Октябрь просто по определению не мог стать для игровой индустрии периодом мало примечательным. Начавшийся еще в сентябре “золотой” дождь спустя месяц логично перерос в легко предсказуемый град релизов. На фоне почти ежедневного выпуска горячо ожидаемых проектов все остальные, сколько угодно значимые события автоматически отходили на второй план. Потому и главной темой нашего октябрьского дайджеста станут, конечно же, недавно вышедшие игры.
Атака сиквелов
Как бы печально или, наоборот, забавно это ни звучало, но найти новые имена среди своры релизов не так уж просто. И если еще пару-тройку лет тому назад некоторым индивидам удавалось спорить о целесообразности промышленного производства сиквелов, то сегодня очередная реинкарнация популярного проекта воспринимается всеми как нечто неминуемо должное. Тем не менее, любовь фанатов не слишком часто достается сиквелу по наследству. Толпу почитателей еще заслужить нужно. Очень показателен в этом плане пример заранее обожаемой кучей народа Gothic 3. Опасения по поводу грядущего хита возникли еще во время показа демо-версии на гейм-шоу в Лейпциге, во время которого собравшиеся у огромного экрана зеваки ухахатывались на пестревшую багами игру. Волнения общественности по поводу судьбы “Готики” еще больше усилились после того, как JoWooD Productions по непонятным причинам отозвала часть уже отпечатанных дисков. Когда же официальные продажи, наконец, стартовали, выяснилось, что опасения были отнюдь не напрасны. Новая “Готика” не смогла даровать геймерам всего обещанного: многие запланированные фичи куда-то испарились, а сохранившиеся возможности были изрядно подпорчены вездесущими багами. И хотя на сегодняшний день армия поклонников игры все равно с трудом поддается подсчету, часть особо привередливых поклонников Gothic 3 все равно потеряла. Впрочем, к чести разработчиков, они не собираются бросать свой могучий, но пока еще страдающей хандрой проект в таком состоянии. Как признался на официальном форуме один из сотрудников Piranha Bytes, виновна в наличии столь многих недоработок треклятая предосенняя спешка. Все обнаруженные проблемы будут постепенно устраняться традиционным выпуском патчей. Что ж, ничего другого, кроме как надеяться на лучшее, нам не остается.
Из других долгожданных сиквелов стоит отметить выход онлайнового боевика Battlefield 2142, новых частей неразлучных соперников Pro Evolution Soccer 6 и FIFA 07, высокобюджетного стратегического проекта ANNO 1701 и многообещающего ролевого тайтла Neverwinter Nights 2. Единственный претендент на роль лучика света в мрачном царстве сиквелов - Dark Messiah of Might and Magic - тоже самобытностью не блещет. С одной стороны, конечно, оригинальная игра, но очень уж много у нее было предшественников, пусть и в других жанрах. Однако любая осень бывает богата не только и, возможно, даже не столько полноценными продолжениями. Подлинную квинтэссенцию коммерческой выгоды являют собой всевозможные адд-оны и дополнения. И с ними у прошедшего октября было все в порядке. Больше всех повезло любителям стратегий: Star Wars Empire at War: Forces of Corruption, Warhammer 40.000: Dawn of War - Dark Crusade, Age of Empires 3: The WarChiefs – все эти игры уже сейчас готовы радовать своих преданных поклонников. Любителям более размеренного менеджмента гиганты индустрии в лице Microsoft и Electronic Arts преподнесли подарки в виде Zoo Tycoon 2: Marine Mania и The Sims 2 Pets соответственно. Ну а на десерт нам достался еще один набор карт для тестирования возможностей продвинутого искусственного болванчика под названием F.E.A.R. Extraction Point. Вышеупомянутый град релизов на этом, разумеется, не заканчивается. Наступивший ноябрь обещает стать настоящей каторгой для всех рецензентов. Ознакомиться и разобраться (а не разберешься – фанаты ведь загрызут!) в кратчайшие сроки с такими играми, как Tom Clancy's Splinter Cell: Double Agent, Warhammer: Mark of Chaos, Medieval 2: Total War или Need for Speed Carbon - задача далеко не из тривиальных. Впрочем, подробнее о ней мы поговорим через месяц.
Российская действительность
Ветераны отечественного игропрома в последние месяцы года тоже редко сидят сложа руки. В подотчетный октябрь силами российских издательств на прилавки магазинов была доставлена куча заслуживающих внимания игр. От русско-украинского тандема “1C” и GSC GameWorld многие ждали масштабную фэнтезийную сагу "Герои уничтоженных империй" . Увы, результат не оправдал ожиданий. Вышедшая в конце месяца, некогда казавшаяся также весьма перспективным проектом, “Вторая Мировая” от той же “1С” и конторы TriDigital Studio вызывает крайне противоречивые чувства. Страшненькая графика вкупе с невменяемой механикой оказались способны оттолкнуть не только казуалов, на интерес которых авторы проекта и не рассчитывали, но и самых неприхотливых хардкорщиков. Еще один долгострой постсоветского геймдева You Are Empty, вышедший под занавес октября, как ни странно, заставил задуматься о целесообразности долгосрочного создания игр. Неплохой, в общем-то, экшен, выход которого должен был состояться еще в 2004 году, оказался вовсе не вылизан до последнего байта, а наоборот – засиял целым букетом самых разнотипных ляпов. Частые беспричинные “тормоза” на топовых машинах, неожиданные рандеву с рабочим столом Windows и невозможность сменить настройки клавиш по умолчанию – все слилось воедино в беспощадном античеловеческом экстазе. Видимо, так получается, что за то время, в течение которого проекты мелются в жерновах девелоперов, последние умудряются затереть результат своих многолетних трудов буквально до дыр. И впоследствии эти дыры с помощью патчей-заплаток игрокам приходится заштопывать уже самостоятельно. А вот что до отечественных локализаций, то в этой области за прошедший месяц наметились очевидные подвижки. Фирма “1С” наконец-то закончила свою почти годовую работу по переводу таких признанных шедевров, как Fable: The Lost Chapters и Quake 4, на язык Пушкина и Достоевского. Обе игры в полностью локализованном виде уже сейчас можно найти в магазинах. Не в меньшей, а скорее даже в большей степени нас порадовала компания Soft Club. Отставшие всего лишь на десяток дней от общемировых релизов FIFA 07 и Battlefield 2142 добрались до нашей страны в уже полностью русифицированном виде. Причем, если в новом “Поле боя” и переводить-то особо было нечего (Electronic Arts даже сама частично помогла нашим локализаторам), то с последней версией самого известного футбольного симулятора пришлось серьезно потрудиться – спортивных комментаторов для озвучки игры до “Софт Клаба” в России еще никто не приглашал. Сможет ли компания вернуть затраченные на локализацию средства (а следовательно – и превратятся ли подобные переводы в добрую традицию), покажет время. Наконец, последняя заслуживающая внимания новость в этом разделе - заявление “Акеллы” об ее участии в разработке третьей части скандально известного экшена Postal. Отметим, что это уже не первый случай, когда “акелловцы” тесно сотрудничают с западными девелоперами (вспомним хотя бы Pirates of the Burning Sea). Пока все работы над Postal 3 находятся в околозачаточном состоянии, а релиз запланирован на далекий 2008 год. Как обещают создатели, в игре будет присутствовать целая уйма разношерстных знаменитостей, две из которых, в дань уважения “Акелле”, “приглашены” из России. Правда, кто именно из наших соотечественников почтит своим вниманием этот асоциальный во всех смыслах проект, пока остается тайной.
Онлайновый калейдоскоп
На традиционно богатом событиями онлайновом фронте в прошедшем месяце также не обошлось без знакомых русскому уху имен. Почти российская компания Nival Interactive объявила о продаже своего онлайн-подразделения некой третьей стороне. Костяк Nival Online составят лучшие сотрудники старого коллектива “Нивала”. В планах новообразованной компании значится увеличение штата до 200 человек и создание MMORPG, которая была бы способна на равных конкурировать с такими китами жанра, как World of Warcraft или Guild Wars. А чтобы, как это часто бывает, амбиции не иссякли на полпути, инвесторы любезно “отслюнили” команде около 20 миллионов долларов. В качестве стартового капитала цифра выглядит очень даже прилично. Что же до остального мира, то здесь все обошлось без особых потрясений. В начале октября стало больше еще одной онлайновой RPG. Компания Codemasters запустила американские и европейские сервера корейского проекта Archlord. Для быстрейшей раскрутки пока еще мало популярного тайтла английская компания объявила беспрецедентный конкурс, победителем в котором станет игрок, первым получивший пресловутый титул архилорда. В качестве приза счастливчику вручат материальную (и при этом очень дорогую!) копию королевского доспеха на специально учрежденном мероприятии - “коронации”. В конце месяца корейская корпорация NCsoft, как и обещала, выпустила второе по счету дополнение к своему успешному онлайновому проекту Guild Wars. Адд-он под названием Guild Wars Nightfall уже сейчас можно найти практически во всех западных магазинах, а за появление игры в наших краях отвечает компания “Бука”. Не обошлось в октябре, конечно же, и без неприятных известий. О переносе запуска своих онлайновых проектов на более поздний срок объявили сразу две компании. И если весть о задержке The Chronicles of Spellborn вряд ли огорчила многих, то новость о сдвиге даты выхода World of Warcraft: The Burning Crusade на следующий год, очевидно, стала шоком для миллионов подписчиков. По всей видимости, в ходе начавшегося не так давно бета-тестинга первого дополнения к WoW команда Blizzard Entertainment выявила намного больше недостатков, чем ожидала. Однако, имея за пазухой многомиллионную армию обожателей, можно себе позволить и немного помедлить.
Корпоративная ярмарка
Напоследок немного отдохнем от непосредственно игровой тематики и поговорим о других важных событиях, произошедших за месяц в любимой нами индустрии. Октябрь прошел под лозунгом глобализации и консолидации. Так, в начале месяца стало известно, что легендарная некогда студия Shiny Entertainment перешла от находящейся на грани нищеты Atari к консорциуму Foundation 9 Entertainment. Последний являет собой крупнейшего независимого разработчика на территории США, который уже успел заполучить в свои ряды такие компании, как Pipeworks, The Collective, Digital Eclipse, а также некоторые другие. Правда, чем сотрудники Shiny собираются заниматься на своих новых рабочих местах, пока еще не совсем понятно. Практически в те же дни мега-корпорация Electronic Arts объявила об окончательном поглощении шведской конторы Digital Illusions CE. Как оказалось, коварных электроников интересовала только самая успешная часть DICE, расположенная в Стокгольме. Нью-йоркское подразделение “дайсов” решением EA было закрыто еще в прошлом году, а канадское - в начале октября. Таким образом, американский гигант оставил себе самое вкусное, избавившись от ненужного, по его мнению, балласта. Британское издательство Empire Interactive, испытывающее в последнее время большие финансовые трудности, также сумело найти себе богатенького дядю из-за океана. Им оказался крупный американских холдинг Silverstar Holdings Ltd, недавно прикупивший компанию Strategy First. Какие-то особо популярные тайтлы в копилке Empire найти довольно сложно (кроме разве что серии автомобильных аркад FlatOut), зато у издательства имеются собственные офисы практически во всех ключевых точках Европы: Великобритании, Германии, Франции и Испании. Возможно, именно этот факт и стал решающей причиной сделки. Еще одно, на этот раз вполне равноправное объединение завершилось буквально на днях. В последний день октября японские компании Namco и Bandai объявили о своем окончательном перерождении в качестве огромной корпорации Namco Bandai Holdings. В первоочередных планах игрового подразделения могучего консорциума значится активная экспансия на европейский рынок, который NB Games собирается захватить с помощью таких тайтлов, как Warhammer: Mark of Chaos и Hellgate: London.
Прогрессивная гибридизация
Ну а в заключение отметим еще одно, наверное, самое крупное за последнее время слияние двух “железных” компаний. Начавшаяся еще в июле процедура поглощения корпорацией AMD канадского концерна ATI была официально завершена 25 октября. Ознаменовано это событие было анонсом проекта с символическим названием Fusion (англ - слияние). Разработка представляет собой некий гибрид, состоящий из центрального процессора и интегрированного с ним графического ядра. По замыслу создателей, такое решение должно будет обеспечить лучшее отношение производительности к энергозатратам, нежели традиционные дискретные графические чипы. Обещается, что новая платформа станет отличным выбором не только для домашних систем, но также для серверов и ноутбуков. Это значит, что в 2008 году, а именно на этот срок запланирован выпуск новинки, у AMD появится еще один шанс потеснить Intel.