Продолжаем наш путеводитель по shareware-играм. Тема этой статьи - простой, но интересный и поэтому наиболее распространенный вид логических аркад, в которых нужно складывать вместе три и более одинаковых объектов. Обычно эту разновидность так и называют – игры типа "сложи три" (по-английски "match three games").
Одним из первых проектов подобного рода была Diamond Mine. Его прямым потомком можно считать Bejeweled, вслед за которой появилась и Bejeweled 2. Последняя по праву считается классикой жанра, несмотря на обилие клонов. Так что рассмотрим основные принципы геймплея на ее примере.
Имеется игровое поле, поделенное на клетки, в каждой по алмазику. Игра идет в походовом режиме, за ход можно передвинуть одну фигурку так, чтобы получился ряд из трех и более алмазов одного цвета, после чего они исчезают. Место исчезнувших одноцветок тут же занимают их соседи сверху, и на поле добавляется новая партия алмазов. Процесс повторяется до тех пор, пока игрок не наберет количесто очков, необходимое для перехода на следующий уровень. Для пущего интереса имеются бонусы: они взрывают близлежащие алмазы или удаляют с поля фигурки определенного цвета. Игра идет на время или до тех пор, пока есть возможность хода. Существует и режим паззлов - фигуры расставлены определенным образом, причем кроме алмазов имеются и булыжники, которые при собирании в ряд не исчезают (их нужно взрывать), и бомбы с таймером (срабатывают по истечении определенного количества ходов), и другие интересные объекты. Ходы совершаются как обычно, но фигуры не восстанавливаются. Как несложно догадаться, цель здесь – очистить поле до того, как исчезнут варианты хода. Игра, несмотря на свой престарелый возраст, неполохо смотрится и сейчас: графика для логической аркады более чем приличная, а геймплей, несмотря на кажущуюся простоту прекрасно сбалансирован.
А что же конкуренты? Их, естественно, много, каждый в меру своих способностей пытается привнести в игропроцесс что-то свое. Правда, дело это тяжелое и не каждому под силу. Но есть еще люди, способные интересно переосмыслить каноны жанра. Это, например, разработчики из компании Алавар, придумавшие игру "Волшебные пузыри". Действие происходит высоко в небе, а игровыми фигурами выступают разноцветные пузыри. Как всегда, мы делаем ходы, собирая шарики в ряд по три и более. Но некоторые из них помечены кружком, это значит, что злой колдун заключил в них души невинных людей. Если такую фигурку убрать с поля, то пленник освободится. Чтобы пройти уровень, надо спасти несколько душ за определенное время. Но на этом особенности игры не кончаются. Множество разнообразных бонусов позволяют взрывать близлежащие фигуры, дают несколько дополнительных секунд на прохождение уровня, освобождают все души на экране и так далее. Даются все эти плюшки за составление комбинаций из четырех и более шариков или за повторное сбивание пузырей одного цвета. По ходу игры начисляются специальные очки, за которые можно улучшить имеющиеся бонусы или приобрести новые. Купить все и сразу не получится, так что придется выбирать именно то, что больше подходит к вашему стилю игры.
Еще одну интересную реализацию классической идеи предлагает сборник мини-игр Troppix. Во включенной в его состав вариации на тему "сложи три" поле разбито не на клетки, а на гексы, т.е. шестиугольники, а в качестве фигур выступают тропические фрукты. Некоторые гексы – волшебные. Они с каждым ходом замораживают фрукты вокруг себя. Те покрываются коркой льда, что делает их недоступными для игрока, и передают мороз уже своим соседям. Разморозить фрукты можно, сделав ход рядом с ними.
В поджанре игр "сложи три" есть, как сказали бы академики, субподжанры. Например, игры, в которых при удалении фигур клетки меняют цвет. Основная задача игрока в таком случае – перекрасить все поле. Наиболее интересным представителем этой "субкультуры" можно назвать 7 Wonders of Ancient World. Как правило, в таких играх поле не квадратное, а прямоугольное. А на более сложных уровнях – и вовсе замысловатой формы, с кучей узких мест, где трудно подобрать ходы для перекрашивания клеток. Но в рассматриваемой игре предусмотрены бонусы, облегчающие сей нелегкий труд. С их помощью можно закрасить сразу весь ряд по горизонтали или вертикали или удалить фигуры из нескольких случайно выбранных клеток. Игра радует не только геймплеем, но и прочими деталями: от уровня к уровню мы наблюдаем, как строятся семь чудес света: пирамиды, статуя Зевса и т. д. Процесс сопровождается кое-какой исторической информацией, да и графика – вполне на уровне.
Как уже отмечалось, игровой процесс в "семи чудесах" на порядок сложнее, чем в Bejeweled, потому и клонировать подобные игры непросто. Более-менее интересной попыткой можно назвать Big Kahuma Reef. Правда, тут дело не в геймплее. Игра идет на время, бонусов ужасно мало, а фигуры восстанавливаются довольно медленно. По задумке авторов, это должно побудить игрока тщательно продумывать каждый ход, но, как правило, все сводится к тупому перебору комбинаций, особенно в узких и труднодоступных частях поля. Спасает игру лишь дизайн и графика: действие происходит под водой, а перекрашивая клетки, мы освобождаем из неволи рыбок и прочих морских обитателей. После прохождения уровня можно любоваться их неспешным плаванием, а потом – и вовсе сделать подводные пейзажи скринсейвером.
До сих пор мы говорили о разновидностях типа "сложи три", где надо перемещать отдельные объекты. Но есть вариации, в которых двигается сразу весь ряд фигур. Цель все та же: собрать три фишки одного цвета, но добиться этого труднее. Своеобразная классика здесь - Chuzzle. Кроме красочной графики и ритмичного саундтрека, в ней отлично реализована визуализация комбо-ходов: снятие с поля четырех и более пушистиков сопровождается фееричными звуковыми и анимационными эффектами. Кроме того, за комбо-ходы начисляется больше очков, чем за обычные. В целом, несмотря на простецкое оформление, игровой процесс хорошо сбалансирован и долго не надоедает. Плюсом этого проекта можно считать и столь нелюбимый клонерами режим головоломок.
Любители воспользоваться чужими идеями, конечно же, стараются как могут, но в последнее время все чаще нас разочаровывают. Причем не только отсутствием режима паззлов и оригинальных идей в геймплее, но и откровенной сыростью своих продуктов. Так, например, забавных пушистиков из Chuzzle решили потеснить создатели некой забавы под названием Fairies. Но ничего-то у них и не вышло. Графика неплохая, особенно для любителей сказок и фэнтэзи, но похоже, что больше ни на что сил разработчиков не хватило. Дополнительные режимы, такие как, например игра без ограничения по времени, выглядят неплохо, но вот заглавная Story Mode – просто ужасна. Задача здесь – за определенный промежуток времени набрать определенное количество очков. Комбо-ходы, которые так здорово реализованы в Chuzzle, здесь не впечатляют графически и не дают значительного прироста очков. Можно проявлять чудеса сообразительности, освобождая цветастых фей из баночек, но толку от этого будет не очень много. С таким же успехом можно сбивать по три фигуры за раз и не париться. Правда, есть бонусы. По задумке авторов, они и должны разнообразить геймплей... Но этого не происходит. Поощрения игроку выдаются случайным образом, а частота их появления никак не зависит от того, сколько фей освободил игрок за предыдущий ход. Стоит еще отметить, что время на прохождение уровня дается не очень большое а подсказки отсутствуют как класс. Если вы вдруг растерялись и знаете, как действовать дальше – игра даже не подумает вам помочь. Да, есть бонус, который делает ход за игрока, но он настолько редок, что его в рассчет можно не брать. Так что малейшая заминка повлечет за собой немедленный геймовер. А он здесь именно немедленный: как только отстучала последняя секунда, экран темнеет и вас бесцеремонно выбрасывают в главное меню.
Кроме классики и трэша на рынке есть много крепких середнячков, таких как Barnyard Invasion, которые могут понравиться определенной аудитории. Здесь вам дается возможность помочь инопланетянам воровать животных с фермы. Звук и графика весьма атмосферны, но геймплей больше трех баллов не заслуживает. Есть игровое поле в виде фермы с несчастными животными и есть мы, способные перемещать их стройные ряды. Только луч летающий тарелки поднимает на борт скотинку лишь в том случае, если в ряд стоят четыре и более представителей одного вида. Понятно, что выстроить зверюшек таким образом за один ход довольно трудно, поэтому предусмотрена возможность ходить "вхолостую". Главное – в отведенное время украсть нужное количество зверюшек. Свобода передвижения дает волю фантазии: можно потратить несколько ходов, чтобы одним махом очистить чуть ли не весь экран. А чтобы служба медом не казалась, разработчики придумали кучу всяких неприятностей: по полю разбросаны домики, которые "прячут" зверюшку, чтоб нельзя было ее сложить в ряд с другими. Иногда животные носят железные шапочки, которые также препятствуют спионериванию фермерского добра. Затем появятся объекты, затрудняющие передвижение, вроде пачек сена. Но, как ни парадоксально это звучит, все это разнообразие очень однообразно. Картинки разные, а суть одна: этот квадрат заблокирован. Просто со временем таких препятствий становится все больше, а избавиться от них – все труднее. Но в целом игра не так безнадежна и заставляет задуматься над решением некоторых задачек. Именно за этот элемент стратегии мы и не стали причислять Barnyard Invasion к числу трэшевых поделок.
Конечно, в одной короткой статье нельзя перечислить всех представителей логических аркад типа "сложи три", но мы к этому и не стремились. Мы рассмотрели основы геймплея, отметили несколько выдающихся игр и указали на трэш, который лучше не трогать. Надеемся, вы узнали много нового и интересного, и до встречи на страницах "Путеводителя по шароваркам"!