Мудрый дядька Конфуций еще давным-давно заметил, что нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен. Когда все вокруг меняется, нужно постоянно куда-то спешить, чтобы за чем-то успеть. И хотя древний философ вряд ли был знаком хоть с каким-то подобием компьютера (кроме разве что китайских счетных палочек), эта поговорка вполне подходит и для информационного века, в котором все мы живем. Новые технологии сменяют друг друга со все возрастающей скоростью. Сегодня некое ноу-хау считается последним шиком, а через несколько месяцев его с легкостью утопят в Лете пара-тройка убежавших вперед “сородичей”. Быть постоянно “в теме” становится очень сложно. Можно ли в подобных условиях попытаться предсказать будущее? Как ни странно – да. Но только осторожно, не заглядывая далеко за горизонт и основываясь скорее на мнениях маркетологов, нежели высоколобых научных экспертов (первые вообще редко когда ошибаются, а последние уверяли, что 4 гигабайта оперативки нам хватит еще лет на 50). Итак, постараемся предугадать, что же в ближайшем будущем может измениться в хай-тек индустрии в целом и геймдеве в частности.
Поколение Next
Самой значимой и обсуждаемой темой для всего гейм-сообщества в последние годы стала затянувшаяся смена поколений. Причем не столько само появление новых консолей, сколько пересмотр концепций, видений, да и, чего уж там говорить, – идеологий. И чья же идея одержит победу – рациональная и всеобъемлющая от Microsoft, претенциозная и максималистская от Sony, инновационная и неординарная от Nintendo, а может, и какая-нибудь другая – остается главной интригой вот уже несколько лет. Так чьи же шансы завоевать сердца геймеров, а, следовательно, и “построить” под себя игровую индустрию сейчас кажутся более предпочтительными? В начале дистанции главным претендентом на победу считалась, конечно же, Sony. Невероятные цифры, заявленные в качестве характеристик PlayStation 3, мощнейший бренд и безупречная репутация предшественницы не давали ни малейшего повода думать иначе. Xbox 360 на этом фоне выглядела эдаким младшим братом, которому никогда не суждено обогнать старшего, а Nintendo Revolution так и вовсе терялась за спинами своих фактурных конкурентов. Но ни Nintendo, ни Microsoft не были бы тем, чем они являются сегодня, если бы не умели преодолевать возникшие трудности. Контора дядюшки Билла всегда славилась отличным чувством времени. Выбросив на рынок свою next-gen консоль первой, Microsoft получила широчайшее пространство для маневра. Ее подпитываемый все новыми вышедшими тайтлами X-fighter сегодня грозно парит в небесах, готовясь сбить ненавистную PlayStation 3 еще на взлете. Nintendo же в свою очередь, устранившись от мальчишеских забав типа “у кого больше”, перевела вопрос в другую плоскость – “у кого необычнее”. Тем не менее, сегодня в одиночестве правит бал корпорация из Редмонда. Сказать, что за неполный год она сумела принести в индустрию что-либо новое, конечно, нельзя. Монополия не способствует прогрессу, да и по части инноваций Microsoft никогда в лидерах не была. Зато она всегда славилась своим умением давить на конкурентов со всех сторон. У нас есть Windows Vista? Объявим совместимость новой ОС с Xbox 360. А еще в арсенале имеется завоевывающая всю большую часть рынка Windows Mobile? Ее тоже не оставим в стороне. Навязываемый редмондоцами лозунг “Live Anywhere” по идее должен лишить покупателей даже видимости альтернативы. Возможность “погаматься” в любимую игрушку как перед экраном телевизора, так и перед монитором, а вдали от дома еще и на мобильнике (а может, даже и на портативной Xbox, вести о разработке которой, правда, до сих пор считаются слухами) при условии хранения всех результатов на едином сервере – звучит весьма притягательно. При том, что по “железным” параметрам Xbox 360 серьезно уступает консоли от Sony, задуманная Microsoft схема смотрится очень перспективно. Так что, возможно, в ближайшем будущем от любимой игры невозможно будет спастись даже на минутку. Впрочем, заработанную многолетним трудом пальму первенства Sony отдавать вовсе не собирается. Главный акцент в продвижении PlayStation 3 японский гигант делает на широко раскрученный привод Blu-ray. Ничего удивительного на самом деле в этом нет – долгожданная консоль просто обязана стать отличным трамплином в будущее для новомодного формата. Ради полноценной поддержки “голубого луча” запуск PlayStation 3 уже не раз переносили и, по всей видимости, это самое узкое (но в то же время самое важное) место в производстве японской приставки. Однако чем еще, кроме просмотра фильмов в формате HD, Blu-ray сможет порадовать обычных потребителей? Необъятный размер носителя (от 25 до 50 гигабайт) позволит компаниям выпускать единые издания своих проектов по всему миру. То есть на одном диске cможет поместиться сразу несколько локализаций, и необходимый язык можно будет выбрать так же просто, как, например, при просмотре DVD-фильма. Sony уже заявила, что она не собирается устанавливать региональные ограничения на распространение игр для PS3, как это было в случае с PS2. Кроме того, если Blu-ray станет новым мировым стандартом носителей, то, скорее всего, не избегнут подобных модификаций и грядущие PC-тайтлы. Тем не менее, в конечный успех PlayStation 3 верят далеко не все аналитики. И дело здесь даже не в бесконечных переносах запуска консоли – на самом деле это не так уж и страшно. Главная проблема PS3 – это ее себестоимость. Причина здесь кроется не столько в дороговизне комплектующих (хотя высокая цена соневской консоли уже успела вызвать бурю негодований), а скорее в неимоверной сложности архитектуры новой PlayStation. Разработка игр под платформу, управляемую процессором аж с 8 ядрами на борту, становится делом крайне тяжело окупаемым. А стремление сократить финансовые риски вынудит ведущих издателей выпускать больше кроссплатформенных проектов (четвертая часть GTA уже сейчас не считается PS-эксклюзивом), а это только на руку приверженцам PC. Хитрые японцы из Nintendo, плюнув на гонку за длинными цифрами, вовсе не отказались от гонки за длинным рублем. Менеджеры “Большой N” убедительно рассуждают, что красивая картинка это, конечно, здорово, но неужели именно этого игроки ждали от “нового поколения”? А как же новый геймлей, новые ощущения, новый, так сказать, саспенс? Имея, по сути, начинку текущего поколения, Nintendo Wii (в девичестве – Revolution) зарабатывает баллы на своем чудо-геймпаде. Оснащенный гироскопом, сенсорами, а до кучи еще и динамиком контроллер предлагает игрокам невиданный ранее уровень погружения. А самое что интересное - получить всю эту радость можно будет за почти смешную цену в 200-250 долларов. Игровое сообщество услышало призывы Nintendo: многочисленные исследования показали, что большинство потребителей если и будут выбирать, то только между Xbox 360 и PlayStation 3. А вот Wii они приобретут в любом случае. Стоимость акций Nintendo, считавшейся до недавних пор явным аутсайдером, резко пошли вверх, и о поддержке инновационной приставки (то есть, как минимум, портировании и подводки под Wii-джойстик своих топовых тайтлов) заявили почти все главные мировые издатели, включая Midway, Electronic Arts и Ubisoft. Японцы в очередной раз доказали, что размер не всегда имеет значение. Особняком в гонке вооружений нового поколения стоят мобильные платформы. Особо интересной борьбы здесь не намечается – Sony PSP идет примерно вровень с Nintendo DS, и незначительное преимущество любой стороны в ближайшее время вряд ли что-либо изменит. Растормошить позиционное противостояние сможет разве что вмешательство третьего игрока. Однако Nokia вряд ли снова захочет участвовать в дорогостоящей и к тому же весьма рискованной гонке мобильных консолей, а Microsoft, несмотря на подходящий момент, еще ни разу официально не обмолвилась о создании мобильного ящика Х. Впрочем, зарабатывать деньги можно и без собственной мобильной платформы и даже без отчислений за пользование оной. Сегодня игровая приставка есть в кармане у большинства граждан любой более-менее развитой страны. Речь, разумеется, идет о сотовых телефонах. Растущий в геометрической прогрессии рынок мобильных развлечений заставляет многих разработчиков открывать собственные mobile-отделы. Далеко ходить не нужно – за последнее время мобильные подразделения открыли такие российские разработчики, как “Акелла”, GFI, Nival Interactive и Nikita. Производители других мини-девайсов тоже прекрасно понимают перспективность рынка “казуальных” проектов. Так, к примеру, Apple новые модели iPod-ов, помимо чисто мультимедийных “фич”, планирует наделить также богатыми игровыми возможностями. Если сегодня владельцы украшенных покусанным яблоком jukebox-ов могут довольствоваться лишь встроенными однокопеечными поделками, то совсем скоро новые игрушки для этих плееров можно будет покупать и загружать через Интернет. Цена на них, как ожидается, будет колебаться в районе 5 долларов. Видимо, следующими по списку должны идти фотокамеры, часы, диктофоны и флеш-накопители.
Одна голова хорошо…
На давно уже развивающемся экстенсивным путем рынке игрового железа наметились качественные подвижки. В первую очередь это относится к организованной с подачи Nintendo “управленческой” революции. Очевидно, что дизайнерам игровых контроллеров давно была нужна встряска. Однако насколько подобная встряска нужна самим игрокам, мы узнаем только после ноябрьских запусков Wii и PlayStation 3. Но как бы ни отреагировали геймеры, идея джойстиков, отслеживающих не только нажатие кнопок, но и положение контроллера в пространстве, в любом случае имеет право на существование. И это подтверждает несколько фактов. Во-первых, на прошедшей в этом году E3 Sony громогласно объявила о встроенном в третье поколение Dual Shock гироскопе, который будет отслеживать уровень наклона геймпада. Разумеется, все сразу же стали коситься в сторону первооткрывателей из Nintendo. Последние, впрочем, не отказали себе в удовольствии обвинить Sony в плагиате. Еще одной возможной причиной для популярности сенсорных джойстиков может стать их универсальность. Недавно компания Ubisoft объявила, что к коробке с эксклюзивными для Wii гонками GT Pro Series будет прилагаться разработанный специально для этой игры руль. Причем цена всего комплекта от этого вряд ли сильно изменится, так как прилагаемый девайс является всего лишь пластмассовой насадкой для стандартного Wii-контроллера. Чувствуете пространство для фантазии? Дополнительные штурвалы для пилотирования самолетов, всамделишные лайтсэйберы для игр по Star Wars, клюшки для гольфа, а, может, даже и для хоккея. Причем за вполне разумные деньги. Разумеется, эксперименты с фиксацией перемещений в пространстве проводились и ранее, а джойстики с гироскопом существовали еще во времена первой PlayStation. Однако все подобные устройства создавались в небольших количествах и исключительно для энтузиастов. Возведение же технологии в ранг стандарта заставит разработчиков использовать их потенциал на полную катушку. Что касается рабочих лошадок любой игровой системы - центрального процессора и видеокарты - то ближайшие годы, несомненно, пройдут под лозунгом “даешь народу многоядерность!”. Экономически выгодная и при этом очень эффективная идея размещения нескольких ядер на одном кристалле пришлась по душе широкой общественности. И хотя сейчас сложно представить себе настольный компьютер с процессором, в котором бы пахало более двух ядер, очевидно, в недалеком будущем количество задействованных вычислительных центров станет таким же важным признаком (и в не малой степени – психологическим фактором) производительности, как тактовая частота или кэш-память. За бортом прогресса не хотят оставаться и ведущие производители видеокарт. Недавно представленная nVidia Годзилла о двух сердцах и гигабайтном брюхе GeForce 7950 GX2 предвосхитила новый этап в гонке видео-вооружений. Не оставляют разработчики аппаратного обеспечения и попыток оставить CPU не у дел, облепив того кучей “помощников”. Придуманная Ageia Technologies идея по переносу части выполняемых процессором функций (в ее случае – расчете физики) на отдельное устройство оказалась весьма заразительной. Израильская компания AIseek анонсировала разработку ускорителя искусственного интеллекта. По мнению ее специалистов, центральному процессору сегодня уже сложно справляться со всей нагрузкой, возлагаемой на него современными играми, и такие специфические задачи, как pathfinding, анализ окружающей обстановки и тому подобные, должны обрабатываться отдельным чипом. Стоит заметить, что идея отдельного AI-акселератора кажется еще сомнительнее, чем в свое время выглядела задумка PhysX от Ageia. Если для воссоздания достоверной физики и в самом деле нужны трудоемкие расчеты, то для хорошего искусственного интеллекта в большинстве случаев требуются лишь прямые руки программистов. Очевидно одно - технологии “для энтузиастов” находят всю большую поддержку среди пользователей. Не исключено, что в ближайшие годы мы увидим появление новых амбициозных компаний, которые будут предлагать собственные решения по улучшению гейминга. Впрочем, “старички” вроде nVidia, ATI и Intel тоже наверняка найдут, чем нас порадовать.
Завтрашний геймер в разрезе
Мир “железа” и технологий всегда был неразрывно связан с миром искусства, одним из видов которого вполне можно считать и игры. Сегодняшняя война платформ и новые тенденции на рынке PC-комплектующих, несомненно, влияют на развитие геймдева в целом. Так, например, существует мнение, что “благодаря” постоянно возрастающей стоимости разработки издатели станут делать ставку лишь на самые проверенные тайтлы. А это значит - засилье сиквелов, снижение общего количества игр и дальнейшее вытеснение малопопулярных жанров вроде симуляторов и квестов. Последнее обусловлено тем, что издателям станет просто невыгодно выпускать нишевые проекты, которые захотят купить лишь обладатели PC. Но и не все так грустно. По крайней мере, уродливые порты с консолей постепенно должны отойти в прошлое. Из “нежелезных” факторов, которые определяют жанровую политику компаний, стоит отметить все более высокий процент казуалов среди геймеров. Популяризация видеоигр обернулась неприятностями для “хардкорщиков”. Человек, играющий 3-4 часа в неделю, вряд ли будет заморачиваться с глобальной стратегией или разбираться в настройках авиа-симулятора. Скорее он сыграет пару матчей в какой-нибудь FIFA, пробежит уровень в Call of Duty или в поисках общения полезет в онлайн. И таких геймеров, по подсчетам экспертов, уже около половины. По прогнозам аналитиков, в будущем издатели будут делать акцент на игры класса “sit-and-play”, то есть простые в освоении, не имеющие четкой сюжетной линии и довольно легкие в прохождении. Большинство MMORPG при должной доработке, кстати, будут отлично подходить под все отмеченные признаки (плюс - бонус в виде общения). Потому ничего удивительного в том, что онлайновый сектор растет, как на дрожжах, нет. Все те же аналитики обещают, что к 2011 году доля MMO-проектов возрастет чуть ли не вдвое. Попытаемся составить портрет среднестатистического геймера недалекого будущего. Как утверждают в своих отчетах такие авторитетные аналитические агентства, как NPD Group и Parks Associates игрок этот год от года потихоньку стареет, “опопсевает” и превращается в женщину. Да, слабая половина человечества составляет все большую долю от общего числа геймеров. Правда здесь стоит учитывать тот факт, что играют девушки, как правило, в исключительно казуальные игры типа тетриса на мобильнике или “Косынки” на офисном компьютере. Зато просиживают они за этим делом намного больше, чем некоторые мужчины тратят на какую-нибудь стратегию или RPG. Все вышесказанное, кстати, вполне можно отнести и к российской действительности. Доля игроков женского пола постепенно приближается к мужскому, в своих предпочтениях наши геймеры становятся куда неприхотливее (отсюда и заполнение магазинов стеллажами с отечественными проектами класса “trash-and-cash”), а средний возраст пользователей постепенно растет. Из всего вышесказанного сделаем простые выводы: сегмент казуальных забав и процент треш-проектов будет неуклонно расти, жанровый разброс еще больше сместится в сторону экшенов, RPG и MMO-развлечений, а любителям “хардкора” останется только потуже затянуть пояса.
Интересные времена
В заключение вернемся к тому, с чего начинали. Конфуций никому не советовал жить в эпоху перемен. И хотя мы все прекрасно понимаем, что он имел в виду вовсе не стремительную поступь прогресса, существование в мире постоянно меняющихся стандартов – тоже далеко не сахар. Однако все тот же великий философ назвал эпоху перемен временем крайне интересным. И с этим тоже сложно не согласиться. Постоянная гонка привносит новые цели и увлечения в жизнь каждого современного человека, в том числе и в любимую всеми нами жизнь геймера.
Автор: Vladimir 08-10-2006
686 Прочтений • [Играть в эпоху перемен] [30.05.2012] [Комментариев: 0]