Центральным событием прошедшего месяца для российской игровой индустрии стало, конечно же, проведение очередной Конференции разработчиков компьютерных игр. Как и подобает, КРИ 2007 прошла по всем правилам: стильно, качественно, профессионально. Только вот с хорошими релизами в апреле явно вышла накладка. Как-то неожиданно геймдев на целый месяц словно впал в анабиоз, и ни одного сколько-нибудь заметного проекта, кроме появившегося в самую последнюю минуту UFO: Extraterrestrials, нами замечено не было. Впрочем, чтобы публика не скучала, как всегда, свое новое представление подготовил неувядающий дядюшка Томпсон. Краткую программку его выступлений ищите в конце этого дайджеста.
КРИ 2007
Как и прежде, в этом году КРИ приютила московская гостиница "Космос". С 6 по 8 апреля огромное здание стало вторым домом для двух тысяч отечественных и зарубежных представителей игровой индустрии, а также работников прессы. По признанию многих специалистов, нынешняя конференция получилось наиболее удачной из всех, начиная с 2003 года. Главными причинами тому послужило то, что практически все посетители были, как говорится, в теме (для простых смертных в ноябре прошел "Игромир", да и ради того, чтоб просто "поглазеть", билет стоил все же дороговато), докладчики представили много по-настоящему интересных и полезных выступлений, а уровень организаторской подготовки оказался на высоте. Впрочем, для нас с вами главными все равно остаются представленные на мероприятии игры. То, что в постсоветскую игровую индустрию приходят по-настоящему большие деньги, в очередной раз продемонстрировала компания Vogster Entertainment. Во-первых, на КРИ 2007 ее представители вручили 50 тысяч долларов победителю объявленного ранее гейм-дизайнерского конкурса (призы помельче тоже прилагались). Во-вторых, "Вогстеры" впервые публично представили один из своих дебютных проектов – многообещающую MMORPG CrimeCraft . Напомним, что разрабатываемая киевским отделением компании игра использует все мощности Unreal Engine 3 и помимо PC также собирается почтить своим присутствием Xbox 360. Эффектный, почти кинематографический ролик посетителям явно понравился. Только вот саму игру пощупать так никому и не удалось – проект еще слишком сырой. Вторым громким приветом с Украины стал анонс PC-шутера Dragoon Episodes. С небезызвестным Half-Life 2: Episode One игру роднит не только название. Проект от днепропетровской конторы N-Game Studios разрабатывается на движке Source и будет скармливаться геймерам небольшими ломтиками-эпизодами. Сюжетом Dragoon Episodes напоминает кинофильм "Патруль времени", главную роль в котором сыграл Жан-Клод "меня еще помнят?" Ван Дамм. Игрокам предстоит перемещаться из одной временной эпохи в другую, чтобы помешать некой террористической организации поменять ход истории в свою пользу. Действие первого эпизода начнется в Европе 19 века. Российские компании тоже не курили в сторонке. Заявившая о себе весьма недурным симулятором дайвинга Diver: Deep Water Adventures московская студия Biart продолжила подводную тематику и представила публике свой новый проект - Underwater Wars. Игра позволит геймерам поучаствовать в операциях подводного спецназа, которые будут проходить в полном соответствии с физическими законами природы (то есть с учетом сопротивления воды и особенностями движения объектов). Сейчас, конечно, довольно сложно представить себе хоть сколько-нибудь динамичный и к тому же правдоподобный шутер под водой, но будем надеяться, что и на этот раз москвичи нас не подведут. Помимо того, компания Nival Interactive раскрыла название своего второго адд-она к Heroes of Might and Magic V. Продолжение именитой TBS-серии под названием "Повелители Орды" (на западе - Heroes of Might and Magic 5: Tribes of the East) закончит печальную историю падения королевы Изабель и выведет на героическую арену знакомого нам по Dark Messiah of Might and Magic некроманта Арантира. "Нивал" также обещает внести существенные изменения в геймплей: новая анти-магическая раса орков и альтернативные апгрейды для всех видов войск существенно разнообразят игровой процесс. Ну и плюс ко всему нас ждут, конечно же, дежурные наборы новых заклинаний, артефактов и карт.
Но и КРИ была бы не КРИ, если бы на ней собирались лишь исключительно заслуженные деятели геймдева. Как известно, на каждой конференции проходит так называемая ярмарка проектов, на которой молодые команды разработчиков могут привлечь внимание богатеньких издательств. В этом году на ярмарке было представлено девять игр. Самыми заметными из них стали, пожалуй, историческая RTS от питерской студии FixArt "Генералы" и мистическая адвенчура Sublustrum за авторством Phantomery Interactive. И если первая располагает к себе немалым сходством с Age of Empires 3 (вновь покорение Европой Америки, Российская Империя не отстает), то вторая привлекла внимание своим крайне технологичным графическим движком. Теперь судьба игр почти полностью зависит от того, насколько сильно ими заинтересовались издатели. Ну а завершилась пятая КРИ традиционной "раздачей слонов". Компетентное оценочное жюри, как всегда, состояло из представителей девелоперской артели и игрожура. В номинации "Лучшая игра" победу присудили еще не вышедшему продолжению известной стратегической серии Disciples 3: Renaissance. Лучшим экшеном был признан "Приключения капитана Блада" (забавно, что S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl даже не номинировался), лучшей стратегией - "Кодекс войны", а лучшей RPG - "Санитары подземелий ". Лучшим зарубежным проектом стала многообещающая ролевка The Witcher от польской студии CD Projekt, а самой нестандартной игрой оказался приключенческий экшен "Тургор" от создателей неоднозначной "Мор. Утопия ". Что же касается "Сталкера", но он победил лишь в номинации "Приз зрительских симпатий".
Локализаторский процесс
Главной локализацией апреля стала, конечно же, русская версия Command & Conquer 3: Tiberium Wars. "Софт Клаб" немного задержался, и игра появилась на российских прилавках только через неделю после общемировой премьеры. Но ожидание того стоило. Литературный перевод и озвучка оказались на привычном для "СК " очень высоком уровне, только вот если GDI нужно было как-то переводить и они превратились в неуклюжее ГСБ, то зачем тибериум-то "тиберием" обозвали? Впрочем, в остальном (кроме, может быть, еще не совсем убедительного Кейна) локализаторов упрекнуть не за что. Приятно и то, что игра вышла сразу в четырех комплектациях: обычном, издании NOD, издании ГСБ и Kane Edition. Только вот ассортимент этот носил скорее рекламный, чем коммерческий характер, ибо достать специальные издания за пределами Москвы было крайне проблематично. Кроме того, на языке Пушкина и Достоевского заговорила популярная MMORPG Guild Wars. Уже сейчас усилиями компании "Бука" русскую версию Guild Wars Prophecies можно найти в магазинах. А локализованные дополнения подоспеют совсем скоро. Но и на этом апрельский послужной список "Буки " не ограничивается. Компания также отличилась выпуском локализованной версии Jade Empire: Special Edition. Хоть релиз игры и запоздал, русская речь в ней, разумеется, так и не появилась (переведены только тексты). Локализовать полностью богатые диалогами игры стало для наших издательств дурным тоном. Отметим для себя также появление на российских прилавках продолжения рисованного квеста "Runaway 2: Сны Черепахи", ну очень запоздалой локализации "Dungeon Siege: Легенды Аранны", неплохого TPS "Дьявольщина", украино-французской RPG Silverfall и симулятора подводников "Silent Hunter 4: Волки Тихого океана ". Что же касается отечественных проектов, то иначе как "страшно удручающей" ситуацию с ними не назовешь. Если название "Боец СОБР" еще предполагает какой-нибудь средней руки экшен (хотя на деле, конечно же, оказывается треш-трешем), то что, спрашивается, может скрываться под кличками "Месть боксера. Московский криминалитет" или "Агенты безопасной национальности"?! В лучшем случае очередной "русский квест". С "Агентами", кстати, так оно и получилось. А вот таким играм, как "Криминалитет", функцию Uninstall нужно прописывать вместо авторана. Сей балаган хоть как-то разбавляют очередной внебрачный сын второго "Блицкрига" из серии "Великие битвы" – "Высадка в Нормандии" и довольно неплохая аркада "PROTECTOR: Космическая боевая платформа".
И пусть всегда количество анонсов равняется количеству релизов!
Как уже говорилось, на международной арене в этом апреле ничего путного замечено не было (Официально новая UFO появилась все-таки в мае). Что уж говорить, если самым заметным релизом стал выход очередного контент-пака к The Sims 2 – The Sims 2: Celebration Stuff. Мрачную картину в этот раз кое-как удалось подсластить отечественным издателям. Не так давно заключившая контракт с Atari фирма "1С" выпустила на территории Северной Америки ролевую игру Dawn of Magic, которая уже давно известна у нас под именем "Магия Крови". Кроме того, западные игроки теперь смогут опробовать Ancient Wars: Sparta и Theatre of War, знакомые нам как "Войны древности: Спарта" и "Вторая мировая" соответственно. Острую релизонедостаточность с лихвой восполнил сезонный поток интересных анонсов. Наконец подтвердились слухи, что четвертая часть популярнейшего милитари-шутера Call of Duty отступит от неизменной WW2-канвы и обзаведется более современным сеттингом. О Call of Duty 4: Modern Warfare известно пока совсем немного. С большой долей вероятности можно сказать лишь, что над проектом работает уже знакомая нам по первым двум частям CoD компания Infinity Ward, а освещаемый в игре конфликт будет происходить либо в будущем, либо в наши дни. Ватагу готовящихся к выходу дополнений пополнили сразу три тайтла. Во-первых, это адд-оны к двум лучшим WW2-RTS прошедшего года - Company of Heroes и "В тылу врага 2". Company of Heroes: Opposing Fronts порадует своих поклонников уже осенью этого года. В качестве нововведений игра принесет с собой заметно похорошевшую графику, а также две новые кампании за британцев и немцев. Что же до продолжения "В тылу врага 2: Братья по оружию", то когда она появится на свет, пока еще неизвестно. По идее, расстаться со своими кровными игроков должна заставить новая история про двух советских солдат, плюс куча мелких улучшений вроде более реалистичного звука или переделанного интерфейса. Помимо этого, первое дополнение к прошлогоднему ролевому хиту Neverwinter Nights 2 готовит Obsidian Entertainment. Как обещается, сюжетно Mask of the Betrayer, (так называется адд-он) начнется с событий, которыми заканчивался оригинал. Довольно неожиданной новостью разразилась компания Ubisoft. Французское издательство посчитало, что дружной семейке экшенов с приставкой Tom Clancy’s позарез не хватает представителя другого жанра, и анонсировало стратегический проект под названием EndWar. Tom Clancy's EndWar разрабатывается шанхайским отделением компании (именно она в ответе за вторую и четвертую части Tom Clancy's Splinter Cell) и предположительно выйдет уже в этом или начале будущего года. На что именно будет похожа новоявленная стратегия - серию Total War, Command and Conquer или, может быть, что-то другое – пока еще малопонятно. Однако уже сейчас ясно, что проект разрабатывается с явным прицелом на онлайн.
Бесперебойный автомат Томпсона
В мартовском дайджесте мы писали, что неутомимый адвокат Джек Томпсон даже и не думает об окончании своей священной войны против Take-Two Interactive, а только лишь забрасывает суды все новыми гневными исками. В апреле сие великое противостояние, наконец, прекратилось, и сторонами было подписано соглашение. Забавно, что Томпсон считает себя в данной ситуации победителем, так как ему удалось избежать наказания за свои же собственные оскорбления, выкрикнутыми им ранее в зале суда. Для издательства же неоценимыми плюсами соглашения стало то, что Томпсон теперь не имеет права вновь подавать в суд или каким-либо другим образом ограничивать работу как самой Take-Two, так и любого из ее подразделений (к примеру, той же Rockstar Games) и теперь может общаться с менеджментом компании только через адвокатов. Правда, право критиковать непонравившиеся игры и впредь, а также выступать в судебных заседаниях от чьего-либо имени Томпсон все же за собой сохранил. Пусть порадуется. Игровому комьюнити не пришлось долго гадать, какую же следующую цель изберет для себя Джекушка. Великолепным "подарком" для одиозного юриста стал расстрел 32 студентов в технологическом университете штата Виржиния, случившийся 17 апреля. Не успели родственники опознать всех жертв бойни, как Джек выступил с "сенсационным" заявлением об истинной причине случившегося. В прямом эфире телекомпании Fox News юрист заявил, что во всем снова виноваты (сюрприз!) видеоигры. Очевидно, известие о том, что у двадцатитрехлетнего Чо Сон Хуэя в комнате не было найдено признаков не то что "кровожадного" Контерстрайка, но даже каких-нибудь The Sims, Джек пропустил мимо ушей. Видимо, тоже решив погреться в лучах общественного внимания, известный в США психолог Фил Макгро поддержал позицию Томпсона и в интервью Ларри Кингу высказал мысль, что компьютерные игры и некоторые фильмы программируют детей на жестокость. По его словам, сейчас в США наблюдается "массовая передозировка насилия". Но если у психолога обращаться в суд и в мыслях не было, то для Томсона дело это привычное. Только вот на кого наброситься в этот раз? Столь любимые Джеком тайтлы, как Grand Theft Auto, Manhunt или Bully, находятся под юрисдикцией обезопасившей себя Take-Two. Недолго думая, юрист решил порыться в Интернете, где почти сразу нашел себе новых врагов. Ими стали пользователи известного блога Kotaku, которые крайне нелицеприятно высказывались в сторону одержимого адвоката. Не заставляя себя долго ждать, Джек немедленно обратился в суд с иском на компанию Gawker Media, которой и принадлежит вышеназванный сервис. Разумеется, шансы на успешный исход дела у Томпсона минимальны (такие прецеденты уже случались, и ни один из них не заканчивался в пользу истца). Но тут уж, как говорится, лишь бы внимание обратили.
PS3 и играет, и лечить помогает
Двадцатого апреля, как и планировалось, убер-приставка последнего поколения Sony PlayStation 3 добралась и до России. Рекомендованная розничная цена на консоль составила ожидаемые 21999 рублей, а стоимость игр не превысила двух тысяч. Итоги российского запуска пока подводить рано (если они вообще когда-нибудь станут известны), однако то, что Sony пристально оценивает наш рынок, сомнению подвергать не приходится. Помимо того, ради чего, собственно, и покупалась приставка, российские пользователи с ее помощью смогут почувствовать себя частью чего-то глобального и присоединиться к проекту Folding@Home. Уже более месяца объединенные в одну громадную сеть тысячи консолей обеспечивают своими мощностями трудоемкие вычислительные процессы, которые столь необходимы в науке. Правда, в скором будущем может оказаться, что мирно жужжащая в углу PS3 занимается вовсе не поиском лекарства от рака (как, возможно, думает ее владелец), а зарабатывает деньги для самой Sony. После успешного предварительного тестирования Folding@Home японская корпорация планирует поставить проект на коммерческие рельсы и продавать процессорное время сторонним компаниям.