизненно необходимо. Конкуренция с прекрасно себя чувствующей серией Battlefield, а также с Unreal Tournament 3 и Frontlines: Fuel of War в недалеком будущем как-то, знаете ли, обязывает. Скажем сразу: ничего особенного Quake Wars продемонстрировать не удалось. Придумать что-то новенькое в тесноватом жанре онлайн-шутеров и в самом деле непросто. Разделение по классам, бескрайние просторы (возможно, даже большие, чем в Battlefield 2), обилие техники ну и, собственно говоря, отличный экшен – игра качественная, игра для профессионалов, игра без “искры”… Для релиза своего детища девелоперы из Splash Damage выбрали довольно удачное время. Однако как QW сумеет выдержать его - этого самого времени – проверку, мы узнаем, наверное, не раньше чем через полгода. Также отметим отчаянно просившихся в наш список аркадную “леталку” Blazing Angels 2: Secret Missions of WWII, очередную часть “поселенческого” сериала The Settlers: Rise of an Empire и продолжение молодежного ужастика Obscure 2. Первая игра – настоящий тренажер для спинного мозга, вторая – стандартная “quadratisch-praktisch-gut”-стратегия, ну а третья – пятиминутное развлечение для скучающих по жанру survival horror геймеров.
В Россию с любовью
Честно говоря, российские издатели в последнее время нас по-настоящему радуют. Обилие локализаций, сроки выхода хоть и не идентичны западным, однако максимально приближены к ним, непрекращающиеся анонсы, коллекционные издания – все это просто замечательно, да. И, тем не менее, в их работе встречаются и далеко не такие радужные моменты. Больше других в прошедшем месяце нас огорчил считавшийся до недавних пор “отличником” “Софт Клаб”. Во-первых, он в очередной раз разочаровал игроков из провинции, доверив распространять богато укомплектованные коллекционные издания World in Conflict лишь сети “Союз” и интернет-магазину “Озон” (вспоминаем апрельский релиз Command & Conquer 3: Tiberium Wars). Во-вторых, проскочила информация, что в скором времени цены на игры, издаваемые “Софт Клабом” совместно с Electronic Arts , могут возрасти чуть ли не в полтора раза. Это пока лишь слух, но, скорее всего, подобные “сюрпризы” не за горами. Правда, в недоразумениях с ценами был замечен не один лишь “СК”. “Прокатившая” партнеров с августовским релизом Bioshock фирма “1С”, хоть, наконец, и определилась с датой российской премьеры чудо-шутера, цену на него поднять не преминула. Это, а также обещание “модераторского весла” на официальном форуме и почти менторский приказ начинать продажи строго 5 октября не добавляют очков в копилку авторитета “желтых”. Впрочем, забудем о бюрократических проволочках. Для нас ведь самое главное – это сами игры. А они, что важно, удались! Что бы про SoftClub ни говорили, а локализации в его исполнении почти всегда получаются маленькими шедеврами. Не стала исключением и World in Conflict. Отличный перевод, аутентичная озвучка и никаких проблем с серверами. Браво! Старается не отставать от “Клаба” и “Новый Диск ”. Его ключевому проекту сентября – Stranglehold – удалось почти сразу занять первое место в большинстве чартов продаж. Подарочная версия боевика с множеством вкусностей и по вполне демократичной цене (примерно столько же стоит обычная версия World in Conflict) также нашла отклик в сердцах геймеров. Кстати, несмотря на полное безразличие к “неосоюзенным” городам, обвинить SoftClub в дискриминации некоторых игровых слоев все же нельзя. В сентябре компания выпустила целый комплект бюджетных изданий игр, которые около года тому назад вызывали у геймеров обильное слюновыделение, однако не позволяли себя приобрести из-за кусачей цены. Теперь любители лицензии, качественного перевода и не режущих глаз ценников могут заполучить в свои коллекции такие игры, как “Эрагон”, Scarface: the World is Yours, “Цезарь 4” и Joint Task Force. Скорее всего, “джевелы” с ними уже сейчас можно найти в близлежайших магазинах. Ну а в октябре нам приказали ждать локализаций уже упомянутого “Биошока”, Company of Heroes: Opposing Fronts, “Neverwinter Nights 2: Маска предательства” (в девичестве - Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer), “Ведьмака” и Half-Life 2: Episode Two (как по отдельности, так и в составе The Orange Box). Кроме того, вплоть до конца августа числившийся в “оригиналках” и переведенный таки в ранг локализаций Medal of Honor: Airborne также, по всей видимости, нагрянет в октябре. Как и в августе, в сентябре отечественный геймдев явил миру немало игр собственной сборки. Правда, получились они уже не столь приятными, как в прошлом месяце. Больше других прогремела “Агрессия” от “Буки” и студии “Леста”. Забагованная, далеко не новая и тем не менее вполне приличная стратегия – на агрессивный штурм RTS-олимпа не похоже, однако коммерческие амбиции прослеживаются легко. Одиозным “Корсарам 3” слово “амбиции” знакомо с самого детства. И хотя никакой шумихи вокруг релиза продолжения “Корсары 3: Сундук мертвеца” не устраивалось, пропустить сие событие мы никак не можем. Так же как не можем пропустить выход на экраны нового отечественного блокбастера “Монгол”. Прелести фильма мы оставим, пожалуй, за кадром, а вот на особенностях игры “Монгол: Война Чингисхана” остановимся чуть поподробнее. Чуть – потому как достаточно сказать, что стратегия о кочевых племенах разрабатывалась на движке… “Блицкрига”. Да, самого первого “Блицкрига”, у которого потомков сейчас, наверное, немногим меньше, чем у того же Чингисхана. Что лошади, что танки – маркетологам все равно.
И что же дальше?
Что будем ждать после Нового года? Анонсов в столь напряженный период никто особо не делает, однако, как и везде, здесь тоже есть свои исключения. Одним из таких исключений стала компания K-D Lab, анонсировавшая “Периметр 2: Новая Земля”, сиквел своего самого известного проекта. Обещается, что сюжетная линия продолжится, а и без того неординарный геймплей обогатится новыми “фишками”. “Донором” большинства нововведений наверняка выступит Maelstrom, последняя серьезная игра в активе “К-Д ЛАБ”. Почти одновременно с релизом Company of Heroes: Opposing Fronts студия Relic Entertainment объявила о разработке третьего по счету адд-она к другой своей известной стратегии – Warhammer 40.000: Dawn of War. Вообще, после Warhammer 40.000: Dawn of War - Dark Crusade у многих возник вопрос: “Куда же дальше?”. В сериале к тому моменту прописалось ни много ни мало семь играбельных рас, стратегическая карта доказала свою состоятельность… Казалось, еще немного – и Warhammer, не выдержав, просто лопнет. Однако, несмотря ни на что, “релики” обещают в Soulstorm (так называется дополнение) две новые стороны конфликта, расширение стратегического режима до пределов целой галактики и еще много чего интересного. А дабы удержать сей колосс в равновесии, разработчики пригласили себе в помощники студию Iron Lore Entertainment, которая известна по прошлогодней Titan Quest. Не перестает нас удивлять и Ubisoft Entertainment. Кажется, издательство решило выжать из торговой марки Tom Clancy’s все соки. Вроде бы главные “добывающие” серии – Ghost Recon, Rainbow Six и Splinter Cell – и так работают как часы. Ан нет, этой весной французское издательство анонсировало первую клэнси-стратегию Tom Clancy's EndWar, а в прошедшем месяце объявила о разработке Tom Clancy's Air Combat, аркадного авиасимулятора от дядюшки Тома. Как обещается, игра в первую очередь будет ориентирована на мультиплеер, однако и любителям политиканского бреда разработчики найдут, что предложить. Интересно, на что “юбики” вздумают налепить логотип со спецназовцем в следующий раз? Тему анонсов закроем сообщением, поступившим из стен компании Aspyr Media. Американский издатель в соглашении с Activision Publishing вознамерился перенести некогда “консоль онли”-серию Guitar Hero на PC и “Маки”. Третья часть музыкального сериала под названием Guitar Hero III: Legends of Rock этой осенью выйдет на всех приставках нового поколения, а также PlayStation 2. При этом компьютерная версия игры (укомплектованная, между прочим, USB-гитарой) будет иметь целый ряд преимуществ по сравнению с консольными собратьями. Например, возможностей по скачиванию контента у PC-варианта будет очевидно больше, а количество композиций превысит 70 штук.
Онлайновая хроника
Главным онлайновым событием сентября стала отправка в печать многострадальной MMORPG Tabula Rasa. Игра, что ассоциируется в первую очередь с именем Ричарда Гэрриотта (“отца” Ultima Online), появится в американских и европейских магазинах в середине октября. Вообще, Tabula Rasa стала настоящим рекордсменом среди онлайновых игр. Ну как же – столько переносов! Игра, которая должна была выйти еще три года тому назад, постоянно доделывалась, в сотый раз исправлялась, и, как результат – релиз постоянно откладывался. Наконец-то разделавшись с долгостроем, NCsoft решила переключиться на другие платформы и в данный момент подыскивает возможность экспансии на PlayStation 3. Возможно, для этого будет создаваться совершенно новая MMORPG, возможно, портируется одна из имеющихся (Lineage, Guild Wars, City of Heroes – выбирай, не хочу). Об этом будет сообщено позже. Также отметим пристальное внимание южнокорейских девелоперов к движку CryEngine 2. В конце августа основанная выходцем из NCsoft студия XLGames для своих онлайновых нужд приобрела лицензию на продвинутый “энжин”. А 14 сентября эстафету соотечественников подхватила Reloaded Studios, заключившая соглашение с Crytek. Считавшийся некогда самым универсальным движок Unreal Engine 3, кажется, нашел себе очень достойного конкурента. С российских онлайн-просторов в прошлом месяце донеслись два значимых известия. Во-первых, студия Gaijin Entertainment и компания yuPlay анонсировали дополнение к “Адреналину 2: Час Пик”, которое целиком и полностью будет ориентировано на онлайн. YuPlay займется так называемой сетевой инфраструктурой, то есть чатами, поддержкой серверов и тому подобными делами. Ну а “гайдзины” взяли на себя ответственность сделать собственно игру. Кроме того, Gravity CIS сообщила приятную для любителей “Рагнарок Онлайн” новость. С 19 сентября в этой южнокорейской MMORPG российские игроки могут жить совершенно бесплатно. Правда, халявщики лишаются при этом некоторых полезных бонусов, которые доступны владельцам премиум-аккаунтов (по сути, это те, кто продолжают платить “абонентку”), зато о собственном кошельке можно и думать забыть. Ну и в заключение поздравим Blizzard Entertainment с присуждением “Эмми”. И хотя престижную награду получали не “близзардовцы”, а создатели мультсериала South Park, заслуга разработчиков World of Warcraft очевидна. Напомним, в конце прошлого года на американские экраны вышел очередной эпизод мультфильма под названием Make Love, Not Warcraft., который наполовину состоял из машинимы и высмеивал традиционные онлайновые стереотипы (например, образ среднестатистического геймера-“ноулайфера”). Для Comedy Cental это уже не первая награда. В первый раз “Южный Парк” завоевал “Эмми” в 2004 году благодаря эпизоду, который повествовал о божественном происхождении хендхелда PlayStation Portable.
Haloмания
Закончить дайджест хочется новостью о не совсем компьютерном событии, которое тем не менее стало знаковым для всей индустрии развлечений в целом. Имя этому событию – релиз Halo 3. Мощнейшая маркетинговая артподготовка, которую учинила Microsoft, не прошла даром. За один день Мастер Чиф и компания заработали… 170 (!) миллионов долларов. Это абсолютный рекорд. Такого результата не добивался ни один проект из мира развлечений. Даже “Человек-паук 3: Враг в отражении”, и тот в премьерный день заработал “лишь” $151 миллион. Но это не единственная победа Halo 3. Все западные критики в едином порыве, словно сойдя с ума, выставили игрушке какие-то заоблачные баллы, установив рейтинг Gamerankings.com на отметке в 94%. Что ж, владельцы PC, по всей видимости, третьего пришествия “Хало” дождутся еще не скоро. Впрочем, как показал пример Halo 2, ждать, наверное, и не нужно.