После засушливого июля игровая индустрия вновь обретает былую свежесть: новые анонсы, громкие покупки, крупные соглашения и очередные скандалы. Как и ожидалось, объемы новостных колонок в последние недели росли обратно пропорционально количеству дней, остававшихся до открытия Leipzig Games Convention 2006. В дни же самого Лейпцигского марафона не всякий опытный геймер смог бы выдержать мощную лавину поставляемой разработчиками и издателями информации. Впрочем, ограничивать наш августовский экскурс обзором одной лишь “Европейской E3” мы, разумеется, не станем.
Прощай, E3
Начало месяца ознаменовалось весьма неприятным событием. Слухи о реорганизации американской Electronic Entertainment Expo, появившиеся во всемирной паутине в конце июля, полностью подтвердились. Известная своими декорациями, размахом и непомерным пафосом выставка завершила существование. Название E3 осталось, но мероприятие, которой пройдет под этой вывеской в будущем году, вряд ли хоть чем-то будет напоминать тот прежний разноцветный игровой карнавал. Многие спросят, кому же это красочное представление, видеорепортажи с которого традиционно получались самыми яркими, а сенсационные анонсы издательств казались еще более сенсационными, могло помешать? Как ни странно, самим же издателям. Год от года расходы на выставку угрожающе росли. Любой уважающей себя компании хотелось иметь не формальное представительство, а огромный презентационный комплекс, способный затмить площадки конкурентов. И сколько на это тратилось денег, объяснять, думается, не нужно. Теперь формат выставки станет более чем скромным. Вместо 60000 человек, пришедших на E3 в этом году, в 2007 на нее попадут не более 5000. Разумеется, посетить выставку смогут далеко не все желающие, а только разработчики, пресса и представители издательств. Проходить она будет в июле (а не в мае, как раньше). И к тому же не в громадном Лос-Анджелесском Convention Center, а, скорее всего, в каком-нибудь отеле поскромнее. Что ж, крупнейшие издатели должны остаться довольны такой экономией. На волне переосмысления ценности масштабных игровых фестивалей от идеи проведения у себя подобного мероприятия отказалась и Великобритания. Спустя пару недель после известий об изменении формата E3 организаторы Games Market Europe решили отменить выставку, открытие которой намечалось на сентябрь. Такое решение, к слову, оставило англичан вообще без какой-либо значимой игровой конференции на 2006 год.
Лейпциг – город откровений
Ну да не будем больше о грустном. Перейдем лучше к главному событию этого месяца. Двадцать четвертого августа на саксонской земле открылась уже ставшая традиционной выставка Leipzig Games Convention 2006. Так как в свете вышеописанных событий многие уже считают Лейпциг правопреемником Лос-Анджелеса, внимание к мероприятию было максимальным. Выше других на GC 2006 удалось прыгнуть Blizzard Entertainment. Журналисты, пытавшиеся выудить из главного операционного директора компании Пола Сэмса хоть какие-то подробности о World of Warcraft: The Burning Crusade, неожиданно для самих себя получили на руки пригоршню воистину сенсационных фактов. Оказывается, “Метелица” работает над сиквелами сразу двух своих культовых тайтлов – Starcraft и Diablo. То, что продолжения этих и сегодня очень популярных игр рано или поздно появятся, знали, разумеется, все. Но вот когда об этом объявит сама Blizzard, догадаться было попросту невозможно. Впрочем, поняв какой удачный “материал” попал к ним в руки, журналисты воспользовались случаем и осыпали незадачливого Пола градом вопросов на самые разные темы. Так, в ходе допроса с пристрастием из Сэмса удалось вытащить информацию об уже почти забытом StarCraft: Ghost. Оказывается, не так давно в офис Blizzard с весьма заманчивым предложением наведались послы из Microsoft. Как нетрудно догадаться, предметом обсуждения стал возможный выход недавно замороженного “Призрака” на самой передовой ОС Windows Vista и на не менее прогрессивной консоли Xbox 360. Сотрудники Blizzard встречей остались довольны, однако господин Сэмс утверждает, что никаких решений пока принято не было. Так что поклонникам PC остается лишь надеяться на способность редмондской корпорации добиться портирования изначально разработанного исключительно для консолей StarCraft: Ghost. Сэмс также поделился новой информацией о готовящемся киноблокбастере по мотивам вселенной Warcraft. Blizzard до сих пор не удалось найти достойных кандидатов на должности сценариста и режиссера, однако, как выяснилось, работы в этом направлении неустанно ведутся. Щепетильность в данном вопросе вполне объяснима – бюджет фильма может зашкалить за 100 миллионов долларов. Что и говорить, а такие деньги незабвенному герру Боллу и во сне бы не привиделись. Канадский гигант Electronic Arts таких громогласных анонсов, как Blizzard, на Games Convention не сделал. И тем удивительнее тот факт, что одно единственное заявление “электроников” вызвало общественный резонанс вполне сопоставимый с новостями о разработке Starcraft 2 и Diablo 3 вместе взятых. В Command & Conquer вернулся Кейн, и этим все сказано. Фанаты легендарной серии уже сейчас готовы простить еще не вышедшей Tiberium Wars и весьма незатейливый геймплей, и не самую современную графику, доставшуюся в наследство от C&C Generals, но отсутствие “настоящего” видео без мега-злодея Кейна они не простили бы точно. Как Electronic Arts удалось убедить уже давно не работающего в компании Джо Кукана вновь облачиться в форму братства – сие тайна великая есть. Ясно лишь одно: майское расплывчатое “мы бы, конечно, хотели вновь увидеть у нас Джо” сменилось на августовское безапелляционное “Кейн снова жив!”. Из не столь ярких, но тем не менее весьма приятных для отдельных геймеров сообщений, радированных из Лейпцига, хочется отметить две новости. Во-первых, это анонс четвертой части симулятора нелегкой службы подводников Silent Hunter 4. В новой части, релиз которой намечен на весну будущего года, игрокам предложат вжиться в роль командира американской субмарины. Второй анонс мог бы порадовать фанатов тактических симуляторов. Но после безумно “спинномозговой” Tom Clancy's Rainbow Six: Lockdown сегодня мало кто решится упоминать в разговорах о “Радуге” хоть какие-то слова с корнем “сим”. Впрочем, стоит порадоваться хотя бы тому, что мировую столицу азарта можно будет лицезреть и на экранах мониторов. Да, теперь с полной уверенностью можно утверждать, что Tom Clancy's Rainbow Six: Vegas появится и на PC. Однако, смакуя радостные новости, не будем забывать и о грустных. Весьма серьезным потрясением для поклонников всем-известного-человека-с-монтировкой стало известие о переносе релиза второго эпизода приключений молчаливого профессора на первый квартал следующего года. Как, рождество без Фримана? Определенно. Релиз Half-Life 2: Episode Two уже отодвигали на 2007 год, однако через некоторое время вновь возвращали назад. На этот раз, видимо, решение окончательное и обжалованию не подлежит. В завершении темы Лейпцига хочется привести информацию, опубликованную организаторами по окончании выставки. На этот раз мероприятие посетили 183 тысячи человек, что на 50 тысяч больше чем в прошлом. При этом 89 процентов зрителей отозвались о выставке положительно и планируют посетить ее и в следующем году. Какие тут еще нужны аргументы?
Нереальный движок…
Если бы у нас существовала номинация “движок месяца”, то в августе в ней бы непременно победила Epic Games со своим Unreal Engine 3. Ни монструозная API-конструкция от id Software, ни “смерть всем видюхам” от Crytek не удосуживались и толики того внимания, которое уделялось детищу “эпиков” в последнее время. Даже Electronic Arts и та не удержалась от приобретения лицензии на популярный ныне набор графических алгоритмов. И хотя во время заключения сделки целевые тайтлы не разглашались, через пару дней EA все же назвала две игры, внутри которых будет биться “нереальное” программное сердечко. Первым счастливчиком оказалась Medal of Honor Airborne, очередная итерация популярного шутера в интерьерах Второй мировой войны. Как известно, игра собирается конкурировать с Call of Duty 3 на приставках нового поколения, так что мощный кроссплатформенный “мотор” ей будет очень кстати. Вторым проектом EA с Unreal Engine под капотом стал Dead Space, еще один FPS, о котором, правда, почти ничего неизвестно. Думается, такая компания как Electronic Arts после приобретения лицензии вряд ли станет ограничиваться всего лишь двумя тайтлами. Так что подождем новых анонсов. Молодая команда разработчиков из Cheyenne Mountain не захотела оставаться в стороне и в конце августа тоже прикупила себе кусочек нереального. Unreal Engine третьей версии будет использоваться в Stargate Worlds, многопользовательской онлайновой RPG с весьма непростым прошлым (когда-то она была шутером и называлась Stargate SG-1:The Alliance. Стоит отметить, что правом на использование Unreal Engine 3 сегодня владеют такие компании как Atari, Bioware, Vivendi, Namco, Microsoft. Не так давно для своих онлайновых нужд его лицензировала и Sony. Несомненно, в руках мастеров из Sony Online Entertainment мощнейшая технология послужит японскому гиганту во благо. Впрочем, конкуренты не дремлют. Третьего августа ее величество Microsoft объявила, что крайне перспективный экшен Gears of War от все той же Epic появится на Xbox 360 12 ноября этого года - то есть всего за пять дней до официального запуска PlayStation 3. Дядюшка Билли не раз грозился преподнести “подарочек” конкурентам в виде третьей части Halo за пару дней до релиза PS3. Как оказалось, в его рукаве припасено немало и других козырей. Будем надеяться, что Microsoft не станет зацикливаться на одних лишь консольных войнах, и нам не придется ждать Gears of War на PC так же долго как Halo 2.
…и реальный двигатель прогресса
Ни для кого не секрет, что реклама стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. И уж тем более известно это игровым издательствам. Практически каждое из них сейчас стремится заключить со специализированными агентствами контракт на демонстрацию преимуществ различных товаров и услуг в в своих играх. Мировой объем рынка компьютерной рекламы в 2005 году составил около 250 миллионов долларов, что, согласитесь, не шутки. Неудивительно, что в мае этого года Microsoft приобрела первопроходца в этой области, компанию Massive Inc. Виртуальная пропаганда развивается бешенными темпами: сначала в игры попадали лишь картинки с известными брендами, затем зазвучали рекламные зазывалки, а сейчас многие из нас имеют шанс “насладиться” и соответствующего содержания видеороликами. Следующий этап – третье измерение. Именно это в начале августа заявили представители агентства Double Fusion. Понятно, в условиях нарастающей конкуренции все ищут новые решения, но, спрашивается, что же 3D-реклама будет из себя представлять? Скорее всего, Double Fusion планирует предоставлять модели знаменитых личностей в качестве аватар для какой-нибудь MMORPG или, скажем, застроить будущий SimCity точными копиями существующих в реальности магазинов. Такая методика будет использована, например, в готовящемся гангстерском экшене Scarface: The World Is Yours геймерам часто будут попадаться игровые автоматы с маркировкой фирмы Bodog.com. Так что, если подумать (а еще лучше – посчитать возможную выручку), то вариантов море! Для воплощения своих планов Double Fusion первого августа заключила соглашение с компанией Vykarian, которая, как нетрудно догадаться, специализируется на 3D-арте. Еще один весьма любопытный контракт был подписан 23 августа. Израильская компания Exent Technologies обязалась наполнить рекламным контентом практически все проекты, выходящие под началом издательства Enlight Software. Самое интересное, что броскими слоганами можно, заполнить и уже давно вышедшие игры – такие как Restaurant Empire, Zoo Empire, Joan of Arc или Capitalism 2. Причем осуществить эту задачу можно и без переиздания упомянутых тайтлов или какого-либо вмешательства в их исходный код. Думается, представители обеих компаний немного лукавят, но идея засорения рекламной мишурой уже находящиеся в продаже игры вызывает как минимум любопытство. Очевидно, западный product placement выходит на новый уровень. Но и отечественные маркетологи тоже не сидят сложа руки. Единственное в России агентство, которое занимается рекламой в компьютерных играх, Enter Media в рамках проходящей в ноябре выставки “Игромир” учредила специальную премию Russian Enter Media Awards. Победители будут определяться по итогам голосования, проводимого среди всех посетителей “Игромира”. Планируются номинации: “Лучшая реклама в отечественной игре”, “Лучшая реклама в локализации”, Лучшая реклама в онлайн-игре”, “Лучшая advergame России (мобильная, онлайн и PC)”. И хотя по последним подсчетам доля отечественной виртуальной рекламы в общемировом котле игрового адвертайзинга составляет меньше, чем полпроцента, оживление в этой области, как говорится, на лицо. Правда, о пользе распространения внутриигровой рекламы для рядовых геймеров пока следует говорить с осторожностью.
Подстава для пирата
Завершить наш августовский обзор хочется рассказом о весьма интересном способе борьбы с пиратством, который недавно предложили разработчики проекта Darwinia, Introversion Software. Идея одновременно проста и оригинальна: перед официальным релизом разработчики создают особую версию игры, которая выглядит, как настоящая, возможно, изначально даже ведет себя, как настоящая, однако, по сути, неработоспособна. Затем под видом хакеров-добродетелей авторы выкладывают полученный дистрибутив на радость всех владельцев “мулов”, “ослов” и прочих непарнокопытных тварей. Разработчики небезосновательно полагают, что большинство пойманных на удочку геймеров после безуспешных попыток нормально поиграть все равно поплетутся в магазин за лицензией, проклиная при этом всех криворуких флибустьеров на свете. Что ж, способ и впрямь необычный. Только таким оружием на анти-пиратском фронте будут, скорее всего, пользоваться лишь небольшие группы разработчиков-энтузиастов, радеющие за свои бюджетные поделки. Впрочем, кто знает. Вдруг маститые акулы современного геймдева тоже захотят опробовать диверсионные методы на практике? В таком случае нам остается только посочувствовать всем любителям поиграть на халяву.