Разорвать мглу летней унылости в августе решился один лишь Bioshock. Правда, и его одного оказалось достаточно, чтобы наконец-то пробудить игровую общественность и подкинуть ей немало поводов для пересудов. На посту игровых фестивалей Е3 Media & Business Summit сменила лейпцигская Game Convention. Так что, несмотря на привычный застой, найти темы для разговора – не проблема.
Bioshock шокировал всех
Начнем мы, разумеется, с выхода одной из главных игр этого года. Релизу Bioshock уделялось столько внимания, что не оправдать его он попросту не мог. Правда, далеко не все связанные с ним новости приходили со знаком “плюс”. Некоторые геймеры, не успев еще толком ознакомиться с игрой, устремились на форумы, где наперебой рассказывали о неожиданно возникших трудностях. У многих проблемы начались еще на этапе установки. Антивирусы находили в “Биошоке” какую-то заразу, а система проверки подлинности User Account Control доводила пользователей Windows Vista до белого каления. Но даже успешно преодолевших эти ловушки игроков впереди ждали новые сюрпризы. Веселенькое сообщение “bioshock.exe has stopped working”, “квадратная” картинка на широкоформатных мониторах и, в качестве “контрольного выстрела”, отказ запускаться после двух онлайн-активаций – да такому набору любой садист обзавидуется. К чести 2K Games, ее представители регулярно выкладывали на официальном форуме все новые руководства по пляскам с бубном: от простенького “удаляйте игру только с помощью средств деинсталляции Windows” до многоступенчатых скриптов, в которые не каждый сисадмин сразу “въедет”. Справедливости ради стоит заметить, что кому-то эти советы действительно помогли. Кроме того, дабы отвлечь общественность от темной стороны “Биошока”, добрые разработчики выложили для свободного скачивания красивую книжку с артами и промо-саундтек. Те же, кому удалось с честью вынести все невзгоды, смогли во всех смыслах погрузиться в мир настоящей Игры. Игры, что без всяких скидок может считаться искусством. Кудесникам из бывшей Irrational Games удалось кисточкой великолепной DX10-графики нарисовать удивительную картину умирающего подводного мира. Страшно? Да! Атмосферно? Конечно! Интересно? Еще бы! Один из главных претендентов на титул “Игра года” стал таковым на наших глазах. “Розовые сопли”, в которых перемазались почти все западные и, что примечательно, большинство отечественных интернет-изданий, полностью оправданы. Давно нам не попадалась игра, которая была бы не только необычной, но еще и безумно увлекательной, стильной и, что немаловажно, дорогой. А Bioshock – это именно такой случай. Ответственная за выпуск “Биошока” на 1/7 части суши фирма “1C” на момент написания этих строк все еще хранит гробовое молчание. В середине месяца “эсовцы” дали своим партнерам команду – мол, ждите диски 28 августа, продавать начнете 31-го (сразу вспоминается весеннее пришествие “Сталкера”). Однако сентябрь уж на дворе, а воз и ныне там. Будем надеяться, что задержка – это не пустая трата времени, и российский релиз будет избавлен хотя бы от части вышеописанных проблем.
Большая и незаметная Games Convention
Прошедшая с 23 по 26 августа в Лейпциге Games Convention получилась на сей раз не столь громогласной. Известия о злоключениях и успехах Bioshock затмили большинство новостей, поступающих с мероприятия, а никаких мощных, пусть даже неофициальных, анонсов, вроде сиквелов Starcraft и Diablo, в этом году услышано не было. Кажется, компании собрались, установили свои стенды, показали дежурную программу и с чувством выполненного долга разъехались по домам. Впрочем, это вовсе не означает, что выставка ничем не запомнилась. Посмотреть там все же было на что. Blizzard Entertainment показывала рабочие версии World of Warcraft: Wrath of the Lich King и Starcraft 2, которые до этого уже демонстрировались на прошедшей в начале августа BlizzCon. Было очень интересно, прозвучало много вопросов, но эффекта разорвавшейся бомбы, которого удалось добиться в Южной Корее, разумеется, уже не было. Наиболее удачливым посетителям посчастливилось побродить по новым локациям World of Warcraft и опробовать мультиплеер грядущей иконы стратегического киберспорта на примере битвы протоссов с людьми. Разработчики охотно сдабривали зрелище комментариями, так что недостатка в разномастных превью в ближайшее время не предвидится. Компания Codemasters представила публике сиквел вышедшего шесть лет назад Operation Flashpoint: Cold War Crisis – Operation Flashpoint 2: Dragon Rising. Разработкой новой игры занимается внутренняя студия издательства. Что примечательно, в отличие от помешавшихся на русофобии чехов из Bohemia Interactive Studios, “кодики” не ставят во главу угла нездоровое противостояние почти идеальных American forces русским “мясникам”. Британские разработчики об американцах вообще забыли. В своем новом проекте они столкнут российские войска с многочисленной армией Китая, и какая из сторон окажется более “правильной”, предсказать довольно сложно. Ну а что же “богемцы”? На GC они показывали Armed Assault 2, в которой разгорится конфликт в вымышленной стране с незатейливым названием Черноруссия. Как говорится, маразм крепчал. По завершении выставки организаторы решили подвести традиционные итоги и назвать имена самых заметных игр Games Convention. Выбор лучшего тайтла для PC оказался непростым. С одной стороны потрясающий Crysis, с другой – бесподобный BioShock. В итоге пришли к соломонову решению: готовящийся только для PC “Крайзис” назначили лучшим в стане “персоналок”, а имеющего двойное гражданство Bioshock – соответственно, лучшим для Xbox 360. Кроме того, воодушевившись гандикапом, который подарила GC усохшая E3, организаторы принялись сравнивать результаты только что завершившейся и проходившей годом ранее выставок (об успехах прошлой GC можно, кстати, прочитать в нашем августовском обзоре за 2006 год). В этот раз мероприятие посетило порядка 185 тысячи человек (на 2 тысячи больше, чем в прошлом году, и на 52 тысячи, чем в позапрошлом). Куда более существенным видится прирост количества представленных проектов: 502 против прошлогодних 374. По результатам опроса, целых 92% посетителей выявили желание приехать в Лейпциг и на следующий год. Однако, чтобы продолжать ставить рекорды и дальше, организаторам явно требуется расширить сроки проведения мероприятия, что они, собственно говоря, и сделали. Следующая Games Convention пройдет с 18 по 24 августа.
Релизные перипетии
Bioshock в августе, конечно, вне конкуренции. Никто не смог подобраться к творению 2K Games даже близко. Впрочем, и претендентов-то особых не было. Лето, знаете ли, такой уж сезон. Отметим лишь незаметно подкравшуюся Medieval 2: Total War – Kingdoms и третий адд-он к Guild Wars – Eye of the North и закроем на этом список. Российским игрокам расстраиваться, правда, особо не из-за чего. Отечественные издатели нашли, чем заполнить традиционный августовский вакуум, выпустив как несколько игр собственного разлива, так и локализованные версии заморских хитов. Очень неплохо показал себя широко разрекламированный фентезийный варгейм “Кодекс войны”. Детище студии Ino-Co оправдало ожидания, получившись ладно скроенной TBS, игрой, что называется, с претензией, но и без лишнего пафоса. Вышедший в конце августа идейный продолжатель “Бригады Е5: Новый альянс”, 7.62 mm (с такими же “идейными” багами) и непритязательный экшен “Исход с Земли” получились не столь удачными, но вполне приятными игрушками. Локализаторская артель, в свою очередь, времени зря тоже не теряла. Во-первых, спустя два месяца после мирового релиза свет увидел Overlord, забавный симулятор сауроноподражателя. Во-вторых, хоть ролевую игру Loki и не допустили к бою с Titan Quest (весовые категории разные), все равно ее можно назвать заметным проектом. На фоне тотального RPG-безрыбья и вечно опаздывающего The Witcher даже у посредственного клона Diablo имеются все шансы стать хитом продаж. Кроме того, российская гейм-индустрия извергла из своих недр серенькую аркаду “Трансформеры”, ставшую бесплатной MMORPG “Сфера: Перерождение”, продолжателя дела Theme Hospital приятный эконом-симулятор Hospital Tycoon и очередную “великую” RTS - “Великие Битвы: Сталинград”. Не обошлось в августе и без переносов. Релиз довольно любопытного зомби-шутера Left 4 Dead сместился на начало следующего года. Зато другой горячо ожидаемый сетевой боевик Enemy Territory: Quake Wars с 99%-вероятностью появится в магазинах 28 сентября (в США – на 4 дня позже). “Замечательной” новостью порадовала геймеров Midway Games, попридержавшая, наверное, почти все свои самые ожидаемые игры: Stranglehold, BlackSite: Area 51 и The Wheelman. Хорошо, хоть Unreal Tournament 3 от осеннего призыва уклоняться пока не намерен.
Киномания
За прошедший месяц маэстро Уве Болл ничем себя не проявил, и тем удивительней тот факт, что новостей об игровых экранизациях собралось далеко не мало. Главным событием, которое заставило многие профильные издания выйти с заголовками вроде “Скоро и по “Тетрису” будет кино”, стало намерение студии CP Productions снять фильм по мотивам аркады 25-летней давности. Только представьте себе те времена. Персональные компьютеры отмечают свой первый день рождения, а игры просто поражают качеством графики и глубиной геймплея… Справедливости ради заметим, что за время своего существования игрушка с незамысловатым названием Joust подверглась огромному числу переизданий. Но, ей богу, почему все же не “Тетрис”?! Продюсеры обещают закончить киноленту к лету следующего года. Тогда-то мы и сможем оценить эту сомнительную затею по достоинству. Куда логичнее кажется экранизация Return to Castle Wolfenstein, отличного шутера шестилетней давности за авторством Gray Matter Studios и Nerve Software. Разумеется, немедленно напрашиваются параллели с Doom, который не сумел окупить даже собственный бюджет. Впрочем, думается, что при хорошем режиссере и небольшом, но все-таки достаточно емком бюджете (о “думовских” $60 миллионах нельзя, наверное, и мечтать) из “Вольфенштейна” может получиться если и не очень удачный, то хотя бы коммерчески успешный фильм. И с первым пунктом у будущего экшена пока все очень неплохо: над лентой будут работать создатели прошлогодней Silent Hill: режиссером и сценаристом станет Роджер Эйвери, а продюсером - Сэмюэль Хадида. Компанию бравому солдату Блажковичу решил составить главный герой “мясного” шутера Painkiller (второй “Спаун”?), которого голливудские мастера также решили увековечить в пленке. У них – кризис идей, у нас – здоровый интерес. Представители Blizzard на прошедшей BlizzCon поделились информацией о готовящейся киноленте по мотивам World of Warcraft. Как уже ранее сообщалось, Warner Bros. готова вложить в этот проект не менее 100 миллионов долларов. Непосредственными съемками занимается кинокомпания Legendary Pictures (“300 спартанцев” – их рук дело). Слух о том, что грядущий фильм может оказаться анимационным, был жесточайшим образом отвергнут. Так же как было отвергнуто очевидное сравнение WoW с оскароносным The Lord of the Rings. Как было заявлено, Legendary не планирует копировать “Властелина колец”, чтобы снять еще один фентезийный эпик. Ее цель – сделать суровое военное кино, в котором бы во всех красках описывалась кровопролитная война между Альянсом и Ордой, уложившись при этом в “детский” рейтинг PG-13. Главным героем фильма, что предсказуемо, станет представитель Альянса. Это будет абсолютно новый персонаж (представитель Blizzard описал его емким словом “badass”), хотя многие известные еще по стратегической серии Warcraft лица найдут себе местечко и в кино. Дабы убедиться в этом, дождемся 2009 года, когда фильм выйдет в прокат. Да, кстати, предпродакшен картины по мотивам Condemned: Criminal Origins также идет полным ходом. К примеру, определилось имя режиссера. Им стал Тарсем Синх, известный по весьма своеобразному триллеру “Клетка” с Дженнифер Лопез в главной роли. Будущий фильм получил название The Unforgettable. В нем будет рассказана история полицейского, который сперва оказывается втянут в инопланетный конфликт, а затем понимает, что и сам он не от мира сего. “Незабываемая” экранизация, по-видимому, придет к нам также не раньше 2009-го.
А деньги где?
В завершение добавим несколько слов к нашей недавней статье об экономике онлайна. На сегодняшний момент серьезные деньги в этот сектор не решится вкладывать, наверное, даже самый отчаянный венчурный инвестор. И в подтверждение этих слов один из крупнейших банков виртуальной вселенной Second Life объявил о своем банкротстве. Своим вкладчикам он задолжал порядка 750 тысяч долларов (около 200 миллионов в местной валюте). Причиной краха стало на первый взгляд обыденное событие – просто слишком много клиентов попыталось одновременно снять деньги со своих счетов. Учредители финансовой организации обещают рано или поздно рассчитаться со своими вкладчиками (Мавроди тоже обещает, ага). Мы же, тихонько хихикая, искренне радуемся, что хоть кто-то не боится вкладывать свои сбережения не пойми во что. Ибо о чем же нам в противном случае тогда пришлось бы писать?