Прошедший ноябрь стал, наверное, самым горячим месяцем уходящего года, а, возможно, и всех последних лет. Главной причиной тому стала завершившаяся в кои-то веки операция по выводу на околоигровую орбиту оставшихся next-gen платформ. И хотя приближенные к нашему любимому PC события, особенно в преддверии нового года, также, безусловно, заслуживают внимания, обойти консольную тему стороной в этот раз стало бы недопустимой ошибкой.
Кто был вчера next-gen, тот завтра станет current!
Предвосхищая масштабный американский релиз, корпорация Sony провела генеральную репетицию запуска PlayStation 3 у себя на родине. Хотела ли она тем самым проверить спрос покупателей на свою консоль? Сомнительно. К тому же жалкая цифра в 100 тысяч отгруженных на японские прилавки приставок смотрелась совсем уж не "репрезентативно". После того как неистовствующие фанаты расхватали священные коробочки в первые же часы продаж, японские ритейлеры подсчитали общее количество ушедших консолей. Всего их оказалось чуть менее 89 тысяч. Куда, спрашивается, делись остальные 11 тысяч? Погрешности в расчетах? Или же японский гигант не смог осилить даже такой, казалось бы, несерьезный тираж? В целом, позиции Sony на сегодняшний момент выглядят крайне противоречиво. Да, почти все аналитики до сих пор считают ее лидером консольного рынка. Да, появление PS3 в Америке вызвало просто невиданный ажиотаж. Но что делать, например, с сумасшедшей ценой на приставку? Шестнадцатого ноября, за день до запуска PS3 в США, инженеры из iSuppli распотрошили консоль, чтобы прикинуть, какова же ее реальная себестоимость. Оказалось, что Sony в зависимости от комплектации "прощает" покупателям от 250 до 300 долларов. Однако при цене в 500 баксов за самую дешевую приставку вряд ли у кого-то повернется язык назвать это щедростью. Помимо этого, японцы вновь что-то напутали с цифрами. Вместо 400 тысяч новеньких PS3 на американский рынок по разным данным попало лишь около 125-200 тысяч. На таком фоне имперские планы Sony по стремительному захвату США миллионной армией консолей выглядят малость комично. Говоря начистоту, за последний год у многих игровых журналистов выработались две стойкие тенденции – ругать PlayStation 3 и восхвалять Nintendo Wii. Так уж получилась, что и в продаже парочка консолей-антагонистов появились практически в один и тот же день. Спустя двое суток после американского релиза PS3 на тех же самых прилавках оказалось и детище "большой N". Свои первые шаги Wii сделала крайне уверенно – 600 тысяч приставок за 8 дней продаж. К концу же этого года Nintendo обещала распродать по всему миру около 4 миллионов чудо-консолей. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что обнаруженные в первые дни эксплуатации проблемы с Wii оказались намного серьезнее, чем неполадки PS3. У последней единственный серьезный недостаток - глюкавый режим обратной совместимости с предыдущими поколениями PlayStation. По заявлениям Sony, сей дефект легко лечится путем онлайнового обновления прошивки. Однако чем Sony лечит, тем Nintendo, как оказалось, калечит. В первые дни продаж осмелившиеся сменить программные внутренности Wii рисковали остаться наедине с пластмассовым трупом, ибо после нехитрой, в общем-то, операции некоторые консоли просто-напросто переставали работать. В большинстве случаев горе-геймеров мог спасти только сервисный центр. Что же до претензий к Nintendo со стороны игроков, умудрившихся в результате пируэтов с непривычным джойстиком вывихнуть себе некоторые части тела, то от них японская компания отмахнулась банальным "пускай тренируются". Конечный же итог всей этой свистопляски довольно прост – "некст-ген" ушел и вновь придет не скоро. Будущее поколение стало настоящим. К приставкам, которые еще недавно носили статус "current", теперь все чаще будут прилеплять прощальный ярлык "previous". А владельцам PC остается только радоваться, ибо хоть консольные эксклюзивы никуда и не денутся (а на первых порах их количество, скорее всего, даже возрастет), но зато общее качество игр AAA-класса всенепременно возрастет в разы.
Атака сиквелов 2
Зачем придумывать новые имена, когда есть масса старых? Точно так же решили и мы, беззастенчиво позаимствовав название сего раздела из предыдущего дайджеста, разве что циферку 2 в конец приписали. Впрочем, как показал ноябрь, отсутствие чисел в названии вовсе не освобождает сиквел от множества типичных "наследственных" болячек. В начале месяца состоялись релизы крайне ожидаемых продолжений культовых сериалов Tom Clancy's Splinter Cell и Need for Speed. Что примечательно, имена обеих игр были освобождены от каких-либо числительных, однако, несмотря на это, и Double Agent и Carbon оказались откровенно хуже своих прародителей. Если в первом случае проблема заключалась в порядком одряхлевшем геймплее и банально неинтересном сюжете - завязку-то придумали, а на приличный сторилайн "забили", то в новой Need for Speed ничего нового попросту не было . Друзья-стахановцы из The Creative Assembly в свою очередь поступили крайне рационально. Не выдумывая новых исторических эпох, не тревожа и без того почти идеальный геймплей, они просто сделали еще одну великолепную игру. Из других значимых ноябрьских релизов стоит отметить довольно средненькую, однако успевшую наделать немало шума (почему – чуть ниже) стратегию Left Behind: Eternal Forces, упрощенный Total War в фентезийном антураже Warhammer: Mark of Chaos и довольно неплохую "игроизацию" знаменитого романа вкупе с киноблокбастером Eragon. Кроме того, на прилавках появились интернет-продолжение одного из самых успешных варгеймов современности Massive Assault Network 2 (у нас игра более известна как Massive Assault: Сетевые войны), антитеррористический шутер The Mark и на удивление сносный рейсинг Alarm for Cobra 11: Nitro. Разумеется, в предновогодний период не обошлось и без адд-онов. Electronic Arts, которой уже, видимо, надоело сочинять новые идеи по выкачиванию денег из оголтелых симопоклонников, выпустила дополнение с совершенно неоригинальным названием The Sims 2: Happy Holiday Stuff. По сути, у Maxis получился очередной "контент-пак", призванный подарить радость беззаботным виртуальным человечкам, который, правда, продается хоть и за небольшие, но вполне себе реальные деньги. Все та же EA в ноябре установила личный рекорд, выпустив адд-он с самым длинным в своей истории названием The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth 2 The Rise of the Witch-king. По всей видимости, помимо самой игры "электроники" забесплатно предлагают нам дополнительную забаву – выучить сию "скороговорку" перед тем, как прийти в магазин. Но не одними только релизами запомнился прошедший месяц. К сожалению, за этот период случилась и парочка более неприятных событий.. Игрокам уже давно было известно, что Half-Life 2: Episode Two и Crysis в этом году ждать не стоит. Однако новость о переносе даты их выхода с 1 квартала 2007 года на более поздний срок стала довольно неприятным сюрпризом. Компанию шутерам решила составить и весьма симпатичная ролевая игра Two Worlds. Ее релиз был отложен до будущей весны.
Российские будни
На российских просторах игровая жизнь бурлила, не останавливаясь ни на секунду. Новые тайтлы появлялись в продаже чуть ли не каждый день. Начало месяца ознаменовалось выходом долгожданной, но все же до последнего момента казавшейся "темной лошадкой" RPG "Санитары Подземелий". На поверку игра оказалась очень сильным проектом – даже такие извечные русские беды, как толпы багов и корявенький интерфейс, не помешали многим геймерам получать удовольствие от целостного мира, увлекательных квестов и по-настоящему интересных диалогов, вышедших из-под пера самого ст. о/у Гоблина. Кроме этого, "1С" также порадовала игроков выпуском космосимулятора "Завтра война". Созданный на основе произведений Александра Зорича проект оказался едва ли не лучшим представителем жанра на сегодняшний день. Помимо появления сразу двух нехалтурных игр за месяц (попробуйте вспомнить, когда подобное случалось в последний раз), российские разработчики отличились и релизами множества разностатейных адд-онов. В первую очередь хочется, конечно же, отметить "Heroes of Might and Magic V: Владыки Севера". Отпраздновавшая в прошедшем месяце десятилетний юбилей Nival Interactive сумела не опуститься до уровня "три новых монстра плюс copy-pasting", как это часто случалось с ее предшественниками, а выдала на-гора продукт, к которому можно смело крепить табличку "показательный адд-он". От своих коллег решили не отставать и разработчики из екатеринбургской студии Targem. Их совместными с компанией "Бука" усилиями 23 ноября в российских магазинах появилась "Ex Machina: Меридиан 113" - продолжение, наверное, самого удачного отечественного постапокалиптического проекта. Поклонникам же "Магии Крови" девелоперы из SkyFallen Entertainment подготовили настоящий подарок, выпустив почти одновременно сразу два дополнения к игре: "Магия Крови: Время Теней" и "Магия Крови: Многопользовательское дополнение". Причем последнее распространяется совершенно бесплатно. Еще одним отечественным адд-оном стало бы больше в этом месяце, если бы студия "Леста" не решила перенести релиз "Стальные монстры: Союзники" на январь следующего года. Для локализаторской артели прошедший месяц также не прошел бесследно. Спустя несколько недель после мировых релизов на отечественном рынке появились такие признанные ролевые хиты, как Gothic 3 и Neverwinter Nights 2. Что приятно, обе игры вышли полностью пропатченными. Также в ноябре наши края посетили стратегии в реальном времени ParaWorld, War on Terror, Rise & Fall: Civilizations at War, экшены Vietcong 2 и Hidden & Dangerous 2: Sabre Squadron, градостроительный симулятор CivCity: Rome и даже великолепный сборник из четырех лучших игр Epic Games под названием Unreal Anthology, который вышел в обычной jewel-упаковке. Нельзя обойти вниманием и все более уверенные действия канадского гиганта Electronic Arts на постсоветском пространстве. Так, в конце ноября компания заключила соглашение с сервисным оператором "Нетвиль" на установку и поддержку первых в России официальных ранговых серверов мультиплеерного шутера Battlefield 2142. В дальнейшем планируется открыть целый интернет-портал, который будет целиком и полностью посвящен этому популярному боевику.
Добро и зло
Не обошлось в прошедшем месяце и без скандалов. Некоторые американские религиозные организации, включая CrossWalk America, Christian Alliance for Progress, The Center for Progressive Christianity и The Beatitudes Society, призвали всех истинно верующих геймеров не ступать на путь зла и бойкотировать продажи цифровой ереси под названием Left Behind: Eternal Forces. По мнению слуг божьих, эта RTS пропагандирует анти-христианские ценности, которые выражаются в массовых убийствах "недостаточно верующих" (по сюжету все настоящие христиане в один миг отправились на небеса). В появившейся на официальном сайте CrossWalk America петиции разработчикам настоятельно рекомендуется отозвать игру, встать на путь божий и забыть о каком-либо продолжении околорелигиозной саги. Впрочем, учитывая, что с августа 2002 года в проект было вложено порядка 27 миллионов долларов, думается, что эта просьба вряд ли будет услышана. Есть чем похвастаться и вечному защитнику видеоигр, ассоциации производителей развлекательного софта ESA (Entertainment Software Association). За прошедший месяц ею было одержано несколько крайне значимых побед. Во-первых, 29 ноября организация сумела добиться полной отмены принятого недавно в штате Луизиана закона об ограничении продаж компьютерных игр несовершеннолетним. Напомним, что с июня этого года луизианский законопроект находился в этаком подвешенном состоянии – суд хоть временно и заблокировал его действие, однако полностью все же не отменил. Теперь же ESA имеет полное право отпраздновать победу. Кстати, двумя днями ранее дружественной ESA организации EMA (Entertainment Merchants Association) удалось убедить суд штата Иллинойс в абсурдности билля, который предусматривал расклеивание предупредительных наклеек на коробках с видеоиграми. Руководствуясь старым правилом "куй железо пока горячо", ESA теперь собирается перейти в контрнаступление и потребовать у властей Луизианы возместить понесенные организацией судебные издержки. За прецедентом далеко ходить не надо – в августе этого года ассоциация уже отсудила у штата Иллинойс около 518 тысяч долларов, которые, впрочем, до сих пор так и не были выплачены. Думается, если ESA поставит дело на поток и заставит недальновидные власти отвечать за свои бредовые идеи рублем (или же, как в случае с США – долларом), яростных приверженцев безумного движения Джека Томпсона сразу станет поменьше.
Игромиг
В заключение нельзя не упомянуть об очень значимом событии в жизни отечественного игропрома, которое происходило 4-5 ноября в 57 павильоне ВВЦ. Первая российская выставка электронных развлечений, которую мог посетить любой желающий, не смогла с первого же раза избежать всевозможных несуразиц. Но попробуем абстрагироваться от эмоций и взглянуть на прошедшее мероприятие через бесстрастную призму статистики. Итак, за два дня выставку посетили около 25 тысяч человек. Для сравнения – лейпцигская Games Convention привлекла примерно в 9 раз больше народа. Всего "Игромир" почтили своим присутствием порядка 45 различных компаний, среди которых были как всем известные отечественные издатели, так и зарубежные акулы бизнеса вроде Electronic Arts. Общий же результат первого "Игромира" устроителями был признан положительным, а значит, в следующем году нам всенепременно стоит ожидать чего-то еще более внушительного, масштабного и лучше организованного.