Как бы мы ни пытались поискуснее провозгласить и без того всем известный тезис о малоурожайном летнем сезоне, от этого ровным счетом ничего не изменится. Да, июль по-прежнему беден на хорошие игры. Зато в 2007 году этот месяц у нас особенный – какая-никакая, а E3 прошла все-таки. И хотя далеко не все новости из Калифорнии приходили со знаком плюс, переродившейся выставке все равно удалось заставить говорить о себе. С нее-то мы и начнем.
Столь противоречивая E3
То, что новая E3 будет кардинально отличаться от своих прошлогодних собратьев, открытием ни для кого не стало. Об этом сообщалось еще в нашем августовском дайджесте за прошлый год. Выставка сменила вывеску с Electronic Entertainment Expo на E3 Media & Business Summit и переехала из Лос-Анджелеса в его пригород – Санта-Монику. Ехать пришлось налегке, потому киловаттные колонки, разукрашенные девицы и неоновые огни остались в Городе ангелов. На новом месте мероприятие раскидали по шести отелями и плюс к этому задействовали территории киностудии, школы и даже самолетного ангара. Разумеется, ни о каком удобстве с такой инфраструктурой не могло быть и речи. Однако приглашенным оставалось только смириться, ибо большинство желающих вообще осталось за бортом. И хотя некоторые аналитики опасались, что крупным издательствам выставка будет не интересна, на E3 все же было продемонстрировано немало интересных проектов. Многие из них были уже хорошо знакомы публике, и, тем не менее, новые подробности не помешают никогда. К примеру, один Бог знает в какой раз Epic Games подтвердила информацию о портировании Gears of War на PC. “Шестеренки войны” на “персоналках” должны выйти осенью этого года. Epic даже пообещала снабдить PC-версию несколькими новыми уровнями и редактором карт. Мелочь, а приятно. Кроме того, Monolith Productions продемонстрировала на выставке первые уровни из F.E.A.R. 2, который, по обещаниям разработчиков, станет еще брутальнее и кровавее первого “С.Т.Р.А.Х.А.”. Правда, с раскрученной маркой “монолитовцам” придется распрощаться. Как известно, права на модное имя F.E.A.R. остались за Sierra Entertainment. Но девелоперы уже нашли выход из сложившейся ситуации: организованный в начале июня конкурс на лучшее имя будущему экшену Monolith завершился в конце июля. К сожалению, о его результатах пока ничего не известно. Sierra, в свою очередь, тоже времени зря не теряет. На E3 она анонсировала F.E.A.R.: Perseus Mandate, дополнение к оригинальному F.E.A.R., которое делается по образу и подобию таких культовых адд-онов к Half-Life, как Opposing Force и Blue Shift. То есть в Perseus Mandate нас ждут не по годам умные клоны, та же самая мертвая девочка и, по-видимому, не менее эффектный “падабум” в конце. Однако наблюдать за всем этим игроки будут уже из глаз совсем другого персонажа. Свое обещание показать на E3 сразу несколько проектов из набирающей обороты франшизы S.T.A.L.K.E.R. (зря, что ли, шесть лет вкалывали?) сдержали украинцы из GSC Game World. Сдержали, правда, лишь отчасти. Кроме “Сталкера” для мобильных телефонов, на выставке был представлен лишь S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky, приквел к S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl. Разработчики обещают выпустить игру уже в начале будущего года. Столь быстрый срок в какой-то степени объясняется тем, что проект будет наполовину сшит из уже знакомых нам по оригиналу локаций (как-никак действие возьмет начало во все той же Зоне). Однако в подобную прыть GSC верится все равно с трудом. Не обошлось на E3 и без скандалов. Начнем с того, что некоторые компании вообще отказались принять участие в саммите, мотивируя это непомерными затратами (помнится, прежняя E3 “скукожилась” именно по этой причине и плохой подготовкой организаторов. Впрочем, речь идет лишь о компаниях второго, а то и третьего эшелона. Для таких монстров, как Microsoft, Electronic Arts или Ubisoft Entertainment, финансовый вопрос редко бывает главенствующим. Однако скандалы продолжились и по окончании выставки. Отдельные аналитики назвали новый формат мероприятия большим разочарованием (время выбрали неподходящее, да и внимание прессы было уже не то), а независимое издательство Gamecock сразу после закрытия саммита провело костюмированные похороны E3. Интересно, люди из компании с таким названием действительно рассчитывают на серьезное отношение к себе? Тем не менее, кажется, организаторы все-таки прислушались к многочисленным замечаниям. Уже несколько недель по Сети барражируют слухи о том, что в следующем году E3 восстановит прежний статус и пройдет уже в каком-то другом городе. Среди претендентов назывались Лас-Вегас, Сан-Франциско и Нью-Йорк.
Чем богаты, тем и рады
Вместо новых причитаний о скудности июльского “игропада” давайте лучше остановимся на тех тайтлах, которые не побоялись высунуть носы в такую жару и порадовали нас в эти летние дни. Главным релизом прошедшего месяца, безусловно, стал выход Tom Clancy's Ghost Recon: Advanced Warfighter 2. Игра оказалась не прочь похвастаться приятными нововведениями, не стыдясь при этом недостатков своего предшественника. Не стоит также забывать о заоблачной концентрации американского ура-патриотизма, которая у некоторых наших граждан может вызвать сильнейший токсикоз. Но в целом же, если не придираться, Advanced Warfighter 2 стала достойным продолжением мексиканофобской антитеррористической серии. Кроме того, в июле к нам заглянули симпатичная летная аркада Attack on Pearl Harbor, дополнение к четвертой “Цивилизации” Sid Meier's Civilization 4: Beyond the Sword, “полушароварная”, но тем не менее очень веселая игрушка I-Digger и новая итерация специфичного морского симулятора - Ship Simulator 2008. Временным затишьем не преминули воспользоваться и некоторые наши издательства. Самая заметная локализация июля – это, бесспорно, Colin McRae: DiRT от компании “Бука”. Ранее “буковцы” обещали выпустить “грязные” гонки лишь в конце сентября, однако, по всей видимости, основательно подсуетившись, смогли сделать это уже в середине лета. Их усилия не пошли даром – DiRT быстро заняла первые места в топах продаж большинства отечественных ретейлеров. Впрочем, справедливости ради заметим, что и конкурентов-то особых у нее не было. Весьма специфичный Halo 2 от “Софт Клаба ” не смог стать лидером по причине своего презрения ко всем ОС, кроме Windows Vista (“подружить” его с Windows XP можно, но не без помощи пиратских эмуляторов), неприлично высокой цены и в немалой степени из-за отсутствия малейших намеков на перевод. Ну а покрывшаяся мхом классика, вроде “Total Annihilation: Право на трон”, даже не пытается угнаться за ретивым жеребцом из конюшни Codemasters. Среди отечественных разработок в прошедшем месяце нам запомнилась “Адреналин 2: Час пик”. Революции не произошло. Несмотря на приличный бюджет (одна запись звуков и саундтрека чего стоила) и смену имиджа, игра осталась где-то на уровне “Адреналина. Экстрим-шоу”. Также отметим украинцев из Deep Shadows, которые до сих пор считают, что их “Xenus. Точка кипения ” способен на большее. Уже в который раз переработанный и заручившийся поддержкой сразу двух любительских дополнений Xenus Gold свалился на полки магазинов в начале месяца.
Переменчивый “Крайзис”, второй Far Cry и очень ушлые китайцы
Если крупные издательства и не спешат с выпуском игр (кроме разве что типичных продуктов по фильмам), то вызывать слюновыделение у геймеров у них по-прежнему выходит отменно. Чем? Да хотя бы точными датами релизов. Вот только, к сожалению, не всегда эта точность приносит положительные эмоции. Electronic Arts http://gameslife.ru/gameresources/pubgame/index_169.html на прошедшей E3 без тени сомнения назначила выход Crysis http://gameslife.ru/games/crysis.html на 14 сентября. Те, кто не поверили в столь оптимистичный прогноз, были абсолютно правы. Спустя всего пару недель выяснилось, что самый ожидаемый шутер этого года свое победоносное шествие начнет не раньше ноября. Помимо “Крайзиса”, переноса не избежал еще один заочный хит – Tom Clancy's Splinter Cell: Conviction. В этом году ждать его нет никакого смысла. Игра выйдет лишь весной 2008-го. По всей видимости, Ubisoft решила не сталкивать бородатого Фишера с героем своего другого разрекламированного стелс-экшена - Assassin's Creed. Релиз последнего, напомним, по-прежнему запланирован на ноябрь. Ну а так как главному герою Conviction теперь нередко придется теряться в толпе, Ubisoft снабдила Сэма серьезным напарником. Примерно в то же время – то есть следующей весной – “Юби” обещает выпустить Far Cry 2. Слухи о существовании второй части тропического экшена бродили уже давно. Теперь французское издательство официально скинуло завесу. Разработкой будущего хита занимается Ubisoft Montreal (в активе студии имеются первая и третья часть Splinter Cell, скоро будет пятая, кроме того, за ней числятся целых четыре вариации первого Far Cry для различных консолей). Канадские разработчики обещают не уступить детищу Crytek по части графических технологий и, учитывая имеющуюся у создателей Far Cry 2 временную фору, не исключено, что им это удастся. Кроме всего прочего, в июле было просто нельзя не заметить какую-то подозрительную активность китайских компаний. Сначала мы были удивлены известием о том, что издательство Shanda Interactive каким-то образом смогло убедить THQ и Relic Entertainment заняться многопользовательской RTS Company of Heroes Online, в которую смогут поиграть лишь жители Поднебесной. А спустя всего ничего выяснилось, что в страну драконов засобирался завсегдатай киберспортивных арен, маэстро Counter-Strike. Проект с нехитрым названием Counter-Strike Online разрабатывается исключительно для китайцев и их азиатских соседей в лице Японии, Тайваня и Южной Кореи. Если добавить к этому списку так и не вышедшую, однако предназначавшуюся также лишь для китайского рынка Heroes of Might & Magic Online , тенденция, честно говоря, настораживает. Просматривая список свежеанонсированных проектов, выделим красным вторую часть “отцовской” саги The Godfather 2, новую пародию на фильмы Джорджа Лукаса LEGO Indiana Jones: The Videogame, второй сезон интерактивного ситкома Sam & Max: Season 2 и заручившийся поддержкой технологии CryEngine 2 экшен Merchants of Brooklyn. Кроме того, мы никак не могли обойти вниманием проект, так или иначе связанный с именем Уве Болла. Вы не поверите, но теперь не герр Болл снимает фильмы по играм, а разработчики начинают творить проекты по его, с позволения сказать, картинам! Невероятно, но факт. Низкобюджетный боевичок Tunnel Rats благодаря соотечественникам Уве из Replay Studios обзаведется собственной игрой по мотивам. Так что внимательно следите за новостями. И как только дата релиза обоих Tunnels Rats станет доподлинно известна, запирайте в тот день все окна и двери. Ибо если до сего момента фильмы Уве Болла мир еще как-то переносил, то предсказать, что случится, когда у них появится подкрепление, пожалуй, не возьмется уже никто. Пока же выход игры и фильма (по идее, они должны появиться одновременно) запланирован на начало 2008 года.
Июльские сутяжники
Считается, что разнообразных конфликтов и душевных расстройств больше всего приходится на весну или осень. Позволим себе в этом усомниться. Июль – вот идеальное время для склок. За прошедший месяц случилось столько судебных разбирательств, что на две весны и три осени хватит. Больше всех не повезло держателям консолей: Microsoft и Sony. От первой некий игрок из Флориды потребовал ни много ни мало 5 миллионов долларов. Поводом послужили два поцарапанных диска, в порче которых геймер обвинил бракованную Xbox 360. Позже к этому иску присоединилось еще два владельца консолей из Калифорнии. Microsoft, в свою очередь, воздержалась от каких-либо комментариев. Правда, практически одновременно с жалобами редмондовская корпорация заявила о готовности вложить более миллиарда долларов в решение программных и аппаратных проблем своего “новопоколенного” детища и продлить на него гарантию до трех лет. У Sony же, как может показаться, проблемы куда серьезнее. Если калифорнийская компания Parallel Processing Corporation сможет выиграть у японского гиганта дело (интересно, кто-нибудь в это верит?), “соникам” придется… попрощаться с PlayStation 3. Да, сотрудники PPC нашли в своем чулане покрытый паутиной и плесенью патент (аж от 1991 года!), который, по их мнению, нарушает убер-процессор PS3 – Сell. Помимо стандартного “дайте нам денег”, Parallel Processing потребовала конфисковать и уничтожить всю продукцию, которая незаконно использует ее интеллектуальную собственность. Фильм ужасов “Охота за PlayStation 3” не за горами? Разработчиков программного обеспечения эпидемия судебных разбирательств тоже не обошла стороной. Так, иск против Epic Games выдвинула компания Silicon Knights, чей мультиплатформенный проект Too Human использует движок Unreal Engine 3. По словам представителя SN, Epic наплевательски относится к обязанностям лицензиатора: не предоставляет вовремя обещанные билды, “зажимает” технологии, которые сама же использовала в Gears of War, да и вообще, ведет себя ну очень некрасиво. Столкнувшимся с таким отношением “силиконовым рыцарям” не оставалось ничего другого, как отказаться от услуг Unreal Engine и написать свой собственный движок с нуля. Все это, разумеется, самым негативным образом отразилось на сроках выхода игры и финансовом благополучии компании. Так что теперь обиженный лицензиат готовится компенсировать все свои расходы в суде.
EA с нами!
Закончить дайджест и не упомянуть о столь знаковом для отечественной гейм-индустрии событии было бы просто нелепо. Electronic Arts, один из крупнейших мировых издателей, чье присутствие на российском рынке чувствовалось уже давно, теперь официально имеет собственное представительство в нашей стране. Торжественная часть открытия прошла в известном развлекательном центре Москвы, где собралось немало представителей отечественного геймдева, прессы (в том числе и непрофильной) и ретейла. Каких-либо громких заявлений услышано не было. Electronic Arts намерена придерживаться своей прежней политики. То есть временной разрыв между российскими и западными релизами будет постепенно сокращаться, а число полностью локализованных игр (в том числе и для консолей), наоборот, расти. Кроме того, уже сейчас для пользователей открыта горячая телефонная линия. В будущем же EA планирует сотрудничать с розничными сетями как напрямую, так и через своего давнего партнера – компанию “Софт Клаб”, привлекать к рекламным кампаниям российских “звезд”, а также развивать мобильное, консольное и некие пока еще не анонсированные направления. Думается, что к осени линия поведения EA окончательно прояснится.