"Унылая пора, очей…" – нет, этими строчками решительно нельзя описывать осень. Неужели хотя бы один бывалый геймер сезон дождей, пронизывающего ветра и гниющих на дорогах листьев сможет обозвать "унылым"? Осень – это, прежде всего, громкие релизы, новые хиты и долгожданные продолжения. Потому, несмотря на обилие других событий, не связанных с выпуском новых тайтлов, начнем мы все же с самого главного.
Золотая пора
Чтобы разгрузить напряженный предпраздничный марафон, многие издатели стараются выпустить часть проектов в первые дни сентября. Однако большинство разработчиков к тому моменту только лишь успевают закончить свою работу. А как известно, многострадальный путь к прилавкам магазинов для любого проекта заканчивается финишной прямой на штамповочном заводе. Этот этап справедливо можно назвать самым скучным, однако бывают и исключения. Так, 12 сентября команда Piranha Bytes с радостью отрапортовала о полной готовности Gothic 3 и об отправке этой долгожданной RPG "на золото". А всего через неделю проект был спешно отозван из печати. Фанаты уже были готовы хвататься за валидол, но педантичные немцы спустя несколько дней быстренько оформили третьей "Готике" новый "золотой пропуск". Какого "жучка" удалось обнаружить разработчикам, до сих пор остается тайной. Но очевидно, что паразит оказался воистину громадных размеров. Иначе стала бы JoWooD Productions идти на огромные траты, прекрасно помня о таком волшебном слове, как "патч"? Интересно, что, несмотря на все перипетии, Piranha Bytes уже успела обмолвиться и о первом "готическом" адд-оне. Всем бы такую уверенность.
Приятной новостью для поклонников сетевых баталий стало известие о присвоении "золотого" статуса очередному онлайновому шутеру из серии Battlefield. Правда, статус этот получился довольно условным. По пути к заводу игру поджидает команда, ответственная за качество продукта. Так что, возможно, повествующей о великом противостоянии коалиций Европы и Азии Battlefield 2142 будет дан от ворот поворот. Впрочем, думается, Electronic Arts в любом случае сможет выпустить новую итерацию "Поля Боя" до начала следующего года. Тем же, кто не удосужился подготовить к сентябрю хоть один бронебойный сиквел, остается довольствоваться хоть адд-онами. Впрочем, когда речь идет о Microsoft, слово "довольствоваться" не очень уместно. В сентябре американский гигант отправил в печать очередную насадку для своего неутомимого комбайна по сбору денег Zoo Tycoon 2. Дополнение под названием Zoo Tycoon 2: Marine Mania добавит в игру пару десятков морских животных, несколько малюсеньких улучшений и, как водится, лишь самую каплю новизны. Кроме того, Microsoft объявила о скором выходе The WarChiefs - первого адд-она к популярной стратегии Age of Empires 3. Морские котики и коренные американцы пойдут на штурм прилавков магазинов в середине октября. Из остальных "золотых" свершений хочется выделить возвращение на большую сцену неугомонной парочки Сэма и Макса, а также порядком подзабытого правителя древности - великого Цезаря. Примечательно, что, несмотря на почтенный возраст сериалов, за разработку Sam & Max и Caesar отвечают все те же люди. Парни из Telltale Games когда-то рисовали приключения друзей-товарищей в составе знаменитой LucasArts, а команда Tilted Mill в свое время возводила города, работая под флагом известной Impressions. К слову, на момент публикации этих строк Caesar IV уже должен появиться в магазинах.
Выставки, конференции…
Смена формата E3 принесла оживление в стан организаторов игровых выставок по всему миру. На смену лейпцигской правопреемнице американского карнавала в сентябре пришел азиатский конкурент под названием Tokyo Game Show. По завершении мероприятия устроители объявили, что игровое шоу в этом году посетили почти 193 тысячи человек. Это хоть и не намного, но все же больше аналогичного показателя августовской Leipzig Games Convention. Размах японского представления с каждым годом и впрямь становится все более титаническим. Однако для приверженцев PC-религии выставка уже давно потеряла всякий практический смысл. В стране, явившей миру десятки разнообразнейших консолей, компьютер уже практически никто не воспринимает в качестве платформы для игр. А потому отсутствие PC-тайтлов в списке самых перспективных проектов выставки вряд ли может вызвать удивление. Помимо того, что упрощение E3 развязало руки своим некогда прямым конкурентам, ориентированным на "показуху" (токийское мероприятие ведь так и называется - шоу), устранение основного "глянца" всей индустрии вносит поправки и в довольно серьезные игровые конференции. Организаторы главного "невыставочного" мероприятия в современном геймдеве Game Developer Conference объявили о расширении отводимых под конференцию площадей почти вдвое. Внимание разработчиков и прессы ко всяким рода игровым фестивалям сейчас высоко, как никогда. Так что подобный шаг в полной мере можно назвать оправданным. Российская индустрия тоже не осталась в стороне от общемировых тенденций. Устроители проходящего в ноябре гейм-шоу "ИгроМир" заявили о наращивании своих выставочных площадей: под нужды компаний-участников будет отдан дополнительный второй этаж одного из просторных павильонов ВВЦ. Таким образом, "ИгроМир" пройдет на территории, превышающей размеры футбольного поля.
Онлайн по-русски
Готовить ежемесячный обзор игровой индустрии, обходя стороной рынок MMO-развлечений, с каждым разом становится все сложнее и сложнее. Не получится это у нас и сегодня. Да и как можно обделить вниманием онлайновый сектор, если почти все связанные с ним новости сентября приходили не откуда-нибудь издалека, а с территории нашей с вами родины? В начале сентября компания "Акелла" с гордостью сообщила о коммерческом запуске русской версии всемирно известной MMORPG EverQuest II. Сколько сил и средств понадобилось для обучения строптивой иностранки Великому и Могучему, одной лишь "Акелле" известно. Однако очевидно, что за прошедший год была проделана самая масштабная локализация в истории России. Ведь далеко не в каждой игре содержится более 130 часов живой речи. Что примечательно, окупать расходы (а они наверняка были огромными) "Акелла" собирается не за счет огромной стоимости коробки, а, что гораздо приятнее, всеобъемлющей популяризацией проекта. Купить русскую EverQuest II и продлить прописку в виртуальной вселенной теперь можно за цену еще меньшую, чем в остальном цивилизованном мире. Примерно одновременно с выходом русифицированной EverQuest II на свет появился еще один весьма перспективный отечественный онлайн-проект. Наверное, самое популярное российское реалити-шоу последних лет "Дом-2" обзавелось виртуальным воплощением. Недавно открывший свои двери "Дом-3" приглашает всех изголодавшихся по общению личностей. Несмотря на то, что никаких монстров в новом "Доме" убивать не придется, игра наделена практически всеми признаками современной MMORPG. Здесь также придется набирать экспу (обозванную для стилистики "социальным статусом"), прикупать новые шмотки и исследовать мир виртуального мегаполиса. Разработчики полагают, что, как и в реальной жизни, от внешности и "прикида" персонажа будет зависеть внимание к его персоне со стороны противоположного пола. Очень может быть. Однако практика показывает, что к подобным социальным экспериментам публика относится довольно прохладно (вспомним провалившуюся The Sims Online и не самую известную Second Life). Но, как и локализация EverQuest II, появление в России проекта класса "Дом-3" - явление, безусловно, знаковое. Оно реально отражает, насколько же далеко мы смогли продвинуться в освоении онлайна. А подвижки есть - и немалые. Интернациональная компания Vogster Entertainment с главным штабом в США и двумя студиями на Украине и в Москве объявила о лицензировании для своих нужд популярной ныне технологии Unreal Engine 3. Кроссплатформенному движку будет поручено расцветить всеми цветами радуги, по всей видимости, крайне амбициозный MMO-проект Crimecraft. Тем не менее, никаких подробностей, кроме стандартного "все у нас будет в ажуре – вы только дождитесь", разработчики не предоставили. В любом случае можем отметить для себя 26 сентября, как первый случай приобретения движка уровня Unreal на постсоветском пространстве. Назревающий бум на отечественном рынке онлайн-развлечений поддержала московская компания Sibilant Interactive. Ее инновационная разработка W.E.L.L. online, как и полагается, должна полностью перевернуть представления пользователей об онлайновых играх. Что интересно, о проекте стало известно в середине августа, детали были обнародованы лишь в сентябре, а запустить игру Sibilant планирует уже в конце этого или в начале следующего года. Не слишком ли стремительно для MMORPG? Видимо, онлайновая эйфория не дает здраво мыслить всем российским разработчикам. Из зарубежных онлайн-событий сентября стоит, наверное, выделить появление двенадцатого дополнения для неувядающей старушки EverQuest. Ее графика не выдерживает никаких сравнений даже с Diablo II, а она, поди ж ты, все еще на коне, и ее сиквел вот уже два года собирает под свои знамена все новых поклонников! Дополнение EverQuest: The Serpent's Spine, как водится, ничего по-настоящему нового в игру не привносит, однако, несомненно, сможет доставить чуток радости преданным почетному ветерану фанатам.
Охота продолжается
Прошедший сентябрь смог, к сожалению, пополнить ведомую нами копилку анти-игровых устремлений. Начнем с очередного кровавого "массакра", который приключился на североамериканском континенте. Многие, в том числе и российские, новостные агентства не обошли вниманием бойню, которую устроил 25-летний продавец 13 сентября в канадском Монреале. Вооружившись целым арсеналом, отморозок устроил пальбу в одном из местных колледжей (почему учебные заведения в качестве тира выбирают даже те, кто в них не учатся?!), в результате чего было ранено около 20 человек, один из которых впоследствии скончался в больнице. Как выяснилось, застрелившийся под конец киллер был заядлым геймером и любил "погонять" в игры, далекие от идеалов The Sims. Одним из самых обожаемых развлечений убийцы являлась Super Columbine Massacre RPG!, которая дает возможность воспроизвести события еще более громкой школьной бойни семилетней давности (об этом проекте мы довольно подробно рассказывали во второй статье из цикла "Они виновны!"). В списке маньяка, помимо прочих, также фигурировали такие тайтлы, как Grand Theft Auto, Manhunt, 25 to Life и Postal. Еще один аргумент в пользу теории Джека Томпсона? Вполне возможно. Неутомимый адвокат в прошедшем месяце времени даром не терял. Его сентябрьской мишенью уже в который раз стала парочка Sony Computer Entertainment и Take-Two Interactive. Обвинялась, как нетрудно догадаться, одна из игр серии Grand Theft Auto. Адвокаты осужденного за тройное убийство подростка по старой привычке стараются выгородить подзащитного, свалив всю вину на разработчиков. Во главе штурмующих сил, как всегда, восседает неугомонный Томпсон. Предугадать исход дела не составит большого труда. Американское правосудие в ближайшее время вряд ли одуреет настолько, что выпустит малолетнего маньяка на свободу, предоставив взамен возможность созерцать небо в клеточку всему штату издателей и разработчиков GTA. Но рвение, с которым одержимые правозащитники стараются уложить геймдев на лопатки, вызывает некоторую настороженность. Очередным поводом для беспокойств может стать принятый 15 сентября закон, который предусматривает проведение специальных исследований, выявляющих, как же современное медийное пространство (в том числе и видеоигры) влияют на психику и общее здоровье детей. Главными инициаторами проекта под кодовым названием CAMRA (Children and Media Research Advancement) стали хорошо знакомые игровой общественности сенаторы Хиллари Клинтон и Джо Либерман. Исследования будет проводиться Центром контроля заболеваний совместно с Национальной академией наук. Хочется верить, что результаты изучений окажутся объективными, и Либерман на пару с Клинтон не станут "помогать" исследователям писать отчет.
И все-таки игры помогают
Завершить сегодняшний дайджест хочется на мажорной ноте. Потому есть смысл поведать о немного комичном, но все же вполне реальном случае, когда компьютерная игра по-настоящему помогла всему обществу. Канадским полицейским удалось вычислить и задержать угонщика автомобилей по вытатуированной на его спине надписи "Grand Theft Auto". Перед очередной попыткой угона злоумышленник попался на глаза бдительным полицейским. Неизвестно, каким образом стражи правопорядка сумели разглядеть татуировку на спине рецидивиста, однако, заподозрив неладное и проследовав за преступником, они поймали его как раз на месте преступления. Разумеется, при определенной фантазии эту ситуацию можно повернуть в совсем иное русло – мол, а не подался ли задержанный в автоугонщики как раз после игры в пресловутую GTA? И если бы случай произошел в США, Джек Томпсон со своими адептами наверняка бы так и поступили. Мы же, в свою очередь, поместим этот эпизод на чашу весов, предназначенную для добрых дел, совершенных при помощи компьютерных развлечений.